Дягилев_Задание4. Вопрос 1 Исторические предпосылки возникновения философии эпохи возрождения
Скачать 29.79 Kb.
|
Вопрос 1 Исторические предпосылки возникновения философии эпохи возрождения. Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы. К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество. Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы. К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество. «Величайшей прогрессивной революцией» была эпоха Возрождения, которая ознаменовалась прогрессом во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что философская мысль этого периода отличается несравненной глубиной, богатством и разнообразием. Философия эпохи Возрождения пришла на смену многовековому господству схоластики, которая разработала систему искусственных, формальных аргументов для теоретического обоснования церковных доктрин. Философия Возрождения тесно связана с развитием современного естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами изобретения новых инструментов (сложный микроскоп, телескоп, термометр, барометр), благодаря которым научные наблюдения стали гораздо более точными и обширными, чем когда-либо прежде; в естественных науках (рост сведений о живой природе), в медицине (появление научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), в математике и механике. Философская мысль эпохи Возрождения, растянувшаяся на два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI — начала XVII в.), опирается на другие основания, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, которая в XV-XVI вв. вошла в состояние глубокого упадка и окостенения. Конечно, это не означает полного разрыва с разнообразным наследием средневековой мысли. Философская мысль эпохи Возрождения зародила новое мировоззрение, пантеистическое по своей доминирующей тенденции, склонное к отрицанию божественного творения, отождествлению Бога и природы, обожествлению природы и человека. Это был радикальный пересмотр философского содержания этих концепций. Бог философии Возрождения — не Бог религии, не Бог схоластической теологии. Он лишен свободы, он не создает мир «из ничего», он «со-вечен» миру и, конечно, необходим. И природа, из служанки и творения Бога, становится источником вещей, наделенных всеми необходимыми силами. В гуманистической философии эпохи Возрождения также главным объектом философского рассмотрения является человек и его земное предопределение. Высшим результатом философского развития эпохи Возрождения стала натурфилософия, которую мыслители понимали не только как объект своего изучения, естественную философию, но и как естественный подход к пониманию законов мироустройства, в отличие от схоластического и теологического знания. Натурфилософия уступает место философии нового времени, которая возникает вне философии Возрождения и связана с появлением нового математического и экспериментального естествознания, особенно классической механики, и с созданием нового механистического (механического) мировоззрения. Представители философии эпохи Возрождения Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центальной фигурой повествования. Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан. Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия. Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку. Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах. Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной. Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового. Вопрос 2 Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические реформационное(XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; - политическое(XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; - утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: - антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; - оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); - перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; - принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); - большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; - торжество индивидуализма; - широкое распространение идеи социального равенства. Общее понятие направлений философии эпохи Возрождения. Гуманизм. Неоплатонизм. Натурфилософия. Эпоха возрождения В развитии мировой художественной культуры Возрождение является эпохой исключительного значения. Это время - XIII - XVI столетия (в Италии - с конца XIII в., в Испании и Англии - конец XV - начало XVII в.). Основой изменений в сфере культуры явилось новое мировоззрение, обусловленное существенными переменами в жизни многих стран Европы: Италии, Нидерландов, Франции, Германии, Англии. Земное существование было названо единственно реальным, а человек - прекрасным или стремящимся к красоте. Аскетизм был отринут, а провозглашено право человека на наслаждение земными радостями. Складывается совершенно иной взгляд на человека и окружающий мир. Средние века были временем господства религии, утверждавшей ничтожество человека перед лицом Всемогущего бога. Религиозный аскетизм провозглашал земной мир и человека воплощением греха и зла, призывал к непрерывной борьбе со страстями, к покаянию, умерщвлению плоти, терпению и смирению в ожидании перехода в лучший потусторонний мир. Главным в новом - гуманистическом мировоззрении стало необыкновенно высокое представление о человеке. Человек был объявлен центром мироздания и мерой всех вещей, творцом самого себя. Утверждалось его высокое предназначение, достоинство и ценность, его безграничные возможности. Изменилась и структура мира искусства. Рядом с монументальной живописью и скульптурой, которые были связаны с архитектурными сооружениями - получает развитие станковое искусство. Ведущую роль уже играет не архитектура, как в Средние века, а живопись ИСТОЧНИКИ 1) https://poisk-ru.ru/s567t2.html 2) https://alenakraeva.com/positive-philosophy/filosofiya-epoxi-vozrozhdeniya-samoe-glavnoe-kratko/ 3) https://studopedia.ru/3_87679_filosofiya-epohi-vozrozhdeniya.html 4) Лекция 1.4. Философия эпохи Возрождения |