Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 32. Жизнь Бальзака. Оноре де Бальзак – французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе – родился 20 мая 1799 года

  • В 1807-1813

  • В 1825-1828

  • 1832-1837

  • В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850

  • В 1847-1850

  • Вопрос 33. Философский смысл романа Бальзака «Шагреневая кожа»

  • Вопрос 34.Художественный мир романа Бальзака «Отец Горио».

  • Зарубежная литература 29-41. Вопрос 29. Творческий путь Проспера Мериме. Новеллистика Мериме и проблема реализма. Проспер Мериме


    Скачать 126.98 Kb.
    НазваниеВопрос 29. Творческий путь Проспера Мериме. Новеллистика Мериме и проблема реализма. Проспер Мериме
    Дата18.11.2019
    Размер126.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗарубежная литература 29-41.docx
    ТипДокументы
    #95715
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Поэзия Беранже в период Реставрации. Второй этап творчества Беранже совпадает с периодом Реставрации. Падение Империи и восстановление Бурбонов было тем политическим событием, которое определило перелом в сознании и в творчестве поэта. Именно в этот период Беранже оформляется окончательно как певец революционной демократии. Он объявляет себя поэтом-патриотом, задача которого — бороться с эмигрантами и с Бурбонами:

    Я не могу быть равнодушен

    Ко славе родину моей:

    Теперь покой её нарушен,

    Враги хозяйничают в ней...

    Так пишет Беранже в стихотворении «Моя, может быть, последняя песня». Он хочет выступить против врагов родины как поэт-гражданин. Именно в этот период и приобретает его поэзия то народное значение, которое так высоко оценил русский революционер-демократ Добролюбов, посвятивший Беранже статью1 в связи с выходом песен Беранже в переводе Курочкина. В этих симпатиях Беранже к народу Добролюбов усматривает причину его широкой популярности.

    Определяя значение Беранже, Добролюбов прежде всего указывает на одну сторону его творчества. «Он всею силою своею направлялся в одну сторону — к достижению блага народного. Кто более делал или даже только желал, обещал сделать для народа и кто приобретал народную любовь, к тому стремились и симпатии поэта».

    Добролюбов цриводит слова Беранже: «Любовь к отечеству и любовь к независимости составляют два главных предмета моих песен, и я старался говорить о них языком, понятным народу». Никаких других соображений, говорит Добролюбов, для Беранже не существовало. Он мог вдохновиться только образами и мотивами, близкими и понятными народу. «Гуманное чувство самой чистой и справедливой любви к народу и к его благу, действительному, а не нарицательному только, выражается во всех почти песнях Беранже».

    Высоко ценил Беранже и Белинский. Критически относясь к французской поэзии той же поры, Белинский выделял в ней Беранже на первое место и свое положительное отношение к нему объяснял прежде всего тем, что Беранже был для него поэтом глубоко национальным.

    Наиболее ценное, что создал Беранже в годы Реставрации,— это его острые политические песни.

    Ярким сатирическим произведением этого периода была «Челобитная породистых собак». В образе породистых собак он выводит эмигрантов, французскую знать, которая вернулась после свержения Наполеона и потребовала себе восстановления прежних прав:

    Тирана нет,— пришла пора

    Вернуть нам милости двора,

    Мы с нетерпеньем ждем известья

    О том, что с завтрашней зари

    Псам Сен-Жерменского предместья

    Откроют доступ в Тюильри.

    Тирана нет,— пришла пора

    Вернуть нам милости двора.

    На нас ошейники в отличье

    От массы уличных бродяг.

    Понятно: луврское величье

    Не для каких-нибудь дворняг!

    Того же типа стихотворение «Белая кокарда».

    Эмигранты празднуют годовщину взятия Парижа интервентами:

    День нашей славы, нашей мести,

    Тебя ль воспеть мы не должны?

    Ты нам с кокардой белой вместе

    Вернул и честь родной страны!

    Как наши дамы ликовали,

    Когда чужие короли

    Французов скверных покарали,

    А благонравных вознесли...

    Наконец, целый цикл стихотворений Беранже этого периода является сатирой на церковь и на духовенство. Беранже не был атеистом, но его религиозные взгляды были очень своеобразны. Считая, что у каждого человека есть своя религия, которая ничего общего не должна иметь с официальной церковью, Беранже объявляет себя противником официальной, феодально-католической церкви, которая служила оплотом реакции. Он зло высмеивает ее в целом ряде произведений.

    Вопрос 32. Жизнь Бальзака.

    Оноре де Бальзак – французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе – родился 20 мая 1799 года в Туре в семье крестьянина из Лангедока Бернара Франсуа Бальса (Balssa) (22.06.1746-19.06.1829).

    Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком. Мать Анна-Шарлотта-Лаура Саламбье (1778-1853) была значительно моложе своего супруга и даже пережила своего сына. Она происходила из семьи парижского торговца сукном.

    Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 Бальзак учился в Вандомском коллеже, в 1816-1819 — в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил. В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 выздоровел.

    Оноре с ранних лет увлекался чтением, особенно его привлекало творчество Руссо, Монтескье, Гольбаха, Гельвеция и других французских просветителей. Также он пробовал писать стихи и пьесы, однако его детские рукописи не сохранились. Его сочинение «Трактат о воле» было отнято учителем и сожжено на его глазах. Позже свои годы детства в учебном заведении писатель опишет в романах «Луи Ламбер», «Лилия в долине» и в других.

    После 1823 напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

    В 1829 выходит первая подписанная именем «Бальзак» книга — исторический роман «Шуаны» (Les Chouans). На формирование Бальзака как писателя оказали влияние исторические романы Вальтера Скотта. Последующие сочинения Бальзака: «Сцены частной жизни» (Scènes de la vie privée, 1830), роман «Эликсир долголетия» (L'Élixir de longue vie, 1830-1831, вариация на темы легенды о Дон Жуане); повесть «Гобсек» (Gobseck, 1830) привлекли внимание читателя и критики.

    В 1831 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение — «картину нравов» его времени — огромный труд, впоследствии озаглавленный им «Человеческая комедия». Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни; он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Цикл состоит из трёх частей: «Этюды о нравах», «Философские этюды», «Аналитические этюды».

    В 1831 Бальзак публикует свой философский роман «Шагреневая кожа» (La Peau de chagrin) и начинает роман «Тридцатилетняя женщина» (La femme de trente ans). Цикл «Озорные рассказы» (Contes drolatiques, 1832-1837) — ироническая стилизация под новеллистику Возрождения. В отчасти автобиографическом романе «Луи Ламбер» (Louis Lambert, 1832) и особенно в более поздней «Серафите» (Séraphîta, 1835) отразилось увлечение Бальзака мистическими концепциями Э. Сведенборга и Кл. де Сен-Мартена.

    Его надежда разбогатеть ещё не осуществилась (тяготеет долг — результат его неудачных коммерческих предприятий), когда слава начала приходить к нему. Между тем он продолжал напряжённо трудиться, работая за письменным столом по 15-16 часов в сутки, и ежегодно публикуя от 3 до 6 книг.

    В созданных первые пять-шесть лет его писательской деятельности произведениях изображены разнообразнейшие области современной ему жизни Франции: деревня, провинция, Париж; различные социальные группы — купцы, аристократия, духовенство; различные социальные институты — семья, государство, армия.

    В 1832, 1843, 1847 и 1848-1850 годах Бальзак посещал Россию. С августа по октябрь 1843 Бальзак проживал в Санкт-Петербурге в доме Титова на Миллионной улице, 16.

    В 1832 Бальзак заочно познакомился с Эвелиной Ганской, которая вступила с писателем в переписку, не открывая своего имени. Бальзак встретился с Эвелиной в Невшателе, куда она приехала со своим мужем, владельцем обширных поместий в Украине, Венцеславом Ганским. В 1842 Венцеслав Ганский умер, однако его вдова, несмотря на многолетний роман с Бальзаком, не выходила за него замуж, так как хотела передать наследство мужа своей единственной дочери (вступив в брак с иностранцем, Ганская лишилась бы своего состояния). В 1847-1850 Бальзак гостил в поместье Ганской Верховня (в одноимённой деревне Ружинского района Житомирской области, Украина). Бальзак обвенчался с Эвелиной Ганской 2 марта 1850 в городе Бердичеве в костёле Святой Варвары, после свадьбы супруги уехали в Париж. Сразу же по приезде домой писатель заболел, и Эвелина ухаживала за мужем до последних его дней.

    В неоконченном «Письме о Киеве» и частных письмах Бальзак оставил упоминания о своем пребывании в украинских городках Броды, Радзивилов, Дубно, Вишневец и др. Киев посещал в 1847, 1848 и 1850 годах.

    В 1845 писатель был награждён орденом Почётного легиона.

    Оноре де Бальзак умер 18 августа 1850 года в Париже. Причина смерти — гангрена, развившаяся после того, как он поранил ногу об уголок кровати. Однако смертельная болезнь была лишь осложнением длившегося несколько лет мучительного недомогания, связанного с разрушением кровеносных сосудов, — предположительно, артериита.

    Бальзак был похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез.

