Внеклассное мероприятие в форме круглого стола для 9 класса. Внеклассное мероприятие в форме круглого стола для 9 класса по т. Внеклассное мероприятие в форме круглого стола для 9 класса по теме Роль духовной культуры в развитии личности
Скачать 31.25 Kb.
|
Внеклассное мероприятие в форме круглого стола для 9 класса по теме: «Роль духовной культуры в развитии личности». ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ: Сфокусировать внимание учащихся на роли духовной культуры в жизни человека. Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества. Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества; Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека Способствовать выбору верных ориентиров в жизни; Убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования; Развивать коммуникативные навыки. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ На фоне «Лунной сонаты» Бетховена звучит вступление, объявляются тема, цели и задачи внеклассного мероприятия. (слайд1) Учитель: Ещё на заре 20 века Л. Н. Толстой писал, что в России плохо не материальное положение, а то, что большинство живёт «без нравственного, религиозного, обязательного для всех закона.» Сегодня – новое тысячелетие, но проблема духовности актуальна как никогда, потому что в очень сложное время нет ничего стабильного, человек озабочен только материальной стороной жизни, всё остальное оставляет на «потом». Но этого «потом» может и не быть. Тема нашего внеклассного мероприятия «Роль духовной культуры в формировании личности». И в связи с этим мы попытаемся задуматься над сложной проблемой современности – проблемой духовного возрождения личности, а значит, проблемой духовного возрождения общества. (слайд2) Что же такое духовность? (слайд3) Над этим понятием некоторые ваши одноклассники поработали дома, предоставим им слово. 1 ученик: В словаре Владимира Ивановича Даля находим – «духовность – а) всё, относящееся к Богу, церкви, вере; б) всё, относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. 2 ученик: Н. Д. Гурьев в своей книге «О добре и зле» даёт определение духовности с точки зрения верующего человека словами апостола Павла: «Духовность – плод Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». 3 ученик: А вот определение из философского словаря: «Духовность есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей» Учитель: Таким образом, три разные мировоззренческие позиции подчёркивают, что духовность есть высшее качество в человеке, которое предполагает присутствие высшей красоты и гармонии. При этом в светской культуре акцентируются высшие качества, вообще свойственные человеку и его творчеству; с точки зрения религиозного мировоззрения и культуры духовность предполагает присутствие высшего, Божественного начала в человеке и его творчестве. Итак, духовность есть высшее проявление красоты и гармонии (слайд 4). Красота и гармония в поведении человека, в его отношении к окружающему миру, к людям получают своё выражение в понятии «нравственность». - Что такое нравственность? Какого человека мы называем нравственным? 1 ученик: Я считаю, нравственный человек – это человек, верующий в Бога. 2 ученик: А мне кажется, нравственный человек – это человек, который не обманывает, который живёт по совести. 3 ученик: Нравственный человек тот, кто не делает другим того, что не пожелает себе. 4 ученик: Нравственный тот, кто творит добро, постоянно трудится, любит Родину и родителей, требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию. 5 ученик: Я думаю, что хорошо и нравственно – это одно и то же. Это слова-синонимы. Учитель: Каждый из вас прав. В «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова читаем: «Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил поведения. (слайд 5) Как вы считаете, понятия «духовный» и «нравственный» близкие по значению или нет? Ученик: Мы уже сказали, что духовный – связанный с внутренним, нравственным миром человека. Эти понятия близки по значению. Учитель: Что же такое духовность человека? От чего она зависит? (слайд 6) Вашему вниманию предлагается схема. Что вы на ней видите? (слайд 7). 1 ученик: Раньше, когда-то давно, человек был связан с Богом, всё шло от Бога. Духовность человека зависела от его связи с Богом, т. е. с верой. Потребность тела, в том числе удовольствия стояли на втором плане. 2 ученик: Сейчас всё поменялось местами, тело, т. е. наши потребности, формируют душу человека, его духовность, человек оторван от Бога. Учитель: Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему? 1 ученик: Если главенствует материальное, оно, в первую очередь, питает и радует тело. Душа вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальных ценностей можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «всё дозволено». Ни преград, ни запретов - беспредел. 2 ученик: Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Всё, совершаемое человеком, не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Учитель: Какой же напрашивается вывод? Ученик: Духовность должна стать нормой человеческой жизни. Учитель: От чего же зависит духовность человека? Ученик: От его связи с Богом. Учитель: Духовность человека зависит от его связи с Богом, считают христианские богословы. Во всех религиях мира есть правила поведения, которым человечество должно следовать. Заповеди, определяющие поведение человека, есть и в христианской религии. Они были сформулированы ещё более 2000 лет назад, с принятием на Руси христианства. Это основа основ человеческого поведения. (слайд8). Кто-то старается жить по этим заповедям, кому-то не удаётся. Послушаем некоторые из них. Ученик: Божьи законы учат нас жить. «Да не будет у тебя богов пред лицеем Моим» (слайд 9). Эта заповедь – самая главная, она включает в себя остальные заповеди. Следуя этой заповеди, человек должен познать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. «Почитай отца твоего и мать твою» (слайд10). Этой заповедью Бог учит уважать и любить своих родителей, помогать им и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех. «Не убий» (слайд11). Этой заповедью Господь запрещает отнятие жизни у других людей или у самого себя. Жизнь – величайший Божий дар, и только Бог назначает предел земной жизни человека. «Не прелюбодействуй» (слайд12). Этой заповедью Господь велит мужу и жене хранить взаимную верность. «Не кради» (слайд13). Здесь Господь запрещает присвоение того, что принадлежит другим. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (слайд14). Этой заповедью Господь запрещает всякую ложь, наговоры, сплетни, злословие и клевету. «Не желай…ничего, что у ближнего твоего» (слайд15). Этой заповедью Господь учит нас воздержаться от зависти и нечистых желаний. Учитель: Чтобы унаследовать жизнь вечную, Господь завещал «Соблюдай законы» (слайд16). Человек, который по-настоящему верит, всегда спокоен, он за все удачи и неудачи благодарит Бога, полагается, может быть, не столько на себя, сколько на высшие силы. Он более стоек к неприятностям, скромен в общении, во всём видит свой особый смысл, способен радоваться самому малому, не думает об удовольствиях, а наоборот ищет трудности. Обычный человек, если и допускает существование Бога, то не очень в него верит и потому рассчитывает только на себя, не отказывается от разного рода удовольствий, в том числе и от вредных привычек. Главное - не духовное совершенствование, а карьера ради тщеславия и денег. Беда многих людей в том, что в погоне за удовольствиями и благами теряется смысл жизни. Приведите примеры негативного поведения человека в обществе. (Выступления учащихся) Учитель: И за всеми этими явлениями жизни стоит человек, его выбор. Что же влияет на его жизненный выбор и поступки? Почему человек не всегда живёт по главным заповедям? Попытаемся ответить на этот вопрос, обратившись к литературе. В частности к рассказу Вячеслава Ивановича Дегтева «Аморальный приказ». ( Приложение 1) Слушаем краткий пересказ рассказа. (слайд17) (Выступление ученика) Учитель: - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? (Тяжёлое, удручающее). - Как вы понимаете выражение «аморальный поступок» (Лишённый морали, нравственности). - Как вы считает, соответствует ли поступок капитана нравственным нормам? (слайд19). (Нет, он безнравственен. Капитан обрекает на смерь ни в чём не повинных людей. Он совершает великий грех, преступление, прежде всего против себя, против своей совести). - Когда тонет корабль, капитан покидает его последним. Почему капитан из рассказа Дегтева сошёл с судна, зная, что на нём остались люди? (слайд20) ( Он просто выполнил приказ. Он для него важнее, чем люди. Капитан