Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 22. Идейно-художественный анализ романа Скотта «Айвенго»

  • Вопрос 23. Становление жанра исторического романа в творчестве В. Скотта, особенности его художественного метода

  • Центральные сюжетообразующие мотивы

  • Особенности исторического романа В. Скотта

  • Вопрос 24. Образ Уилфреда Айвенго и его роль в раскрытии идейно-нравственной позиции автора романа «Айвенго»

  • Вопрос 25. Особенности французского романтизма и основные этапы его развития

  • Особенности

  • литература 19 века. Соня. Вопрос 16. Художественное своеобразие баллады Кольриджа сказание о старом мореходе Сказание о Старом Мореходе


    Скачать 54.29 Kb.
    НазваниеВопрос 16. Художественное своеобразие баллады Кольриджа сказание о старом мореходе Сказание о Старом Мореходе
    Анкорлитература 19 века
    Дата26.05.2020
    Размер54.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоня.docx
    ТипСборник
    #125556
    страница2 из 3
    1   2   3

    Вопрос 21. Идейно-художественный анализ трагедии Шелли «Ченчи»

    В 1819 г. Шелли создает пятиактную трагедию, написанную белым стихом, - «Ченчи». В основу сюжета положены факты XVI столетия, касающиеся истории гибели семьи Ченчи. Трагедия «Ченчи» призывала к непримиримой борьбе с общественным произволом, с любым проявлением деспотизма. Бунтарский пафос трагедии «Ченчи» проявился прежде всего в образе Беатриче. Героиня пьесы способна на смелый, мужественный поступок, но она одинока в своей борьбе. Шелли показал трагизм индивидуалистического бунтарства. Однако бескомпромиссная борьба Беатриче, ее нравственное превосходство над миром мракобесия и насилия сообщают драме героический характер.

    Некоторые элементы трагедийного стиля драмы «Ченчи» близки шекспировской традиции (быстрая смена эпизодов, большие монологи, белый стих). Очевиден факт влияния таких трагедий, как «Макбет» и «Король Лир». Шекспировское влияние ощутимо в монологе размышляющей о жизни и смерти Беатриче. Мысли героини напоминают философские раздумья Гамлета. Психологическое состояние Джакомо, задумавшего убить своего отца Ченчи, близко к переживаниям Отелло в сцене убийства Дездемоны.

    Ченчи» показывает трагедию, разыгравшуюся в 1599 г. и приведшую к исчезновению знатного римского рода: преступный граф Ченчи был убит при участии его жены и детей, Джакомо и Беатриче, которые вместе с наемными убийцами были арестованы и казнены. Шелли резко выступил против семейной, политической и религиозной тирании. Семейным тираном представлен в драме граф Ченчи, деспот и развратник, мучитель жены и детей. Домогающийся любви своей единственной дочери Беатриче, он разрушил и семейное счастье своего старшего сына Джакомо. При своем огромном богатстве Ченчи омерзительно скуп. Он радуется, узнав о гибели младших сыновей, так как ему больше не нужно тратиться на их содержание. Ченчи остается безнаказанным, всегда покупая прощение у церкви.

    На примере графа Ченчи Шелли показал, что вера в Бога не уберегает от аморализма, что церковь поощряет преступников, наживаясь на индульгенциях. Папский суд приговаривает жену и детей Ченчи к казни не в последнюю очередь потому, что они лишили церковную казну верных доходов. В образе священника Орсино Шелли воплотил лицемерие церкви. Резкие нападки Шелли на католическую церковь во многом были связаны с ее поддержкой феодальных традиций в Европе.

    Однако персонажи Шелли-романтика не стали полнокровными характерами. Его герои - воплощение определенного принципа; они одноплановы, лишены жизненной противоречивости. Столкновение героев - это конфликт разных принципов. Отсюда - резкое противопоставление противоположных фигур.

    В предисловии к «Ченчи» Шелли высказал свои взгляды на трагедию и трагическое. Он поднял вопрос о народности трагедии. Чтобы вызвать сочувствие людей, содержание трагедии должно иметь «национальный и всеобщий интерес». Великими образцами трагедии Шелли считает «Короля Лира» Шекспира и две трагедии Софокла об Эдипе. Высших нравственных целей трагедия достигает путем воздействия на чувства человека, вызывая его симпатии и антипатии к тому, что изображается. Трагедия учит познавать человеческое сердце, учит мудрости, справедливости, искренности, терпимости и доброте.

    Вопрос 22. Идейно-художественный анализ романа Скотта «Айвенго»

    "Айвенго" - первый и один из лучших романов Вальтера Скотта. Этот роман не только принес славу писателю, но и является очень интересным к прочтению, даже спустя столько лет от его написания. Автор переносит нас в то время, когда пришел конец подвигам, и ему на замену пришло время подлости, но все еще есть люди, для которых честь - не просто слово. Именно таким и является главный герой Айвенго.

    Вальтеру Скотту свойственна особая композиция романов – он выносит на первый план жизнь народа, показывает реальную картину жизни. Более ярко воспроизводит картину исторических событий. Айвенго – многоплановый остросюжетный роман со множеством действующих лиц, представляющих разные прослойки того времени.

    В романе замешаны вымышленные персонажи и реальные исторические фигуры. Достоверность придают описания обстановки, одежды, фольклора. Реализм соединяется с романтическим началом, которое проявляется в интересе к Средневековью. Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков.

    Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце. Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. Очень ярки женские образы. Образ Ревеки более яркий, чем белокурой Леди Ровены, которая предтавляет собой типичный образ прекрасной дамы. А образ Ревеки более сложен, пославленная в особое положение в силу своего происхождения, она является более гордой, смелой, мужественной.

    Она иначе оценивает битву под стенами замка. Айвенго считал, что рыцари должны бросаться в бой, а для нее это было страшно. Образ Ровены немного расплывчат по сравнению с Ревекой, она не столь стойко переносит все трудности, когда она узнала, что ей придется выйти замуж за нелюбимого, она начинает плакать.

    А Ревека в подобной ситуации поступила смелее – она хотела сброситься с огромной высоты – она более смелая и образ ее более многогранен. Бриан де Буагильбер. Очень яркий образ.

    Предстает как суровый, жесткий человек. Видно его отношение к церкви, его вера.

    Несмотря на свой титул священного лица он достаточно пошло говорит о саксонской принцессе Ровене, совершенно не как духовное лицо. И мы видим его не как положительного персонажа. Но потом он влюбляется в Ревеку, видна его внутренняя борьба.

    Айвенго представлен как идеальный романтический герой, практически без недостатков. Он влюблен в Ровену, но судьба его распорядилась так, что он встретил Ревеку, которая возможно превосходит Ровену, она более отважная, благородная. Но т.к. Айвенго идеальный романтический герой он не может забыть свою возлюбленную несмотря на то, что думает о Ревеке.

    Есть еще один романтический герой – Ричард Львиное сердце. Романтического Ричарда больше всего привлекает слава бродячего рыцаря, нежели победа во главе стотысячного войска. Истинный Ричард Львиное сердце, как историческая личность, вовсе не был романтическим героем, но Вальтер Скотт ввел его именно как еще одного романтического героя, который следует понятиям о рыцарской чести. В те времена рыцарскими понятиями запрещалось совершать насилие над беспомощным рыцарем. Рыцарю трудно оставаться в бездействии, когда вокруг него совершаются доблестные подвиги. Айвенго, несмотря на ранения, последовал за Ричардом, чтобы помочь ему. Самое страшное преступление – это измена чести и долгу. Построение романа. Автор в результате наказал преступников смертью, от того, что действовали не по правилам рыцарства.

    Он готов отказаться от своего титула, имени, он готов бросить себя, опозорить ради своей страсти. На турнире, когда решается жизнь Ревеки он подходит к ней и делает последнюю попытку бежать с ней, но она отказывается и что может быть не очень правдоподобно, умирает потом от душевных переживаний, что явно показывает романтическую линию (он погибает). В результате Ричард получил память потомков, Айвенго – любовь возлюбленной, Ревека – чистую совесть.

    Достоинство ист.романа Скотта – прием соединения описания частной жизни с истор.событиями. С. никогда не ставил личность над обществом, подчеркивал зависимость судьбы отдельного чел-ка от хода развития истории. «Айвенго» (1819), действие романа в конце 12 в., борьба между англосаксами и завоевателями нормандцами. Побеждают нормандцы, что исторически закономерно, победа означает победу нового общ.порядка. 

    В романе "Айвенго" изображены не только сцены сражения, исторические мотивы, но красочно описывается любовь и верность. Эту книгу можно считать шедевром. Все кто читает ее впервые остаются в полном восторге, а некоторые перечитывают ее по много раз, и эта книга этого стоит.

    Вопрос 23. Становление жанра исторического романа в творчестве В. Скотта, особенности его художественного метода

    В истории английской литературы XIX века Валь­тер Скотт занимает особое место. Его творчество, относящееся к периоду расцвета английского романтизма, знаменует собой начало перехода от романтизма к реализму. В историю литературы Скотт вошел как создатель исторического романа с ярко выра­женными чертами реализма.

