литература 19 века. Соня. Вопрос 16. Художественное своеобразие баллады Кольриджа сказание о старом мореходе Сказание о Старом Мореходе
Скачать 54.29 Kb.
|
Вопрос 26. Новелла «Рене» Ф.Р. де Шатобриана и ее роль в становлении концепции романтического героя Крупнейшей фигурой первого этапа французского романтизма был виконт Франсуа-Рене де Шатобриан (1768—1848), которого Пушкин назвал «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения». В новелле «Рэне» представлял свое обращение к религии как откровение и озарение. Рене — один из первых в европейской романтической литературе носителей «болезни века», меланхолии. Разочарование, утрата духовных ценностей, внутренняя пустота – спутники романтической души, как например Рэне. Всё это является результатом «измены», «обмана», которым романтическое «я» подвергается со стороны окружающего его «коварного мира». В этом мире все вокруг него неустойчиво, ни на что нельзя положиться, ничему нельзя довериться. Так Рэне пытается найти утешения во всём подряд: в других странах, в одиночестве, и даже пытается стать часть общества, которое он презирал всю свою жизнь. Обман прослеживается во всём, в том числе и в том, что очень дорого Рэне и в чём, казалось, не может никогда возникнуть сомнений – в дружбе между им и его сестрой. Рэне, каждый раз разочаровавшись в чём-то, пытается найти утешение и смысл жизни в чём-то другом. Решившись рассказать о своих душевных страданиях своим друзьям, Рэне выбирает особое мест - холм, с которого видны все окрестности. Рэне оказывается в центре всего, выше остальных – это пространственное решение сцены подчёркивает исключительность героя. Главным способом создания характера героя является действие. Рэне – натура активная. Сюжет поэмы отличается повышенным драматизмом. перед читателем проходит череда эпизодов из его жизни. Его беспокойный душевный разлад с самим собой – черта человека Нового времени, черта романтического героя. Ему свойственно то же презрение к жалким людям, составляющим человечество, это ещё одни вариант романтического героя-индивидуалиста. Рэне бежит от людского общества, с подозрением относится к плотской природе человека. В романтизме любовь – движущая сила человеческой души, и поэтому Рэне в своём рассказе повествует о том, как он взывал к Богу, так как страдал невероятно от того, что не было в его жизни той, к которой он мог бы питать самое сильное чувство в мире, в котором от части и видел спасение – любви. Романтические персонажи как правило статичны, они не изменяются во времени хотя бы потому, что действие в романтических произведениях развивается весьма стремительно и охватывает небольшой промежуток времени. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Под обаянием Шатобриана находились десятки его младших современников, вплоть до молодого Бальзака. Юноша Гюго записал в дневнике: «Хочу быть Шатобрианом — или ничем!» Вопрос 27. Эволюция мировоззрения и творчества В. Гюго Творчество великого французского писателя Виктора Гюго принято делить на три периода. Первый период (1820-е – середина 1830-х гг.). В это время во французском обществе происходит резкое обострение классовых противоречий, приведшее к революции 1830 г., которая не решила накопившихся проблем, вследствие чего растет активность широких народных масс. В. Гюго привлекает к себе внимание поэтическим сборниками, в которых он проявил себя как один из величайших французских поэтов, становится создателем французской романтической драмы и получает признание как драматург. Хотя поэтическую деятельность он начинает, следуя канонам классицизма, уже в предисловии к сборнику «Оды и баллады» (1826) Гюго формулирует принципы романтической поэзии, стремясь соединить национальную традицию с новой художественной системой и передать всю гамму чувств и мечтаний человеческой личности. Не меньшее значение для понимания романтических устремлений Гюго имеет и предисловие к пьесе «Кромвель», в котором он постулирует свободу художника в обращении с материалом, отвергая тем самым классицистические принципы следования единству времени, места и действия и делению на высокие и низкие жанры. Он же вводит принцип историзма, который нашел свое отражение в исторической драме «Эрнани», премьера которой (1830) вызвала ожесточенные споры между сторонниками классицизма и адептами романтического направления в искусстве. Героем пьес Гюго становится человек из низов, восстающий против тирании власти. Одним из высших художественных достижений является роман «Собор Парижской Богоматери» (1831), построенный на контрастах, отмеченный