практика 6 _Известные люди Саратова_. Региональный компонент, до. Внеурочное мероприятие Известные люди, связанные с городом Саратовом Цель
Скачать 138.22 Kb.
|
Внеурочное мероприятие : «Известные люди, связанные с городом Саратовом»» Цель: Формирование отношения и уважения к труду собственному и труду других людей. Задачи: Обучающая: расширять представление детей о значении созидательного труда в жизни Развивающая: развивать способность к анализу, обобщению; развивать у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству Воспитательная: воспитывать бережное отношение к результатам созидательного труда. Ход занятия Учитель: Вы уже знаете, что труд — одна из главных человеческих ценностей. В любую историческую эпоху, любой народ был богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры. Вспомним лишь некоторых из тех, чьи жизнь и труд могут служить примером для каждого человека. Сегодня мы с вами познакомимся с прославившими нашу малую родину земляками, с некоторыми из них вы уже знакомы. Учитель: С Саратовом связаны имена многих ученых, писателей, космонавтов, военных и других известных личностей. Знаковыми для Саратова фигурами являются Н.Г.Чернышевский, Ю.А.Гагарин, К.А.Федин, Н.И.Вавилов. На Воскресенском кладбище похоронена вдова Н.А.Некрасова, в здании на углу улиц Вольской и Сакко и Ванцетти бывал М.А.Булгаков, а в 19 веке город посещал французский писатель Александр Дюма. Презентация «Выдающиеся саратовцы - наши земляки» Вавилов Николай Иванович (1887—1943) Русский биолог, генетик, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР. Родился 25 ноября 1887 г. в Москве в семье коммерсанта. Начальное образование получил в Московском коммерческом училище, после которого поступил в Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). После окончания (1911 г.) был оставлен на кафедре частного земледелия. В 1917 г. стал профессором Саратовского университета. С 1921 г. заведовал Отделом прикладной ботаники и селекции (Петроград), в 1924 г. реорганизованным во Всесоюзный институт прикладной ботаники и новых культур, а в 1930 г. — во Всесоюзный институт растениеводства (ВИР), руководителем которого Вавилов оставался до августа 1940 г. С 1930 г. — также директор генетической лаборатории, преобразованной затем в Институт генетики АН СССР. На основании проведенных в 1919— 1920 гг. исследований в книге «Полевые культуры Юго-Востока» (1922 г.) Вавилов описал все культурные растения Поволжья и Заволжья. С 1920 по 1940 г. он руководил многочисленными ботанико-агрономическими экспедициями по изучению растительных ресурсов Средней Азии, Средиземноморья и др. В 1924 г. экспедиция побывала в Афганистане. Собранный материал позволил учёному установить закономерности в происхождении и распределении сортов культурных растений, что значительно облегчило работу ботаников и селекционеров. Коллекция культурных растений, собранная Вавиловым и хранящаяся в ВИРе, насчитывает более 300 тыс. образцов. Особое значение для теоретической генетики приобрёл открытый им в 1920 г. закон гомологических рядов наследственной изменчивости у близких видов, родов и даже семейств, согласно которому у родственных групп возникают сходные наследственные изменения. За научно-исследовательские работы в области иммунитета, происхождения культурных растений и открытие закона гомологических рядов Вавилов получил премию имени В. И. Ленина (1926 г.). За исследования в Афганистане он был награждён золотой медалью имени Н. М. Пржевальского; за работы в области селекции и семеноводства — Большой золотой медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1940 г.). С 1929 г. Вавилов был академиком АН СССР и академиком АН УССР, избирался президентом (1929—1935 гг.) и вице-президентом (1935—1940 гг.) ВАСХНИЛ. Однако кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко и поддержанная партийными идеологами, привела к тому, что в 1940 г. деятельность учёного прервалась. Вавилов был арестован по обвинению во вредительстве и скончался от голода на тюремной койке в Саратове 26 января 1943 г. В 1965 г. учредили премию его имени, а в 1968 г. — золотую медаль, присуждаемую за выдающиеся научные работы и открытия в области сельского хозяйства. С 1967 г. имя крупного селекционера носит ВИР. Н иколай Гаврилович Чернышевский(12.07.1828-17.10.1889) Родился 12 июля 1828 г. в Саратове. Он рос в семье простого священника Гавриила Ивановича, в связи с чем с ранних лет был знаком со священными книгами. До 14 лет Николая обучал разным наукам отец, который был грамотным, мудрым и всесторонне развитым человеком. Интересно, что Чернышевскому с детства нравилась литература .Все свободное время он посвящал чтению книг, вследствие чего многие взрослые удивлялись его колоссальной начитанности и глубоким рассуждениям. В возрасте 15 лет Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию. Он получал высокие оценки по всем предметам и был развит гораздо лучше всех сокурсников. Однако спустя 3 года он решил бросить семинарию и поступить в Петербургский университет на отделение философского факультета. В данный период биографии в мировоззрении Николая Чернышевского произошли серьезные перемены. Он начал интересоваться революционными идеями, а также стал сторонником демократии, социализма и материализма. В скором времени Николай Гаврилович принялся за написание первых произведений. В 1850 г. он успешно окончил университет, после чего стал работать учителем. Спустя 3 года он отправляется в Санкт-Петербург, где устраивается преподавателем во Втором кадетском корпусе.