Ватикан. Волкова Екатерина, км1911 Ватикан как субъект международного права
Скачать 24.53 Kb.
|
Волкова Екатерина, КМ-19-11 Ватикан как субъект международного права Ватикан был образован в 1929 году в результате Латеранского конкордата (соглашение) между Святым Престолом и Королевством Италия. На международной арене Ватикан признается особой политико-религиозной или политико-правовой единицей, имеющей необычный статус. Ватикан является самым маленьким государственно-подобным образованием в мире, и располагается на территории столицы Италии – Рима. Численность Ватикана на 2021 г. составляет 825 человек, около половины, из которых имеют гражданство, а остальные имеют разрешение на постоянное или временное проживание ввиду своей деятельности. Так, в соответствии с Законом о гражданстве и праве пребывания (7 июня 1929 г., № 3) гражданами Ватикана являются: кардиналы, проживающие в Граде Ватикан или в Риме; лица, постоянно проживающие в Граде Ватикан в силу их ранга, должности, службы или занятия, если это проживание предписано каким-либо законом или постановлением или разрешено Верховным Понтификом и от его имени Кардиналом Государственным Секретарем лица, которым разрешено Верховным Понтификом по основаниям, признаваемым им достаточными в силу его суверенной власти, постоянное проживание в Граде Ватикан, с предоставлением или сохранением права гражданства. приравниваются также супруг(а), дети, родители и прародители, братья и сестры ватиканского гражданина при условии, что они проживают совместно с ним и что им разрешено проживание в Граде Ватикан. Однако, более одной трети населения, имеющих гражданство, фактически не проживают на территории государства, а, являясь представителями Святого Престола, находятся на постоянном проживании в других государствах. Гражданство Ватикана не получается при рождении и не передается по наследству, его можно получить только ввиду занимаемой должности, вследствие служения Католической Церкви и Папе (iure officii). Особый статус Ватикана состоит в том, что он является вспомогательной суверенной территорией официального центра Римской Католической Церкви – Святого Престола. Под общим значением Святого Престола следует понимать официальное собирательное название верховного органа Римской Католической Церкви, объединяющее фигуру Папы и Римской курии как главного руководящего органа РКЦ, определяющего выражение суверенитета РКЦ. Вопрос о том, является ли Ватикан государством, является спорным, поскольку, обладая практически всеми признаками государственности (территорией, суверенитетом, законодательным органом, населением, наличием гимна и флага и т.д.), большинство из них являются дискуссионными. Например, несмотря на издание собственных законодательных актов Комиссией или Папой, направленные непосредственно на урегулирование церковных вопросов, на территории Ватикана действует Итальянское законодательство. Таким образом, единого мнения относительно признания Ватикана государством не существует. Необходимо разграничивать понятия «Ватикан» (Stato della Citta’ del Vaticano) и «Святой Престол» (La Santa Sede). Имея общую территорию, Ватикану отведены вспомогательные полномочия деятельности Святого Престола, такие как обслуживание почты и радио, санитарное и техническое обслуживание, проведение ремонтных работ и др. Святой Престол же является центром Вселенской Католической Церкви и считается самостоятельным субъектом международных правоотношений. История Святого Престола началась еще в 8 веке, когда финский король подарил Папе территорию Рима и некоторые прилегающие провинции, однако в 19 веке итальянские войска лишили Папу светской власти и завоевали территорию Рима. Только в первой половине 20 века «римский вопрос» между светской и духовной властями был улажен. Латеранские соглашения 1929 г. (которые и по сей день определяют правовое положение Ватикана) регламентировали признание католицизма как единственной государственной религии на всей территории Италии , а также наделение Святого Престола территорией Ватикана, что в свою очередь определяло его абсолютный суверенитет на международной арене. Конкордат 1984 г. так же определял государственный суверенитет, но закреплял свободу вероисповедания и действие итальянского законодательства на территории Ватикана. Таким образом, Ватикан признается абсолютно суверенным государственно-подобным образованием, но источником суверенитета является Святой Престол. Государственное устройство Ватикана определяется Основным Законом Государства Града Ватикан 2000 г, в соответствии с которым всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти обладает Верховный Понтифик, который избирается на пожизненный срок. В период вакантности престола (Sede vacante) полномочия Папы делегируются Коллегии Кардиналов, которая может издавать законодательные акты только в случае срочной необходимости (ст.1). Кроме того, правом осуществления законодательной власти наделяется Комиссия, которая в свою очередь состоит из Кардинала-председателя и других Кардиналов, избираемых на срок в 5 лет (ст.3). Исполнительная власть вверена председателю Комиссии при содействии Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря (ст.5). Однако немаловажным является то, что вопросы исключительной важности на последнем этапе должны быть рассмотрены непосредственно фигурой Верховного Понтифика – Папой Римским. Так, например, право амнистии, смягчения наказания, освобождения от наказания и помилования принадлежит Верховному Понтифику (ст.19). Святой престол, являясь суверенным субъектом международных правоотношений, имеет возможность участия в международной нормотворческой деятельности и в поддержании официальных дипломатических отношений с другими государствами и организациями, однако придерживается строгого политического нейтралитета. На практике эта позиция выражается в целенаправленном отстранении Святого Престола от любых политических течений. Также, признается нейтралитет Святого Престола в международных отношениях, который регламентирован ст. 24 Латеранского договора 1924 г. Святой Престол осуждает любые формы использования военных ресурсов при решении международных споров, выражая необходимость урегулирования конфликтов исключительно мирным путем с помощью переговоров. На мировой арене Святой Престол играет важную роль. Согласно данным официального сайта Ватикана, поддерживает формальные дипломатические отношения с 178 государством, а также, с Европейским Союзом, Мальтийским Орденом, с Организацией Освобождения Палестины и др. Святой Престол является участником ОБСЕ (организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1964 г Святой Престол получил статус постоянного наблюдателя при ООН. Таким образом, не являясь членом ООН, святой Престол приобрел право посещать заседания и иметь доступ к документации, не имея при этом права голоса на Генеральной Ассамблее ООН. Также, Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. Представительства Святого Престола при Международных правительственных организациях ежегодно публикуются в справочном издании Святого Престола «Папский Ежегодник» («L’Annuario Pontificio»), и на данный момент насчитывается 106 миссий Святого Престола в других государствах и организациях. Активные дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом начались еще в 15 в, когда предпринимались попытки разрешения конфликта между Католической и Православной церквями. В 1783 г на территории России появилась первая нунциатура (представительство) Святого Престола. После распада СССР Святой Престол признал независимость и государственный суверенитет Российской Федерации. Главной целью взаимоотношения двух государств всегда провозглашалась помощь объединению и укреплению христианского мира. В настоящее время Президент РФ и Папа Римский проводят частые встречи, благодаря которым произошел большой скачек в сотрудничестве. Закрепление положительных дружественных отношений является не только результатом коммуникации, основанной на церковных делах, но и из-за схожего отношения к важнейшим международным проблемам. По этому поводу посол России в Ватикане А.А. Авдеев говорит: «большую роль в этом деле играет близость наших внешнеполитических позиций. Возьмите любую крупную международную проблему, и вы сразу же обнаружите близость позиций Ватикана и России. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров так же подчеркивает, что Россия и Святой Престол имеют «разветвленные богатые положительные отношения, основанные на общих целях и задачах». Хочется отметить, что в 2013 году сменился Папа Римский, и после отречения Бенедикта XVI (эпоха скандалов и кризиса внутри Ватикана и Римско-католической церкви) пришел Франциск – в миру Хорхе Марио Бергольо – 266-й папа. В отличие от Бенедикта XVI, он действительно открыт, общителен и является частым лицом медиасобытий. Перед Франциском встала задача разрешения проблем предыдущего понтификата (период правления папы римского), которые касались последствий скандалов. Летом 2013 г. в ватиканском законодательстве установили уголовную ответственность за насилие над детьми. В декабре того же года папа учредил комиссию для расследования подобных случаев. Стремясь повысить прозрачность банковской деятельности, в апреле 2013 г. он учредил комитет по реформированию Ватикана. В конце 2015 г. им был назначен внутренний аудит ватиканских финансов. При Франциске, помимо классических дипломатических отношений Ватикана с другими государствами и взаимодействия с другими конфессиями и церквями, были громко декларированы направления, которые условно можно приравнять к внешней политике, поскольку внутренней они явно не подчинены и ввиду специфического светско-духовного характера власти Ватикана касаются всего мира. Это проблемы социального неравенства и экологии. Они были подняты еще предшественниками нового папы, однако на волне собственного признания и авторитета он сумел сотворить сенсационность их провозглашению. Если вернуться к традиционной внешней политике, то при Франциске она начала занимать в деятельности Ватикана значительное место и приобретать определенный вес на мировом уровне. Основными направлениями, вызвавшими пристальное внимание, стали курсы на сближение с РПЦ (и Россией) и налаживание связей с Китаем, стремление к преодолению продолжающегося напряжения с мусульманскими государствами и посредническая деятельность. |