Волшебный дар наук и муз. А.П. Бородин. Волшебный дар наук и муз...А. П. Бородин. Волшебный дар наук и муз А. П. Бородин
Скачать 26.17 Kb.
|
Волшебный дар наук и муз... А. П. Бородин преподаватель Андреева Е. Ю. Детская школа искусств №48 г. Новокузнецк В истории мировой культуры немного можно найти имен выдающихся деятелей, которые совмещали бы в себе многогранность таланта равно как в науке, так и в искусстве. Таковым был Леонардо да Винчи - механик, философ, физик, живописец. Таков наш российский гений Михайло Ломоносов - выдающийся ученый, физик и пиит. Немало даров досталось А. П. Бородину, нашему гениальному соотечественнику. И могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю. Он был красив, добр, остроумен и энергичен. Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым - первоклассный химик, которому многим обязана отечественная наука, основатель, охранник, поборник женских врачебных курсов, их опора и друг. «Равно могуч и талантлив...», - так говорил Стасов о Бородине - композиторе, общественном деятеле, педагоге, одном из создателей органической химии. Сам себя Бородин называл «композитором, ищущим неизвестности», поскольку основным делом жизни считал занятия органической химией, которой был увлечен с детства. В ранние годы он самостоятельно проводил эксперименты, устраивал химические фокусы, научился делать акварельные краски и, пугая домашних, изготовлял самодельные фейерверки. Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано, а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток». В одной из газет писали: «Особенного внимания заслуживает сочинение даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина. Оба произведения проникнуты музыкальностью идей, изяществом отделки и прекрасным чувством юношеского сердца... Мы тем охотнее приветствуем это юное национальное дарование, что поприще композитора начинается... трудом положительным, обличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу…» Летом 1850 г. Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественнонаучной мысли. В 1853 г. происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы». Перед Бородиным встал вопрос выбора. Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось. В марте 1857 года молодой Александр был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность В 1859 г. Бородин выехал в Германию, в Гейдельберг, в научную командировку. Этот городок славился старейшим университетом. По приезду в Гейдельберг Бородин берет напрокат фисгармонию, посещает концерты симфонического оркестра. Жизнь молодых русских в Гейдельберге течет на редкость смирно и однообразно. Целыми днями работа, работа, работа. Они только посмеиваются: «Наука требует жертв». Главный авторитет, конечно, Д.И.Менделеев. Не важно, что он еще очень молод. Все дружно признают: талантище, готовый химик. И вся эта ученая братия с особенной благодарностью относится к Бородину. Вот уж кто не даст заскучать от «музыкальной голодухи». Играет все, что они попросят. Играет, ни секунды не задумываясь, без нот. В Гейдельберге Бородин познакомился с пианисткой Екатериной Протопоповой из Москвы. Он от нее услышал малознакомую музыку европейских композиторов Р.Шумана и Ф.Шопена. Влюбившись в эту музыку, Бородин все больше привязывался и к ее исполнительнице. Любовь, юная и горячая, пришла к нему рука об руку с музыкой. Когда А.П. Бородин вернулся в 1862 году в Россию, его сразу же избрали профессором Медико-хирургической академии. До конца жизни Бородин вел лекции в академии. Химику-композитору принадлежит ряд открытий в области органической химии: производные бензидина, фтористые соединения и т.д. Бородин написал 21 статью, посвященную различным химическим исследованиям. В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». В этом же году А. П. Бородин стал учредителем Русского химического общества. Однажды в 1862 г. Сергей Петрович Боткин – товарищ по академии и по заграничной поездке, редчайших способностей врач, музыкант-любитель – пригласил Бородина в гости. В этот вечер Боткин познакомил его с М.А. Балакиревым, не подозревая, какую великую услугу оказал русской музыке, русской национальной культуре. Балакирев был руководителем содружества пяти музыкантов, которое известно под названием «Могучая кучка» или «Новая русская школа». Они вслед за М.И.