Главная страница
Навигация по странице:

  • Кафедра теории государства и права ВНЕАУДИТОРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

  • ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РАБОТАХ ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА

  • Главные движущие начала преступной активности человека, причины преступности по Ч. Беккариа

  • Средства предупреждения преступлений

  • Принципы борьбы с преступностью: гуманистический ракурс

  • Список использованной литературы

  • Контрольная работа. История политических и правовых учений. Внеаудиторная контрольная работа по учебной дисциплине история политических и правовых учений Тема 12 гуманистические принципы борьбы с преступностью в работах чезаре беккариа слушатель учебной группы 1314


    Скачать 49.72 Kb.
    НазваниеВнеаудиторная контрольная работа по учебной дисциплине история политических и правовых учений Тема 12 гуманистические принципы борьбы с преступностью в работах чезаре беккариа слушатель учебной группы 1314
    АнкорКонтрольная работа
    Дата17.09.2022
    Размер49.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория политических и правовых учений.docx
    ТипКонтрольная работа
    #681506

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ»
    Кафедра теории государства и права
    ВНЕАУДИТОРНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по учебной дисциплине

    «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»
    Тема № 12

    ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РАБОТАХ ЧЕЗАРЕ БЕККАРИА

    Выполнил: слушатель учебной группы 1314

    Коновалов Михаил Викторович

    Москва 2022

    План




    Введение 3



    Введение




    Актуальность темы работы. Вторая половина XVIII столетия, запомнившаяся в истории обилием крупных переворотов в Западной Европе, также известна появлением в Милане небольшой книги, которая впоследствии произвела целую революцию в сфере уголовного права и процесса. Устоявшиеся столетиями воззрения на преступление и наказание были подвергнуты тщательному анализу. Наследие не отвечавшим современности теорий о необходимости применения сурового возмездия за совершенное правонарушение, беспощадное преследование, истязание человека, который совершил преступление – это все оказалось лишенным здравого смысла, тем, что наносит вред истинной цели правосудия. Призыв автора сочинения «О преступлениях и наказаниях» – никому неизвестного двадцатисемилетнего миланского патриция, маркиза Чезаре Беккариа – был услышан всей Европой.

    Этот трактат оказал влияние и на Россию: в 1766 г. императрица Екатерина II объявила о созыве Комиссии для составления нового Уложения (свода законов Российской империи)1.

    В настоящее время идеи, формулированные Ч. Беккариа продолжают оказывать влияние на законодательство, практику его осуществления, научный поиск в нашем государстве. В качестве примера можно привести тот факт, что имя Ч. Беккариа многократно присутствует в списках цитируемой литературы по теме «государство и право, юридические науки», размещенной в Научной электронной библиотеке (elibrary.ru). Отдельное место в этом сегменте занимают работы, посвященные теме амнистии в Российской Федерации со ссылкой на идеи Ч. Беккариа.

    Реализация концепции Ч. Беккариа в отечественном уголовном законодательстве проявляется, в том числе в воплощении в нем требований правовой определенности, регламентации уголовно-правовых отношений законом, представлении о предупреждении преступлений как цели наказания, ограничении толкования уголовного закона (запрет на применение его по аналогии) и т.д.

    Степень разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной литературе неоднократно излагались и интерпретировались воззрения Ч. Беккариа ().

    Объект исследования – гуманистические принципы борьбы с преступностью.

    Предмет исследования – гуманистические принципы борьбы с преступностью, сформулированные Ч. Беккариа.

    Цель работы заключается в изучении гуманистических принципов борьбы с преступностью в работах Ч. Беккариа.

    Для достижения цели необходимо было решить ряд задач, в соответствии с которыми выстроена структура работы:

    1. Перечислить главные движущие начала преступной активности человека, причины преступности по Ч. Беккариа.

    2. Рассмотреть средства предупреждения преступлений.

    3. Изучить принципы борьбы с преступностью (гуманистический ракурс).

    Методологическая основа исследования: диалектический метод познания, исторический, логический, сравнительно-правовой, системной структурный и др. методы.

    Структура работы включает в себя введение, основную часть (три раздела), заключение и список литературы.

    1. Главные движущие начала преступной активности человека, причины преступности по Ч. Беккариа


    Преступная активность. направляющая человека к тому или иному вредному, полезному и даже возвышенному действию Ч . Беккариа объясняет при помощи главных движущих начал: наслаждения и страдания2.

    По мнению Ч. Беккариа, основным критерием для разграничения преступлений выступает вред, причиняемый ими социуму. Вследствие чего классификация всех преступлений по категориям исследователь предложил оформить в виде лестницы, а базой деления выступала общественная опасность каждого из них3.

    Самым простым разграничением притуплений при этом было:

    1. На преступления против личности.

    2. Преступления против имущества4.

    На высшей ступени располагались преступления против самого социума, посягавшими на него («оскорбление величества»).

    Затем следовали преступления против личности. Вследствие того, что гарантия безопасности частных лиц выступает первоочередной задачей каждого государства, то нарушение неотъемлемого права каждого гражданина на безопасность не может не повлечь за собой одного из самых суровых наказаний, которые установлены законом, вследствие его посягательство на жизнь, свободу гражданина является одним из тяжелейших преступлений. На той же ступени располагаются убийства и кражи, которые совершаются как простолюдинами, так и лицами, принадлежащими к высшим слоям общества.

    На низших ступенях располагали любые незначительные нарушения прав (рисунок 1)5.



    Рисунок 1 – Классификация преступлений по Ч. Беккариа
    Те действия, которые не вошли в эту классификацию, не причислялись к преступлениям, не влекли за собой назначение наказания

    Причинами преступности мыслитель считал:

    1. Столкновение частных интересов.

    2. Неустройство государства, связанное с расширением его границ.

    3. Утрата национального чувства6

    Все выше перечисленное образует побуждение к совершению преступлений, увеличивающихся в прогрессе выгоды, возможной к извлечения для себя из неустройства социума7.

    Данная закономерность, подмеченная Ч. Беккариа, свидетельствует о наличии прямо пропорциональной зависимости между вероятностью совершения преступления и числом побудительных мотивов, осложняющих понимание термина «предупреждение преступления».

    Таким образом, источник уголовно наказуемых деяний Ч. Беккариа усматривал во всеобщей борьбе человеческих страстей, в противоречиях интересов. При расширении границ государства растет его потенциал в устройстве и управлении, при этом ослабевают национальные чувства и совершение преступлений становится выгодным. Следовательно, одной из основополагающих причин преступности является самым принудительный государственный механизм. Индивидуальные факторы преступного поведения, в свою очередь, обусловлены психо-эмоциональными особенностями человека.

    1. Средства предупреждения преступлений


    Большинство криминологов придерживаются той точки зрения, что предупредить преступность более эффективно, нежели использовать иные методы борьбы с преступностью. Ущерб, который наносит преступность социуму масштабен: на «черном счету» преступности не только материальные потери, но и жизни, искалеченные судьбы.

    Чем выше уровень преступности, тем выше и связанные с ней косвенные затраты на обеспечение деятельности правоохранительных органов, исключением значительного сегмента населения из процесса общественного производства.

    По мнению Ч. Беккариа, все возможные запреты на то или иное действие провоцирует рост преступлений. Вследствие чего для предупреждения преступлений необходимо использовать ясные и простые законы, обеспечивающие покровительство всем людям, вне зависимости от сословия8.

    Таким средством, по мнению Ч. Беккариа, может стать вызов интереса коллегии исполнительной власти в непосредственном контроле над законами, нежели в их каком-либо искажении. Чем многочисленнее будет коллегия, тем меньше опасность в узурпации ее членами законов в силу того, что сложнее подкупить лица, наблюдающие друг за другом9.

    Наиболее сложным средством предупреждения Ч. Беккариа считает воспитание. По его мнению, усовершенствование воспитания представляет собой чрезвычайно обширную область, посредствующее зависящую от правления. В ходе размышлений. Ч. Беккариа признает собственное бессилие.

    При этом воспитание должно состоять из:

    1. Не столько в изучении множества предметов, сколько в их самостоятельном выборе, их разъяснении.

    2. Знакомства детей с не копиями, а с подлинными явлениями из сферы морали и естественных наук, с которыми случайно либо в целях ознакомления сталкиваются вступающие в жизнь.