    Обращаясь к истории, В. Скотт всегда очень большое внима­ние уделяет народным движениям; его интересуют судьбы наро­да, и он делает народ и отдельных его представителей героями своих романов. В. Скотт глубоко осознал историческую роль на­родных движений.

    По своей тематике романы В. Скотта могут быть разделены на несколько групп. Многие романы В. Скотта посвящены 'исто­рическому прошлому его родины — Шотландии. Они составляют группу так. называемых шотландских романов. Сюда относятся: «Уэверли, или шестьдесят лет назад» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1817) и некоторые другие.

    Ряд романов В. Скотта воспроизводит историческое прошлое Англии: «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенильворт» (1820), «Вудсток» (1826).

    В этих романах Скотт охватывает почти всю многовековую историю Шотландии и Англии в её основных моментах, начиная от далекого средневековья («Айвенго») и кончая событиями XVIII века («Роб Рой»). Обращаясь к различным историческим эпохам, писатель на историческом материале каждой из них подчеркивает неизбежность исторического развития, постоянное движение истории. Вопреки своим консервативным политическим взглядам, он объективно подходил к изображению событий, доказывал закономерность смены старого новым.

    Центральные сюжетообразующие мотивы

    1) Путешествие. Оно может быть вызвано ссорой со старшим поколением («Роб Рой», «Айвенго») или другими причинами, но в том или ином виде присутствует непременно.

    2) Любовь к прекрасной даме, встречающая на своем пути различные препятствия.

    3) Воспитание (перевоспитание) героя, в частности, под влиянием этой любви.

    4) Тайна.

    5) Интрига, связывающая политическую, культурно-историческую часть романа с собственной судьбой героя.

    Особенности исторического романа В. Скотта

    • Сочетание правдивого изображения прошлой жизни и интересной динамичной интриги, движущими силами которой были большие человеческие страсти - зависть, ревность, мстительность, жадность и любовь к своего края, рода, семьи и др.

    • Описание, повествование, диалог - 3 компоненты романа - которые в своеобразном соотношении объединены в единое целое.

    Описания В. Скотта выполняли роль не только экспозиции, но и исторического комментария к событиям и персонажам; отстранение автора от рассказа дало возможность персонажу самостоятельно передвигаться, мыслить и говорить.

    • В романах В. Скота сочетаются романтические приключения, высокие чувства и низость отдельных героев, которые руководствовались в своих поступках часто противоположными мотивами.

    • Всех героев разделены на несколько групп:

    - реальные исторические персонажи - не стояли в центре повествования;

    - люди из народа - принимали активное участие в развертывании сюжета, создали обобщающий образ - народ, который включил в себя различные социальные группы;

    - молодой человек - с ней связана фабула - не имела слишком выразительных индивидуальных черт, но отметилась порядочностью, честностью, смелостью и здравым смыслом.

    Своеобразие исторических романов Скотта определяется его мировоззренческой позицией. Мировоззрение писателя было противоречивым. Он придерживался консервативных взглядов. Условием создания подлинно исторического романа Скотт считал серьезную проблематику и историческую точность. Писатель тщательно и добросовестно изучал исторические памятники, документы, костюмы, обычаи.

    Ключевыми романами шотландского и английского циклов с полным основанием можно считать «Роб Роя» и «Айвенго». В этих двух романах во всем блеске проявилось мастерство Скотта-романиста.

    Вопрос 24. Образ Уилфреда Айвенго и его роль в раскрытии идейно-нравственной позиции автора романа «Айвенго»

    Айвенго — главный герой произведения. Это очень мужественный, благородный, преданный, сильный юноша. Он принадлежал к роду саксов. Айвенго обладал очень хорошими способностями. Главный герой был молодым, но непревзойденным рыцарем. Никто не мог его победить, превзойти во владении оружием. Айвенго отстаивает свое достоинство, честь, участвуя во многих турнирах для рыцарей. Айвенго даже смог победить самого сильного норманнского рыцаря храмовника Бриана де Буагиль-бера. Главный герой был предан своему королю Ричарду. Айвенго волновался за государство. Также он помогал королю в третьем крестовом походе, защищал его честь и достоинство.

    Молодому человеку, около двадцати пяти лет. У него: «красивое, потемневшее от загара лицо…», которое обрамляют светлые короткие волосы. Он немного выше среднего роста, но больше худой, чем плотного или крепкого телосложения. Его доспехи: «…стальной панцирь с богатой золотой насечкой…», щит его содержит девиз: «…молодой дуб, вырванный с корнем…».

