Подготовка к зачету по культурологии. Вопрос 1 Культурология как область научного знания и учебная
Скачать 110.07 Kb.
|
Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности о6тношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура - это все созданное руками и разумом человека. В понятии «культура» человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его созидательных усилий. Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть человека вне или до культуры. Создавая мир предметов и идей как компонентов культуры, человек создает и совершенствует самого себя. Отсюда наиболее простым и распространенным является утверждение, что культура представляет собой достижения человечества в науке, технике, литературе, искусстве и т.д. Говоря о структуре культуры следует обозначить две сферы ее существования - материальную и духовную. Такие проявления культуры связаны с двумя сферами человеческой деятельности: материальной и духовной. В них, с одной стороны, происходит выражение человеческих сил, с другой стороны, их формирование и совершенствование. Материальную сферу культуры обычно связывают с материальным производством и в соответствии с этим, с реализацией, удовлетворением и возвышением материальных потребностей людей. Духовную же - с духовным производством, цель которого видят в изменениях духовного порядка, качественных переменах мира сознания, ведущих к подъему духовных начал в жизни личности и общества. Провести грань между материальной и духовной культурой по принципу: «из чего сделан предмет» невозможно. Так пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-либо вещественной форме, к материальной культуре, а знания о выплавке металлов к культуре духовной. Правильнее будет считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктами материального производства или обслуживают жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, идейное систематизированное содержание основных форм общественного сознания, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура в своей конкретности воплощает собой степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура - это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. Роль культуры в обществе раскрывается через ее социальные функции. Выделяются следующие функции: - познавательная, направленная на обеспечение познания человеком окружающего мира (природного, общественного и своего собственного). Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.; - информативная, заключающая в себе передачу, трансляцию накопленного социально-культурного опыта от прошлых поколений к будущим, от одних народов к другим, от одних индивидов к другим. Эта функция обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. Объем неизученных проблем увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация «информационного взрыва» потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий; - коммуникативная, обеспечивающая многосторонность и многогранность общения людей. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются: зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей; - регулятивная, посредством которой осуществляется адаптация людей в обществе, формируются взаимоотношения между человеком и обществом, общностью, обеспечиваются межличностные отношения. Эта функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтами, отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа ; - аккумулятивная, обеспечивающая сохранение накопленных обществом культурных ценностей. Социальные функции культуры во многом определяют не только темпы общественного развития, но его содержание и направленность. Культура есть явление социально-историческое, т.к. она связана с развитием человека. В чем же состоит развитие и чем оно измеряется? Во все времена от доклассовых родоплеменных общностей до современной эпохи человечество в процессах культуры раскрывает три главных области: отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. Чем более развиты эти отношения, тем более развит человек, тем более на высокой ступени культуры он находится. В культуре, следовательно, находит отражение уровень развития потребностей и способностей человека. Развитие же в целом человеческого общества предполагает развитие культуры, в свою очередь культура во многом обуславливает развитие общества и даже является его своеобразным критерием. Как уже говорилось, культура не только явление историческое, но и социальное. Действительно каждая социальная группа имеет свои культурные запросы и свой культурный уровень. Но если отойти от классового подхода к изучению культуры и сделать более обобщающие ее оценки, то можно увидать, что в каждом обществе существует элитарная культура (т.