Главная страница

хз. игпзс на 07.12.2020. Вопрос Институты брачносемейного права по нормам Эклоги Место в законе


Скачать 19.66 Kb.
НазваниеВопрос Институты брачносемейного права по нормам Эклоги Место в законе
Дата09.12.2020
Размер19.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаигпзс на 07.12.2020.docx
ТипЗакон
#158601

Вопрос 2. Институты брачно-семейного права по нормам Эклоги
Место в законе

Эклога придаёт институтам брака и семьи повышенное значение. И это не случайно. Христианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освящённого Богом. Именно в Эклоге христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.

На это указывает уже само расположение правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения, которые открывают документ - им отведены в Эклоге три первых титула, состоящих в своей совокупности из 20 статей. Жизнь человека начиналась в семье, возможно, поэтому закон тоже начинался с норм о семье. Кроме того, защите устоев брака и семьи отведено 13 статей семнадцатого титула данного правового памятника, то есть четвёртая часть указанного титула, специально посвящённого наказаниям за преступления.
Заключение брака

Обручение - формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты, заключаемый с согласия детей (с 7-ми лет и старше) и их родителей. Этот институт, закреплённый I титулом, является нововведением в Эклоге. Ранее существовал “сговор” - были такие же требования, но вместо согласия родителей там требовалось согласие домовладельца, что указывает на ослабление патриархата в развивающемся обществе.

Договор имел юридическую силу, мог заключаться в письменной форме, в случае отказа стороны следовала потеря задатка, отказ невесты наказывался возмещением двойного задатка. Если кто обручился с девушкой и не хочет по какой-либо причине вступать в брак, то она ждет 2 года, а потом задает ему вопрос: “Будешь жениться или нет?” Если нет, то она имеет право выйти замуж за того, кого хочет и оставляет у себя все то, что получила от обрученного. Лишение чести девушки, уже обрученной другому, наказывалось отрезанием носа (=прелюбодеяние) по XVII: 32.
Эклога закрепляет различные способы заключения брака:

В письменной форме - брак заключался при наличии договора о приданном в присутствии трёх достойных доверия свидетелях. Муж должен был подтвердить согласие на получение полного приданого и на его безущербное и полноценное сохранение и сбережение, с тем приростом, который при нем произойдет. Также муж должен был письменно предусмотреть в выданном им договоре четверть на случай бездетности. Между брачующимися должно было быть заключено три договора: два встречных и равносильных по поводу приданого, ещё один - от мужа в пользу жены (II: 1 и 4)

В устной форме - заключался, если кто-то по причине стеснённых обстоятельств или бедности не имел возможности вступить в благоприличный и письменно оформленный брак брак. Также заключался при сожительстве (II: 9)

Давностное сожительство - не требовало договоров. Нельзя было прекратить сожительство без последствий, нужно было развожиться
Условия действительности брака:

Достижение брачного возраста (для мужа 15 лет, для жены 13)

Обоюдное согласие брачующихся и родителей, церкви

Отсутствие кровного родства
Расторжение брака

Развод - особенностью брачно-семейного права в Эклоге является резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом это допускается, несмотря на то, что с точки зрения христианства брак нерасторжим (“кого Бог соединил, человек да не разлучает” (Евангелие от Матфея, 19:6).
Условия расторжения брака:

По инициативе мужа, если жена (II: 14)

совершила прелюбодеяние

каким-либо образом злоумышляла против мужа (имеется в виду любые преступные действия)

будучи осведомлённой, что другие злоумышляют против мужа, не предупредила его

прокажённая

По инициативе жены, если муж (II: 15)

в течение трёх лет со времени заключения брака оказывался неспособным к брачному сожительству со своей женой

каким-либо образом злоумышлял против жизни жены (только покушение на жизнь)

будучи осведомлённым, что другие покушаются на жизнь жены, не предупредил её

прокажённый

В отличие от римского права даже безумие одного из супругов не было основанием для развода. Это воспринималось как божья кара, с которой надо смириться.

