Филасофия. Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
Скачать 87.19 Kb.
|
Тема 6. Движущие силы и субъекты социального развития. Человек и исторический процесс Вопросы темы: 1. Движущие силы и субъекты социального развития. Интерес как детерминанта деятельности. Народ – движущая сила и субъект исторического процесса. 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей. Цели и задачи изучения темы. Цели и задачи – выяснить движущие силы и субъекты социального развития, раскрыть реальные причины, стимулирующие деятельность людей, а также охарактеризовать роль личности и народа как социальных общностей в историческом процессе. Изучив данную тему, студенты должны: Знать: категории «движущие силы» и «субъекты» социального развития и причины, стимулирующие деятельность людей; роль народа как социальной общности в историческом процессе; философское понятие «личность» и роль личности как субъекта социальной деятельности, а также роль исторических личностей. Уметь: охарактеризовать понятия «движущая сила» и «субъекты» социального развития и показать их различия; определить детерминанты социальной деятельности; обосновать роль народа как социальной общности в историческом развитии; раскрыть роль личности как субъекта истории и охарактеризовать роль исторических личностей. Приобрести навыки: анализа категорий: «движущая сила», «субъекты» социального развития, «народ» как социальная общность, «личность», «историческая личность»; определения собственной мировоззренческой позиции и самостоятельного анализа роли народа и личности в социальном развитии. Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: движущие силы истории; субъекты социального развития; интересы; народ; толпа; человек; личность; индивидуальность; индивид; историческая личность; выдающаяся личность; самосознание; свобода выбора; свободный выбор; ответственность; авторитет. Теоретический материал по теме Вопрос 1. Социальная система и ее характерные особенности. Материально-производственная и социальная сфера как подсистемы общества. История человеческого общества, как было показано ранее, – закономерный исторический процесс, но в то же время – продукт деятельности людей. Поэтому возникает необходимость выяснить: кто действует в истории, являясь ее движущими силами, и что движет людьми, каковы источники их действий. Анализ человеческой истории под углом зрения ее движущих сил позволяет выяснить те реальные силы, которые участвуют в историческом процессе, и, прежде всего те, которые определяют необходимость, содержание, направление и темпы важнейших социальных преобразований. История общества – это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов, т. е. история осуществляется через взаимную деятельность различных общностей. Поэтому движущими силами общества является деятельность всех «участников» исторического процесса. От понятия «движущие силы» следует отличать понятие «субъект истории». Субъектами исторического процесса становятся те индивиды и социальные общности, которые осознают свое место в обществе, руководствуются социально значимыми целями и участвуют в их осуществлении. Формирование социального субъекта происходит в ходе развития истории. При этом общая тенденция состоит в том, что в сознательное, историческое творчество вовлекаются все более широкие массы людей. Но даже в современном обществе влияние социальных субъектов на общество ограничено. Характеристика движущих сил и субъектов истории предполагает также и ответ на вопрос: что побуждает людей к деятельности? Реальной причиной, стимулирующей деятельность людей, являются интересы. Они обусловливаются, прежде всего, господствующими в данном обществе экономическими отношениями и положением классов, социальных групп, личностей в системе общественных отношений. Интересы побуждают людей к определенным действиям, диктуют цели и средства этих действий, выступают их внутренним мотивом. Учитывая дискуссионный характер и неоднозначность понимания природы интереса, подчеркнем, что интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Но характер деятельности людей, их активности зависит от степени осознания обществом, классом или личностью объективно существующего интереса. Итак, осознанные интересы приобретают значение идеальных побудительных сил целенаправленной деятельности людей. Без учета интересов различных социальных групп общества невозможно научное понимание путей его развития, в том числе и реформирование российского общества. Социальная философия, исследуя закономерности общественных процессов, анализирует возможности разных общностей и личностей воздействовать и направлять социальное развитие. Поэтому проблема субъекта истории – это прежде всего вопрос о роли народа и личности в историческом процессе. Этот вопрос неоднозначно решался в истории философии. В философско-социологическом анализе понятие «народ» имеет разные значения. При этом следует учитывать, что данное понятие является наименее разработанным в социальной философии. Народ отождествляют с населением страны, региона или этносом (например, народ коми); либо рассматривают как социально-политическую общность (американский народ); нередко понятие «народ» используют в значении труженики, простые люди. В философском анализе необходимо различать понятия «народонаселение» и «народ»: первое шире по объему, т.е. народ составляет часть населения. Критерием различия этих понятий является заинтересованность тех или иных классов, групп людей в прогрессивных для данного времени социальных изменениях. Поскольку в ходе общественного развития изменяются эти задачи, меняется само содержание прогресса, неизбежно изменяется социальный состав тех слоев, которые на данном этапе составляют народ. Поэтому народ – это исторически изменяющаяся, внутренне неоднородная общность людей, включающая ту часть населения, те классы, слои, которые по своему объективному положению способны участвовать в решении задач прогрессивного развития страны на определенном этапе. Для характеристики «народа» как объективно складывающейся социальной общности важны также и определенные субъективно-сознательные факторы. В современных философско-социологических исследованиях, посвященных данной проблематике, к числу таких факторов относят: общенародную идею, духовно цементирующую народ в целостность; общую историческую судьбу и отражающую ее историческую память (сохранение прошлого в настоящем) и общую историческую перспективу. В социально-философском анализе категория «народ» выполняет важную функцию, т. е. позволяет определить массовую вовлеченность или невовлеченность различных групп людей в исторический процесс преобразований. Рассмотрение сущности народа как социальной общности позволило философско-социологической теории с позиций материалистической модели раскрыть его роль как движущей силы и субъекта истории во всех сферах социальных преобразований: материально-производственной, социально-политической, духовной. Однако было бы неверно преувеличивать, абсолютизировать роль народа в качестве движущей силы и субъекта истории. В конкретной деятельности общества роль народа должна быть оценена многопланово, т.к. в нем можно обнаружить множество противоречий, ему бывает свойственен как здравый смысл, так и различные предрассудки. Иначе говоря, народ – смежная, динамичная и противоречивая общность, т.е. общность статистическая, вероятностная. Его роль в различные периоды неодинакова: он может выступать как активная сила, от которой зависит весь дальнейший ход событий, но может и безмолвствовать, как это нередко было в истории. Задания для самопроверки: 1. Покажите, в чем смысл разграничения понятий «движущие силы» и «субъекты» исторического процесса. 2. Охарактеризуйте роль народа в социальной динамике. Ваша точка зрения по этой проблеме. Вопрос 2. Личность как субъект социального развития. Роль исторических личностей. Характеристика народа как субъекта истории не означает отрицания или умаления значения деятельности конкретных личностей. Роль народа, классов, наций и других социальных общностей в качестве субъектов истории реализуется в личностях, их действиях, конкретных поступках. Более того, от осознания каждым из них целей исторического процесса, объективных условий, участия в выработке и реализации решений зависит и степень воздействия масс на общественное развитие, его темпы и глубину преобразований. Для определения роли личности в истории и понимания ее сущности необходимо отделить это понятие от близких к нему по значению понятий «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие человек – родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поэтому человек – существо биосоциальное, т. е. включает как общесоциальные черты, так и биологические. Индивид – отдельный, единичный человек. Личность фиксирует, главным образом, социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте определенной духовной и материальной культуры. Нельзя понять сущность человека, если рассматривать отдельного индивида вне его социальных связей. С этих позиций личность представляет динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для характеристики уникальности, неповторимости, присущей личности, употребляется понятие «индивидуальность». Поэтому личность представляет единство общего (социально-типичного), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого, присущего только данной личности). Это конкретизируется в сущностной характеристике личности. Личность – это общественно развитый человек, который обладает самосознанием, волей, определенными чертами мировоззрения. Кроме того, личность характеризует свобода выбора (возможность поступать по собственной воле, а не по принуждению извне) и свободный выбор (т. е. действия отвечают потребностям развития личности и общества). Наконец, для личности характерно осознание ответственности как перед собой за свои поступки, так и перед другими людьми. Становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. Социализация личности – это процесс вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения социальных ролей, определения своих интересов, потребностей и реализация жизненных целей. В процессе социализации, становления личности взаимодействуют объективные факторы социальной среды, а также субъективные компоненты – сознание личности, регулирующие ее поведение в соответствии с мировоззрением, ценностными ориентациями, жизненным опытом. Подчеркивая влияние каждой личности на ход исторических событий, важно в то же время иметь в виду, что отдельные личности в силу своих способностей и качеств могут оказывать существенное воздействие на социальные процессы. Чтобы определить характер, меру этого влияния, нужно различать понятия «историческая» личность и «выдающаяся» личность. Общим для них является большая степень влияния на ход истории. Но не всякую историческую личность можно назвать выдающейся. Таковой она является в том случае, если ее деятельность связана с прогрессивными преобразованиями общества. Исторические личности могут как ускорять ход общественного процесса (если деятельность личности прогрессивна), так и замедлять его (если ее деятельность противоречит прогрессивной тенденции), либо оказывать противоречивое влияние. Но эти личности не могут коренным образом изменить ход истории, так как не в их власти отменить действие объективных законов. Влияние исторической личности на общественные процессы – результат двух слагаемых: социальных условий, с одной стороны, индивидуальных способностей, незаурядных качеств конкретной личности, с другой. При этом решающее значение принадлежит социальным условиям. Появление исторической личности определено объективными обстоятельствами, социальными условиями, которые дают ей возможность проявить свои способности. Однако это не отрицает влияния случайностей на исторические события. Случайным может оказаться то, какой конкретно человек будет выдвинут на главную роль в осуществлении назревших социальных проблем, его индивидуальные качества. Новые подходы в оценке роли случайности в социальном процессе раскрывает синергетика, изучающая общие закономерности самоорганизации открытых систем. Отказываясь от понимания случайности как второстепенного, не имеющего принципиального значения фактора, синергетика раскрывает ее конструктивную роль, когда в условиях неустойчивого состояния общества (кризис, политическая дезорганизация) случайные воздействия, отдельные личности могут не только влиять, но и определять альтернативный характер и способ социального движения. Сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций и здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияния на ход событий, осознания огромного груза ответственности перед обществом. Задания для самопроверки: 1. Покажите, чем различаются понятия «личность» и «индивидуальность». 2. Подумайте, могут ли исторические личности коренным образом изменить ход истории (например, повернуть ее вспять). |