Главная страница

Внутренне и внешнее убранство Теремного, Патриаршего и Потешного дворцов


Скачать 36.52 Kb.
НазваниеВнутренне и внешнее убранство Теремного, Патриаршего и Потешного дворцов
Дата14.10.2021
Размер36.52 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла%d0%94%d0%be%d0%ba%d0%bb%d0%b0%d0%b4.docx
ТипДоклад
#247669

Муниципальное Бюджетное Профессиональное Общеобразовательное Учреждение «Сибирский Профессиональный колледж»

Специальность: Дизайн (по отраслям)

Доклад

На тему: «Внутренне и внешнее убранство Теремного, Патриаршего и Потешного дворцов».

Выполнила студентка

группы Д-140:

Леденева С.В.

Преподаватель:

Кушнир Е.Н.

г. Омск - 2020

Содержание

Вступление 3

Теремной Дворец 4

Патриарший Дворец. 7

Потешный Дворец 12

Заключение 19

Вступление

В 17 веке сохраняются традиционно-русские орнаментально-декоративные мотивы, однако в это время русскими мастерами творчески перерабатываются и приёмы готики, и итальянского Возрождения, и барокко. Ярким примером обустройства жилого, внешнего и внутреннего пространства являются царские дворцы Московского Кремля: Теремной, Патриарший и Потешный. Об убранстве которых и пойдёт речь в докладе.

Теремной Дворец

Теремной дворец Московского Кремля был задуман как парадные царские покои, выполненные из камня. Это было особенно важно в то время, когда преобладающая часть строений на территории Кремля возводилась из дерева и регулярно страдала от пожаров.

Каждое помещение Теремного дворца выполняло определённую роль. Помещения цокольного этажа использовались для домашних целей. В них находились комнаты бытового назначения, а также, помещения, где находились запасы воды и свечей, и заготовки овощей и солений.

На первом этаже располагались мастерские царицы. Здесь было сосредоточено изготовление всех видов одежды, белья и других видов изделий для домашнего обихода царской семьи. Здесь придворные вышивальщицы украшали одежду шёлком, золотым шитьем и жемчугом.

На втором этаже находилась личная купальня царя. Вода подавалась сюда с помощью насоса из водонапорной башни. Винтовая лестница вела из купальни в царскую спальню. Комнаты, размещенные на этом этаже, часто перестраивались и их назначение, соответственно, менялось. В XIX веке здесь обосновался архив, в котором хранились наиболее важные государственные бумаги.

Царские покои занимали второй этаж дворца. Царские покои составляли четыре палаты (Проходные сени, Крестовая палата, Престольная и Опочивальня) сравнительно небольших размеров, перекрытые сомкнутыми сводами с распалубками.

В планировке покоев, как и в общей композиции архитектурных объемов, еще даёт о себе знать воздействие деревянной архитектуры, в частности, деревянных хором, возводимых по принципу соединения отдельных клетей. Стены и своды палат по окончании строительства были расписаны растительным орнаментом. Затем, при царе Алексее Михайловиче, роспись была возобновлена С. Ушаковым.

На третьем этаже располагались помещения, включавшие, собственно, покои царской семьи, во время проживания в Теремном дворце, большие "комнаты о трех окон" с видом на Москва-реку. Анфилада комнат этого этажа заканчивалась спальней и молельней. В спальне стояла золоченая резная кровать с роскошным балдахином, вышитым золотом по красному фону с многочисленными надписями

В молельне были установлены 2 резных иконостаса, покрытых шворенным золотом, с иконами XVII-XVIII в.в.