Глинкой были создателями русской профессиональной национальной классической музыки. Под влиянием своих товарищей Бородин начал всерьез заниматься сочинением музыки. Это были три симфонии, два квартета, симфоническая картина «В Средней Азии», «Маленькая сюита для фортепиано», 18 романсов. Встреча с композитором М. А. Балакиревым и его друзьями музыкантами многое решила в композиторской судьбе Бородина. Балакирев писал: «Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою Es-dur'ную симфонию. Каждый такт проходил через мою критическую оценку, а это в нем могло развивать критическое художественное чувство, окончательно определившее его музыкальные вкусы и симпатии…» Кружковцы поддерживали Бородина и даже настаивали, что композиторство - его призвание. В 1873 г. в Казани проходил съезд естествоиспытателей и врачей. На заседаниях химической секции председательствовали по очереди А.М.Бутлеров и А.П.Бородин. Семь работ – его собственные и его учеников – были одними из самых весомых. В 1874 г. Бородин написал и подготовил к печати одну из капитальных своих работ: «О нитрозоамарине». Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей. Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь». Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. Обстоятельность Бородина, как ученого, сказалась на подходе к композиторскому творчеству. Прежде чем приступить к созданию оперы «Князь Игорь», он изучил множество исторических источников научной и художественной литературы, и различные переводы «Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России. Была даже заведена папка, в которой хранились выписки Бородина, озаглавленная «Противоречия в источниках о походе Игоря». «…Бородин поведал нам о подлинной силе, здоровье и крепости русского народа…» писал Б.В.Асафьев Бородин не успел закончить оперу «Князь Игорь». Сделали за него это его друзья: Н.А. Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор». Вторая симфония - вершина композиторского творчества Бородина, в этой музыке нас и сейчас захватывает стихийная мощь. И как тут не вспомнить слова А. П. Чехова «Можно и в самом деле подумать, что на Руси еще не перевелись громадные широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони». Когда Мусоргский предложил назвать симфонию «Славянской героической», музыкальный критик Стасов запротестовал: не вообще Славянская, а конкретно «русская Богатырская». Александр Порфирьевич Бородин появился на свет в Петербурге в 1833 г. и прожил 54 года. 15 февраля 1887 г., в последний день Масленицы, на традиционную профессорскую вечеринку собираются гости. Его превосходительство статский советник, кавалер орденов, академик и профессор Бородин натягивает мужицкие сапоги, надевает синие шаровары, красную рубаху – наряд для масленичного представления. Вспомнив свои детские забавы, Бородин самолично изготовил домашние, вполне безопасные фейерверки. Он умирает мгновенно, от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире. Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... Сколько ему досталось даров: могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования. Ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии. Его друзья, знакомые, ученики вспоминали: «Бородин был хорош и благожелателен со всеми, отыскивал каким-то инстинктом во всем светлую сторону. Может быть, эта черта была подарена ему наукой, делом чистым и надежным, зависящим от безупречной истины. Но как он умел смешить и радовать, как неназойливо приходил на помощь нуждающимся, как чудно горели его темные глаза, как согревало его присутствие всех без исключения».Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни. Список использованной литературы: 1. Асафьев Б.В. Русская музыка (XIX и начало XX в.) 2-е изд. – Л.:1979 2. Владышевская Т. Ф., Левашова О.В., Кандинский А.А. История русской музыки: для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Музыка, 2009 3. Гольдштейн М. Ю., Соловьёв Н. Ф. Бородин, Александр Порфирьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907. 4. Добровенский Р. В. Алхимик, или Жизнь композитора Александра Бородина. — Диптих / Р.: Лиесма, 1984. — 489 с. 5. Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887). — М., Музыка, 1987. — 192 с. 6. Из письма к М. Балакиреву от 13 февраля 1861 года // Переписка М.А. Балакирева с В.В. Стасовым. Т.1. 1858-1869. М., 1935. 280 с. 7. Кремлев Ю. А. А. П. Бородин: к столетию со дня рождения; [отв. ред. А. В. Оссовский]. — Л.: Ленинградская филармония, 1934. 8. Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 826 с. |