классный час. Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям
Скачать 24.83 Kb.
|
Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Мы все отличаемся по возрасту и опыту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня Мы будем говорить о том, как находить общий язык с «Другим». «Другой» это человек не похожий на вас, как с ним общаться, какие трудности в понимании привычного вам окружения он испытывает и как их преодолевает? Ведь все мы такие разные. Ведь принимая непохожесть «Другого», мы станем лучше понимать себя. При встрече с Другим многое нам кажется странным, даже неправильным. Европейская горчица не оправдывает своего названия. Напитки принято наливать до половины стакана. И даже есть обоснование этому. Венгры налитый полностью стакан «прочитывают» как знак нежелательному гостю («Чтоб ты захлебнулся!»). А в Средней Азии желанному гостю в первый раз наливают в пиалу чаю на самое донышко. Им не жалко. Это традиция. Этот знак «прочитывается» так: «Я готов тебе подливать по глоточку, чтоб чай не остывал». А по-русски принято наливать посуду полностью в знак щедрости. Три разных поступка, три разных исторических обоснования. Общение людей из разных культур часто похоже на диалог кошки с собакой. Собака машет хвостом в знак дружбы, а кошка — перед атакой. Представляете, как непросто им договориться. Но, мы же люди. Мы можем спросить и объяснить. Мы живем в поликультурном обществе. Рядом с нами можно найти представителей: разных культур и национальностей, как из народов бывшего СССР — узбеков, татар, украинцев, цыган; так и из дальнего зарубежья — вьетнамцев, палестинцев, курдов, китайцев. Некоторые народы жили еще на территории Российской империи, хотя имеют и свои государства: поляки, немцы, евреи, французы и т.д.; разных вероисповеданий, как традиционных (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи), так и новых для России (кришнаиты, члены новых церквей, сект..) . и так далее; разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения, национальных инициатив…, фанаты спортивные и музыкальные, члены неформальных объединений – хиппи, панки, новые группы и так далее; разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее. Есть и люди, которые объединены общей проблемой: беженцы, наркоманы, инвалиды… Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Обычно говорят о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений. Если мы общаемся с Другим, то диалог зависит от обоих. Простой пример из области гастрономии. Многие выходцы из Азии не переваривают молочные продукты. В прямом смысле. Это свойство организма, а не причуда вкусов. Понятно, что мороженое в качестве угощения им не подходит. Как бы Вы вышли из положения и как разъяснили отличие, если у вас был подобный гость? Есть народы, в кухне которых преобладают острые приправы. Вам такое не осилить, а они это едят. Как бы Вы вышли из положения, если у вас был подобный опыт? То же самое наблюдается и во всех остальных сферах. По-разному «прочитывается» выбор цветов в одежде. По-разному люди сидят и стоят при разговоре со старшим или младшим. Различается распорядок дня, отношение к природе. В каждой культуре существует множество автоматически выполняемых ритуалов. Француз наклоняет стакан, наполняя его. Некоторые народы никогда не путают ножи для мясного, молочного, рыбы и растительных продуктов. Понятно, что общение с «Другим» будет протекать продуктивно, если вы взаимно учитываете межкультурные различия. В одних культурах на пол жилища не ставят посуду, в других вообще сидят на уровне пола. Значит, они по-разному мысленно делят пространство в доме. Босой хиппи, сидящий на полу в почтенном университете, шокировал профессоров (кстати, частенько садившихся во время лекции на стол) не потому что было прохладно, а пол был недостаточно чистый. Это было в июле, и паркет блестел. Просто он нарушил некие невидимые границы. При разговоре одни люди сближаются до 40 сантиметров, а другие отодвигаются метра на полтора. Это может быть, и не связано с шумом вокруг. Просто так принято. Различий много. Давайте посмотрим, что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Определение слова толерантностьна разных языках земного шара звучит по-разному: в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Учитель может обобщить: таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя. Давайте остановимся на последнем: УВАЖЕНИЕ К СЕБЕ. Тренинг 5 мин: Разделить класс на 3 группы, пригласив по одному представителю от каждой группы, выдать им грецкие орехи. Они внимательно их рассматривают, запоминают все их изгибы и черты. Потом орехи складываются в мешок и перемешиваются. Задача учащихся найти свой орех. Каждый человек по-своему уникален и неповторим, так же как и, казалось бы, похожие друг на друга орехи. Этим человек отличается от машины. Уникальность одно из важнейших достоинств человека. Именно уникальностью человек привлекателен. Люди нужны и интересны друг другу отчасти потому, что отличаются друг от друга. Общаться с точной своей копией неинтересно. Любая копия хуже оригинала. Если вы цените свою уникальность, то вы естественно уважаете уникальность других людей, оставаясь самим собой и обретая много друзей. Уникален каждый человек, независимо от его национальной или расовой принадлежности. Если вы часто общаетесь с людьми азиатского происхождения, если ваш опыт общения с ними позитивен, вы никогда не скажете: Все азиаты на одно лицо. Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми. Обладая своей неповторимой уникальностью, каждый человек по-своему выражает себя в делах, в творчестве, в общении. Анализируя плоды деятельности человека, можно понять, каков характер человека. 4. Мозговой штурм. Шаги к толерантности. Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности? Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность? Шаги к толерантности Желание быть толерантным. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других. Не осуждать. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации; Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости). Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни. Наблюдать. Улучшить самоконтроль. Развить в себе умение молчать/слушать. Менять точки зрения. Сопереживать. Не зацикливаться. Быть активным. Не оценивать. 5. Решение практических ситуаций. Ситуация 1. Из исторической повести К. Кунина «За три моря» о путешествии тверского купца Афанасия Никитина в Индию в XV веке: Вдруг за поворотом дороги неожиданное зрелище открылось перед Афанасием. Вся лощина была освещена багровым неровным светом. На пригорке виднелось невысокое четырехугольное здание с круглыми башенками по углам. Из этих башенок и из отверстий в стенах вырывалось пламя. Ветер колыхал языки пламени и отгонял в сторону черный тяжелый дым. — Пожар! Горит! — воскликнул Никитин. — Где пожар? — спросил Хуррам. — Это? Это храм священного огня, наш храм! Только перед закатом вернулся Асан-бек на корабль. Весело кивнув поджидавшему его Афанасию, он сказал: — Дело твое устроил. Больше ничего сказать ему не удалось. С минаретов всех десяти дербентских мечетей раздались громкие и протяжные крики: — Ла илла лилл алла… Правоверные опустились на молитву. Никитин начал быстро расспрашивать Асан-бека, но тот замотал головой и, зажав уши, с еще большим рвением принялся бить поклоны. Когда молитва кончилась, Асан-бек сказал Никитину укоризненно: — Зачем мешал? Мог ждать. День ждал — мог еще ждать. — За товарищей тревожусь, — виновато пробормотал Никитин. Задание. Объясните, почему Афанасий попадал в неловкое положение. Сформулируйте правила, которые, на ваш взгляд, надо соблюдать по отношению к различным религиям в обществе. Ситуация 2. Б. Васильев. «Век необычайный» (повесть написана в 1936 году). — Эй, ребятишки, отнесите-ка бабушке кошелку до дома! Так мог сказать — и говорил! — любой прохожий любым ребятам, играющим на горбатых смоленских улицах. Прохожий мог быть кем угодно — русским или эстонцем, евреем или татарином, цыганом или греком, — а старушка тем более: это было нормой жизни, и я не помню, чтобы кто-либо из заигравшихся детей не выполнил подобного распоряжения… — Боря, когда пойдешь гулять, занеси дяде Сергею Максимовичу соль, скажи тете Фатиме, что я нашла для нее выкройку, и попроси у бабушки Ханы стакан пшена в долг… Голос мамы до сей поры звучит в моей душе. Стараясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов и пустопорожних цитат прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. И я ел из одного котла с моими друзьями — татарчатами, а тетя Фатима одаривала нас сушеными грушами; дядя Антал разрешал мне торчать у него в кузнице, где легко ворочали молотами двое цыган, Коля и Саша; тетя Двойра поила меня козьим молоком; дядя Сергей Максимович учил вырезать свистки из ракиты, а еще были… Были, были… Боже мой, в моем Смоленске обитала вся Россия! Задание. 1. Как вы думаете, насколько этот источник отражает сегодняшнюю действительность? 2. Как вы думаете, каких принципов придерживались в своем поведении люди разных национальностей в Смоленске времен детства Бориса Васильева, чтобы жить в мире и дружбе? Ситуация 3. «Вместо свастик — цветущий город» Группа молодых рязанских правозащитников устроила акцию с условным названием «Чистый город» («От языка вражды к языку мира»). Оскорбительные и погромные надписи на домах и заборах попали «под прицел». «Язык вражды» на них было решено попросту замазать, или закрасить рисунками, говорящими на «языке мира», «языке надежды». Первые шаги к чистому городу рязанские антифашисты совершили в мае и июне 2002 г., в сентябре рязанская Школа прав человека возобновила акцию. В этот раз националистические лозунги на стенах и заборах закрашивали участники детского образовательного лагеря «Гражданин мира». Десять человек с валиками и кистями сумели очистить город от огромных изображений свастик и националистических лозунгов. Задание. Обсудите в группе: имеет ли смысл такая акция? Почему? 6. Заключение. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим». В нормальной ежиной семье родился необычный ежик – кудрявый. Остальные двое — колючие, как положено, а этот — кудрявый. Семье сочувствовали соседи и даже помогали. Мудрая ворона применила целых три способа выпрямить кудряшки, и ни один не помог. Ежика даже пугали ночью, чтобы волосы дыбом встали, но он только заплакал и позвал маму. Мама не выдержала и сразу к нему прибежала. И тут ежик не выдержал. Он подстерег свою мучительницу и сам напугал ее. Ворона от пережитого потрясения поседела и стала белой на посмешище своим соплеменницам. Добрый ежик не стал предаваться радости отмщенного, а пожалел белую ворону. В конце концов, они как два сапога — парой оказались – белая ворона и кудрявый ежик. Это если не считать Голубого щенка. В конце мультфильма они вместе спели такую песенку: Если ты другой немного, И на прочих не похож, Если ты другой дорогой Скачешь, прыгаешь, идешь, Если ты другого цвета, Масти, формы, высоты, И не сходятся приметы С идеалом красоты, Не горюй, не это важно, Не колючки, не хвосты, Будь веселым, будь отважным, Все исполнятся мечты! -Осины левые, березы правые! -Вороны белые, ежи кудрявые! -Осины левые! -Березы правые! -Вороны белые! -Ежи кудрявые! Учим песню «одно и тоже» язык жестов |