Одновременно с этим Чернышевский начинает печататься в нескольких изданиях. Позже он устраивается в редакционный отдел журнала «Современник». В этот период биографии Николай Чернышевский познакомился с известными литераторами Добролюбовым и Некрасовым, которые так же как и он интересовались революционными идеями. Литературная деятельность начинающего писателя начала привлекать внимание действующей власти. Чиновники и цензоры боялись того, что он мог вызвать волнение в народе своими революционными речами. Несмотря на это, через какое-то время Николай Чернышевский стал магистром русской словесности. Николай Чернышевский был ярым противником крепостного права. В своих статьях он призывал властей дать людям свободу. Нелегкую жизнь русского народа он сравнивал с чернокожими рабами в Америке. Писатель искренне верил, что через несколько десятилетий после освобождения крестьян в государстве наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны. Стоит заметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее являлись утопическими. На протяжении многих лет своей биографии Николай Чернышевский пропагандировал идеи революции, в результате чего стал идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля». В скором времени он вступил в переписку с Александром Герценом, которому пришлось эмигрировать за рубеж из-за давления со стороны властей. Объединение «Земля и воля» набирало все большую популярность. В него входили писатели, военнослужащие, деятели культуры и все те, кто стремился к политическим и социальным переменам.Представители этого движения беспрерывно критиковали царскую власть и старались донести свои идеи простому народу. Агитационная деятельность Н. Чернышевского не могла долго оставаться незамеченной. Вскоре им заинтересовались агенты тайного сыска. С 1861 г. прозаик был под постоянным наблюдением, менее чем через год был посажен в Петропавловскую крепость. Его обвиняли в составлении порочащей власть прокламации. Во время заключения Чернышевский пытался протестовать против своего ареста. Он неоднократно устраивал голодовки, которые никоим образом не влияли на положение дел. Именно в этот период биографии он принялся за написание своего знаменитого романа «Что делать?»,опубликованного в 1863 г., вызвавшего большой интерес у критиков и простых читателей. Изначально Чернышевского приговорили к вечной ссылке, однако позже император Александр 2 сократил срок до 7 лет. Годы, проведенные на каторге, серьезно подорвали его здоровье. Оказавшись на свободе, Чернышевский до конца своих дней жил в небольших городах. В последние годы он проживал в Астрахани, и лишь накануне смерти ему разрешили вернуться в родной Саратов. Николай Гаврилович Чернышевский умер 17 октября 1889 г. в возрасте 61 года. Официальной причиной его смерти стало кровоизлияние в мозг. Похоронен на Воскресенском кладбище в Саратове. Гагарин Юрий Алексеевич-русский летчик-космонавт, Герой Советского Союза, первый человек, побывавший в космосе. (9.03.1934-27.03.1968) Гагарин Юрий Алексеевич родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области. В 1941 году будущий космонавт пошел в школу, однако из-за немецкой оккупации обучение пришлось прервать до 1943 года. В 1945 году семья Гагарина переехала в город Гжатск. Окончив в 1949 году шестой класс, Юрий Алексеевич поступил в Люберецкое ремесленное училище, одновременно учился в школе рабочей молодежи. С 1951 года Гагарин обучается на литейном отделении Саратовского индустриального техникума. С 1954 года Юрий Алексеевич начинает заниматься в Саратовском аэроклубе. В 1955 году он совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1955 году Гагарина по призыву направили в Оренбургское авиационное училище. Преподавателем Юрия Алексеевича был известный инструктор Я. Ш. Акбулатов. В 1957 году Гагарин поступил на службу в истребительную авиационную дивизию в поселке Луостари Мурманской области. Узнав об отборе космонавтов к первому полету на корабле «Восток-1», Гагарин подает рапорт на зачисление его в группу кандидатов. В марте 1960 года, после прохождения двух медкомиссий, Юрия Алексеевича признают годным для полетов в космос. В процессе подготовки с кандидатами работали лучшие инструкторы (Н. Каманин, М. Галлай и др.) Во время закрытого заседания Государственной комиссии была утверждена кандидатура Юрия Гагарина, биография и результаты которого оптимально отвечали нужным требованиям. Дублером Юрия Алексеевича назначили Германа Титова. 12 апреля 1961 года корабль «Восток» с Гагариным на борту вышел в космос и сделал оборот вокруг Земли. Сразу после полета Гагарина повысили в звании до майора. Космонавту организовали пышную встречу в Москве. Во время митинга на Красной площади, Хрущев сообщил о присвоении Юрию Алексеевичу званий Герой Советского Союза и «Летчик-космонавт СССР». Брежнев вручил Гагарину орден Ленина и «Золотую Звезду». После полета Гагарин совершил несколько поездок, так называемую, «Миссию мира», по разным странам (Чехословакия, Болгария, Финляндия, Англия, Польша, Бразилия, Куба, Исландия, Венгрия, Индия, Афганистана и др.). Космонавт встретился с Елизаветой II, Гарольдом Макмилланом, Абдель Хаким Амерой, Гамаль Абдель Насером. С 1961 по 1968 года Гагарин обучался в Военно-воздушной академии им. Жуковского. По окончанию учебного заведения он получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». С 1964 года Гагарина назначают начальником Центра подготовки космонавтов, он выполняет обязанности депутата Верховного Совета СССР. В 1966 году космонавта Гагарина избрали Почетным членом Международной академии астронавтики. Несмотря на длительный перерыв в летной практике, Юрий Алексеевич стремился восстановить свою квалификацию летчика-истребителя. 