Вопрос 3. Институты вещного права. Виды договоров по нормам Эклоги
Характеристика

Положений, касающихся регулирования вещных отношений в Эклоге, в отличие от законодательства Юстиниана, немного. Эклога даёт описание весьма незначительной части институтов вещного права, присущих византийскому праву VII века, причём описание довольно краткое. В целом Эклога стоит на позициях постклассического римского права.

Эмфитевзис - это греческий термин, обозначающий право пользования чужим имуществом, наследственную аренду (XII). При нем продается право пользования какой-либо собственностью. При эмфитевзисе право пользования привязано к самой вещи, а не к собственнику. При аренде могут участвовать только лица, указанные в договоре. Выделяется два типа эмфитевзима:

Ограниченный - был ограничен в сроках (тремя поколениями), чтобы не передавать временное взятое государственное имущество в руки частных лиц

Вечный - возникает при ежегодной оплате
Отличия эмфитевзиса в Эклоге от римского права:

По объектам - более широкий круг (мог быть не только на землю, но и на лавки, здания, городские постройки)

В Риме не было ограниченного эмфитевзиса
Пекулий:

Воинский - выдавался лицу, который нёс военную службу. Пока он служил всё, что было заработано, не переходило в собственность родителей

Гражданский - был выдан лицам их родителями, оставался их собственностью

Пекулий, который передавался должностным лицам - та часть, которая была потрачена, с него не требуется, так как эти траты заняла служба

Договоры

Определённый отход от законодательства Юстиниана проявился прежде всего в более формализованном порядке заключения договором, преобладании письменной формы (хотя она и не являлась обязательной). Эклога содержит нормы, регулирующие лишь некоторые виды договоров:

Договор дарения (IV)

Простое дарение - совершалось в присутствии пяти (в городе) - трёх (в селе, пустынной местности) свидетелей, была необходима подпись

Дарение, сделанное в предвидении смерти или же осуществляющееся после смерти дарителя - человек получает право собственности в момент дарения, а саму вещь только после смерти дарителя. Договор заключался только в письменном виде

Договор купли-продажи - договор мог быть отменён до передачи вещи (IX)в отличие от римского права, где сразу после заключения консенсуального договора человек получал право собственности. Этим законодатель подталкивал стороны к установлению справделивой цен, что связывалось с идеями христинства, присекваших ростовщичество, наживу

Заём - не упоминаются проценты, так как церковь осуждала ростовщичество (X: 1-4). Вещи переходили в собственность должника. Кредитору нельзя было требовать имущество жены, котора не участвовала в договоре, также ему нельзя было задействовать для отработки труд детей

Наём - был только имущественный (XIII). Аренда земли не превышала 29 лет, возможно, чтобы не превысить срок исковой давности, который по римскому праву составлял 30 лет.

Договор товарищества - мог заключаться письменно либо устно (X: 5)

Договор поклажи (XI)


Преступления и наказания
Титул XVII Эклоги закрепил специфические черты уголовного права Византии. О значимости данного раздела свидетельствует и тот факт, что по своему объему данный титул занимает около 1/5 всего документа.
Классификация преступлений:

Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви, а также против государства.
Наиболее тяжкими преступлениями против религии являются колдовство и знахарство (ст. 43), а также ересь (ст. 52), влекущие за собой смертную казнь. К еретикам, представлявшим собой в то время довольно мощную оппозицию государству и церкви, Эклога относит манихеев и монтанистов. Участники этих сект проповедовали строгий аскетизм, отрицали значение церкви и государства.
Примечательно, что отречение от христианской веры византийских воинов, попавших в плен, не образует состава преступления по светскому праву: вопрос об ответственности в данном случае должен был решать церковный суд, как правило, суд епископа (ст. 6), который мог назначить лишь наказание по церковному праву в виде покаяния (епитимьи).
К преступлениям против религии и Церкви в Эклоге относятся также побои духовенства (ст. 6), кража из алтаря (ст. 15), клятвопреступление (ст. 2), разграбление могил (ст. 14), связь с монахиней и с крестницей (ст. 23, 25), изготовление амулетов (ст. 44).
В тесной связи с религиозными в Эклоге находятся государственные преступления. Такие тяжкие преступления против государства как восстание (политический мятеж) и покушение на императора в значительной мере носили религиозный характер, поскольку византийский император рассматривался как хранитель всего христианского мира и Вселенской Церкви. Неслучайно, согласно ст. 3, подобного преступника надлежало в тот же час предать смерти как намеревающегося все разрушить. К государственным преступлениям относилась и государственная измена, также карающаяся смертной казнью (ст. 53).
В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности: убийство, нанесение телесных повреждений, похищение и продажа свободных людей, изнасилование, клевета (ст. 42, 45-51, XVII). Обращает на себя внимание тот факт, что убийство раба хозяином наказывалось лишь в том случае, если оно было совершено умышленно. При смерти же раба от побоев хозяин не нес никакой ответственности (ст. 49).
В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относились не только запрещенные Библией так называемые «содомские грехи», такие скотоложество и мужеложество, но и кровосмешение, прелюбодеяние, двоеженство, половые отношения вне брака, аборт и другие. Эти преступления, как дерзкое попрание христианской морали, карались тяжелыми наказаниями, как правило, смертной казнью, членовредительскими или телесными наказаниями (ст. 19-22, 27-29, 32-39, XVII).
В Эклоге содержится и ряд преступлений в сфере экономики: кража (ст. 10-13), фальшивомонетничество (ст. 18). Наиболее тяжкими преступлениями против собственности являлись умышленный поджог (ст. 41) и разбой (ст. 50), караемые смертной казнью. В ст. 5, XVII устанавливается наказание за самосуд - один из видов преступлений против правосудия.
С помощью публично совершаемого и устрашающего наказания византийский законодатель стремился не только наказать виновных, но и предотвратить совершение в будущем подобных тяжких преступлений.
Наказания

Одной из отличительных черт византийского уголовного права является жестокость наказаний. Значительный круг преступлений в Эклоге предусматривает смертную казнь в квалифицированной форме: в виде отсечения головы мечем (наиболее распространенный вид смертной казни), сожжения и даже распятия на фурке (ст. 33, 38, 41-43, 45, 50, 52, 53, XVII). Суровость наказаний во многом объясняется, с одной стороны, сложившейся традицией в постклассическом римском праве, а с другой - сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII веке, политикой императоров-иконоборцев.
В то же время можно говорить об определенной «гуманизации» наказаний в Эклоге по сравнению с римским правом: за целый ряд преступлений, которые ранее карались смертной казнью, здесь устанавливались лишь телесные и членовредительские наказания в виде битья плетью, отсечения руки, отсечения носа, отрезания языка, ослепления, оскопления, острижения наголо (ст. 10, 11, 15, 23, 24, 26, 39, XVII). Представляется, что формирование столь широкой системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии, являющейся одной из его наиболее ярких, характерных черт, во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций. Нередко наказание назначалось по принципу символического талиона.
Наряду со смертной казнью, телесными и членовредительскими наказаниями Эклога закрепляет также такие наказания, как изгнание, штраф и конфискация имущества (ст. 4, 8, 11, 24, 40, 44, XVII).
Стремление византийского законодателя неукоснительно следовать христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», привело и к определенной демократизации норм Эклоги о преступлениях и наказаниях: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания от сословного статуса преступника. И все же этот принцип проводится не всегда последовательно (ст. 11, 12, 22, 29, 49, XVII).
Несмотря на довольно высокий уровень юридической техники, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7-9. XVII).
В то же время можно выявить отдельные институты общей части уголовного права. Так, на примере поджога (ст. 41, XVII) в Эклоге хорошо показаны отличия виновного деяния (с формой вины в виде умысла и неосторожности) от абсолютно невиновного причинения вреда. Среди обстоятельств, исключающих и смягчающих ответственность, выделяют возраст преступника, незначительный размер ущерба. Так, малолетние (до 12 лет) участники такого тяжкого с точки зрения Эклоги преступления как мужеложество не привлекаются к ответственности, так как они «из-за малолетства не знали, что с ними делали» (ст. 38, XVII). К отягчающим ответственность обстоятельствам относились рецидив, значительный размер ущерба, публичный и дерзкий характер совершения преступления (ст. 10, 11, 41, 45, 49, 50, XVII). Эклоге известен и институт соучастия (ст. 24, XVII).


написать администратору сайта