Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретический материал по теме Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления.

  • Задания для самопроверки

  • Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии.

  • Цель и задачи изучения темы. Цели и задачи

  • Изучив тему 2, студенты должны:  Знать

  • Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях

  • Теоретический материал по теме Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

  • Вопрос 2. Философия

  • Филасофия. Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления


    Скачать 87.19 Kb.
    НазваниеВопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
    Дата12.06.2022
    Размер87.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФиласофия.docx
    ТипДокументы
    #586511
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Тема 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества

      

    Теоретический материал по теме

     

    Вопрос 1. Предмет философии, ее основные проблемы и направления.

     

    Философия – одна из древнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Наиболее известные дошедшие до нас философские системы возникли около 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока (Индия, Китай), но наивысшего развития философия достигла в Древней Греции. Само понятие «философия», означающее «любовь к мудрости», впервые объяснил древнегреческий мыслитель и математик Пифагор, а в качестве названия особой науки употребил впервые древнегреческий философ Платон.

    В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него.

    Изменяется и понимание предмета философии. Так, смысл философии Пифагор и другой древнегреческий философ Гераклит видели в поиске истины, Платон – в познании вечных и абсолютных истин, по мнению его ученика древнегреческого философа Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего, первоначал и первопричин бытия.

    При всем многообразии подходов к определению предмета философии можно выделить то общее, что свойственно философскому знанию вообще.

    Философию можно определить как учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. Это и определяет основные проблемы, находящиеся в центре философского осмысления.

    Внутреннее деление философской проблематики намечено еще в античности (правда, там она включает всю область современного гуманитарного знания, а также знания, позднее отошедшие к естественным наукам). Основные части – онтология, или учение о бытии, гносеология (эпистемология) – учение о познании, логика – учение о формах мышления. Позднее добавляются социальная философия, аксиология – учение о ценностях, история философии, этика и эстетика.

    Отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения.

    Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение – своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.

    Исторически сложились такие формы мировоззрения, как мифологическое, религиозное, обыденное, философское.

    Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме.

    Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам.

    Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, в то же время оно не является достаточно подуманным, последовательным, систематизированным, не лишено ошибок и заблуждений, испытывает затруднения при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные знания, в том числе и в области философии.

    Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.

    Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греческого monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от латинского dualis – двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Тем не менее, последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.

    В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму 17–18 вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

    Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека – бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание.

    Другая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую человека действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские направления, представители которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греческого a – не, gnosis – знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира. Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.

    Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.

     

    Задания для самопроверки:

    1.  Определите специфику философского мировоззрения.

    2.  Назовите основные понятия, выражающие сущность философского знания.

    3.  Охарактеризуйте основной вопрос философии.

     

    Вопрос 2. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание, познание. Функции философии.

     

    Основные понятия, выражающие сущность философского знания: бытие, материя, сознание, познание. Бытие, понимаемое традиционной философией как существование, включает следующие формы: бытие вещей, бытие человека, бытие духовного и бытие социального.

    Материя как объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, неразрывно связана с такими атрибутами (всеобщими формами бытия) как движение, пространство и время.

    Движение – понятие, охватывающее все типы изменений и взаимодействий (механические, физические, химические, биологические, социальные), качественная трансформация которых может иметь двоякую направленность: прогресс (переход к более совершенным формам) и регресс (возврат объекта к ранее пройденным этапам).

    Всеобщими формами движения материи являются пространство – свойство объектов быть протяженными и время, выражающее скорость развертывания процессов, их ритм и темп.

    Сознание как субъективная реальность – это особое состояние, свойственное только человеку. По своей сущности оно идеально, а с точки зрения носителя выступает в двух основных формах: индивидуальной и общественной.

    Процесс познания – это творческая деятельность субъекта, направленная на получение достоверных знаний о мире, на постижение истины(соответствия нашего знания объективной реальности), в котором выделяют два уровня: чувственный (опущение, восприятие, представление) и рациональный (понятие, суждение, умозаключение). На уровне бессознательных структур психики особую роль в познании играет интуиция.

    Особое место в философии занимает исследование форм и методов познания, всеобщими из которых являются диалектика и метафизика. Диалектика – учение о всеобщий связи и развитии всех форм бытия, осуществляемом через борьбу противоположных начал. Система диалектики включает основные законы (единства и борьбы противоположностей; переход количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания), принципы (связи всех форм бытия; развития, изменчивости всего существующего) и идею противоречивости бытия как причины и условия его существования. Метафизика, в отличие от диалектики, сводит все изменения только к количественным, отрицает внутренний источник развития и переносит его «во вне», за пределы процесса или явления. Формы проявления метафизики: догматизм, релятивизм, эклектика, софистика.

    Следовательно, своеобразие философии состоит в том, что она проявляет себя как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности, что дает основание говорить о значении философии для других наук, о ее основных функциях.

    Прежде всего, философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Являясь понятийным объяснением мира, она служит основой его правильного осмысления, ориентируясь на раскрытие самых общих вопросов. Не случайно немецкий философ XIX в. Гегель назвал философию эпохой, схваченной в мысли, «духовной квинтэссенцией эпохи».

    Методологическая функция (от греч. – путь познания) заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. В отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Эти методы характерны и для научной деятельности, поэтому философия является общей методологией для частных наук. Ф. Бэкон, английский философ XVIII в., сравнивал философию с факелом, освещающим дорогу в пути.

    Аксиологическаяфункция (от греч. – ценный) предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей, что актуально для современного этапа развития российского общества.

    Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки.

    Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

    Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Достаточно вспомнить атомистическую теорию древнегреческого философа Демокрита. В XX в. именно философия впервые привлекла внимание к глобальным проблемам современности и наметила пути их решения, обратилась к идее гармонизации взаимодействия природы и человека как средства решения экологической проблемы. Философия XX в. сформулировала целый ряд новых для философии проблем (в частности, техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование), что стимулировало рождение ряда наук – математическая логика, математическая лингвистика, экофилософия, биосферная концепция культуры, имеющих непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.

    Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, вновь решает вечную проблему «человек и окружающий мир». Философия предложила различные варианты ее решения в соответствии с особенностями той или иной исторической эпохи, культуры. Последующее рассмотрение истории развития философии даст возможность подробнее познакомиться с этими вариантами.

     

    Задания для самопроверки:

    1.  Охарактеризуйте основные формы бытия.

    2.  Покажите различия диалектики и метафизики как методов познания.

    Тема 2. Основные этапы и направления развития философии

     

    Вопросы темы:

    1.  Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

    2.  Философия XVIII–XX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).

     

    Цель и задачи изучения темы.

    Цели и задачи данной темы – получение студентами целостного представления о становлении и развитии основных философских направлений и проблем, законов и категорий, методов и принципов познания в процессе их исторической эволюции; знакомство с характерными особенностями основных периодов историко-философского процесса и учениями крупнейших представителей различных философских школ и направлений.

     

    Изучив тему 2, студенты должны:

         Знать основные периоды историко-философского процесса и характерные особенности главных философских направлений и школ.

         Уметь показать преемственность и дискуссионность в развитии основных проблем философии во взглядах и учениях наиболее ярких представителей этих школ: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Д. Бруно, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Л.Беркли, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Н. Бердяева, В. Соловьева; раскрыть своеобразие философии XX века, основные характерные черты и отличительные особенности ее главных направлении: неопозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, герменевтики, постмодернизма.

     

    Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

         логос;

         космологизм;

         софистика;

         атомизм;

         социальная этика;

         индивидуальная этика;

         скептицизм;

         теоцентризм;

         номинализм;

         реализм;

         пантеизм;

         антропоцентризм;

         индукция;

         дедукция;

         общественный договор;

         монада;

         комплекс ощущений;

         сенсуализм;

         априоризм;

         категорический императив;

         абсолютный дух;

         антропологический материализм;

         рационализм;

         иррационализм;

         «Богочеловечество»;

         плюрализм;

         верификация;

         славянофильство;

         экзистенциализм;

         эклектика;

         западничество;

         плюрализм;

         неотомнзм;

         герменевтика;

         постпозитивизм;

         неопозитивизм;

         позитивизм.

     

    Теоретический материал по теме

     

    Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени.

     

    Исторической колыбелью древней философии являются рабовладельческие государства Востока.

    Философия древнего Востокапредставлена основными направлениями древнеиндийской(локоята и чарвака) и древнекитайской(даосизм, моизм и конфуцианство) философии, заключавшими в себе первые попытки поиска первоосновы и решения вопроса о соотношении материального и духовного.

    Европейскаяфилософская культура берет свое начало в Древней Греции, первыми философскими школами которой были милетская,основывавшаяся на стихийно-материалистическом и диалектическом взглядах на природу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и пифагорейская (Пифагор), объявившая числа первоосновой вещей.

    Особое место в древнегреческой философии занимает учение Гераклита (первого диалектика), суть взглядов которого в признании всеобщего движения и изменения путем превращения противоположностей друг в друга (диалектика) как мировой закономерности («логос»).

    Большую роль в популяризации знаний о древнегреческом обществе сыграли софисты (Протагор, Георгий), которые в рамках своей философско-просветительской деятельности основное внимание уделяли психологическим сторонам личности, развивая при этом идею относительности всякого знания.

    У истоков европейского материализма стоит атомистическая теория Демокрита и Эпикура, считавших, что весь мир состоит из совокупности движущихся атомов, определяющих возникновение и разрушение вещей, а в конечном итоге и причинную обусловленность всех без исключения явлений.

    Классическая триада греческой философии включает учения Сократа, Платона, Аристотеля. Сократ совершил своего рода поворот в греческой философии от проблем Космоса («космологизм» – характерная особенность всей древнегреческой философии) к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья и т.д.; дал первое толкование диалектики как искусства диалога, где путем обнаружения противоречий достигается истина.

    Основные идеи Сократа получили логическое продолжение в трудах Платона, учение об идеях которого явилось отрицательной реакцией на атомизм Демокрита и стало первой формой объективного идеализма. Подлинное бытие, согласно Платону, принадлежит миру духовных сущностей (идей), частичкой которых является и душа человека, с учением о которой у Платона тесно связана теория государства.

    С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель,развивавший положение о неразрывной связи материи и формы, но при этом сам не избежавший идеалистического вывода о форме форм, как смысле всей действительности, где форма предмета – это его мысль, а мысль – Бог. В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, был сторонником социальной этики, считая человека существом общественным, а смысл его бытия видел в служении обществу.

    Философскими взглядами Аристотеля заканчивается классический период греческой философии, за которым следует римско-эллинистический (I в. до н.э. – V в. н.э.), представленный эпикуреизмом,известным своим отказом от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики Эпикура (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории; стоицизмом – философией мудрости, достижения согласованности человеческой жизни с логикой мировой закономерности; скептицизмом,выражавшим сомнение в возможности действительного познания истины, и неоплатонизмом (Плотин, Прокл). Неоплатонизм как разновидность объективного идеализма стал переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и одним из элементов в становлении христианской теологии.

    Знакомство со средневековой западноевропейской философией следует начать с ее периодизации: подготовительный этап (II–VIII вв.) – формирование данной философии; ранняя схоластика (IX–XII вв.) – знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) – философия окончательно отделяется от теологии; поздняя схоластика (XIV–XV вв.) – отличалась рационалистической систематизацией новых знаний и созданием логики и метафизики иррационалистического направления.

    Теоцентризм,основанный на догмате креационизма (учение о сотворении мира Богом из ничего), являетсяхарактерной особенностью средневековой философии, ее онтологии. Она базируется на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он актом своей воли сотворил мир из «ничто». Спаситель находится в центре Вселенной и с помощью своей Божественной воли постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира.

    Средневековая антропология (учение о человеке) утверждает, что природа человека как божественна (душа), так и греховна (тело). Для преодоления духовности человеку необходима поддержка христианской церкви.

    Средневековая гносеология (теория познания) утверждает, что истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Однако, например, Фома Аквинский в своем учении о гармонии веры и разума утверждал, что вера выше разума и приводил пять рациональных доказательств существования Бога.

    Важной проблемой средневековой философии является проблема соотношения общих и конкретных понятий, в ходе обсуждения которых формировалось два направления – номинализм и реализм.

    Номиналисты (И. Росцеллин, У. Оккам) принижали значение общих понятий и полагали, что общее существует только в уме человека.

    Реалисты (Ф.Аквинский) утверждали реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считали производными от общих.

    Особую позицию занимал Д. Скотт, рассматривающий вещь как единство общего и частного. Причем общее существует реально, в самих вещах, отражая их сущность, а независимого существования общего нет.

    Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры, следует подчеркнуть, что христианская философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, помогала возникновению и развитию духовной культуры эпохи средневековья, внесла вклад в разработку философских проблем соотношения веры и разума, природы общих понятий.

    Главные особенности философии эпохи Ренессанса (Возрождения) – в освобождении духовной жизни от влияния религии и церкви, в активном использовании античного культурного наследия и развитии научного (натурфилософского) знания. Специфическими чертами философии этого периода были пантеизм – новая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека; и антропоцентризм, где главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становился человек: его земное предназначение, разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности. Эти особенности нашли наиболее полное воплощение в философских концепциях Н.Кузанского и Д.Бруно. Воссоздание новой, отличной от средневековой картины мира и человека мыслителями эпохи Возрождения не только способствовало переходу европейской философии к Новому времени, но и нашло свое дальнейшее развитие в XIX – начале XX века в космических идеях К.Циолковского, в понятии «ноосферы» В. Вернадского, в идеях гелиобиологии А. Чижевского.

    Для философии Нового Времени характерен интерес к естественным наукам, обобщение их достижений и поиск нового метода познания. Материализм Нового Времени связан с именами английских философов Ф. Бэкона и Т. Гоббса, а также голландца Б. Спинозы. Родоначальником английской материалистической философии был Ф. Бэкон, выступивший с критикой средневековой схоластики в учении о «призраках» или «идолах» (рода и пещеры, как следствие «естественных свойств человеческого ума»; рынка и театра, приобретенных вследствие общения и воздействия на сознание ложных теорий и философских учений) – предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс.

    Предметом философии у английских материалистов являлась природа, в основе которой была материя, тело, независимое от человеческого сознания (Т. Гоббс). Важное место в философии новоевропейских материалистов занимало учение о познании, включающее две ступени: чувственное и разумное знание и развивающееся на основе таких методов как индуктивный Бэкон), анализ и синтез (Т. Гоббс). Учение о человеке, гражданине, обществе получило развитие в философии Т. Гоббса – последователя и сторонника теории общественного договора ввопросе о возникновении государства.

    Дуалистическая философия Нового Времени представлена взглядами французского философа-рационалиста Р.Декарта, чье имя связано не только с философией, но и с крупнейшими преобразованиями в естественных науках XVII в. Методом постижения истины Р.Декарт считал дедукцию и синтез, а критерий истинности или ложности идей всецело связывал со сферой сознания, не доверяя чувственному опытному знанию.

    Материализм XVII в., равно как и последующего XVIII века, носил метафизический и механистический характер, в то время как диалектика развивалась философами-идеалистами: Г.В. Лейбницем, Л. Беркли и Д. Юмом. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов – монад (особых простых субстанций, входящих в состав сложных субстанций), наделенных божественной силой, активностью, направляющей Вселенную ко все более совершенным и богатым формам (диалектический вывод).

    Основной тезис философских рассуждений Д. Беркли: существовать – значит быть в восприятии – предполагал, что предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида (субъективно-идеалистический подход), а возникающие у него идеи как результат воздействия Бога на разум (близость к объективному идеализму).

    В философии французского материализма ХVШ в. прослеживаются два основных направления: естественно-научное (Ж. Ламетри и Д. Дидро) и социально-историческое (П. Гольбах и К. Гельвеций). Однако общими чертами материалистических учений этого периода были механистический и метафизический характер метода философского анализа, большой интерес к вопросу происхождения и сущности сознания и сенсуализм (акцент на чувственное постижение мира) в теории познания.

    В учении о человеке и обществе французские материалисты сводят социальное к индивидуальному, т.е. человек предстает у них лишь как физическое, природное существо, являющееся продуктом окружающей его среды. На этой основе делался вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства, которое они, однако, связывали, главным образом, с развитием человеческих идей и взглядов.

     

    Задания для самопроверки:

    1.  Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры.

    2.  Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения.

    3.  Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени.

     

    Вопрос 2. Философия XVIIIXX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия).

     

    Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVIII – начала XIX века, родоначальником которой считается И. Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

    Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «практическим» -нравственные основы поступков людей. Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей для нас» (вещей, как они нам являются, т.е. мир как объект человеческого познания) и ноуменов, «вещей в себе» (вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию). Проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм (внеопытный источник подлинно научного знания).

    Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона – категорического императива (требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей).

    Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель – создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика,исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы – инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа,объединяющая учение о субъективном духе,включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания) и учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия.

    Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады – тезис, антитезис (его отрицание). синтез (отрицание отрицания) и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятии меры,нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности (количественных изменений) и появлению нового качества в форме скачка.

    В учении о гражданском обществе и государстве Гегель приходил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания мировым духом самого себя, т.е. поступательное развитие абсолютной идеи.

    Философия Гегеля получила логическое продолжение и своеобразное отрицание во взглядах представителей материализма Л. Фейербаха и К. Маркса.

    Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея.

    Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом,не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику.

    Философия марксизма как наследница немецкой классической философии – одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма.

    Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации.

    Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др.

    Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи.

    В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории.

    В конце XX в. возрос интерес к русской, прежде всего религиозно-идеалистической философии.

    Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. Приступая к ее изучению, следует остановиться на периодизации русской философии: начальный этап – XI–XIII вв.; расцвет русской средневековой философии – XV–XVI вв.; в XVII в. – переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения.

    Русская философия на протяжении XVI-XIX веков развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая отстаивала самобытность русской мысли, вторая – выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Противоборство славянофилов и западников – характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века.

    Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30–40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести.

    Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. защищало чувство здравого смысла человека и его умение действовать легально и лояльно.

    Один из самых глубоких и оригинальных философов XIX в. – В.С. Соловьев. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа.

    Раскрывая характерные черты русской философии, следует выделить ее православный, религиозный характер, антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека, опору не только на труды отечественных философов, но и другие русские общекультурные источники, тотальную критику идей западного классического рационализма с попытками сочетать его с иррациональными видами бытия, выработку концепции «русской идеи».

    Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н. Бердяев, Л. Шестов, П. Флоренский, С.Франка и др.

    Главная тема философии Н. Бердяева: философская антропология и онтология, православие, проблема эволюции христианства и гуманизма, проблемы отчуждения современного человека, власти коллектива и государства над личностью.

    Для философских размышлений Л. Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда.

    В философии С. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии – человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека.

    Новый этап в западной философии открыл XX век, который связан со становлением неклассического типа философии и представлен разнообразными школами и течениями, отличающимися от классической философии предметом исследования мировоззренческими и методологическими принципами. Наиболее авторитетные из этих направлений – позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм.

    Главная задача позитивизма, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания, состоит в отрицании традиционной философии и замене ее новой, позитивной философией, опирающейся только на опытные знания. Раскрывая эволюцию позитивизма, можно выделить основные этапы его развития и проследить тенденцию развития: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом, к исследованию структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериев их сравнения, динамики науки, к признанию постпозитивизмом значимости философских положений и неустранимости их из науки.

    В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы.

    Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии.

    Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Но при этом следует признать значимость и тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание.

    Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма – официальной философии современной католической церкви.

    Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума.

    Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма.

    Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур.

    Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм.

    Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества.

    Наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики, т.е. смешения взаимоисключающих взглядов, позиций, что ведет к потере ориентиров.

    В заключение следует отметить важнейшие особенности неклассической философии: ее неоднородность, критическое отношение к классической философии, переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления, плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам.

     

    Задания для самопроверки:

    1.  Продумайте, какой вклад внесла философия XVIII–XX вв. в развитие мировой культуры.

    2.  Раскройте место марксизма в философии XX в.

    3.  Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии.

    4.  Какие черты характерны для неклассической философии XX в.?

     

      1   2   3   4


    написать администратору сайта