27 марта 1968 года краткая биография Гагарина прервалась – великий космонавт разбился на самолете УТИ МиГ-15 во время тренировочного полета. На борту воздушного судна также был полковник Владимир Серегин. Тела летчиков были кремированы. Евгений Алексеевич Лебедев(15.01.1917-9.06.1997). Евгений Алексеевич Лебедев. Родился 2 [15] января 1917 года в Балаково — умер 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге. Советский и российский актёр театра и кино, педагог, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1987), лауреат Ленинской премии (1986), Сталинской премии первой степени (1950), Государственной премии СССР (1968). Евгений Лебедев родился в городе Балаково (ныне — в Саратовской области), в семье священника, и в дальнейшем был вынужден скрывать своё происхождение. В памяти Евгения навсегда отложились слова отца: «Что бы ты ни делал, в деле твоем должна быть вера. С верой и благоговением совершай свой труд, зарабатывай кусок хлеба. Не оскверняй храма своего, храм - в тебе самом, храм - душа наша». С 1927 года воспитывался у деда в Самаре, учился в средней школе № 13 им. Чапаева, затем в ФЗУ при заводе «Кинап», участвовал в заводской художественной самодеятельности. В 1932 году поступил в студию при самарском ТРАМе. В 1933 году «поповскому сыну» пришлось покинуть Самару и Евгений Лебедев поселился в Москве, работал в студии при Театре Красной армии. В 1936—1937 г. учился в Центральном техникуме театрального искусства (ныне — ГИТИС), с 1937 года — на курсе В. В. Готовцева в училище Камерного театра , которое окончил в 1940 году. Лебедев был уже сыном «врага народа»: в 1937 году его отец был репрессирован. С 1940 года Е. Лебедев служил в Тбилисском русском ТЮЗе, где через несколько лет стал ведущим актёром. На сцене ТЮЗа Лебедев играл Павла Корчагина и Сергея Тюленина, героев Д. Фонвизина и А. Островского и даже Бабу-Ягу в сказке Е. Черняк «Василиса Прекрасная». Здесь же Лебедев познакомился с Георгием Товстоноговым, с которым будет связана вся дальнейшая его творческая судьба. В годы Великой Отечественной войны вместе с группой артистов театра Е. Лебедев выступал с концертами в воинских подразделениях и госпиталях, за что был награждён медалями «За оборону Кавказа» (1945) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946). Преподавал актёрское мастерство в Грузинском театральном институте, в классе Товстоногова. В 1949 году Лебедев по личным обстоятельствам покинул Тбилиси и в поисках работы приехал в Москву. На актёрской бирже он встретил Товстоногова, который только что был назначен главным режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола и пригласил в театр Лебедева. На этой сцене актёр дебютировал в роли Сани Григорьева в спектакле по роману В. Каверина «Два капитана». За вторую свою роль — Сталина в спектакле «Из искры...» — вместе с режиссёром-постановщиком, Г. Товстоноговым, был в 1950 году удостоен Сталинской премии I степени. В 1956 году вместе с Товстоноговым Евгений Лебедев перешёл в Большой драматический театр им. М. Горького (с 1992 — имени Г. А. Товстоногова), где служил до конца жизни. Евгений Лебедев много снимался в кино, дебютировав в 1952 году в небольшой роли Кощея Бессмертного в фильме Григория Рошаля «Римский-Корсаков». Лауреат Государственной премии СССР (1968) В 1955 году сыграл Ромашова в первой экранизации романа В. Каверина «Два капитана». За исполнение роли Королёва в фильме «Блокада» был удостоен в 1980 году Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. За фильм «Последний месяц осени» получил приз Кинофестиваля в Мар-дель-Плата за лучшую мужскую роль (1966, Аргентина). Также запомнился по картинам «Свадьба в Малиновке», «Преступление и наказание», «Первые радости», «Фантазии Веснухина», «Срочный вызов», «Эскадрон гусар летучих», «Синдикат-2» и многим другим. Умер актёр 9 июня 1997 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища. В честь Евгения Лебедева назван театр в городе Балаково — Балаковский драматический театр имени Е.А. Лебедева. На доме, где в 1964—1997 годах он жил (Петровская наб., д. 4), открыта мемориальная доска. Чапаев Василий Иванович( 28.01.1887-5.09.1919 г.) Появился на свет 28 января 1887 года в селе Будайка в семье крестьянина. Он был шестым ребенком в семье. Многодетная семья в поисках лучшей жизни перебралась в село Балаково. Родители отдали его в церковную школу, надеясь, что сын станет священником. Но им так и не стал. Зато женился на Пелагее Метлиной, дочери местного священника. Когда его призвали в армию, он прослужил там год, и по состоянию здоровья парня комиссовали. Возвратившись домой, Чапаев до 1914 года работает плотником, пытаясь прокормить жену и троих детей. В январе 1914 года его отправляют на фронт Первой мировой войны, где он проявил себя отважным и умелым воином. За отвагу и храбрость его наградили Георгиевской медалью и Георгиевскими крестами. Он получил звание Георгиевского кавалера. В 1917 году, с приходом к власти большевиков, он встал на их сторону и проявил себя как отличный организатор. Пребывая в Саратовской губернии, Чапаев создал 14 отрядов Красной гвардии. Они успешно воевали с генералом Калединым. Спустя год, в мае, из 14 отрядов сформировали Пугачевскую бригаду. Возглавил ее Чапаев. Его слава и популярность росла просто на глазах. В 1919 году он был командиром 25-ой стрелковой дивизии и проводил боевые операции против белогвардейской армии Колчака. Раскрыть настоящий талант полководца ему помешала ранняя смерть 5 сентября 1919 года. Дивизия Василия Ивановича совершала наступательную операцию и отстала от основной части сил. На них напала белогвардейская армия Бородина. Чапаев был ранен в живот и голову, от чего и скончался. Стоит отметить, что жизнь Чапаева окутана тайнами, легендами и домыслами. Единственное о чем можно утверждать, так это о его личной жизни. Когда он воевал на фронте, от него ушла жена Пелагея. Василий Иванович женился во второй раз, и тоже на Пелагее. И тоже она ушла к другому, его лучшему другу. И ван Яковлевич Паницкий(14.01.1906- 12.04.1990) – талантливый незрячий музыкант, солист Саратовской филармонии, баянист. Иван Яковлевич родился в 1906 году в городе Балакове, Саратовской области. Очередной ребенок в большой семье пастуха, он почти с самого рождения ощутил на себе классовую несправедливость. В две недели от роду малыш лишился зрения по вине медсестры. На диагностику и лечение денег в семье батрака заведомо не было, и мальчик рос, ориентируясь на слух. Может быть именно недуг послужил отправной точкой для феноменального развития музыкального слуха у мальчика. С детства он вслушивался в переливы пастушьего рожка, запоминал мотивы русских народных песен на деревенских посиделках, даже обычные для человеческого восприятия звуки: шум соснового бора или паровозные гудки - все ложилось в музыкальную