бурными страстями и несоответствием между внешней и внутренней сущностью человека. Важная роль в произведениях Гюго отводится народу. Наиболее значительные произведения первого периода: Поэтические сборники: «Оды и баллады» (1826), «Восточные мотивы» (1828), «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835) Драмы: «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Мария Тюдор» (1833) Повести: «Последний день приговоренного к смерти» (1829), «Клод Гë» (1834) Романы: «Бюг Жаргаль» (1826), «Собор Парижской богоматери» (1831) 2. Период с середины 1830-х до 1848 г. отмечен все более активным участием Гюго в общественно-политической жизни страны. Ему претит сама атмосфера царствования Луи-Филиппа; он все более утверждается в необходимости борьбы за свободу, о чем свидетельствует начало работы над первым вариантом романа «Отверженные», в которой он выдвигает идею морального прогресса. Он переходит на демократическую платформу, а взгляды его становятся все более радикальными. Он становится пэром Франции (1845), а после революции 1848 г. избирается в Учредительное, а затем в Законодательное собрание. К сожалению, в творческом отношении этот период был достаточно скромным и оказался скорее подготовкой к новому этапу, ознаменовавшемуся выходом наиболее значительных произведений писателя. Произведения второго периода: Поэтические сборники: «Внутренние голоса» (1837), «Свет и тени» (1840). Драмы: «Рюи Блаз» (1838), «Бургграфы» (1843). 3. Третий период: 1849–1885 отмечен важными событиями в жизни Франции, резко изменившими судьбу писателя. Во время Второй республики он начинает активную политическую деятельность, отстаивая республиканские идеалы. После переворота Луи Бонапарта писатель отправился в эмиграцию, где проведет двадцать лет. В эти годы он проявляет себя как блестящий публицист, задачей которого стало обличение режима Наполеона III, критика пороков буржуазного общества и отстаивание идеалов свободы. На родину он возвращается после краха Второй империи, разделив с парижанами тяготы германского вторжения. Во время расправы над коммунарами (1871) он поднимает свой голос в их защиту. В последних своих произведениях он обращается к политическим и нравственным аспектам исторического процесса, веря в возможность нравственного совершенствования человека. Произведения третьего периода: Поэтические сборники: «Возмездие» (1853), «Созерцания» (1856), «Легенда веков» (1859, 1877, 1883 - годы издания трех книг), «Песни улиц и лесов» (1865), «Грозный год» (1872), «Четыре ветра духа» (1882), «Все струны лиры» (1889-1893). Романы: «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869) «Девяносто третий год» (1874). памфлеты «Наполеон Малый» (1852) «История одного преступления» (1852, опубл. 1877). трактат «Уильям Шекспир» (1864). Вопрос 28. Концепция искусства и литературы в «Предисловии к драме «Кромвель В. Гюго Предисловие считается манифестом прогрессивного ром-ма. Основа – вопрос о происхождении жанров: лирика, эпос и драма. Гюго вводит исторический принцип в свое исследование. По Гюго, чел-во прошло три эпохи и каждой соответствовал определенный жанр. 1. Первобытная эпоха – восторг перед вселенной, поэзия этого времени – лирика, а величайшее произведение – Библия. 2. Античная эпоха – создание общества. Эпос – Гомер. 3. Новый период – принятие христианства. Драма – Шекспир. «Драма рисует жизнь». Драма – универсальный, синтетический жанр, способный объединить трагедию и комедию, оду и эпос. Утверждая, что герои драмы – это люди, Гюго избирает Оливера Кромвеля. Драма должна быть зеркалом жизни, но не обычным, не с плоской поверхностью, а зеркалом сосредотачивающим, которое не ослабляло бы, а собирало бы и сгущало световые лучи, из отблеска делала бы свет, из света пламя. Отсюда яркая особенность тв-ва Гюго: ис-во должно изображать предметы не в их обычных масштабах, а сгущая, усиливая основные черты; изображать явления исключительные, подчеркивать крайности, плюсы: добро и зло, уродство и красоту, смешное и трагическое. Контраст и гротеск становятся одним из эстетических требований Г. Само слово гротеск было введено в обращение Гюго, под ним он понимал крайнее усиление каких-нибудь качеств, предельное их сгущение. Кромвель» был первой драмой Гюго, выбор темы обусловлен необычным характером английского политического деятеля, интересом романтика к истории. Однако наибольшее значение имела не сама драма, а «Предисловие» к ней. Идеи «Предисловия к драме «Кромвель» (1827) имеют значение для всего романтического движения. Они связаны с концепцией историзма, проблемой