сделал свой выбор. Он слабый, трусливый человек. Он – игрушка в руках мира сего. Понял, что не в состоянии противостоять всей безнравственной системе. - Как вели себя заключённые во время погружения парохода? (слайд21). (Сначала звучит просьба о помощи, потом, когда обречённые осознали, что происходит, звучит молитва, в ней они прощают своих душегубов. Их устами говорит Иисус: «Господи, прости их, не ведают, что творят». Заключённые чистые, светлые, сильные духом люди.) - Можно ли сказать, что заключённые совершили подвиг? В чём он? (слайд 22). (Достойно ушли из жизни. С ними был Бог, вера в него. Духовный подвиг – в прощении своих врагов). - Проанализируйте самооценку капитана: «Не о людях, запертых в трюме, думал , а о том, как выгляжу в этот роковой миг» (слайд23). (Для капитана важно беспрекословно выполнить приказ и при этом безукоризненно выглядеть. Хотя он внутренне и понимает всю жестокость происходящего). - Почему собака не покинула судно? (слайд 24). (Пушок привязан к Алёше, любит его. Животное тонко чувствует человека, чувствует, где зло, где добро. Собака тоже сделала свой выбор, разделила судьбу своего хозяина). - Смог ли капитан забыть тот роковой рейс? (слайд 25) (Это воспоминание его волнует, не даёт покоя.) - Почему он, выполнивший приказ, казалось бы, довольный собой тогда, не может жить спокойно? (слай26). (Болит душа, терзает совесть. Он казнит себя за то, что не смог повернуть колесо произошедшего вспять). Учитель: капитан подчинился необходимости, неизбежному, гордился собой, но содеянное против совести постепенно разрушает личность, делает человеческую жизнь бессмысленной.) - Были ли в вашей жизни ситуации, когда нужно было сделать выбор? Поступить честно или сподличать? Взять на себя ответственность или переложить её на плечи другого? (слайд27). (Выступления учащихся. В моей жизни таких ситуаций не было. Но я хочу привести пример из литературного произведения. Герой Фёдора Михайловича Достоевского из рассказа «Мальчики» Николай Красоткин стоял перед выбором: помириться ли со своим другом Илюшенькой, который в порыве отчаяния ткнул его ножичком, или навсегда отвернуться от него. Подросток мог затаить на Илюшу обиду, мстить, настроить против него одноклассников. Но он этого не сделал. Больше того он отыскал пропавшую Жучку, о которой очень печалился Илюша и винил себя в её смерти. Коля помирился с мальчиком и очень раскаивался, что не сделал этого раньше. У него благородное, доброе сердце. Он сделал правильный выбор.) (А мне вспоминается повесть Василия Быкова «Обелиск». Ученики учителя Алеся Ивановича Мороза устроили диверсию на дороге с целью убить местного полицая. Ребят схватили. Фашисты обещали освободить мальчишек, если явится их учитель. Алесь Иванович не сомневался, что обещание фашистов - ложь. Но не сомневался он и в другом: если не явится, враги используют этот факт против него, дискредитируют всё то, чему он учил детей. Алесь Иванович уходит из партизанского отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Он идёт на верную смерть, зная, что казнят всех, но иначе поступить учитель не может. Это выл его выбор, им руководила совесть. Это был подвиг самопожертвования.) Учитель: Оказывается, можно жить по-другому. Можно в трудной ситуации сделать другой выбор. Послушаем пересказ рассказа Владимира Ивановича Немирович-Данченко «Пока ещё сердце бьётся в груди» (слайд28). Звучит пересказ рассказа. Учитель: - В чём видела смысл своей жизни Ольга Раевская? (слайд29) (Ходить за ранеными, спасать их от смерти, вселять надежду в их души) - Как вы считаете, правильно ли поступила сестра, отказавшись уехать в Россию или Италию? (слайд 30). ( Она бы никогда не поступила иначе. Быть в этом мире скорби и мук – её долг, её осознанный выбор, выбор сильной личности. Смысл жизни – в служении людям). Учитель: Итак, две жизненные позиции, два отношения к миру, людям, обществу. Первая несёт зло, разрушение, вторая – добро, созидание. Что же влияет на выбор человека? Общество, в котором живёт человек. Если общество безнравственно, оно и человека делает таким. Только немногим удаётся устоять, противостоять ему. Но и их оно уничтожает – физически или морально. Каждому из вас предстоит сделать выбор. Не ошибитесь. Следуйте образцам должного, разумного, правильного в любых жизненных