копилку Ивана. Вскоре простого запоминания мелодий стало не хватать талантливому ребенку. Впервые он взял в руки гармонь в три года, методом проб и ошибок, он воссоздавал услышанные мелодии, придумывал свои, насколько ему позволяла простая гармошка на семь клавиш. Через короткое время диапазона этого несложного инструмента стало не хватать. В четыре года Иван прекрасно понимал и воспроизводил аккордовые созвучия. Тогда родители приобрели ему более сложную гармонику, на восемь клавиш с дополнительными полутонами. На этом инструменте Иван научился исполнять известные мелодии того времени: «На сопках Маньчжурии», «Осенний вальс». Для такого маленького исполнителя это было сродни чуду. Услышав игру сына, Яков Паницкий решил, что пора приобрести инструмент получше. На этот раз была приобретена хроматическая гармоника на 4.5 октавы. Первый концерт мальчика организовали учителя женской школы Балакова. Сначала это было бесплатным прослушиванием, потом, по мере нарастания популярности маленького исполнителя, начали браться небольшие деньги. Большая семья Паницких все больше нуждалась в средствах, так что время спокойного самостоятельного изучения музыки безвозвратно прошло. Юный Иван, вместе со своим братом, стал играть в трактирах и ресторанах, на званых вечерах местных зажиточных дельцов. Иногда они работали по 12 часов в день. В это сложное время он нашел своего первого учителя музыки. Им стал слепой гармонист Ф. Хаяров. В 1921 году вся семья Паницких переехала в Саратов в поиске работы для главы семьи. Пятнадцатилетний Иван Яковлевич также обратился в специальную комиссию с просьбой предоставить ему работу по профилю. Сначала к его заявлению отнеслись с недоверием, но, после прослушивания, профессор консерватории Л. Рудольф присвоил Ивану первую исполнительскую категорию. Услышав звуки скрипки в инструментальном трио, Паницкий немедленно захотел обучиться игре на этом инструменте. Сначала он стал заниматься самостоятельно, но потом обратился к профессору Богатыреву. В 1925 году стал студентом музыкального училища г. Саратова. Начинает изучать скрипку, но закончить образование не сможет, по причине серьезного профзаболевания правой руки. Тем не менее учеба в училище значительно расширила его кругозор в музыке. В 1926 году в городе прошел конкурс гармонистов. Иван Паницкий участвовал в нем со своей старенькой хроматической гармошкой. Своим исполнением он покорил и зрителей, и жюри. Пообщавшись с исполнителями и прослушав все выступления, Иван Яковлевич выбирает для дальнейшего обучения баян. Первым местом работы Ивана Паницкого, как баяниста, стало место исполнителя в саратовском театре малых форм. Он проработал там два года. Следующие десять лет Паницкий совмещал работу в нескольких театрах, а также в радиокомитете, с преподаванием в музыкальном училище. Это было наиболее плодотворное творческое время для Ивана Яковлевича. Он создал несколько очень популярных полифонических обработок музыкальных произведений в расчете на исполнение на баяне. Например, «В лесу прифронтовом», «Тройка почтовая», «Полонез» Огинского и многие другие. Иван Паницкий по-прежнему участвовал в конкурсах, но уже в масштабах страны. Завоевал первую премию в 1939 году на Всесоюзном конкурсе исполнителей, проводившимся в столице СССР. Выигрывает республиканский конкурс исполнителей в Свердловске (1944). Всего, за 35 лет своего творческого пути, Иван Паницкий дал более 3000 концертов. Самое знаменитое его выступление состоялось 20 января 1952 года. Это было сольное выступление для баяна с поддержкой симфонического оркестра. Верховным Советом СССР Пятницкому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Артист скончался 12 апреля 1990 года. Геннадий Григорьевич Голобоков. ( 16.02.1935-17.05.1978)Родился в селе малая Быковка Балаковского района.Рисовал, не выпуская из рук карандаша ни на уроках, ни на переменах. На любом клочке чистой бумаги он набрасывал портреты друзей, тихие балаковские улочки, любимую Волгу. Его работы брали на городские выставки, посылали в Саратов. Через год Гена должен был получить аттестат зрелости, но случилось несчастье. В солнечный летний день 1951 года все, о чем он мечтал, вдруг оказалось недостижимым. Неудачный прыжок во время купания— перелом шейного отдела позвоночника. Шло время, одна больница сменяла другую. Он начинал понимать, что ему уже не подняться с постели....Подрамник помещался на груди. Одной рукой Голобоков держал картину, другой — кисть. Руки быстро уставали. Иногда после единственного мазка он просил отставить полотно. Рука с кистью едва дотягивалась до середины холста. Чтобы дать возможность Геннадию писать верхнюю часть картины, её переворачивали. Приходилось с этим мириться. Так работал самодеятельный художник Геннадий Григорьевич Голобоков. Он не сдался. Он знал, что человек может победить любые обстоятельства, если у него хватит мужества для борьбы. Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой — молодой, счастливый и сильный человек-созидатель. Вскоре к Голобокову пришло признание. На Всесоюзных и Всероссийских выставках самодеятельных художников Геннадий получает несколько наград, а в юбилейном 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства, ему вручают диплом и медаль. Но самый высокий творческий взлет ждал его впереди, когда он обратился к научной фантастике. Раздумьям о будущем, о призвании и возможностях человека посвящены все картины Голобокова. Главную тему своего творчества художник определил так: психология людей будущего. Впоследствии в статье, подводящей итоги короткой жизни Г. Г, Голобокова, журнал «Техника — молодежи» напишет: «Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи». Геннадий мечтал о таком совершенстве человека, когда уже не будет преград его замыслам и делам. «Космическая мазурка» — люди танцуют в космосе... без скафандров. «Одоление недоступности» — мозг используется до предела. Его полотна рассказывают о достижениях ученых («НИИ генетики», «Череп Кучума»), о преобразовании Земли («Человек и машина»), о единстве людей и природы («Утро Сибири — завтра»). В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника — молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку, на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне, Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США, в Хьюстоне. Пробовал свои силы Г. Голобоков и в поэзии. Лирика его полна напряженных раздумий, далека от описательности. Каждое событие для него — повод поговорить о проблемах, которые беспокоят всех нас. Его «космические» стихотворения, как и картины, привлекают читателя прежде всего остротой поставленных проблем, размышлениями о путях человечества, о будущем Homo sapiens — человека разумного. Стихи Г. Голобокова неоднократно печатались на страницах областных газет, журнала «Техника— молодежи».