е. культура наиболее интеллектуальной части населения) и культура, которую мы называем народной, в смысле доступной и осознаваемой основной массой населения. В то же время, каждая нация, каждый народ имеет свою общую, присущую только им культуру. Все они создавали культуру соответственно условиям жизни, своим нуждам. Но мир настолько тесен, что культуры различных народов и национальностей на протяжении многовековой истории человечества не только соприкасаются, но и воздействуют друг на друга, взаимообогащают и даже могут сливаться, создавая новые культурно-исторические общности, или как еще их называют культурно-исторические типы. Богатство культуры создавалось всем населением земли, а связи, взаимообмен, взаимовлияние делали культуру отдельных народов частью общего достояния человечества. Вопрос №12 «Онтология культуры. Культура с точки зрения историко-культурного подхода. Кертман» Онтология. В философии для обозначения той или иной реальности, возможного мира часто используется слово «онтология». В классическом употреблении слово «онтология» происходит от двух греческих слов: «онтос» - сущее, то, что есть на самом деле, что реально существует, и «логос» - учение. В целом «онтология» - учение о сущем, о том, что реально существует. Таким образом, под «онтологией» обычно подразумевался такой раздел философии, где изучается мир как объективная реальность, не зависящая от нашего произвола. Каждая онтология, каждый возможный мир должен обладать некоторыми необходимыми составляющими. Например, чтобы автомобиль работал, нужно, чтобы все детали были на месте и правильно взаимодействовали друг с другом. Точно так же, чтобы начал существовать некоторый мир, нужно, чтобы в нем было то, где что-то происходит, чтобы оно когда-то происходило, чтобы что-то и как-то происходило. Поэтому можно предполагать с большой долей уверенности, что каждая онтология – это единство, по крайней мере, своих: - пространства - времени - материальности - сущностей - законов - смыслов и целей Культура вбирает в себя множество человеческих надприродных онтологий и сама выступает как человеческая мета-онтология. Одна из ее частных онтологий – онтология науки. В современной философии науки столь же активно нарастает феномен онтологического плюрализма, как и в других областях культуры. Он выражает себя в ряде новых подходов к исследованию феномена науки, которые начинают возникать во второй половине 20 века и получили название «постпозитивизма» или «социокультурной» интерпретации научного знания. Здесь наука рассматривается как одна из онтологий культуры и общества. В итоге сталкиваются два образа научности. Один, классический, идет из недр естественных наук, выражая философию до-онтологического плюрализма, философию единственной – «сильной» - онтологии, к которой так или иначе должны быть редуцированы все иные области реальности. В современной философии науки этот образ науки и научного знания обычно называют классической научной рациональностью. Второй подход берет свое начало преимущественно от гуманитарных наук и неклассических естественных наук, опираясь на философию онтологического плюрализма и проповедуя порою крайность абсолютной равноправности всех форм реальности. Об этом подходе говорят как о неклассической научной рациональности. Историко-культурный подход. http://cyberleninka.ru/article/n/otvetit-na-etot-vopros-mozhet-tolko-istoriya-kultury-fragment-lektsii-l-e-kertmana (ввести в адресную строку, потому что там дан конкретный документ из лекции Кертмана, редактировать его никак не получится) Вопрос №13: «Культура и личность. Культура и общество» Культура и личность При рассмотрении комплекса «личность и культура» пред нами встают сразу несколько сравнительно автономных проблем. Прежде всего — это проблема «личность и общество», проблема индивидуальной политико-социальной свободы индивида в системе общества или, переводя это на культурологический язык,— масштабы и границы прав личности на индивидуальную интерпретацию общественных норм и установлений. По приблизительным подсчетам специалистов по культурной коммуникации и информации (Е.А.Седов), эти границы колеблются между 10-15% от всего комплекса актов поведения и суждений человека (тоталитарное общество, построенное на полном подавлении личности), 20% (традиционное общество религиозно или этатистски ориентированного типа) до 25-30% свободно интерпретируемых общественных норм (современное общество либерального типа). Большая степень свободы интерпретации (и вытекающей из этого ненормированное™ индивидуального поведения) практически ведет в социальной дезинтеграции социума. Перефразируя одного из классиков Просвещения, можно сказать, что свобода — это степень информированности личности о допустимом и недопустимом в данном обществе стиле поведения и комплексе мировоззренческих и иных суждений, а также умении пластично пользоваться этими возможностями. Это мера социальной ответственности человека перед обществом. Я полагаю, что фактически свобода заключается в знании или интуитивном ощущении линии проле-гания границы между общественным и приватным, a также допустимой степени интерпретаций норм того и другого. Или, говоря иначе, максимум свободы — это максимальная культурная компетентность человека в данном сообществе (прагматически это можно