Главная страница

Внучка Владимира Мономаха ЕвпраксинияЗоя составила в 12 в сочинение


Скачать 23.15 Kb.
НазваниеВнучка Владимира Мономаха ЕвпраксинияЗоя составила в 12 в сочинение
Дата05.01.2022
Размер23.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1_Meditsina_v_Kievskoy_Rusi.docx
ТипСочинение
#324357

Медицина в Киевской Руси
Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киевская Русь, сложилось в начале 9 века. Киев столица русского государства − Киевской Руси.

Важным событием в истории Руси было принято христианства в качестве государственной религии в 988 году при князе Владимире. Высокого уровня достигла древнерусская культура.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. князем Ярославом Мудрым. Ее разместили в Софийском Соборе. Внучка Ярослава организовала при Андреевском монастыре первую женскую школу.

Большое значение для развития меди­цины на Руси и утверждения медицинского права имели "Устав" Вели­кого князя Владимира Святославовича (10-11вв.), "Русская правда"(11-12 вв.). К древнейшим памятникам медицинской письменности относится «Изборник Святослава» (11 век). Это энциклопедический сборник византийского происхождения, затем переписанный для сына Ярослава Мудрого − Святослава. В нем описаны причины, лечение и предупреждение некоторых болезней, приведены советы о питании. Например, «силы в овощи велики» или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть».

Здесь речь идет и о врачах хирургах (лечцах-резалниках), которые умели ампутировать конечности, делать лечебные прижигания при помощи раскаленного железа, лечить поврежденное место мазями и травами. Здесь же описаны и недуги неисцелимые, перед которыми врачи бессильны.

Кроме того, здесь содержатся указания монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним врача и уплачивать ему за труд.

Другими известными произведениями того времени были «Физиолог» − трактат из естественнонаучных работ античных авторов и «Шестоднев» Иоанна Болгарского, где содержатся описания строения тела.

Внучка Владимира Мономаха Евпраксиния-Зоя составила в 12 в. сочинение «Мази», где отражен медицинский опыт того времени.

Известен свод русских законов «Русская правда», который был составлен при Ярославе Мудром. Здесь законодательно устанавливается оплата труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение. Можно вспомнить Патерик (летопись Киево-Печерского монастыря), который содержит первые конкретные сведения о врачебной этике в Древней Руси: лечец должен быть образцом человеколюбия вплоть до самопожертвования; ради больного должен выполнять самую черную работу, быть терпимым и сердечным по отношению к больному; не заботиться о своем личном обогащении или профессиональном тщеславии.

С лечебной целью применяли лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, лука, чеснока и т.д.

Из лекарств животного происхождения применялись сырая печень трески, кобылье молоко, мед, панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. Так, при болях в животе принимали внутрь растертый в порошок хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта.Применяли и «кислую воду», т.е. нарзан, что в переводе означает «богатырь-вода».

Опыт народной медицины впоследствии был обобщен в травниках и лечебниках. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. Примером может быть рукописный лечебник «Вертоград».

В связи с развитием ремесел в Киевской Руси в 10-13 в. получила дальнейшее развитие народная медицина. Врачебная профессия рассматривалась как особый вид ремесла. Врачеванием занимались светские люди, а также духовенство (главным образом монахи). При монастырях были устроены так называемые монастырские больницы. Хорошо известны больницы при I русском монастыре − Киево-Печерской лавре. Известны несколько имен монахов-подвижников, которые прославились своим врачебным искусством. Это пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который давал больным свое исцеляющее «зелье». Это и преподобный Антоний и Агапий, лечившие прокаженных больных.

По уровню развития санитарного дела Древнерусское государство опережало страны Востока в 10-11 веках.

Поселения возводились в «красном» (красивом) месте, вдали от болот, при источниках «живой» доброкачественной питьевой воды. Избы строились так, чтобы как можно больше света проникало через «окончины». Здания белились мелом или известью изнутри и снаружи. На территории древнего Новгорода открыты и изучены многоярусные (до 30 настилов) деревянные мостовые, вскрыты гончарные и деревянные водосборники и водоотводы − одни из древнейших в Северной Европе.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня, которая издавна считается замечательным средством лечения. Интересно, что в договоре князя Олега с Византией оговаривалось, что русские дружинники, придя в Царьгород (Константинополь) получат возможность мыться в бане сколько захотят.

Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Поэтому наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, вправляли вывихи и делали кровопускание, проводили массаж, лечили простуду и т.д.

В литературных сборниках часто имелись целые главы по диете. Мерилом питания должна являться потребность в пище. Вино следует пить с воздержанием, ибо «питие безмерно» − «матица всему злу». Большое значение придавалось физическим развлечениям − игре в мяч, охоте, которыми можно заниматься до усталости.

В средние века на Руси, как и по всей Европе, эпидемии уносили тысячи человеческих жизней. В русских летописях приведены ужасающие картины эпидемий чумы и других заразных заболеваний, которые на Руси назывались «мором», «моровым поветрием» и «повальными болезнями». Так описаны эпидемии в Киеве и Полоцке (1092 г.), когда «многие человеки умирали различными недугами», эпидемии в Смоленске (1230 г.), Нижнем Новгороде (1417 г.), Пскове, Ладоге.

В русских народных сказках чума изображалась в виде женщины громадного роста с распущенными волосами, в белой одежде; холера − в виде злой старухи с искаженным лицом.

В стремлении прекратить повальные болезни народ принимал самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV веке разразилась чума, горожане в течение суток построили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. Для того чтобы остановить эпидемии, проводили «изоляцию» больных. Об этом есть сведения в «Изборнике Святослава». Порой проводили крупные мероприятия по охране общественного здоровья, предупреждению заноса инфекции из-за рубежа. Летопись сообщает о массовой очистке в 1230 г. территории Новгорода от тысячи чумных трупов и захоронении их в особых могильниках.

Во 2-й половине XI века появляются признаки упадка Киевской Руси. Рост экономической самостоятельности городов (Новгорода, Чернигова) сопровождался борьбой князей за политическую независимость от Киева. В 1097 г. съезд русских князей принял решение о независимости владений и таким образом обеспечил законодательную основу для феодальной раздробленности. В 1132 г. на территории Киевской Руси образовалось около полутора десятков фактически самостоятельных государств.

Зимой 1237 года татаро-монгольские полчища вторглись в пределы русского государства. Начался период татаро-монгольского ига, который продолжался около 250 лет. Но даже в этот период медицина на Руси продолжала развиваться.

Находясь по сравнению с Русью на более низкой стадии культурного развития, татаро-монголы вынуждены были пользоваться услугами русских ремесленников и врачей. Например, известно излечение «глазной болезни» у жены татарского хана лекарем Алексеем. По городам продолжали практиковать русские лечцы.

Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Белоозерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергшийся вражескому нашествию. В его стенах Кирилл Белоозерский (1337-1427) перевел с греческого «Галеново на Иппократа» (Комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время отреставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

Освободительная борьба русского народа против татаро-монгольского ига завершилась в XV веке объединением русских земель в единое национальное государство. Во главе объединения русских земель встала Москва.


написать администратору сайта