В1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел коллективный сборник «Последняя высота», самая большая поэтическая тетрадь его принадлежит перу Геннадия Голобокова. Шли годы, и тяжелые приступы стали чередоваться со зловещей последовательностью. Он предвидел неизбежное и работал, работал. Стремился успеть написать еще хотя бы одно полотно. Он не давал себе передышки.Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова. Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал. Паисий Михайлович Мальцев (1856/1858-1919) родился в Новониколаевске. Отец отправил его на учебу в Москву, где Паисий учился в Московском университете, состоял в торговом союзе старообрядческой Рогожи, занимался сбытом заволжской пшеницы на зерновых рынках. Он был известным библиографом, человеком широко образованным, общался с Чеховым и Гиляровским, являлся творческой и богато одаренной натурой. Кроме того, Паисий Михайлович был купцом первой гильдии, коллекционером и меценатом, членом Совета белокриницкой общины с. Балаково, попечителем и строителем храма во имя Живоначальной Троицы в Балаково. Сыновья Михаила Мальцева, Анисим и Паисий, продолжили торговое дело отца. При их участии в Балакове была создана хлебная биржа, которая, по словам старообрядческого писателя-апологета Федора Евфимьевича Мельникова (1874-1960), «диктовала цены на хлеб лондонскому Сити». Мальцевские хлебные пристани в Балакове по грузообороту уступали тогда только Астрахани, Самаре и Казани. Интересно отметить, что столичный блеск не ослепил провинциального старообрядца — Паисий вернулся в родное Балаково. Там, уже после смерти отца, он купил дворовый участок, между улицами Христорождественской и Николаевской, на котором в 1880 году по проекту саратовского архитектора Ф. И. Шустера был выстроен массивный дом скотельной, подвалом и мансардой. Балаковские старожилы утверждают, что между домами Анисима и Паисия, а затем и построенной братьями церковью, был устроен подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по этому подземному ходу гнали теплый воздух от котельни Паисия к дому Анисима и к храму. Вокруг дома Паисия был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее, в 1910-е гг. усадьба была реконструирована знаменитым московским архитектором «творцом русского модерна» Федором Осиповичем Шехтелем (1859 — 1926). Усадьба Паисия Мальцева сохранилась до сих пор, теперь это архитектурный памятник федерального значения. Кобзарь Иван Васильевич(15.01.1917-09.07.1918) Семья мецената Василия Георгиевича Кобзаря и его сына Ивана - переселенцы из украинской слободы Покровской, куда их предки попали, вероятно, еще при Степане Бокуре - личном охраннике гетмана Мазепы. По воле Петра I опальные казаки во главе со Степаном Бокурой подались за Волгу возить соль с озера Эльтона. Тогда предки Кобзаря и Бокуры основали хутор Новые Бокуры (позже слобода Покровская и г. Энгельс). В 1774 году, когда саратовцы пустили к себе Е. Пугачева, то возбужденная толпа жителей Покровки схватила атамана Кобзаря и повезла к Пугачеву. Тот, чтоб завоевать авторитет покровчан велел повесить и этого атамана. Сто лет спустя в память об убиенном предке В. Г. Кобзарь добился постройки Иоанно-Богословской церкви в с. Балаково.Он слыл богомольным и щедрым кредитором. В управляющие к себе взял в те года своего же приказчика обруселого татарина В. Г. Мамина. Его сыновьям, молодым новаторам он помог встать на ноги. Кобзари широко использовали заимочную и хуторскую систему землепользования, а также скупку оптом зерна у крестьян, которые состояли в общинах и не имели своих усадеб. За пределами села Балаково у В. Г. Кобзаря был хороший образцовый хутор из кирпичных построек с рыбным прудом. Позже на базе этого хутора возник Соляновский совхоз, но за годы Советской власти постройки были «раскурочены». В конце XIX в. И. В. Кобзарь (сын Василия Георгиевича Кобзаря) предложил В. Мамину, зная необыкновенные способности его сыновей, деньги на строительство нефтемоторной мастерской и отказался потом принять возвращение долга (нефтемоторная мастерская разрослась до завода братьев Маминых). В 1910 - 1911 учебном году Кобзарь содействовал созданию первого в его истории учебного заведения - коммерческого училища, разместив его временно в своем собственном на доме ул. Новоузенской (ныне ул. Ленина). Был создан попечительский совет, его почетным попечителем избран Иван Кобзарь (по документам крестьянин слободы Покровской (Энгельс), а по жизни купец - миллионер). Собственных средств Кобзаря на строительство специализированного здания явно не хватало, и поэтому он заключил договор с другими имущими людьми о совместном вкладе средств в это дело. Однако компаньоны подвели его, отказавшись от вклада средств, и одержимый идеей Иван Васильевич продал свои земли. 250 тысяч рублей золотом затратил И.В. Кобзарь на строительство и оборудование коммерческого училища - добротного и красивого здания из красного кирпича, с калориферным отоплением, паркетом, панелями, отделанными кафельными плитками, узорчатыми металлическими лестничными перилами и удивительными наличниками. Училище было рассчитано на 120 учащихся. В нем уже в 1913 г. была создана кабинетная система. Иван Васильевич закупил в странах Западной Европы для кабинетов физики, химии, математики, биологии современное оборудование. А для рисовального класса - подлинники и копии картин, скульптур и ваз, чтобы могли учащиеся, обучаясь рисованию, живописи и ваянию, подражать замечательным мастерам, закупил и музыкальные инструменты. За обучение в коммерческом училище платили 100 руб. в год (в других учеб. заведениях за год учебы брали 120 - 150 руб.). Для сравнения корова в то время стоила 25 - 30 руб. Детей из бедных семей принимали бесплатно. И.В. Кобзарь, как попечитель училища и добрейший человек бесплатно обеспечивал их формой, учебниками, ранцами, завтраками и обедами. Бесплатно завтракали и учителя. И. В. Кобзарь принимал также активное участие в работе театра, действовавшего в Народном доме. Он сам ставил отдельные спектакли и играл в них главные роли наряду с профессиональными актерами и режиссерами. Так, он поставил спектакль «Темное пятно», направленный против расовой дискриминации, пьесу Гоголя «Ревизор», в которой сыграл роль городничего и другие спектакли. Здравоохранению И. В. Кобзарь оказывает содействие тем, что отдает под женскую больницу свой жилой дом и уходит со своей женой Ольгой и тремя детьми жить в баню. Когда свершилась Октябрьская социалистическая революция, из всех помещиков только Иван Васильевич Кобзарь и Олимпиада Голованова - передовая преподавательница литературы - не бежали из Балакова. Никаких капиталов к этому времени у Ивана Васильевича уже не было, но повсеместно проводилась национализация земель, заводов, банков, вкладов, и он был арестован как помещик, как представитель имущего класса Балакова. От Ивана Васильевича требовали передачи капитала. И. Т. Наумов, по прозвищу Ванька Культяпый, пытался выбить из него капитал плетьми. Оскорбленный И. В. Кобзарь покончил жизнь самоубийством. Столыпин Петр Аркадьевич (14.04.1862-05.09.1911) Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) – выдающийся российский государственный деятель. В разное время занимал должности министра внутренних дел и премьер-министра. Богатая биография Столыпина полна ярких, стремительно развивающихся событий. Петр Столыпин родился 1 (14) апреля 1862 г. в Дрездене. Будучи гимназистом, выделялся пытливостью, сильным характером и справедливостью. В 1881 г. окончил гимназию и уехал в Санкт-Петербург, где поступил на естественное отделение физмата. Одним из его преподавателей был Д. И. Менделеев. В 1884 г., продолжая учиться, он поступил на службу в МВД. Спустя год получил чин коллежского секретаря. Еще через год Столыпин стал помощником столоначальника Департамента сельскохозяйственной промышленности и земледелия. В 1888 г. получил звание камер-юнкера. Осенью этого же года был произведен в титулярные советники. В марте 1889 г. получил должность предводителя дворянства. Начало деятельности Петра Аркадьевича совпало с началом работы Госдумы. Ее в основном представляли либералы, постоянно оппонирующие власти. Отношения Столыпина с депутатами были сложными. Его выступления каждый раз пытались сорвать. Столыпина выручало только то, что он был замечательным оратором. Столыпин моментально реагировал на революционные поползновения. Он полагал, что порядок в России должен охраняться “справедливо и твердо”. После роспуска Думы и правительства И. Л. Горемыкина, Петр Аркадьевич стал новым премьер-министром. Началу реформирования “крестьянского вопроса” предшествовал ноябрьский указ 1906 г. Был провозглашен широчайший комплекс мер по уничтожению коллективного землевладения сельскохозяйственного общества и созданию крестьянского класса. Полноправными собственниками земли, согласно этому указу, были крестьяне. В указе говорилось о том, что тот, кто владеет землей на общинном праве, может в любое время потребовать укрепить за собой в личную собственность определенные ее участки. Оценка этой столыпинской реформы затруднительна из-за того, что она не была полностью осуществлена. В отношении иностранных государств Столыпин старался придерживаться политики невмешательства. Исключением стал Боснийский кризис, угрожающий перерасти в войну с балканскими странами, РИ, Германской и Австро-Венгерской империями. Петр Аркадьевич полагал, что Россия не должна вмешиваться по причине своей неготовности к военным действиям. Итогом кризиса стало моральное поражение РИ. После этого, по настоянию премьер-министра, от занимаемой должности был освобожден руководитель МИДа, А. П. Извольский. Летом 1911 г. Столыпин, вместе с Николаем II, прибыл в Киев. После открытия памятника Александру II, император и премьер-министр отправились в городской оперный театр. Покушение на жизнь Петра Аркадьевича осуществил секретный осведомитель Д. Богров. Во время второго антракта он подошел к Столыпину и два раза выстрелил в него. Ранение оказалось смертельным. Петр Аркадьевич ушел из жизни 5 сентября 1911 г. 9 сентября тело премьер-министра было с почестями погребено в Киево-Печерской Лавре. Блинов Федор Абрамович (25.07.1831-24.06.1902) Родился (25 июля 1831, Никольское, Саратовская область — 24 июня 1902, Балаково) — русский механик-самоучка, предприниматель (заводчик). По одной из версий — изобретатель первого в мире трактора на гусеничном ходу, получивший в 1879 году «привилегию» (патент) 2245 на изобретение «вагона с безконечными рельсами, для перевозки грузов» (цит. по: Указатель, 1884). Из-за того, что в патенте не было указания на наличие у вагона двигателя, некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора. Гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки. з крепостных крестьян Сергея Семёновича Уварова. Родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне — в Вольском районе Саратовской области) в семье кузнеца. Во второй половине 1840-х г.г. во время засухи получил от помещика «отпускную» и работал бурлаком. В 1850 г. устроился на пароход (буксир) «Геркулес» кочегаром. Приблизительно с 1855 г. работал машинистом на «Геркулесе». Однажды, при поломке коленвала, отремонтировал пароход, разделив приводы правого и левого гребных колес, таким образом усовершенствовал его — судно получило возможность поворачиваться на месте.