Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа по истории № 1

  • Цели и задачи изучения темы

  • Сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.

  • Этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы)

  • Развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр) Просвещение.

  • Художественная культура.

  • Сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской

  • Итоги культурного развития страны

  • Контрольная по истории. История. Культура России в xix в


    Скачать 33.88 Kb.
    НазваниеКультура России в xix в
    АнкорКонтрольная по истории
    Дата30.10.2021
    Размер33.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория.docx
    ТипКонтрольная работа
    #259683

    Министерство науки и высшего образования российской федерации

    ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

    Институт заочного и очно-заочного отделения

    Контрольная работа по истории № 1

    на тему: «Культура России в XIX в.»

    Выполнил:

    Екатеринбург

    2019

    Введение

    В истории культуры России XIX век занимает особое место. Это век взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии.

    Цели и задачи изучения темы: Изучить культуру российского общества XIX в., выделить этапы в ее развитии, показать ее связь с внутренней политикой государства, определить место и значение русской культуры в мировой культуре, объяснить понятие «золотой век русской культуры», найти элементы европеизации в отечественной культуре.

    План:

    1. Сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?;

    2. Этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы);

    3. Развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр);

    4. Сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

    5. Итоги культурного развития страны;

    Сохранялась ли в культуре России XIX в. преемственность с культурой XVIII в.?

    Каждый период в истории культуры связан с предшествующим временем и в нем возникают качественно новые явления. В этом и состоит одна из закономерностей историко-культурного процесса — преемственность культуры как основы формирования культурного наследия.

    На общественное сознание первого десятилетия XIX в. продолжали оказывать влияние идеи просветительства. Сохранялось понимание просвещения как силы, способной излечивать многие социальные язвы и преобразовывать жизнь1.

    В конце XVIII столетия усилилась связь художественной культуры с идейными исканиями, начался процесс формирования национальных школ в живописи, музыке, архитектуре, а также современного русского литературного языка.
    Этапы в развитии культуры XIX в.: основные тенденции развития русской культуры в первой половине XIX в.; русская культура в эпоху великих перемен (1850 –1890-е годы)

    Первая половина XIX в. — время возникновения революционной идеологии как направления общественной мысли. Ее развитие ускоряло процесс идейного размежевания, способствовало росту и укреплению демократических элементов в национальной культуре.

    Изменения в культурном облике российского общества находили выражение во многих сферах жизни. Расширение градостроительства, ансамблевая застройка — вот характерные черты благоустройства и изменения внешнего облика города. В 20-е гг. XIX в. Создаются великолепные ансамбли в Петербурге, Москве, оформляются центральные площади Москвы и Петербурга — Театральная, Красная, Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.

    Среди факторов, влияющих на развитие культуры, были и такие, которые задерживали это развитие: крепостничество, политика самодержавия, религия и церковь. Для предреформенной экономики в целом характерен низкий уровень технического оснащения производства, преобладание ручного труда в промышленности, слабое развитие агрокультуры, рутинное состояние сельскохозяйственной техники. Однако в материальной культуре, которая отражает степень выработки навыков, методов познания и преобразования природы человеком, появляются новые элементы, свидетельствующие о развитии производительных сил. Это развитие шло преимущественно на капиталистической основе и находило выражение в дальнейшем процессе общественного разделения труда, в хозяйственной специализации районов, в переходе от ручного труда к машинной технике.

    Вторая половина XIX в. отмечена высокими достижениями научной мысли, русской художественной литературы и изобразительного искусства. В этот период развертывается деятельность русских просветителей-демократов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, художников передвижников, композиторов «Могучей кучки» и П.И. Чайковского. Русские революционные просветители и ученые, писатели и поэты, художники, зодчие, музыканты и артисты внесли огромный вклад в отечественную и мировую культуру.

    Общественный демократический подъем периода революционной ситуации и первых лет после крепостного права внес много важных изменений в общественно-культурную жизнь России. С ним связана и демократизация культуры, которая является принципиально новой чертой культуры нового времени вообще. Если в эпоху средневековья духовное освобождение и прогресс в культуре шли по линии освобождения личности от духовной диктатуры церкви, то при капитализме общественно-культурный прогресс выражался в демократизации культуры, т.е. в расширении круга тех, кто создавал культурные ценности, и их потребителей.

    Первые важные успехи в демократизации культуры относятся еще к 40-м гг. XIX в. (начало формирования разночинной интеллигенции, возникновение революционного демократизма). В пореформенную эпоху этот процесс получил дальнейшее развитие.
    Развитие различных сфер русской культуры в XIX в. (просвещение, наука, художественная литература, изобразительное искусство, архитектура, театр)

    Просвещение. Степень распространения просвещения в значительной степени определяет культурный уровень общества.

    В первой половине XIX в. в развитии просвещения были достигнуты известные успехи. Промышленность нуждалась в технически грамотных специалистах, растущий государственный аппарат — в образованных чиновниках. В 1809 г. был издан указ об образовательном цензе для чиновников. Все это заставляло правительство принимать меры, способствующие развитию в стране образования при сохранении принципа сословности.

    Наука. Социально-экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали научную и техническую мысль. Рост торгового земледелия и освоение новых земель на юге и юго-востоке страны способствовали развитию агрономии и почвоведения. Расширение внешних экономических связей обусловило развитие географических исследований. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1803 г. Ю.Ф. Лисянский и И.Ф. Крузенштерн совершили первое кругосветное плавание. В 1820 г. русская научная экспедиция М.П. Лазарева и Ф.Ф. Беллинсгаузена открыла новый материк — Антарктиду. Русские ученые исследовали острова Тихого океана, Аляску, нижнее течение Амура, острова Ледовитого океана.

    Художественная культура. Общая линия развития художественной культуры в первой половине XIX в. была обусловлена усиливающейся связью с общественной жизнью и идейной борьбой. Для всей художественной культуры были характерны быстрая смена направлений по сравнению с предшествующим периодом, общее движение от романтизма к реализму. Рост национального самосознания определял углубленный интерес к человеческой личности, к человеку из народа.

    Новое понимание роли народных масс в преобразованиях, внесенное в общественное сознание революционными демократами, нашло отражение в одной из важных проблем формирующейся национальной культуры — в развитии понятия народности.

    Вершина в развитии исторической русской живописи — творчество В И. Сурикова. Художника интересовали периоды социально-политических перемен в отечественной истории, проявление народной борьбы против феодального гнета. Суриков внес в историческую живопись новый смысл, сумел связать историю с современностью. Его трактовка исторических тем была тесно связана с новыми представлениями об историческом процессе и месте в нем народных масс.

    Достижения в скульптуре в этот период связаны с именами М.М. Антокольского, A.M. Опекушина и М.О. Микешина. Воспитанный на общественных идеях 60-х гг., близко знавший Стасова, Репина, Крамского, Антокольский по своим эстетическим воззрениям был близок к «передвижникам». Для его творчества характерен интерес к историческим, морально-философским сюжетам («Иван Грозный», «Нестор-летописец». «Умирающий Сократ» и др.).

    Сохранила ли русская культура самобытный характер или стала европейской?

    В развитии русской культуры XIX в. выделяли две линии:

    Одна - культурно-самобытная, которая сосредоточила свое основное внимание на национальной русской культуре - применительно к истории отечественной культуры, истории русской общественной мысли, психическому складу русского этноса, национальному русского народа и т.д. Данная специфика получила в разное время различное, но вместе с тем и сходное наименование: «русское просвещение» (И. Киреевский), «русская мысль» (А. Хомяков), «русское воззрение» (К. Аксаков), «русский ум» (Ап. Григорьев), «русский народный дух» (Вл. Соловьев), «русская идея» (В. Соловьев, Н. Бердяев), «русское мировоззрение» (С. Франк) и т. п. Русская идея, ставшая основой славянофильства, имела особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX в.

    Другая линия в развитии русской культуры - радикально-модернистская, «революционно-освободительная» - связана с «западничеством», выражавшим идею включенности России в европейскую цивилизацию. Основные представители: П.Я. Чаадаев, П.В. Анненков, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский, А. И. Герцен и др.

    Итоги культурного развития страны

    Подводя итог, можно сказать, что процесс становления дворянской и буржуазной культуры в России совпал с напряженными поисками европейской интеллигенцией места чело­века в изменяющемся мире. Втягивание России в круг европейских интересов заставляло деятелей культуры искать свой ответ на сложнейшие проблемы духовной и социальной жизни. Русская культура испытывала на себе влияние как политических, так и общественных потрясений. Однако она гораздо меньше, чем другие сферы общественной жизни, непосредственно зависела от диктата царского самодержавия. Не случайно, что именно русская культура стала почти единственной офици­альной сферой, которая показывала всем гражданам страны то, чем мог­ла бы стать Россия, если бы она развивалась по демократическому пути. Великие достижения в науке, му­зыке, литературе и искусстве сделали Россию в XIX в. неотъемлемой частью мировой культуры.

    Задания

    1. Соотнесите между собой фамилии представителей культуры и науки XIX в. и область их деятельности:

    1. В.О. Ключевский,

    С.М. Соловьев;

    2. Н.Н. Миклухо-Маклай,

    Н.М. Пржевальский;

    3. Л.Н. Толстой, А.П. Чехов;

    4. А.Г. Столетов, А.С. Попов;

    5. И.И. Левитан,

    И.К. Айвазовский;

    6. М.П. Мусоргский,

    А.П. Бородин

    а) географические исследования;

    б) технические изобретения;

    в) литература;

    г) исторические исследования;

    д) изобразительное искусство;

    е) музыка

    2.Соотнесите между собой фамилии художников и название картины.

    1. И.Е. Репин

    2. В.И. Суриков

    3. А.К. Саврасов

    4. В.Г. Перов

    а) «Грачи прилетели»;

    б) «Тройка»;

    в) «Бурлаки на Волге»;

    г) «Утро стрелецкой казни»

    3. Отметьте композиторов, входивших в «Могучую кучку»:

    а) М.А. Балакирев,

    б) М.П. Мусоргский,

    в) Н.А. Римский-Корсаков,

    г) М.И. Глинка,

    д) А.П. Бородин,

    е) А.А. Алябьев.

    4. На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные достижения, связанные с деятельностью известных представителей культуры XIX в.:


    Исторический деятель

    Род деятельности

    Основные результаты

    деятельности

    П.Я. Чаадаев


    Н.М. Карамзин
    И.О. Бестужев
    А.И. Герцен

    В.Г. Белинский


    Ф.М. Достоевский


    М.П. Мусоргский


    И.И. Шишкин



    Философ и публицист


    Писатель
    Писатель
    Писатель, философ

    Литературный критик


    Писатель, философ и публицист

    Композитор


    Художник

    Написал «Первое Философическое письмо», которое повлияло на развитие русской общественной мысли. Оно положило начало двух течений: западничества и славянофильства.

    Написал «История государства Российского». Этот труд автора повлёк за собой становление национального самосознания в России.

    Писал светские повести, которые открывали новые возможности повествования, обозначали связь истории и современности.

    Издал газету «Колокол» - первая русская революционная газета. Он был пионером в продвижении идей социализма и европейского позитивистского и научного мировоззрения Европы XIX века.

    Белинский стал символом и знаменем либеральной интеллигенции. Он явился учителем и руководителем молодого поколения писателей. Белинский выдвинул и обосновал теорию реализма.

    Творчество Достоевского оказало большое влияние на русскую и мировую культуру.

    Литературное наследие писателя по-разному оценивается как на Родине, так и за рубежом.

    Никто так, как он, не культивировал в музыкальном театре исключительно национальный, русский эпос вплоть до отказа от всякого открытого подражания Западу.

    Известность и признание Ивану Шишкину принесли его живописные работы, изображающие русскую природу.

    Литература:

    1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 т. Т.1 М., 2002.

    2. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

    3. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. М., 2017

    4. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. М., 2000.

    5. Шишова Н.В., Мининкова Л.В., Ушкалов В.А. Отечественная история М., 2016

    6. Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 1996.




    1 Шульгин В.С., Зезина М.Р., Кошман Л.В. Культура России IX–XIX вв. М, 1996. С. 156


    написать администратору сайта