назвать социальной адаптированностью), а максимальная несвобода — полная неосведомленность о принятых здесь нормах бытия. Другая проблема: необходимые параметры идентификации личности с данным обществом, что связано с вопросами социальной и политической солидарности, лояльности, зависимости, экономического интереса, религиозного долга. Здесь также может иметь место значительный разброс вариантов от полной интегрированности (истерический патриотизм) до высокой степени социальной автономии (слабой зависимости от уровня общественной поддержки и одобрения). Социологией уже давно установлена корреляция между уровнем образованности и профессиональности и потребностью в личностной свободе и социальной автономии. Эту проблему не следует путать с чувством патриотизма, как способностью осознавать и переживать Отечество как высшую ценность. Уже давно замечено, что образованные и культурно компетентные люди в большей степени обнаруживают эти чувства и готовность на практике защищать эти ценности (утверждение, основанное на практических наблюдениях сотен мемуаристов времен обеих мировых войн). При любых репрессиях интеллигенция «идет под нож» первой. Но у нее другой уровень самоощущения личностного достоинства и ценности собственной индивидуальности, что прежде всего связано с уровнем и уникальностью ее профессиональной специализированности. Таким образом, хрестоматийный вопрос: «когда и в каких обществах личность начинает выделяться из коллектива и осознавать свою уникальность?», на мой взгляд, напрямую связан с процессами углубления разделения труда, уровня специализированности, усложнения тех или иных профессий и, наконец, степени престижности социального заказа на индивидуальное творчество (т. е. культурной развитостью элитного слоя общества). Разумеется, эти причины играли доминирующую роль в период разложения первобытного общества и становления раннегородских цивилизаций. На следующих этапах истории к ним добавилась еще одна очень важная причина, порожденная процессами деградации общей традиционности жизненного уклада сообщества. Традиция «как броня» прикрывала индивида, освобождая его от многочисленных ситуаций личного выбора и ответственности за него. В отсутствие (или при ослабленной) традиции человеку требуется уже иной уровень ощущения своей личностной ценности и самодостаточности, чтобы самому сделать все необходимые выборы. В этой связи имеется еще одна проблема, рассмотрение которой следует рекомендовать психологу культуры. Человек не может жить в хаосе — это психологически невыносимо для него. Особенно, если речь идет о хаосе социальных отношений и понятийного аппарата мировосприятия и обмена информацией. Поэтому он, отчасти практически, а еще больше символически (интеллектуально, образно) упорядочивает окружающий его мир, придает ему некую условную понятийно-содержательную структуру и, благодаря этому, как-то ориентируется в мире (прежде всего в смыслах человеческих отношений). Осуществляя все эти практические и интеллектуальные действия, человек так или иначе эмоционально переживает их: свою солидарность и отчужденность от общества, всякое нормативное или ин-терпретативное действие или суждение, совпадение или расхождение общественных и личных интересов и потребностей и т. п. Совершенно очевидно, что с проблемой этого переживания связано всякое творчество, протестное и девиантное поведение. Ясно и то, что интенсивность подобных переживаний напрямую связана со степенью личностей выделенности индивида из коллектива (о чем шла речь выше). Культура и общество Определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение различного рода символов, ценностей, норм, т. е. того культурного содержания, при помощи которого люди организуют свою жизнедеятельность; 2) культуру можно обозначить как систему ценностей и убеждений, которые выражаются через социальный инструментарий (а именно – через традиции, язык, различные нормы, формы поведения) и с помощью этого инструментария упорядочивается социальная жизнь людей и осуществляется их взаимодействие; 3) культура является системой внебиологически выработанных механизмов, а также системой коллективно разделенных ценностей, присущих определенной группе людей. Кроме того, можно выделить следующие социальные функции культуры: 1) функцию стимулирования, которая выражается в том, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, на достижение которых направлена человеческая деятельность; 2) функцию программирования – поскольку культура является совокупностью знаков и символов, которые фиксируют социальный опыт; 3) функция реализации указывает на то, что активность человека реализуется в рамках культуры, а также в ходе этой активности происходит воспроизводство уже имеющихся, и вновь создающихся культурных образцов; 4) регулирующую функцию. Культура регулирует деятельность человека посредством традиций, ритуалов, ценностей, знаков. Таким образом, культура является важным элементом процесса социализации, а именно воспитания и образования. В |