В 1877 году вернулся в Никольское. В 1877 году, благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского, Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора Договорившись о финансировании с купцом Канунниковым, Блинов работал над постройкой гусеничного «вагона» и другими изобретениями, в частности, создал оригинальный одноцилиндровый насос удачной конструкции 15 марта 1878 года написанная Блиновым патентная заявка на привилегию подана в Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов от имени купца Канунникова, который также оплатил пошлину. Привилегия №2245 была выдана 20 сентября (2 октября) 1879 года В 1880 г. (приблизительно) Ф. А. Блинов переехал в Вольск и поступил на работу на цементный завод Плигина.В январе 1881 года Ф. А. Блинов несколько раз демонстрировал на улицах г. Вольска построенный им гусеничный вагон (платформу) на конной тяге. В 1881 году Ф. А. Блинов переехал в Балаково В 1887 Ф. А. Блинов арендовал чугуно-литейный завод и организовал производство пожарных насосов «Благословение» своей конструкции. По словам Я. В. Мамина, ученика Ф. А. Блинова, завод также выпускал сельскохозяйственный инвентарь и производил ремонт разнообразных деталей и механизмов.В 1889 году Ф. А. Блинов демонстрировал свой насос на земской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Саратове и был награждён серебряной медалью. У мер 24 июля 1902 г. в возрасте (полных) 70 лет, похоронен в с. Балаково на местном приходском кладбище. Мамин Яков Васильевич (03.11.1873-09.08.1955) Русский механик, изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения, создатель двигателя «Русский дизель» (1906) и трактора «Русский трактор» (1910). Родился в крестьянской семье в селе Балаково. Окончив приходскую школу, поступил в ученики к кустарю-лудильщику, затем в мастерскую Ф. А. Блинова — изобретателя первого русского гусеничного трактора с паровым двигателем. В 1937 году Мамин приехал в Челябинск, работал в Институте механизации сельского хозяйства научным сотрудником (сначала на кафедре теплотехники, затем на кафедре тракторов и автомобилей). Скончался в 1955 году в Челябинске. Изобрёл двулемешный плуг, за что получил малую серебряную медаль на выставке в Саратове в 1893 году, пожарный насос, за что и получил медаль и приз 300 рублей на выставке в Пензе. Открыл свою мастерскую. Усовершенствовал паровой двигатель трактора Блинова. Разработал оригинальную конструкцию двигателя по принципу воспламенения от сжатия и работающего на тяжёлом топливе (нефть), названного «Русский дизель» (1906). На базе своего двигателя создал колёсный трактор «Русский трактор». С 1914 года (по другим данным начало производства относится к 1913,1912,1911, и даже к 1910 году) было произведено 4 экземпляра с разными двигателями (от 25 до 60 л.с.). После начала Первой Мировой войны завод Маминых получил заказ на военную продукцию, но Яков Васильевич продолжал работать и над тракторами и в 1919 году разработал 16-сильный трактор «Гном», а позднее — упрощенный 12-сильный «Карлик». В 1921 году испытывал электроплуг с меньшим весом на полях Тимирязевской академии. В 1924 году успешно прошли испытания трактора «Карлик», построенного на заводе «Возрождение» в Марксштадте, на опытных полях Тимирязевской академии. Профессор В. П. Горячкин одобрил изобретение как простейший тип сельскохозяйственного трактора. Трактор «Карлик» выпускался на заводе «Возрождение» в Марксштадте с 1924 по 1928 год. После революции Яков Васильевич также усовершенствовал конструкцию своего двигателя. В описании патента от 1923 года указывалось: "...имеет целью снабжение рабочего цилиндра свежим воздухом не только из кривошипной камеры, но и извне. Воздух используется как для распыления топлива, так и для продувки калоризатора". Мамин совершенствовал двухтактный газовый двигатель марки ЧИМЭСХ, работающий на разных видах топлива, в том числе и на соломе. Создал модель газогенератора, также работающего на соломе (1939), изобрёл работомер для механического учета и контроля работы трактора. Мамин был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1954), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», золотой и бронзовой медалями ВДНХ (1955) Мамин Иван Васильевич (03.11.1873-09.08.1955) Русский механик, изобретатель в области дизелестроения и тракторостроения, промышленник, основатель тракторостроения и дизельного двигателестроения в России. Иван Васильевич Мамин родился в семье управляющего усадьбой помещика и миллионера В. Е. Кобзаря. Иван и его старший брат Яков рано проявили интерес и талант к технике, Кобзарь всячески их в этом поддерживал, в частности оплатил техническое образование Ивана в Саратове. В 1899 г. Кобзарь выдал братьям Маминым кредит, на который те основали чугунолитейный и механический завод для производства и ремонта сельхозтехники. На заводе было установлено 4 токарных станка с приводом от паровой машины, кузница и небольшая вагранка. На сельском сходе братья договорились об аренде общественной земли в 520 квадратных саженей под строительство завода на 12 лет с ежегодной платой 40 рублей (в первое шестилетие), а затем — по 50 рублей с установкой пени в размере «копейки за каждый просроченный рубль», при этом всё имущество завода должно находиться в залоге у общества. В 1904 г. братья хотели электрифицировать предприятие, но не получили разрешение. В 1904 г. братья Мамины подали в Петербург заявку на патент на дизельный двигатель внутреннего сгорания собственной конструкции, который работал на дешёвой бакинской нефти (тогда такой двигатель назывался «нефтянка») с расходом нефти «1/2 фунта на силу в час». В 1905 г. двигатель конструкции братьев Маминых был испытан в имении помещика И. В. Кобзаря (был установлен на молотилку завода «Маршал и Ко») и по результатам испытания получил хорошие отзывы. В 1908 г. Мамины получили патент на свой двигатель. На базе своего завода братья открывают три предприятия и одним из них заведует сам Иван Мамин, показывая отличные коммерческие и организаторские способности. В 1910 г. ремонтируется и расширяется старая территория, строится новая контора. В 1910-11 гг. братьям удаётся получить разрешение на электрификацию и в том же году была установлена электростанция на основе динамомашины электрической фабрики товарищества «Дин», Нижний Новгород, проведены электрические линии в контору, жилые помещения и цеха (впервые в Балаково). В 1910-х гг. предприятие Маминых выпускает до 200 двигателей марки «Русский дизель» в год и уже называется «Заводом нефтяных двигателей». В 1910 г. (по другим сведениям — в 1911 либо 1912 г.) братья создают свою первую модель трактора «Русский трактор», работающего на сырой нефти и приспособленного к тяжёлым условиям российского сельского хозяйства, а летом-осенью 1914 г. начинается опытное производство усовершенствованного трактора (первая партия — 4 штуки), также были проведены испытания тракторов с плугом. В 1915 г. братья переименовывают предприятие, теперь оно называется: «Специальный завод нефтяных двигателей и тракторов Я. В. Мамина». Открываются представительства предприятия Маминых в Казани, Москве, Самаре и Омске, начинается активная рекламная кампания продукции, как двигателей так и тракторов. Номенклатура предлагаемого товара растёт: это нефтяные двигатели линейки 16, 20, 25, 30 л.с.; трактора 20, 30, 60 л.с. с автоматическим пуском сжатым воздухом. В 1911 г. Балакову был дан статус города, а Иван Мамин был избран старостой как один из самых авторитетных и уважаемых граждан. На предприятиях братьев был установлен нормированный 10-часовой рабочий день (хотя Иван был против этого введения), отменены штрафы, поощрялся сдельный труд, был введён неоплачиваемый отпуск для проведения сельхозработ, выдавались кредиты на покупку жилья, был взят в штат предприятия врач. Если Яков подчинился Советской власти и смирился с национализацией завода, то Иван не желал этого делать и закрыл своё отделение предприятия. Вскоре Иван Мамин по подозрению в участии в контрреволюционном восстании арестовывается ЧК, но потом освобождается, после этого он участвует на митинге против Советской власти, затем скрывается от преследования в Саратове у тёщи. В 1920-е годы Иван Мамин живёт в Подмосковье, работает инженером-конструктором и участвует в строительстве заводов, становится членом Государственного совета в качестве эксперта, при этом переписывается с Яковом и помогает тому в новых разработках. В 1930 г. Иван Мамин разводится с женой и уезжает с младшей дочерью Галиной в Новороссийск, где работает инженером «Союзторгмаша». Многие изобретения Ивана Мамина так и не были внедрены в производство. В 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности и выслан на 5 лет в посёлок Дудинка. В 1938 г. осужден повторно с приговором к высшей мере наказания. 23 марта 1938 г. приговор приведён в исполнение. Реабилитирован посмертно в 1986 г. К узьма Сергеевич Петров-Водкин (24.10.1878-15.02.1939) Родился (24 октября [5 ноября] 1878, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская империя — 15 февраля 1939, Ленинград, СССР) — российский и советский живописец, график, теоретик искусства, драматург, писатель и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930) Кузьма Петров–Водкин родился 24 октября 1878 года в Саратовской Губернии. Отец Кузьмы – Сергей, был обычным сапожником. Художественное образование Петров–Водкин получил при помощи Хвалынских купцов, которые оказывали ему материальную поддержку. В 1905 году Петров–Водкин оканчивает Московское художественное училище. Стоит отметить, что наставником Кузьмы Сергеевича был великий русский художник Серов. Петров–Водкин много путешествовал. Побывал в Западной Европе, на Средиземноморье, и даже в северной Африке. Путешествия по миру всегда сильно отражаются на творчестве художников, Петров–Водкин не стал исключением. Изучение работ европейских мастеров сформировало у Петрова–Водкина свой, неповторимый стиль творчества. Кузьма Сергеевич разработал стиль сферической перспективы. Этот стиль позволял художнику в различных ракурсах, передавать при этом ощущение «Земли как планеты». В 1917—1918 годах Петров-Водкин был одним из реорганизаторов Высшего художественного училища при Академии художеств. 30 января 1918 года Совет Академии избрал его профессором по живописному отделению (совместно с К. А. Сомовым, А. И. Савиновым и В. И. Шухаевым. 13 апреля 1918 года декретом Совнаркома Академия художеств была упразднена, а к осени Училище было преобразовано в Петроградские Государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ). После революции Петров–Водкин работал в театре, пробовал себя в качестве литератора, писал рассказы и очерки. Еще он занимался и научной деятельностью - писал статьи об искусстве, преподавал. Он был видным деятелем искусства, занимал руководящие должности в художественных институтах. В начале 1925 года картины художника начали покупать французские коллекционеры, он пишет портреты итальянской актрисы Пеньо, дирижера С. А. Кусевицкого, хотя ему не приходится отказываться и от работ над афишами для кинотеатров, о нём пишут парижские газеты, но в июле он с семьей возвращается в Ленинград. До этого, весной 1924 года, 7 работ Петрова-Водкина, включая «Портрет Анны Ахматовой», экспонировались на Выставке русского искусства в Нью-Йорке, «Портрет Ахматовой», «Портрет жены» и другие его картины были включены в состав передвижной выставки советского искусства в Японии (1926—1927: Харбин — Токио — Аомори — Осака — Нагоя). Умер знаменитый художник в Санкт–Петербурге (Ленинграде) в феврале 1939 года. Обсудим вместе. Какой вклад в культуру общества внесли люди, с которыми мы познакомились? Могут ли они стать примером для подражания? Есть ли в жизни место трудовым подвигам, или героем можно стать только на войне? Пострадала бы нравственность общества, если бы люди не думали о результатах своего труда, а заботились только о своём благе Вывод. Всё рассмотренное указывает на ценность созидательного труда на благо общества. |