    Их необходимо вести к добродетели по легкой дороге чувств, отвращать от порока, демонстрируя, почему его роковые последствия наступают с неизбежной необходимостью. Сомнительный метод наказания не приемлем для воспитания: этим достигается исключительно притворное и кратковременное послушание10.

    Основными средствами борьбы с преступностью Ч. Беккариа признавал:

    1. Повышение качества уголовных законов.

    2. Воспитание человека в семье, социуме11.

    Идея предупреждения преступлений при помощи эффективного правового регулирования была поддержана современниками Ч. Беккариа, подхвачена учеными-криминалистами несмотря на то, что автор не избежал правового романтизма.

    Трактат Ч. Беккариа стал фундаментальным для развития юридической мысли по проблеме предотвращения преступлений: он положил начало развития научных течений в уголовно-правовой науке, а также выбора подходов к систематизации уголовного законодательства различных государств.

    1. Принципы борьбы с преступностью: гуманистический ракурс


    Гуманистическая проблематика вызывает неизменный интерес у представителей различных сфер гуманитарного знания, самого пристального внимания о стороны ученых-юристов.

    Современное трактование принципа гуманизма в уголовном праве отличается двоякостью:

    1. Гуманное отношение следует осуществлять в отношении потерпевшего, социума в целом.

    2. Гуманное отношение следует осуществлять в отношении преступника12.

    Ч. Беккариа следующим образом сформулировал принципы борьбы с преступностью:

    1. Наказания за преступления устанавливаются исключительно законом. Только законодатель, олицетворяющий весь социум, наделен правом назначать наказания.

    2. Лучше предупредить преступление, чем карать за него.

    3. Для избегания отождествления наказания с насилием одного либо многих над отдельным гражданином наказание должно быть:

    • гласным;

    • незамедлительным;

    • неотвратимым;

    • минимальным из всех возможных в этих обстоятельствах;

    • соразмерным преступлению;

    • предусмотренным законом.

    1. Суровость наказания должна определяться тяжестью преступления.

    2. В неизбежности наказания, а не в его жестокости кроется один из самых эффективных способов предупреждения преступлений13.

    Особое внимание заслуживает принцип неотвратимости ответственности для понимания миссии уголовного судопроизводства как вид государственной деятельности. Этот принцип установочный, идеологический и не случайно он был впервые сформулирован Ч. Беккариа и Ш. Монтескье. Сама идея неотвратимости ответственности уходит корнями в глубокую древность: так или иначе она присутствовала в законах талиона, кровной мести. Это позволяет сделать вывод о том, что посредством принципа неотвратимости ответственности проявляются как социальные законы, так и законы Вселенной14.

    Ч. Беккариа одним из первых в свое жестокое время выступил против применения смертной казни в качестве уголовного наказания. По его мнению, смертная казнь не входит в права государства за исключением случаев, когда смертная казнь – это единственно возможное средство для удержания других от совершения преступлений.

    Уголовное производство в то время носило тайный и письменный характер, а его цель сводилась к тому, чтобы под пытками вынудить обвиняемого признать вину – это и было основным доказательством. При этом добровольное признание вины не освобождало обвиняемого от пыток, потому как доказательственную силу имело исключительно признание, которые было получено во время допроса под пытками. В судах превалировала система формальной оценки и признания доказательств, что ставило решение вопроса о доказуемости вины подсудимого и его судьбы (жизни) в полную зависимость от усмотрения суда, неограниченного ничем в своих решениях. Такой же жестокостью отличалась и уголовная юстиция той эпохи: пытки, публичные наказания в виде смертной казни совершались почти каждый день. К примеру, в Милане того времени – в городе с населением свыше ста двадцати тысяч человек ежегодно приводилось в исполнение более ста смертных приговоров15.

    Кроме того, им обосновывалась бесполезность и незаконность пытки при помощи определения фундаментального принципа презумпции невиновности. Согласно логической цепочке, выстроенной Ч. Беккариа, пытать подсудимого до приговора нельзя, так как он считается невиновным, а после приговора суда – бесполезно, поскольку необходимо исполнять назначенное наказание16.

    В своих взглядах итальянский мыслитель стоит на позициях теории общественного договора. В связи с этим правосудие – это «вынужденный процесс, которые допустили люди для уравновешивания процессов в своем сообществе»17.

    В отечественной политико-правовой традиции понятие «справедливость» в религиозном контексте и правоприменительной практике в большинстве случаев накладываются друг на друга, что объясняется в том числе обожествлением власти монарха, от лица которого совершается правосудие.

    Ч. Беккариа отстаивал позицию, согласно которой все виды жестоких наказаний способствуют усилению жестокости самой преступности.

    Им глубоко исследовался вопрос происхождения наказаний, их соразмерность противоправному деянию, цель наказания, основания назначения наказания и пр. Мыслитель отдельно рассматривал нравственный аспект таких видов наказаний, как бесчестье, штраф, конфискация, смертная казнь18. Итальянским мыслителем выдвигались предложения об ограничении круга деяний, причисляемых к преступным19.

    Таким образом выдвинутые идеи, сформулированные положения Ч. Беккариа основывались на гуманизме20.

    Подытоживая все выше сказанное отметим, что Ч. Беккариа внес огромный вклад в теоретическое развитие принципа гуманизма в уголовном праве, его работы пользовались огромной популярностью у прогрессивных молодых юристов эпохи Просвещения, более позднего времени, включая российских; выполняли важнейшую воспитательную функцию, преломляясь в реальной юридической практике; стали идеологией построения уголовной политики для всего цивилизованного мира; положили начало современному развитию наук о преступности, в том числе становлению юридической психологии.

    Заключение
    Идеи о том, что собой представляет преступность, каковы ее причины, обстоятельства наказуемости преступных деяний волновали умы многих мыслителей, философов, ученых, которые рассматривали эти категории не только через призму уголовно-правового видения, но и становились предметом острых дискуссий среди юристов, философов, социологов на протяжении многих столетий. Особое место в этом списке занимает позиция, высказанные идеи Ч. Беккариа.

    По своим философским, уголовно-правовым взглядам Ч. Беккариа был близок к английскому, французскому материализму, однако в то же самое время он пребывал под значимым воздействием естественно-правовой доктрины, теории общественного договора.

    В результате проведенного исследования было установлено, что:

    1. Трактат Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях» в свою эпоху был инновационным, революционным сочинением.

    2. Преступная активность, которая направляет лицо к тому или иному вредному, полезному и даже возвышенному действию Ч . Беккариа объясняется посредством ведущих движущих начал - наслаждения и страдания.

    3. Начало уголовно наказуемых деяний Ч. Беккариа видел во всеобщей борьбе человеческих страстей, в противоречиях интересов. При этом индивидуальные факторы преступного поведения обусловливаются психо-эмоциональными особенностями человека. Предупреждение преступлений Ч. Беккариа усматривал в просвещении и письменности.

    4. Ч. Беккариа придерживался теории общественного договора, согласно которой правосудие является вынужденным процессом, который допустили индивиды с тем, чтобы уравновесить процессы в своем сообществе.

    5. Ч. Беккариа категорически выступал против правила, согласно которому при применении уголовных законов следует руководствоваться не буквой, а духом закона. Это, по его мнению, ставит подсудимого в полную зависимость от судьи.

    6. Базовые теоретические положения, которые были сформулированы Ч. Беккариа легли в основу современного уголовного законодательства, уголовно-правовых институтов.

    На текущий момент сложилась уже четко сформировавшаяся просветительско-гуманистическая теория, классическая школа уголовного права, антрополого-социологическая теория. Но представляющим наибольший интерес, актуальным в уголовно-правовой науке является вопрос о том, как избежать совершения преступления, возможно ли это. Фундаментальным для осмысления обозначенной проблемы остается труд представителя просветительско-гуманитарного направления Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», пронизанный идеалами гуманизма, добра, справедливости с такой сложной, щепетильной сферы человеческой жизни, каковой является проблема преступлений и наказаний, составляющей ядро одной из глобальных проблем человечества – проблемы борьбы с преступностью.

    Список использованной литературы


    1. Абаев С.А. Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 61-64.

    2. Аниканов А.К. Общие черты отечественной и западноевропейской политико-правовой мысли XVIII – первой половины XIX века о правосудии // Вестник СГЮА. 2020. №1 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-cherty-otechestvennoy-i-zapadnoevropeyskoy-politiko-pravovoy-mysli-xviii-pervoy-poloviny-xix-veka-o-pravosudii (дата обращения: 15.03.2022).

    3. Аниканов А.К. Интерпретация принципа гуманизма в политико-правовых воззрениях Чезаре Беккариа // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 32-34.

    4. Егоров А.А. Нравственные основания учения Чезаре Беккариа о преступлениях и наказаниях // Lex russica (Русский закон). 2020. № 3. С. 90-104.

    5. Зюбанов Ю.А. Генезис российской науки уголовного права: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. 434 с.

    6. Фролова Е.А. Правовая теория Ч. Беккариа // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6. С. 199-201.

    7. Сыч В.К. Фундаментальные идеи Ч. Беккариа и становление классической школы уголовного права // Человек: преступление и наказание. 2014. №1 (84). URL: https://cyberleninka.u/article/n/fundamentalnye-idei-ch-bekkaria-i-stanovlenie-klassicheskoy-shkoly-ugolovnogo-prava (дата обращения: 14.03.2022).

    8. Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322-324.

    9. Халиков А.Н. Философские аспекты гуманизма уголовного права // Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 1. С.62-69.

    10. Beccaria C. Dei delitti e delle pene. In Lausanna [i.e. Livorno]: [Marco Coltellini], 1765. 140 с.




    1 Зюбанов Ю.А. Генезис российской науки уголовного права: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. 434 с. С.150.

    2 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322.

    3 Егоров А. А. Нравственные основания учения Чезаре Беккариа о преступлениях и наказаниях // Lex Russica. 2020. №3 (160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-osnovaniya-ucheniya-chezare-bekkaria-o-prestupleniyah-i-nakazaniyah (дата обращения: 14.03.2022).

    4 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322.

    5 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322.

    6 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322.

    7 Там же. С. 322-323.

    8 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322.

    9 Абаев С. А. Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. № 4(17). М., Изд. «МЦНО». 2018. С. 63.

    10 Филина Д.Г. Чезаре Беккариа о предотвращении преступлений. // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 322-324.

    11 Абаев С.А. Основные взгляды Чезаре Беккариа в его книге «О преступлениях и наказаниях» // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XVII международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 61-64.

    12 Аниканов А.К. Интерпретация принципа гуманизма в политико-правовых воззрениях Чезаре Беккариа // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 32.

    13 Сыч В.К. Фундаментальные идеи Ч. Беккариа и становление классической школы уголовного права // Человек: преступление и наказание. 2014. №1 (84). URL: https://cyberleninka.u/article/n/fundamentalnye-idei-ch-bekkaria-i-stanovlenie-klassicheskoy-shkoly-ugolovnogo-prava (дата обращения: 14.03.2022).

    14 Там же.

    15 Сыч В.К. Фундаментальные идеи Ч. Беккариа и становление классической школы уголовного права // Человек: преступление и наказание. 2014. №1 (84). URL: https://cyberleninka.u/article/n/fundamentalnye-idei-ch-bekkaria-i-stanovlenie-klassicheskoy-shkoly-ugolovnogo-prava (дата обращения: 14.03.2022).

    16 Аниканов А.К. Интерпретация принципа гуманизма в политико-правовых воззрениях Чезаре Беккариа // Юридические науки, правовое государство и современное законодательство. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 33.

    17 Аниканов А.К. Общие черты отечественной и западноевропейской политико-правовой мысли XVIII – первой половины XIX века о правосудии // Вестник СГЮА. 2020. №1 (132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-cherty-otechestvennoy-i-zapadnoevropeyskoy-politiko-pravovoy-mysli-xviii-pervoy-poloviny-xix-veka-o-pravosudii (дата обращения: 15.03.2022).

    18 Егоров А.А. Нравственные основания учения Чезаре Беккариа о преступлениях и наказаниях // Lex russica (Русский закон). 2020. № 3. С. 90.

    19 Фролова Е.А. Правовая теория Ч. Беккариа // Право и государство: теория и практика. 2021. № 6. С. 199.

    20 Халиков А.Н. Философские аспекты гуманизма уголовного права // Библиотека уголовного права и криминологии. 2017. № 1. С.62.


    написать администратору сайта