гротеска, принципа отражения действительности и спецификой драмы как рода искусства. Представление о двойственности мироздания создаст новый род искусства - драму, где главенствует борьба двух тенденций - конфликт. Идея двойственности лежит в основе всех эстетических построений Гюго. Драма «сплавляет в одном дыхании гротескное и возвышенное, ужасное и шутовское, трагедию и комедию». Вершина драмы - это Шекспир. Необходимо отметить, что Гюго не только отмечал различия родов искусств, но видел их слияние, особенно в новое время. Проблеме гротеска Гюго отводит особое внимание. В трактовке им гротеска возникает противоречивость. Гюго не объединяет гротеск с безобразным, но противопоставляет его возвышенному, присутствует идея двойственности. Гротеск, по его мнению, оказываясь рядом с возвышенным, включает в себя все многообразие мира. Комедию он считает формой гротеска и отмечает, что в комедии не только смеются, но и плачут. Даже Кромвель в его интерпретации оказывается гротескной фигурой, ибо в его характере сочетаются, казалось бы, несовместимые черты, создающие в целом неординарный характер. Квазимодо, Жан Вальжан, Гуинплен - это гротеск в его чисто романтическом понимании Гюго В. Если ранее в трагедии носителем высшей справедливости был король, то теперь место такого арбитра занимает человек, лишенный гражданских прав - разбойник Эрнани. Драма Гюго, хотя и сохраняет пространные монологи, а иногда и реплики в сторону, в целом построена на смене драматически напряженных картин, в каждой из которых события развиваются на грани жизни и смерти: мелодраматизм присущ этому произведению, как и всем драмам Гюго. Вопрос 29. Анализ романа «Отверженные» Роман-эпопея «Отверженные» создавалась Гюго на протяжении тридцати лет. В основу сюжета французский писатель положил два строго противоположных образа своей эпохи – каторжника и праведника, но не с тем, чтобы показать их нравственную разницу, а с тем, чтобы объединить их в единой сущности Человека. Свой роман Гюго писал с перерывами. В начале были созданы сюжетные перипетии произведения, затем оно стало обрастать историческими главами. Главной целью «Отверженных» французский писатель видел показ пути, которой проходит как отдельная личность, так и всё общество «от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине. Исходная точка – материя, конечный пункт - душа». Центральный связующий образ роман – каторжник Жан Вальжан – воплощает в себе внутреннюю реализацию этой идеи. Когда в 1860 году Гюго решил переработать книгу, окончательно названную в 1854 году «Отверженные», он дал полную свободу лирическому началу своей прозы. За счет авторских отступлений объем романа значительно увеличился. Появились в нем и ответвления от основной сюжетной линии. В 1861 году, во время поездки в Бельгию, Гюго за две недели создал описание сражения под Ватерлоо; в это же время в роман включаются новые главы, изображающие тайное республиканское общество «Друзей азбуки», создается идеальный образ «жреца революции» Анжольраса. Некоторые новые оттенки появились в характеристике Мариуса, в которой нашли отражение отдельные черты молодого Виктора Гюго. В целом окончательная редакция «Отверженных» свидетельствовала об углублении демократических взглядов писателя. Центральной линией в повествовании представляется изображение простых людей, бедствующих из-за давления несправедливых законов, страдающих от бытовой неустроенности. Главными героями романа являются Жан Вальжан, представленный в образе бывшего каторжника, проведшего в заключении девятнадцать лет, Гаврош, изображенный в качестве уличного мальчишки, маленького защитника баррикады, погибшего как герой, Козетта, маленькая девочка, воспитывающаяся в доме жадного и бесчувственного Тернадье, а также Фантипа, ее мать, честная девушка, соблазненная и брошенная легкомысленным барчуком. Кроме Тернадье отрицательным персонажем произведения представляется Жавер, являющийся полицейским инспектором, преследующим Жан Вальжана и Фаптину, человеком, не имеющим души и живущим исключительно в соответствии с параграфами законов. Основное место повествования представляется в виде Парижа, где определяется точка пересечения сюжета в виде лачуги Горбо. Отличительной особенностью романа является страстное, взволнованное изображение писателем народного страдания, вызываемое у читательской аудитории справедливую ненависть к обществу, где царит частная собственность, зло, бедствия, и симпатию по отношению к обездоленным героям. Своеобразием романа являются родственными и событийные узы, которыми связываются основные и