    В душе юноши переплеталось чувство мужественности, жестокости, смелости и одновременно искренней любви, верности, нежности. Айвего сильно полюбил леди Ровену. За это отец выгнал юношу из дома и лишил наследства. И это не остановило Айвенго. Главный герой нашел выход: победил на турнире под Ашбой, едва не потеряв жизнь. Ловкость, юношеская грация очаровали зрителей. Айвенго получил приз-Золотой венок

    Айвенго выбрал королевой турнира леди Ровену. К счастью, отец понял, простил сына. Любовь победила, и впоследствии Айвенго с Ровеной поженились.

    Главный герой всегда был готов помочь людям. Он это делал искренне, без всякой пользы для себя. Однажды Айвенго был сильно ранен, Ребекка, дочь еврея Исаака, ухаживала за ним, лечила. Когда юноша узнал, что девушку обвиняют в колдовстве, то сразу же, едва выздоровев, спешил защитить ее честь, доказать ее невиновность.

    Итак, Айвенго перед нами предстает идеальным рыцарем. В нем сочетается внешняя красота, ум, благородство, отвага, доблесть, искренность, преданность делу. Сейчас мы живем в двадцать первом веке, но все равно с восторгом и парни, и девушки читают роман "Айвенго".

    Сам же главный герой романа однолюб, и никаким соблазнам он не подвержен. Образ Айвенго в романе Вальтера Скотта написан достаточно однообразно. Этот персонаж положительный, и его достаточно трудно нарисовать ярко.

    Вопрос 25. Особенности французского романтизма и основные этапы его развития

    Французский романтизм был одним из ключевых направлений в литературе XIX века. В этом отношении Франция задавала тон в Европе. Ее писатели и поэты пользовались заслуженным авторитетом на международной арене. Романтизм господствовал в начале столетия. В первую очередь, он ассоциировался с трудами Виктора Гюго, Александра Дюма, Теофиля Готье, Франсуа де Шатобриана

    Французский романтизм появился после того, как общество на рубеже XVIII-XIX веков подверглось глобальной ломке. Основным событием стала Великая Французская революция. Бурные события в политической и общественной жизни страна переживала три десятилетия подряд. За это время свергают королевскую династию Бурбонов, в стране разворачивается Гражданская война, затем республика оказывается низвергнута, а Бурбоны возвращают себе власть. Все это оказало влияние на развитие литературы, в том числе на формирование французского романтизма. Для публицистических и художественных произведений решающее значение имело переосмысление итогов всех этих событий, последствий революции. Зарождение французского романтизма связано с такими именами, как Анна де Сталь и Шатобриан.

    В 19 веке французский романтизм продолжает развиваться. Его второй этап связан с Реставрацией, которая пришлась на 1815-1830 годы. Реакция, наступившая в обществе, отразилась и на романах. Рассказывая кратко о французском романтизме, стоит отметить, что одной из его отличительных черт стал исторический роман. С этим временем связан расцвет историографии. Гизо, Тьерри, Менье, Тьер выступают с идеей закономерности, которую активно поддерживают многие интеллектуалы того времени. Особое миропонимание и мировоззрение французских романтиков формирует новую философию истории. Следствием этого становится зарождение исторического романа, которое происходит в 1820 годы. Это одна из главных особенностей французского романтизма. Следом расцветает драма.

    Говоря кратко о французском романтизме в литературе на третьем этапе, нужно упомянуть, что его главными действующими лицами становятся Жорж Санд и Виктор Гюго.

    Гюго - известный поэт и романист, сыграл решающую роль в общественном движении во Франции того времени и развитии литературы. На вершине карьеры он оказался в 1820-1830 годы, когда выпустил наделавшие много шума социальные романы. Он выступал в роли реформатора поэзии французского романтизма, предлагая принципиально новые темы и ритмы, которые давали больше простора, освобождали от формальностей. Гюго доказал, что появление романтизма обусловлено исторической ситуацией.

    Особенности:

    Косвенно определялся Великой французской революцией, которая   отделила прошлое и вывела на историческую сцену новое поколение.   Бурная эпоха была по сути своей романтической – эпохой контрастов, выдающихся личностей, конфликтных, исключительных событий.   Французам     не    приходилось       выдумывать      необыкновенные   обстоятельства и неординарных героев, сама жизнь порождала их.

    Вначале литература была тесно связана с общественными проблемами   и даже с политикой. Поэтому эта литература была более приземлена, более социально и публицистично настроена.

     Французский романтизм оформлялся дольше, труднее и противоречивее, чем в других странах, так как во Франции очень   сильна была традиция классицизма и сопротивление иноземному (прежде всего – немецкому) влиянию. Романтики во Франции яростно   полемизировали с классицистами. «Романтизм» для них означал «современное искусство», классицизм – прошлое.
    1   2   3


    написать администратору сайта