Главная страница

Вопрос Предмет и задачи вузовской дисциплины История. 1 Вопрос 2 Первобытная эпоха человечества 2


Скачать 172.81 Kb.
НазваниеВопрос Предмет и задачи вузовской дисциплины История. 1 Вопрос 2 Первобытная эпоха человечества 2
Анкор20.01.docx
Дата02.05.2017
Размер172.81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла20.01.docx
ТипДокументы
#6444
страница7 из 28
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28

Вопрос №13 Новое время.


Новое время, новая история — понятие, обобщающее культуры, цивилизации и события, ориентированные во времени примерно с 1492 по 1789 года новой эры.

Понятие новая история появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения нового времени, его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование охота на ведьм.

Понятие новое время было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остается условным — не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, европейского мира, европейского чуда и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Вопрос № 14. Основные тенденции мирового развития в XVIII в.


В ХVII в. в результате деятельности первых представителей династии Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис государства и общества. В конце ХVII в. наметилась тенденция европеизации России, реализованная в ХVIII в. ХVIII век в мировой истории занимает особое место. Его своеобразие определяется разрушением устоев традиционной цивилизации, его именуют веком Просвещения, временем величайших культурных, социально-экономических и политических сдвигов, развитых в ХIХ и ХХ веках. Эти сдвиги получили название модернизации. Под модернизацией в истории, социологии понимают сложный многогранный процесс, затрагивающий все стороны жизни общества. В сфере производства — индустриализация, постоянно нарастающее использование машин. В сфере социальной — небывалый рост городов, урбанизация. В духовной сфере модернизация связана с высвобождением всех сторон жизни общественной и личной жизни из-под опеки религии и церкви, а также интенсивное развитие грамотности, образования. В политической сфере модернизация означала демократизацию политических структур, закладывание предпосылок для формирования правового государства. Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей. Собственно модернизационные процессы в ХVIII в. проявлялись в экономической и культурной областях. В экономике Европы мануфактура превратилась в центр развития производительных сил, развивались европейский и мировой рынки, продолжался процесс первоначального накопления капитала, увеличивался объем заморской торговли здесь лидировали Англия и Франция. Еще более отчетливо модернизационные процессы проявились в области культуры. Идеологи Просвещения, отражая взгляды и потребности буржуазии в ее борьбе против феодализма, рассматривали разум как наиболее важную характеристику человека. Разумный человек призван переустроить общество на разумных основаниях. Просвещение распространилось в Англии во второй половине ХVII-ХVIII вв., в других западноевропейских странах — в ХVIII в. Реализацию своих идей просветители представляли по-разному. Некоторые из них возлагали надежды на просвещенного монарха, рассчитывая, что абсолютизм проведет необходимые буржуазные реформы. Отсюда — идея просвещенного абсолютизма. В то же время другая часть просветителей отстаивала идеи народного суверенитета источник власти — народ и демократической республики. Огромное влияние на развитие европейских государств оказала Великая Французская революция, доказав, что залогом экономического процветания является освобождение от абсолютизма ХIХ век позволил европейцам зримо ощутить плоды индустриальной революции, предпосылки которой были заложены в ХVIII веке. Страны Европы получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, особенно в военном потенциале. Вслед за Великими географическими открытиями началась колониальная экспансия на Восток. В этих условиях положение каждой державы зависело от того, насколько активно она вливалась в процесс модернизации. Не была исключением в этом смысле и Россия.

Вопрос № 15. Смутное время в России. Эволюция государственности в XVII в.


Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию.В 1584 году умер царь Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит царем в приступе гнева, и на престол взошел средний сын Федор — добрый, но неспособный к управлению человек. Фактически управление государством целиком находилось в руках Бориса Годунова, на чьей сестре был женат Федор. В 1591 году в Угличе при неясных обстоятельствах погиб младший сын Ивана Грозного Дмитрий, и со смертью бездетного Федора прекратилась старая династия. Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Был созван земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича Годунова. На какое-то время оказалось ничьим, и это привело к кризису, послужившему началом так называемого Смутного Времени .В 1601г.случился в России повсеместный неурожай, который повторялся следующие два года. В результате — голод и мор. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном Григорием Отрепьевым, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, поэтому его в последствии называли Расстригой. Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года Лжедмитрий вошел в Московские пределы; издал воззвание к народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова и он призывает население принять его как законного наследника русского престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем.
В апреле 1605г. царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем и Москва в июне 1605г. с торжеством приняла своего законного природного государя царя Дмитрия Ивановича. Новый царь скоро стал возбуждать недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним поляки держали себя в Москве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли москвичей. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский начал агитацию против Лжедмитрия тотчас после его воцарения; он был судим собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его помиловал. В ночь на 17 мая 1606г бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их домов. Василий Шуйский стал царём. Воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули восстания. Появился вождь восстания — бывший холоп Иван Болотников. Болотников с огромным скопищем воровских людей подошел к Москве, но был разбит. Однако участники восстания были готовы продолжать выступления, и вскоре встали под знамена второго Лжедмитрия — выходца из Стародуба. Марина Мнишек, бывшая 8 дней царицею Московскою и спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового Лжедмитрия. Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино отсюда его прозвище: Тушинский вор. Его войска были разбиты с помощью шведов в 1609 г., и сам Лжедмитрий бежал в Калугу, откуда вскорости предпринял еще одну попытку захвата власти. В это время польский король Сигизмунд решил использовать смуту в России в интересах Польши и начал наступление на Москву. Царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи. После этого наступило междуцарствие, власть находилась в руках нескольких бояр во главе с князем Мстиславским семибоярщина. Приближение Тушинского вора пугало всех бояр и всех лучших людей. Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре решили избрать на московский престол польского королевича Владислава.
Лжедмитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Мариной и казачьим атаманом Заруцким. Однако польский король Сигизмунд не соглашался на условия
Москвы принятие его сыном православия, переговоры затягивались, и правление поляков в России терпели только как меньшее зло. Но 10 декабря 1610 года Тушинский вор был убит в Калуге, и это стало поворотным событием в ходе Смуты: теперь у русского народа оставался один враг — Сигизмунд, угрожавший православию и национальному русскому государству. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране, поднятое патриархом Гермогеном. Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его осаду. Это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. 30 июня 1611 был составлен приговор о составе и работе нового земского правительства, однако он не устранил разногласия между дворянами и казаками, и Ляпунов был зарублен казаками. Дворяне остались без предводителя, а казаки были недостаточно сильны, чтобы справиться с поляками. Скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву, во главе которого встал земский староста Кузьма Минин. Начальником земского ополчения был приглашен стольник и воевода Дмитрий Михайлович Пожарский. Движение началось в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде, в августе 1612 ополчение подошло к Москве, присоединившись к казакам Трубецкого. 22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и оба ополчения вступили в освобожденную Москву.7 февраля 1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета, и, убедившись в согласии народа, Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. Перед ним стояла труднейшая задача — ликвидация последствий интервенции. Большую опасность представляли казаки, которые разбрелись по стране и не признавали нового царя. Другую опасность представляли шведы. В 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому России возвращались Новгородские земли. Но удерживалась за собой Балтийское побережье. В 1618 г. был заключен мир с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено. Если первая половина века характеризуется резким повышением значения таких органов государственной власти, как Земские соборы и Боярская дума, без совета с которыми царь не мог принять ни одного крупного решения, то со второй половины XVII в. их влияние начинает быстро падать. С 1684 г., например, прекращают созываться Земские соборы. Еще раньше царь начинает игнорировать советы думы, перейдя к практике опоры на ближайших советников Ближняя дума, комната. Напротив, резко возрастает роль исполнительных учреждений — приказов — и бюрократического аппарата приказных начальников, дьяков, подьячих и пр. в государственном управлении. Как раз на XVII в. приходится расцвет приказной системы. Все эти изменения являются несомненным свидетельством укрепления власти российского монарха, все более превращающегося в действительно самодержавного владыку. Их отразило уже Соборное уложение 1649 г., в котором отчетливо прослеживается тенденция к правовому обеспечению неограниченности власти государя. Таким образом, к концу XVII в. в государственной системе России сложились все условия для окончательного оформления абсолютизма.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   28


написать администратору сайта