    Вопрос 33. Философский смысл романа Бальзака «Шагреневая кожа»

    Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

    Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

    Ярчайшим примером философских повестей является « Шагреневая кожа», которую автор назвал «формулой нашего теперешнего века, нашей жизни, нашего эгоизма», он писал, что всё в ней « миф и символ». Само французское слово Le chagrin может быть переведено как « шагрень», но оно имеет омоним, едва ли не известный Бальзаку: Le chagrin – «печаль, горе». И это немаловажно: фантастическая, всемогущая шагреневая кожа, дав герою избавление от бедности, на самом деле явилась причиной ещё большего горя. Она уничтожила желание наслаждаться жизнью, чувства человека, оставив нём лишь эгоизм, порождённым как можно дольше продлить свою утекающую сквозь пальцы жизнь, и, наконец, самого своего обладателя. Именно поэтому Бальзак заставил разбогатевшего банкира Тайфера, совершив убийство, одним из первых приветствовать Рафаэля де Валантена словами: « Вы наш. « Французы равны перед законом» - теперь для него ложь, с которой начинается хартия. Не он будет подчинятся законам, а законы – ему». В этих словах действительно заключена формула жизни Франции 19 века. Изображая перерождение Рафаэля де Валантена после получения миллионов, Бальзак, используя условность, допустимую в философском жанре, создаёт почти фантастическую картину существования человека, ставшего слугой среди богатства, превратившегося в автомат. Сочетание философской фантастики и изображения действительности в формах самой жизни составляет художественную специфику повести. Связывая жизнь своего героя с фантастической шагреневой кожей Бальзак, например, с медицинской точностью описывает физические страдания Рафаэля, больного туберкулёзом. В « Шагреневой коже» Бальзак представляет фантастический случай как квинтэссенцию закономерностей своего времени и обнаруживает с его помощью основной социальный двигатель общества – денежный интерес, разрушающий личность. Этой цели служит и антитеза двух женских образов – Полины, которая была воплощением чувства доброты, бескорыстной любви, и Феодоры, в образе которой подчеркиваются присущие обществу бездушие, самолюбование, суетность и мертвящая скука.

    Одной из важнейших фигур повести является образ антиквара, в суждениях которого отражены мысли Бальзака о том, что человеческая жизнь вполне может быть определена глаголами « желать», « мочь» и « Знать». « Желать – сжигает нас, - говорит он, - а мочь – разрушает, но знать даёт нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». В состоянии «желать» находятся все честолюбцы, учёные и поэты – Растиньяк, Сешар и Валантен. Состояния «мочь» достигают лишь те, кто умеет приспосабливаться к обществу, где всё продаётся и покупается. Лишь один Растиньяк сам становится министром и женится на наследнице миллионов. Рафаэль же получает шагрень, которая действует не хуже каторжника Вотрена. В состоянии « знать» находятся те, кто презирая чужие страдания, сумел приобрести миллионы, - это сам антиквар и Гобсек. Однако, на деле и они превратились в слуг своих сокровищ, в людей, подобных автоматам ( антиквару 102 года!). Если же они, подобно Нусинжену, вдруг оказываются одержимы желаниями, не связанными с накоплением денег ( увлечение куртизанкой Эстер), то они сами становятся фигурами, одновременно зловещими и комическими, ибо выходят из свойственной им социальной роли.

    Вопрос 34.Художественный мир романа Бальзака «Отец Горио».

    Оноре Бальзак – сын нотариуса, разбогатевшего во время наполеоновских войн. Его романы стали как бы эталоном реализма первой половины 19 века. Писатель буржуазии, хозяина новой жизни. Он потому и отвернулся от утверждения В. Гюго, что "действительность в искусстве не есть действительность в жизни", и видел задачу своего великого произведения в показе не «воображаемых фактов», а в показе того, что «происходит всюду». "Повсюду" сейчас - торжество капитализма, самоутверждение буржуазного общества. Показ утвердившегося буржуазного общества - такова основная задача, поставленная историей перед лит-рой - и Б. ее разрешает в своих романах.

    Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами, , которых по замыслу самого автора должно было стать не менее 2-3 тысяч. Романы «Человеческой комедии» автор разместил по следующим разделам: 1) этюды нравов, куда входили сцены частной, провинциальной, парижской, политической, сельской жизни; 2) философские этюды; 3) аналитические этюды.

    Роман « Отец Горио» знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нём за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. « Отец Горио» не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определённый период его развития. Интересно движение романа по разделам « Человеческой комедии»: в 1843 году об был включён в « Сцены парижской жизни», на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в « Сцены частной жизни». Путь тот же, что и у « Гобсека»: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом.

    А частная жизнь – это жизнь семей, « Человеческая комедия», как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи. Растиньяк раскрывается в письмах сёстрам и тётке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет.

    Роман создавался тогда, когда замысел « Человеческой комедии» уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь « Гобсек». События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена - одного из самых богатых банкиров в « Человеческой комедии». Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего.

    В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. « Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая». Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться ( юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает.

    Повествование ведётся от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течёт сама жизнь, как люди воспринимают своё место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта