Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Петра I .

  • Вопрос 14. Российское государство в 1725 – 1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов.

  • Вопрос 15. Эпоха просвещения в Европе. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II .

  • Вопрос История как наука. Методы и источники изучения истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход российского исторического процесса


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеВопрос История как наука. Методы и источники изучения истории. Постоянные факторы истории и их влияние на ход российского исторического процесса
    АнкорOtvety_na_voprosy_po_istorii_1.docx
    Дата09.04.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_istorii_1.docx
    ТипДокументы
    #4635
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Церковный раскол. Церковь играла ведущую роль в духовной жизни русского общества. Однако религиозная регламентация всех сфер жизни общества сдерживала его развитие. Правовое светское регулирование со стороны государства, введенное Соборным уложением 1649 г., было отрицательно встречено духовенством. Уложение ограничивало рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей, санкционировало создание Монастырского приказа, которому стало подсудно духовенство, исключая патриарха и патриарших людей и крестьян. За церковью сохранялся лишь суд по церковным делам.

    Вместе с тем церковь испытывала потребность в реформировании. Об этом говорят и русские челобитные о церковных неправдах, и письма церковных деятелей. В окружном патриаршем наказе 1646 г. указывалось, что бродяги и нищие «в церкви божий приходят, аки разбойники, с палки... и бывает у них меж себя драка до крови и лая смрадная» '. В 40-х гг. XVII в. сторонники реформы создали в столице Кружок ревнителей древнего благочестия, поддерживаемый самим царем. Кружок возглавил царский духовник Стефан Вонифатьев, в него входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Назревшее «исправление» церковных служб, поднятие нравственности духовников и возвращение должного благолепия в церковь стали основным предметом забот ревнителей благочестия.

    Основные черты церковной реформы были намечены царем Алексеем Михайловичем и его духовником протопопом Стефаном Вони-фатьевым. Но осуществление этих планов было возложено на Никона, которого в 1652 г. по желанию царя избрали патриархом. Церковный собор 1654 г. подтвердил необходимость церковной реформы. Собор уполномочил Никона проводить исправления по древним славянским и греческим спискам. Но выверялись русские церковные книги по новогреческим венецианским образцам. Технически так было проще и быстрее вносить исправления. Тем самым нарушались полномочия, данные собором новому патриарху. Вопрос об исправлении книг и обрядов вызвал ожесточенный раскол в вопросах веры. Внешне различие между старым и новым выражалось следующим образом: старообрядцы крестились двумя перстами, а никонианцы стали креститься тремя, щепотью (по мнению старообрядцев, «кукишем», неподобающим образом), земные поклоны заменялись поясными. Основы православия остались неприкосновенными.

    Изменения в религиозной сфере обернулись для русского народа настоящей национальной трагедией. Этому было много причин.

    Россия тех времен осознавала себя третьим Римом. Свое мессианское призвание русский народ выражал в преданности чистоте православной веры, полученной от предков. Чистоту идеалов веры народ чтил как основу своей мировой миссии. Предстоящие перемены угрожали потерей смысла существования страны. Характер церковного реформатора патриарха Никона определил степень накала вспыхнувших страстей.

    Духовенство не представляло собой единую силу. Расхождения в церковной среде вылились в открытое возмущение действиями Никона. Насильственные изменения сопровождались не только взаимными проклятиями, но и жестокими преследованиями, страшными пытками, вплоть до сожжения несогласных на костре. Все это, как в зеркале отразило уровень темноты невежества, степень просвещенности реформируемого общества. Никон стал претендовать на лидерство, стремясь освободить церковь от контроля государства и возвысить ее над ним. Собор лишил его патриаршего сана. Последовала ссылка, он скончался.
    Вопрос 13. Внутренняя и внешняя политика Петра I.
    В первый период правления Петра I произошли три события, решительно повлиявшие на становление царя-реформатора.

    Первым из них была поездка молодого царя в Архангельск в 1693-1694 гг., где море и корабли покорили его навсегда. Вторым — Азовские походы против турок с целью поиска выхода к Черному морю. Взятие турецкой крепости Азова стало первой победой русских войск и созданного в России флота, началом превращения страны в морскую державу. С другой стороны, эти походы показали необходимость перемен в русской армии. Третьим событием явилась поездка русской дипломатической миссии в Европу, в которой участвовал сам царь. Посольство не достигло прямой цели (России пришлось отказаться от борьбы с Турцией), но оно изучило международную обстановку, подготовило почву для борьбы за Прибалтику и за выход в Балтийское море.