В остальное время семья жила в деревянном дворце, какой, по мнению современников, считался более полезным для здоровья. В северном крыле размещались подсобные помещения и узкий коридор. По преданию, здесь проходили смотрины самых красивых девушек, среди которых царь должен был выбирать себе невесту. Ему предстояло трижды пройти по коридору и вручить рушник счастливой избраннице

Четвёртый этаж, или мезонин, иногда называли золотоверхим, потому, как крыша была покрыта золотыми и серебряными листами, и покрашена разными цветами. В просторной, хорошо освещенной комнате золотого верха внимание привлекает стенная роспись, выполненная в середине прошлого века в, так называемом, «русском» стиле. Передняя, Гостиная, Престольная, Опочивальня и Молельня – поражают воображение сказочным разноцветьем своего убранства. Три галереи-гульбища окружали дворец по ярусам: нижняя Боярская площадка, или Постельное крыльцо располагалась на уровне перекрытия алевизовского подклета, где сейчас стоит Владимирский зал Большого Кремлевского дворца. Выход на среднее гульбище позднее закрывался Золотой решеткой, представляющей уникальный образец кузнечного мастерства.

С восточной стороны Теремов находилось Переднее золотое крыльцо, по которому поднимались на 2-й этаж в жилые покои царя. Последний ярус выстроенных палат - златоверхий Теремок, расположенный по центру здания, окружает третья площадка - Верхний каменный двор. Необычайная живописность и нарядность нового дворца создается не только за счет сложного объемно-планировочного решения здания, но и благодаря богатейшему декоративному оформлению его фасадов.

Профилированные пилястры между окнами, резные и майоликовые карнизы, сложные белокаменные обрамления проемов с висячими гирьками и треугольными фронтонами, покрытые резным орнаментом, изразцы и резьба в ширинках парапетов гульбищ, золоченая кровля - все это гармонично увязывается с полихромной окраской стен и белокаменных деталей

Теремной дворец был сконструирован по типу русских деревянных домов, черты которых проявляются как в экстерьере, так и в планировке здания.

Дворец представляет собой многоярусную постройку. Новые этажи возводились на некотором расстоянии от старых стен и поднимались вверх ступенчатыми ярусами.

Создается впечатление, что каждый ярус как бы вырастает из предыдущего наподобие пирамиды. Здесь в полной мере проявился талант создателей дворца: ограниченные пространством и близостью соседних построек, они сумели создать шедевр архитектурного искусства, радующий глаз своим праздничным великолепием.

Внутренняя планировка — анфиладная. Одна комната переходит в другую, образуя галерею зал, каждая из которых — подлинное произведение искусства. Над украшением интерьеров потрудились не только иконописцы, но и краснодеревщики.

Таким образом, Теремной Дворец был построен для проживания там царя. Каждая деталь была продумана до мелочей, у помещений была конкретная цель, для чего их создавали, всё было сделано для удобства и комфорта русских царей, правивших когда-либо.

Патриарший дворец

Вдоль восточной границы заднего двора тянулся комплекс Патриаршего дворца, формировавшийся с середины 15. Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. Идея объединения Руси полностью соответствовала и интересам церкви, так как укрепляла ее экономические, политические и идеологические позиции.

Сначала это был дворец Митрополита, а когда в 1589 году был учреждён Московский патриархат, то его и стали называть Патриаршим. Собственно говоря, тогда Дворец имел совершенно другой вид, чем мы видим сейчас. То, что предстаёт перед глазами туриста сегодня, было построено и освящено в 1656 году. Потом тоже были переделки, разрушения, восстановления, но в целом Патриарший дворец сохранился до XXI века так, как он был сооружён 350 лет назад.

В отличие от предыдущих дворцовых построек, палаты Никона состояли из нескольких зданий, построенных единым архитектурным блоком. В декоративной обработке фасадов имеются элементы Владимиро-Суздальского зодчества. Палаты включают двухэтажное здание самих палат, второй этаж которого заняла громадная Крестовая палата, трехэтажное здание для жилья и приказов, а также поднятую, над проездной аркой, домовую церковь Двенадцати апостолов.

Главным парадным помещением всегда служила Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры, в честь царя и иноземных гостей. Крестовая палата дворца перекрыта единым сомкнутым сводом без опор, что было большим новшеством и достижением русской архитектурной практики того времени. В этой палате патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание.

Необычная для середины XVII века архитектура палаты отражала высокий уровень каменного зодчества: огромный зал, площадью 280 квадратных метров был перекрыт высоким сводом без обычной опоры в центре. Использовалась палата как зал для торжественных приёмов: здесь заседали церковные соборы, патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды. В XVIII столетии в Крестовой палате была возведена печь для варки церковного масла миро. Отсюда её второе название – Мироваренная. В 1767 году в Мироваренной палате была установлена серебряная, весом 200 килограмм, кадь для миро, подаренная императрицей Екатериной II. Рядом с печью сегодня можно увидеть серебряные сосуды для миро — дары императоров Павла I и Николая II.

Возвращаясь из Крестовой палаты в сени и проходя дальше, попадаем в трапезную домовой патриаршей церкви. В трапезной развернута экспозиция лицевого и орнаментального шитья XVII века, а также некоторых предметов церковного обихода. Среди последних - дискосы (блюда для освященного хлеба), потиры (чаши для вина причастия), опахала-рипиды с изображениями шестикрылых херувимов (символизируют присутствие небесных сил при освящении святых даров) и другое.

Лицевое шитье требовало участия мастеров знаменщиков, создававших рисунок шитья, и «травщиков» — художников по орнаменту. Кроме того, в этом шитье использовались дорогие заморские золотые (из золоченого серебра) нити и шелк, поэтому оно выполнялось в светлицах - мастерских для шитья - богатых семей, в том числе княжеских и боярских. Сами боярыни и даже царицы были большими мастерицами по вышивке.

В орнаментальном шитье часто использовались материалы попроще - холсты и льняные нити, поэтому им занимались во многих русских домах.

Высочайшую технику золотых и серебряных дел мастеров позволяет по достоинству оценить богатая коллекция древнерусской посуды. В ней представлены различные по размеру блюда и тарели, стопы и стаканы, чарки и корчики, а также широко распространенные в XVII веке ковши и братины.

Приказные палаты Патриаршего дворца

Помещение воспроизводит обстановку жилой комнаты. В XVII столетии в быту состоятельных людей становится всё больше привозных предметов: столов, шкафов, стульев, наряду с традиционно-русскими предметами мебели: сундуками, лавками. Из документальных источников известно, что своды и стены помещений расписывались яркими, затейливыми орнаментами, стены обивались тиснёными золочёными кожами ярких расцветок. При поновлении палат в 70-е годы XVII века иконописцам Фёдору Елизарьеву и Дмитрию Львову платили за то, что они «пишут в патриарших кельях шкапы, двери и ободверия, печи и окончины». Шкафы, железные и деревянные сундуки — от малых ларцов-теремков до крупных ларей и скрынь с дверцами — использовались для хранения домашнего скарба, денег, книг и бумаг. Три выставленные здесь сундука интересны каждый по-своему. Один обит мехом нерпы, другой — расписан по высокорельефному литью, третий — изготовлен из ароматного кипариса и украшен резьбой со сценами охоты. На таких сундуках, как кипарисовый, часто спали, на них клали хлопчатобумажный или кожаный тюфяк, сверху — пуховик, покрытый чёрной или красной наволочкой.

До конца XVII века стулья и кресла считались на Руси почётной мебелью. Их украшали изумительной резьбой, иногда сквозной, росписью и золочением; сиденья и спинки обивали узорными бархатами, цветными кожами с тиснением. Как пишет И. Забелин, стулья «были гостями в царских хоромах до Петра Великого. Во дворце кресло подавали одному только государю и лицам царского семейства, а из посторонних только патриарху».

Оконные проёмы тоже богато украшались, в обитые войлоком или сукном станки, вставлялись слюдяные оконницы, которые, обычно окрашивались в яркие цвета или расписывались растительными и зоомрофными орнаментами.