второстепенные персонажи произведения, при этом не знающие о них. Это является основой для создания автором многочисленных сюжетных интриг. Образ Жана Вальжана является основой авантюристского начала в романе, поскольку данный герой демонстрирует психологическое проявление произведения, тогда, как Козетта представляет собой героиню романтического склада. Натуралистическая основа романа представляется в качестве Гавроша и семейства Тернардье. Помимо основной тематики в романе прослеживается любовное направление в сочетании с проблематикой смерти, раскрывающиеся путем включения в повествование резких сюжетных поворотов. Смысловая нагрузка произведения заключается в обличении писателем буржуазного мира, который отличается лицемерием, ложью, бездушием, жестокостью, не замечая страдающего и гонимого народа. Вопрос 30. Творчество Жорж Санд Жорж Санд (1804—1876). Писательница (Аврора Дюпен, по мужу — Дюдеван) родилась в дворянской семье, училась в английском коллеже в Париже. Она рано вышла замуж, чтобы избежать мелочной опеки со стороны матери, в прошлом простой белошвейки, но вскоре покинула деспотического мужа, предпочтя мир романтической парижской богемы. Ее кумиром стал В. Гюго, чью борьбу за новую драму поддерживала со всей страстью, а идеалом — свободная личность. Для утверждения этого она носила мужской костюм и приняла литературный псевдоним Жорж Санд, в знак признательности к своему первому соавтору Жюлю Сандо. За 40 лет литературной деятельности Жорж Санд создала около ста произведений, в центре которых чаще всего – судьба женщины, ее борьба за свободу личности, за справедливость, за высокую любовь. Многие из ее романов, такие как «Индиана», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт», пользуются популярностью и среди современных читателей. Современники изображали её женщиной невысокого роста, плотного телосложения, с мрачным лицом, большими глазами, жёлтым цветом кожи и преждевременными морщинами на шее. Правда, все сходились во мнении, что у нее очень красивые руки. Она постоянно курила сигары, а её движения были резки и порывисты. Но влюблённые в неё мужчины не жалели для её описания восторженных эпитетов. Мужчин притягивали её интеллект и жажда жизни. Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении, где пользовалась всеобщим уважением и заслужила прозвище «добрая дама из Ноана». Там же она скончалась 8 июня 1876. Творчество Жорж Санд Творчество французской писательницы Жорж Санд стало одним из самых значительных явлений в европейской культуре XIX века. Жорж Санд была творческой, яркой, свободолюбивой и талантливой натурой. И многие героини произведений Жорж Санд похожи на свою создательницу. Роман «Консуэло» считается одним из лучших творений в литературном наследии знаменитой французской писательницы Жорж Санд. Прототипом Консуэло послужила французская певица Полина Виардо, и самый известный роман писательницы повествует о призвании истинного художника, о нелегком бремени таланта, дарованного судьбой, а порой трагическом выборе между успехом, славой и личным счастьем, радостью семейной жизни... Графиня Рудольштадт Продолжением является роман «Графиня Рудольштадт». Новая встреча со смуглянкой Консуэло – это прекрасная возможность погрузиться в полную опасностей и подлинной страсти атмосферу галантной эпохи, когда люди умели жить в полную силу и умирать с улыбкой на устах. Индиана Действие романа происходит в эпоху Реставрации, время, когда всем еще памятны как события революции, так и правление Наполеона. Героиня романа страдает от деспотизма мужа, полковника Дельмара. Любовь к Раймону де Рамьеру наполняет ее жизнь новым смыслом, но им не суждено быть вместе Валентина Провинциалка Валентина, юная наследница графского титула и завидного состояния, становится невестой красавца графа, но сердце отдает простому бедному юноше. Она не может противиться своему чувству, однако пренебречь циничными и лживыми законами общества ей не позволяет чистая, благородная душа и чувство долга. Какой выбор сделает девушка и принесет ли он ей счастье? Лелия Роман «Лелия» – искренняя исповедь женщины благородной, красивой, но холодной как статуя, разочарованной в любви; в ее волнующейся душе уцелело одно чувство – потребность верить в любовь, и, может быть, в любовь божественную. Молодой поэт Стенио страстно любит Лелию и тщетно пытается ее оживить. Нежность и поэтичность героев, чарующая красота стиля не могут оставить равнодушным. Книга если и не носит вполне автобиографический характер, то, во всяком случае, отражает личные чувства, переживаемые автором. |