ситуациях. Некоторые учащиеся нашего класса свой выбор уже сделали. Они посвятили себя изучению истории родного края. Сергей Копылов уже не первый год исследует святые места малой родины, ту духовную культуру, что дошла до нас из глубины веков. Сергей расскажет нам о своей работе. (Выступление ученика на тему «Путеводитель по святым местам земли Тульской») Учитель: Любовь к родному краю, знание его истории помогает человеку лучше понять себя. Это та основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры и личности, и общества. - Так что же человеку помогает понять себя и других, разобраться в своих чувствах, оценить поступки? (духовная литература, духовная музыка, духовная живопись). Мы обращаемся к духовному искусству потому, что оно согрето любовью к любям, обращено к душе человека. Учитель: (на фоне музыки И. С. Баха. «Токката и фуга») (слайды) Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать темой, так велико и так всеобъемлюще её значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого общества, которая во все времена стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучше, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Вера в людях не умирала никогда; это она двигала их стремлениями возводить храмы, это она учила своих ближних заботиться о них. Совесть, сострадание, сорадование – есть лучшие человеческие качества. И точно так же, как велика созидательная сила веры для человека, для становления его личности, также велика и для искусства с его извечный стремлением к гармонии и красоте. «Сам Бог говорил моим ухом», - писал Бетховен, подобно многим и многим великим художникам признававший, что сила, порождающая его музыку, неизменно выше человека. Учитель: (на фоне музыки Бортнянского идут слайды) Духовная музыка, её темы, образы, возвышенность её звучания была и остаётся источником самого прекрасного, что вообще есть в музыкальном искусстве. Из церковных песнопений за многие века выросло могучее древо музыкального искусства и как бы далеко не ответвлялись некоторые его направления от своего первого истока, всё же в лучших образцах музыка несёт память о некогда осенившим её отблеске неземной красоты. Соприкосновение с духовной музыкой делает душу чистой, благородной, одухотворённой. Музыка, пробуждающая к свету, несущая мир и покой, дающая просветляющие силы в победе над злом и невзгодами, есть и будет всегда востребована духовной нравственностью человека. Учитель: Имя Андрея Рублёва стало олицетворением древнерусской иконописи, как Пушкин олицетворением русской поэзии (слайд). Перед вами икона Спас (слайд), написанная Рублёвым около 1400 года. Христос не восседает на престоле как грозный судия, он смотрит прямо в глаза молящемуся, словно принимает его исповедь один на один. Кажется, что свет идёт изнутри преображённой плоти, это тот «свет миру», о котором говорится в Евангелии и который святые носят в себе. Христос Рублёва – истинный Спаситель, он пришёл в мир не наказывать, а миловать, он снисходителен к людям, и их грехи не сердят, а огорчают его. Этот Сын Божий, который претерпел крестную смерть за грехи человечества, взятые на себя во имя любви. Идея жертвенной любви с необыкновенной силой воплощена в иконе Троицы.(слайд) Сошедшие на землю Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух. Церковь учит, что все ипостаси Бога единосущны, но неслиянны. Для изобразительного искусства это неразрешимая задача. Рублёв же заключил их в мысленный круг, извечный символ божества. Три кротких ангела лёгкими склонениями голов, лёгкими движениями рук предвещают будущую судьбу мира. Они предвидят печали, и жертвы, и крестный путь. Необыкновенная чистота излучается не только взорами ангелов, но и всем строем картины. Живопись становится почти музыкой. И вновь звучит тема победы добра. Учитель: (заключительные слова) Не потерять человеческий облик в суете и водовороте сложных событий жизни, сохранить душевную теплоту и внимание к близкому человеку, не потерять способность воспринимать жизнь в её красоте и гармонии, относиться к окружающему миру с любовью и заботой – вот главные задачи каждого из нас во все времена, проповедуемые православным христианством и особенно актуальные сегодня в нашем большом переменчивом мире. Живите так, чтобы ваша душа не болела за содеянное вами. |