Непременной принадлежностью русского дома того времени были иконы, которые располагались в пристенных иконостасах или в «красном углу».

Особое место в интерьере «жилой комнаты» занимает изразцовая печь. Печи служили не только для обогрева: облицованные расписными изразцами, они украшали помещения. При Никоне многоцветные рельефные изразцы начинают широко применяться и в наружном декоре зданий. Аналогичные изразцы используются для облицовки печей и в более позднее время. В 1691 году искусный изразечник Степан Иванов, по прозвищу Полубес, сложил несколько печей в верхних кельях патриаршего дома: в Малой Столовой палате — печь четвероугольную новым образцом, в Малой келье — печь круглую, а в верхних двух кельях — печи четвероугольные.

Во второй комнате воспроизведён интерьер кабинета. Здесь на письменном столе можно увидеть: подсвечник, чернильный прибор с подставкой под перья, песочницу, очки, указку. А также часы и обязательные атрибуты богатого дома: глобус, шахматы, книги, слюдяной фонарь. Подвесные чернильницы, представленные в экспозиции музея, отлиты, по всей вероятности, в Москве, в Котельной слободе, на рубеже XVII–XVIII веков. Одну из них украшает изображение всадника, другую — стоящие на задних лапах перед древом жизни единорог и лев. Маленький сундук-ларец, украшенный полосами просечного олова, служил для хранения книг и бумаг. Такие ларцы имели разную форму и часто снабжались ручкой для переноски. Большие кованые сундуки с массивными замками заключали в себе казну или иные ценности.

Парадные сени – это своеобразная прихожая патриаршего дома. Во время всех торжественных приемов и выходов, в Парадных сенях находились служащие у патриарха дьяки и дворяне.

Никону не пришлось долго пожить в этом дворце. В 1666 - 1667 годах, церковный собор, на котором не присутствовал Царь Алексей Михайлович, лишил Никона сана. После ссылки Никона палаты опустели. В конце XVII века был надстроен четвертый этаж, от которого до наших дней дошла Петровская палата, где по приданию прятался от стрелецкого восстания Петр I.

Экспозиция собора дает возможность проследить за развитием иконописи XVII века, которое делится на два этапа. Первый этап (1600-1650-е годы) представлен иконами, воплотившими стремление оживить угасающий дух прежнего великого искусства, путем следования древнему художественному канону (линия развития искусства «грозненской школы»), и повышенной его эстетизацией (линия искусства «строгановской школы»). Второй этап (с 60-х годов до конца столетия) представлен иконами, воплотившими стремление постепенно отойти от традиционного стиля древнерусской живописи в сторону реалистического искусства.

Следовательно, в Патриаршем Дворце проживали Патриархи, которые находились на службе в Москве, они принимали гостей и царя. Интерьер дворца был обставлен соответственно религиозному мировоззрению, православному образу жизни, многочисленные иконы и патриаршие церкви тому подтверждение.

Потешный дворец

Потешный дворец расположен у западной кремлевской стены между Комендантской и Троицкой башнями. Здание было построено в 1651г. как жилые палаты боярина И.Д.Милославского - тестя царя Алексея Михайловича. Но вскоре оно отошло в казну. Здесь стали давать театральные представления (потехи). А потом в здании устроили комнаты для царской семьи.

Основателем придворного театра считают возвысившегося при Алексее Михайловиче Артамона Сергеевича Матвеева. В истории России он остался, как один из первых «западников». Матвеев попал во дворец в возрасте 12 лет и был безгранично предан царю. Он очень ценил западные новинки и общение с иностранцами. Матвееву удалось собрать первую труппу актеров, которые развлекали государя, царицу, царевичей и царевен. Известно, что в бывших боярских палатах был впервые поставлен балетный спектакль, рассказывающий трогательную историю об Орфее и Эвридике.

Здание представляло собой сложный комплекс с двумя дворами, соединенными проездной аркой. Дворец венчало многоглавие домового храма, на плоских крышах корпусов был разбит висячий сад. В 1806 году архитектор Еготов перестроил хоромы, разобрав завершение церкви и придав фасадам черты неоготики. В 1874 году архитектор Шохин попытался вернуть зданию древнерусские черты, однако это было всего лишь стилизацией, отражавшей тогдашние представления о родной истории.

Постройка Потешного дворца стала следующим, после Теремного, этапом развития каменного жилья, получившего вскоре широкое распространение в Москве. Поэтажное членение фасадов с белокаменным резным декором, близкое к анфиладному расположение жилых помещений роднят его с Теремным дворцом. Отличительной особенностью объемно-планировочной структуры дворца является расположение домовой церкви Похвалы Богородицы, вписанной в объем здания.

При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806г. здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы. Перестройка осуществляется по проекту И.В. Еготова и предусматривает превращение восточного фасада, выходящего на вновь образованную Дворцовую улицу в главный. С этой целью для симметрии пристраивается северное крыло, а фасад и интерьеры украшаются модными псевдоготическими деталями. Церковь при этом упраздняется.

В 1874-1875гг. архитектор Н.А. Шохин сделал попытку частично вернуть сооружению древний вид.

В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, поэтому проход к нему закрыт, но можно найти данные о реставрации дворца. По инициативе службы Комендатуры Кремля в 2000-2004 гг. на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.

Профессиональные исследователи русского искусства впервые смогли побывать на этом объекте лишь в начале 1970-х годов. Выполненный тогда эскизный проект имел скорее гипотетический характер — натурные работы проводились лишь на незначительной части памятника. Несколько лет назад занимающая здание Федеральная служба охраны заключила договор с реставраторами. Произошло обыкновенное кремлевское чудо — исследования древнего памятника еще раз перевернули прежние представления о русской архитектуре. Реставрация Потешного дворца стала большим подарком для всех, кто интересуется историей Москвы.

Опубликованный еще в 1970-е годы проект воссоздания многоглавия дворцовой церкви Потешного дворца ранее был достаточно известен. Но представить, что когда-нибудь он воплотится в жизнь, было невозможно. В 2001 году это все-таки произошло. Решено было реставрировать и интерьеры дворца, которые специалисты увидели впервые. Можно сказать, это единственные подлинные дворцовые интерьеры второй половины XVII века. Открылись удивительные вещи: белокаменный кесонированный потолок, орнаментальные росписи на стенах.

Открытием стала впервые расчищенная и внимательно изученная уникальная белокаменная резьба наличников парадного этажа. Резные сюжеты с изображением фантастических и реальных животных, птиц, цветов и даже турнира всадников не встречались ранее в резном декоре памятников середины XVII века.

Историк И.Е. Забелин, кстати, изучая документы XVII века, отмечал любопытный факт конного сражения, происходившего при московском дворе в 1633 году. Тогда царем были награждены поручик Анц Зандерсон и золотого дела мастер Яков Гаст, тешившие государя «долгою пикою да прапором и шпагами».

Принято считать, что палаты И.Д. Милославского были возведены с оглядкой на государев Теремной дворец. Однако невиданные в России формы здания определили, видимо, и собственные впечатления Ильи Дмитриевича от архитектуры Голландии, где он служил когда-то посланником.

На акварели неизвестного художника школы Алексеева изображен вид на дворец из его южного двора. Это 1801 год, когда здание Потешного дворца уже подверглось некоторым переделкам, но еще сохраняло все основные объемы — завершения церкви, южное крыло с верхней галереей и крыльцом на резных белокаменных кубышках.

Сейчас этот объем изуродован полностью, вместо него стоит обыкновенная советская желтая пристройка. Реставраторам не позволили ее исследовать, но если там что и осталось от XVII века, то скорее всего лишь незначительные части стен. Также на рисунке виден интересный угловой переход, устроенный посредством диагональной арки, который соединял плоские кровли двух корпусов. Он также не попал в зону реставрации, поскольку комендатура Кремля не дала разрешение на изменение существующей кровли.

Исследования Потешного дворца начались более тридцати лет назад. Тогда на восточном фасаде реставраторы на свой страх и риск сделали пять небольших зондажей. Улица, идущая вдоль этого фасада, — правительственная трасса. Так что исследовать позволили только дворовые фасады. Лишь в конце 1990-х реставраторы выяснили, что декор восточного фасада был принципиально иным, гораздо более скромным, так как парадными были южный и северный фасады, обращенные во дворы палат. Как известно, участок владелец палат боярин Милославский получил в Кремле неудобный, вытянутый: с одной стороны, кремлевская стена, с другой — узкая улочка.

Когда реставраторам наконец удалось освободить восточный фасад Потешного дворца от штукатурки, открылся первоначальный руст пилястр и наличников.

В 1970-е годы специалисты смогли найти на восточном фасаде дворца фрагмент треугольного фронтончика окна и поэтому нарисовали на реконструкции такие стандартные наличники с фронтонами и полуколонками. Все оказалось гораздо сложнее — похожий рустованный декор использовался на фасаде Патриаршего дворца и несохранившегося Конюшенного двора Кремля.

Интересно уникальное конструктивное решение наклонных машикулей, которые поддерживают алтарь церкви (он вынесен наружу, чтобы не располагаться над жилыми помещениями нижнего этажа). Белые квадратики, которыми нашпигована эта опора, представляет собой белокаменные блоки, вставленные в кирпичную кладку для крепости. В толще стены они цепляются друг за друга, образуя прочную конструкцию. В Европе есть похожие примеры, но в России таких до сих пор не замечено. Известно, что Милославский бывал и в Голландии, и в Германии, может, и мастеров привез оттуда.

Четвертый этаж дворца надстроен над боковыми крыльями фасада позднее. Прежде на его месте была плоская кровля и висячие сады.

В итоге реставраторы увидели фасад Потешного дворца, очень мало напоминающий стилизаторскую версию XIX века. От нее оставили только портал и три окна над ним. Тем более что изначально на этом месте ни окон, ни портала не было — глухая стена и арка перехода, который вел в службы, расположенные по другую сторону улицы. Переход был устроен после смерти Милославского, когда палаты отошли в Дворцовый приказ. Левее него первоначально также не было руста, поскольку крыло фасада продолжалось далее к югу. Портал выполнен архитектором Шохиным в XIX веке, но в него вмонтированы фрагменты резьбы столбов крыльца южного двора.

В ходе работы постоянно появляются какие-то уточнения: реставраторы лишь недавно поняли, что окно, стоящее по оси центральной апсиды, более позднее, а ранее оно располагалось левее.

Подлинный цвет фасада Потешного дворца был найден в натуре. Покраска позволяет представить, как все выглядело в пространстве — узкая улица, по которой тащились грязные колымаги, нависающий объем храма, который необходимо было как-то выделить.

Сурик, которым был покрашен Потешный дворец, не дешевая краска. Значит, экономили: пустили ее только на верхнюю часть здания. В наличниках окон варьируются зеленый, синий, красный и белый цвета.

Завершения дворцовой церкви Похвалы Богородицы и ее звонницы восстановлены теперь целиком, но с очень большой степенью достоверности. На чердаке читались очертания треугольных фронтонов и основания закомар. Основания малых барабанов сохранились, а от центрального остался отпечаток на своде. Найдено много остатков кирпичного и белокаменного декора, различные детали.

Реставраторы раскладывали обломки по рядам и смотрели что получится. Все прекрасно реконструировалось, лишь какие-то мелочи дорисовали по аналогам, например, по церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Возможно, реставраторы на два лишних ряда переложили венчающий карниз барабана звонницы.

Методически очень сложно было решить, как поступить с северным фасадом. К нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, которое сломали в XVIII веке. То есть большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На правом углу находилась ретирада, углового пучка колонн не было. Во втором этаже нашли внутренний портал.

Реставраторы решили оставить что-то и от Шохина, чтобы сохранить цельность фасада, но только в уровне верхнего этажа. А что было делать — оставлять нелепые цементные рамы рядом с этой теремной красотой? С этим же связано и вынужденное решение покрасить красным часть стены, которая никогда такой не была, чтобы связать ее с западным фасадом...

К звоннице примыкает объем лестничной башни. Некогда она завершалась шатром и стоящей рядом башенкой дымника. Их реставраторы восстановить не смогли, потому что трогать кровли не разрешила охрана Кремля. В интерьерах также не проводилось никаких работ. Невозможно было восстановить даже конструктивную арку под трапезным храмом, потому что там сейчас служебный проход.

На ризалите южного фасада расчищена подлинная каменная резьба парадных наличников и междуэтажного карниза. Некоторые элементы не удалось сделать как нужно, не хватило данных. Изначально в нижней части окон не было «пережабины» между тумбами, а было некое заполнение — скорее всего балясинки. Пока все оставлено как есть. Видно, что резьба продолжалась и на внутренней поверхности окон, но там, где она утрачена, реставраторы не стали ее докомпоновывать.

Наличники на фасадах — нескольких типов. Сюжеты резьбы фронтонов не повторяются — это звери, люди и даже берегиня. Некоторые нижние «висячие» части у половины окон были отломаны при замене столярки. На их месте появились «шохинские» вставки, но потом и они были сломаны. Орел в центре — вставка, а птицы по краям старые. Откуда Шохин взял сюжет? Может к тому моменту еще оставались какие-то подлинные куски сверху? Низ, выполненный Шохиным, пришлось восстанавливать по сохранившимся фотографиям XIX века.

Очень реалистично в сравнении с другими декоративными зверями выглядит белокаменная белочка. Думается, здесь работали несколько мастеров: это видно и по резьбе колонн. Возможно, какие-то мотивы привнесены из Западной Европы.

Покраска окон многослойная, и очень сложно было определить первоначальный цвет. К тому же у реставраторов было слишком мало времени. Взвесив все, решили оставить как есть — законсервировали, забелили, сохранив все следы старой покраски. Восстановлен лишь суриковый фон, который был несомненен. Если через сто лет с порядками в Кремле что-то изменится, ученые исследуют все досконально.

Собственно говоря, Потешный дворец не имел изначально цели такой как «место проведения потех». Он задумывался как жилые палаты боярина Милославского, и лишь со временем сформировалось окончательное предназначение дворца – место, для проведения в нём театральных представлений, спектаклей, балов и прочих увеселительных мероприятий, а также сформировались комнаты для проживания во дворце царских семей.

Заключение

Кремлёвские дворцы – уникальный архитектурный ансамбль и знаковые для истории Москвы музеи. Когда-то в них располагались покои императора и императорской семьи, патриархов России и проводились различные потехи.

Внутренняя архитектура и внешняя планировка полностью соответствует образу жизни царя и его свиты, всё создано для удобства и комфорта. А величие, роскошь и масштабы работы поражают современников и по сей день.

Список использованных источников

1. Автореферат диссертации, Орлова, Е.Ю. «Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (XVI-XX вв.) [Текст]: автореф. дис./ Орловой Е.Ю. - Барнаул, 2009. - 25 с.

2. Википедия, свободная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Теремной_дворец

3. Вся Москва от А до Я: энциклопедия / Вострышев М. И., Шокарев С. Ю. — М.: Алгоритм, 2011.

4. Фабрициус М. П. Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего. — М., 1883.

5. Митленко С. Москва. Потешный дворец. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/архитектураПотешногоДворца

6. Музеи Московского Кремля: Патриаршие палаты, виртуальный тур, история и архитектура Дворца – Режим доступа: https://patriarchs-palace.kreml.ru/patriarchs-palace/


написать администратору сайта