    В 1700 г. началась тяжелая Северная война со шведами, которая растянулась на 21 год. Эта война во многом обусловила темпы и характер проводимых в России преобразований. Северная война велась за возвращение захваченных шведами земель и за выход России в Балтийское море. В первый период войны (1700-1706 гг.) после поражения русских войск под Нарвой Петр I смог не только собрать новую армию, но и перестроить на военный лад промышленность страны. Овладев ключевыми пунктами в Прибалтике и основав в 1703 г. город Петербург, русские войска закрепились на побережье Финского залива.

    Во второй период войны (1707-1709 гг.) шведы через Украину вторглись в пределы России, но, потерпев поражение у деревни Лесной, были окончательно разгромлены в Полтавском сражении в 1709 г. Третий период войны приходится на 1710-1718 гг., когда русские войска овладели многими городами Прибалтики, вытеснили шведов из Финляндии, совместно с поляками оттеснили противника в Померанию. Русский флот одержал блестящую победу при Гангуте в 1714 г.

    В ходе четвертого периода Северной войны, несмотря на происки Англии, заключившей мир со Швецией, Россия утвердилась на берегах Балтийского моря. Северная война завершилась в 1721 г. подписанием Ништадтского мира. Швеция признавала присоединение к России Лифляндии, Эстляндии, Ижорской земли, части Карелии и ряда островов Балтийского моря. Россия обязалась уплатить Швеции денежную компенсацию за отходящие к ней территории и возвратить Финляндию. Русское государство, вернув себе ранее захваченные Швецией земли, закрепило за собой выход в Балтийское море.

    В 1721 г. царь принял титул императора Всероссийского. Таким образом, Россия становилась империей, а ее правитель — императором огромного и могучего государства, ставшего в один ряд с великими мировыми державами того времени.
    В 1702 г. на смену Боярской думе пришла «Консилия министров», а с 1711 г. верховным учреждением в стране стал Сенат. Создание этого органа власти породило и сложную бюрократическую структуру с канцеляриями, отделами и многочисленными штатами сотрудников. В 1717-1718 гг. вместо примитивной и давно уже изжившей себя системы приказов были созданы коллегии — прообраз будущих министерств, а в 1721 г. учреждение Синода во главе со светским чиновником полностью поставило церковь в зависимость и на службу государству. Тем самым отныне институт патриаршества в России был отменен.

    «Табель о рангах», принятая в 1722 г. Согласно ей военные, гражданские и придворные звания были разбиты на четырнадцать рангов — ступеней. Общество не просто упорядочивалось, но и оказывалось под контролем императора и высшей аристократии. Улучшилось функционирование государственных учреждений, каждое из которых получило определенное направление деятельности.

    Испытывая острую потребность в деньгах, правительство Петра I ввело подушную подать, заменившую подворное налогообложение. В связи с этим для учета мужского населения в стране, ставшего новым объектом налогообложения, была проведена его перепись — т.н. ревизия. В 1723 г. - указ о престолонаследии, по которому монарх сам получил право назначать своих преемников, невзирая на родственные связи и первородство.

    В период правления Петра I возникло большое количество мануфактур и горных предприятий, было положено начало освоению новых железнорудных месторождений.
    Вопрос 14. Российское государство в 1725 – 1762 гг. Эпоха дворцовых переворотов.
    После смерти императора Петра I в России начался период, когда верховная власть достаточно быстро переходила из рук в руки, причем занимавшие престол не всегда имели на то законные права. Началось это сразу после кончины Петра I в 1725 г. Новая аристократия, сформировавшаяся в период правления императора-реформатора, опасаясь потерять свое благополучие и могущество, способствовала восхождению на престол Екатерины I, вдовы Петра. Это позволило учредить в 1726 г. Верховный Тайный Совет при императрице, который фактически захватил власть.
    Наибольшую выгоду от этого извлек первый фаворит Петра I — светлейший князь А.Д.Меншиков. Его влияние было настолько велико, что даже после кончины Екатерины I он смог подчинить себе нового российского императора — Петра II. Однако другая группировка придворных, недовольная действиями Меншикова, лишила его власти, и вскоре он был сослан в Сибирь.

    Эти политические перемены не изменили сложившегося порядка. После неожиданной смерти Петра II в 1730 г. наиболее влиятельная группировка приближенных покойного императора, т.н. «верховники», решила пригласить на престол племянницу Петра I — курляндскую герцогиню Анну Ивановну, оговорив ее воцарение условиями («Кондициями»): не выходить замуж, не назначать преемника, не объявлять войну, не вводить новые налоги и др. Принятие таких условий делало Анну послушной игрушкой в руках высшей аристократии. Однако по требованию дворянской депутации при вступлении на престол Анна Ивановна отвергла условия «верховников».

    Опасаясь козней со стороны аристократии, Анна Ивановна окружила себя иностранцами, от которых полностью стала зависеть. Государственными делами императрица почти не интересовалась. Это подтолкнуло иностранцев из царского окружения к многим злоупотреблениям, расхищению казны и к оскорблению национального достоинства русского народа.

    Незадолго до смерти Анна Ивановна своим наследником назначила внука своей старшей сестры младенца Ивана Антоновича. В 1740 году он в трехмесячном возрасте был провозглашен императором Иваном VI. Его регентом стал герцог курляндский Бирон, пользовавшийся огромным влиянием еще при Анне Ивановне. Это вызвало крайнее недовольство не только среди русского дворянства, но также и в ближайшем окружении покойной императрицы. В результате придворного заговора Бирон был свергнут, и права регентства были переданы матери императора Анне Леопольдовне. Таким образом, засилье иностранцев при дворе сохранилось.

    Среди русских дворян и офицеров гвардии возник заговор в пользу дочери Петра I, в результате которого в 1741 г. на российский престол вступила Елизавета Петровна. В ее правление, которое длилось до 1761 г., произошло возвращение к петровским порядкам. Высшим органом государственной власти стал Сенат. Кабинет министров был упразднен, права российского дворянства значительно расширились. Все изменения в управлении государством были в первую очередь направлены на укрепление самодержавия. Однако, в отличие от петровских времен, главную роль в принятии решений стала играть придворно-бюрократическая верхушка. Императрица Елизавета Петровна также, как и ее предшественница, государственными делами интересовалась очень мало.

    Своим наследником Елизавета Петровна назначила сына старшей дочери Петра I Карла-Петра-Ульриха, герцога Голштинского, который в православии принял имя Петра Федоровича. Он взошел на престол в 1761 г. под именем Петра III (1761-1762 гг.). Высшим органом власти стал Императорский совет, но новый император был совершенно не готов к управлению государством. Единственное крупное мероприятие, которое он осуществил, был «Манифест о даровании вольнос-ти и свободы всему российскому дворянству», уничтожавший обязательность для дворян как гражданской, так и военной службы.

    Преклонение Петра III перед прусским королем Фридрихом II и осуществление политики, противоречившей интересам России, привело к недовольству его правлением и способствовало росту популярности его жены Софьи-Августы Фредерики, принцессы Анхальт-Цербстской, в православии Екатерины Алексеевны. Екатерина, в отличие от своего мужа, с уважением относилась к русским обычаям, традициям, православию, а главное — к русскому дворянству и армии. Заговор против Петра III в 1762 г. возвел Екатерину на императорский престол.
    Вопрос 15. Эпоха просвещения в Европе. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II.
    Период Просвещения в Европе неслучайно называют «веком разума»: ни до, ни после него достоинства человеческого Разума не ценились столь высоко. Разум был вознесен европейцами на пьедестал, причем это было сделано в ущерб другим человеческим способностям, которые не слишком почитались или даже целенаправленно принижались. В то время Европа как будто проснулась: век Просвещения дал миру плеяду мощнейших талантов, которые продвигали вперед философию, естественные науки, экономику, политику, историческую науку, образование. Человечество «вырастало из добровольной незрелости» (Дэвис, 2005: 439). Был совершен гигантский прорыв к новым знаниям, хотя впоследствии оборотной стороной его стала череда чрезвычайно жестоких европейских революций. Такое продолжение было естественным: Просвещение в Европе нельзя считать только элитарным процессом — оно фундаментальным образом преобразовывало жизнь всех общественных слоев и классов.

    Философы Просвещения занимались по преимуществу гносеологией, то есть пытались понять, что именно мы знаем и как мы приобретаем новое знание. Настоящую революцию в философии и социальных науках произвел немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724—1804). Именно он наиболее полно и четко сформулировал концепцию Просвещения как морального и интеллектуального освобождения индивида. По словам Канта, очень актуально звучащим и сегодня, «просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной воле. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere аМе! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения» (Кант, 1966: 26—27).

    Заметный вклад в формирование духовных основ Просвещения внесли также английские философы Джон Локк (1632—1704), Джордж Беркли (1685 — 1753) и Давид Юм (1711—1776). Так, Локк обосновывал предположение о том, что все человеческое знание проистекает сугубо из опыта. В том же направлении шел и Беркли, убедительно раскрывший роль чувственного восприятия в формировании человеческих представлений о внешнем мире. Наконец, Юм, занимаясь исследованием механизмов, на которых держится религиозная вера, пришел к заключению о невозможности ее рационального обоснования. Изыскания этих мыслителей теснейшим образом примыкали к той работе, которую в естественных науках предпринимал Исаак Ньютон (1643—1727). Сформулированные им законы всемирного тяготения и механики определили базис общепринятой картины мира более чем на двести лет вперед. Главная идея, которую обосновывала новая физика, состояла в том, что окружающий человека мир — это мир порядка, причем порядка в наиболее фундаментальных своих отношениях естественного, несмотря даже на наличие сверхъестественной первопричины, допускавшейся многими просветителями. Одним из важнейших приоритетов Просвещения стала рациональная экономика, причем прогресс — крайне важное для той эпохи понятие, — обосновывался и теоретически, и практически. В наиболее передовых европейских странах достижения научной мысли «конвертировались» в экономическую практику; например, освоение земель по научно обоснованной голландской методике радикально изменило облик ряда низменных районов Европы. Одновременно Адам Смит (1723—1790) предложил новаторский «свод законов» рынка, который описывал механизмы производства, конкуренции, ценообразования. Интересно, что современная экономическая наука до сих пор вдохновляется проблемами, поставленными этим шотландским экономистом.

    В политической сфере Просвещение было отмечено формулировкой базовых принципов гармонизации общественного бытия и разумного устройства государства. Именно тогда были сформулированы идеи разделения властей и взаимного сдерживания исполнительной и законодательной власти. В изложении Шарля Луи де Монтескьё (1689—1755) эти постулаты, ограничивавшие абсолютную власть и ставшие в наше время хрестоматийными, звучали так: «В каждом государстве есть три ветви власти: законодательная, исполнительная власть над теми вещами, которые зависят от прав народа, и исполнительная власть, связанная с гражданским правом. ... Но ничего не получится, если один и тот же человек будет осуществлять все три власти: создание законов, исполнение общественных постановлений и власть судить за преступления» (цит. по: Дэвис, 2005: 444).

    Тот факт, что основу Просвещения составили рациональное знание и культ разума, объясняет присущую этой эпохе моду на составление энциклопедий, которая порой становилась своеобразной манией. Наибольшую известность на этом поприще приобрел грандиозный проект, предпринятый французом Дени Дидро (1713—1784) и предполагавший составление фундаментальной энциклопедии (или толкового словаря) наук, искусств и ремесел. Целью этого начинания провозглашалось обобщение всех знаний, накопленных человечеством к тому времени. Тяга к предельной генерализации выступала отражением безграничной веры в возможности разума. Кстати, в эпоху Просвещения появилась и известнейшая Британская энциклопедия — проект, оказавшийся хотя и не таким масштабным, но гораздо более долговечным.

    Итак, культура Просвещения утверждалась широким кругом людей, работавших в самых разных направлениях. Вместе с тем две фигуры олицетворяли ее в наибольшей степени - с одной стороны, широчайшим диапазоном профессий и множеством социальных ролей, которые они с блеском играли на своем жизненном пути, а с другой, теми противоречиями, которые между ними закономерно возникали. Вольтера (1694—1778), литератора, историка и философа, и Жан-Жака Руссо (1712—1778), музыканта, писателя и философа, сближали великие цели. Но их взгляды не совпадали почти ни в чем. В то 166 время как Вольтер обращался к просвещенным элитам, Руссо апеллировал к народам. Вольтер выступал поборником цивилизации, основанной на разуме, а Руссо предостерегал от того разлагающего влияния, которое она приносит с собой. Наконец, проблема общественного неравенства волновала Вольтера в значительно меньшей степени, нежели Руссо. Именно второму из этих мыслителей принадлежит фраза, широко цитируемая революционерами всех последующих веков: «Человек рождается свободным, а между тем он всюду в оковах».

    c:\users\владислав\desktop\15\2.png
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта