Вопрос Предмет, функции и метод исторической науки. Историческая наука
Скачать 377.75 Kb.
|
Начало деятельности земских соборовТермин “земский собор” ввели славянофилы в 19 веке для сословно-представительного учреждения с законосовещательными функциями; Состав формировался сложным путем: - Любое лицо, назначенное царем - По должности - Избирался по сословиям от дворян, граждан, общинников-крестьян. Обязательно присутствовавли церковные иерархии. Первый, так называемый собор применения состоялся в 1549 году. Активная соборная политика в России продлится около столетия. Земские соборы – своего рода поддержка самодержавной власти в ту пору, когда она в этой поддержке нуждалась.
Основа вооруженных сил (притом сохранялось ополчнение крестьян и горожан – посоха) составляло конное ополчение дворян. Сын боярский в 15 лет “поспевал” в службу и продолжал ее до смерти или до тяжелой болезни. Он обязан был вызодить на службу на коне, вооруженным со своими холопами. Не явившейся назывался “нетчиком” и подвергался тяжелому наказанию. В 1555 г принято “Уложении о службе”. В нем устанавливались правовые основы поместного землевладения. С каждых 100 четвертей земли (около 170га) должен был выходить на службу вооруженный конник. Середина 50х – стрелецкая реформа. Формируется стрелецкие полки на постоянной основе) из посадских людей. Это начало формирвания постоянной армии. Стрельцы получили значительные льготы: высокое жалование, форму, право заниматься торговлей и т.д.. Стрельцы были вооружены огнестрельным оружием, а так же они усиливались артиллерией. Стрельцы стали самой лучшей армией. Хорошо проявили себя во время войны с Астраханским и Казанским ханствами (1552 – 1556 года). Из стрельцов был сформирован стрелецкий полк – охрана царя (3000 человек). Стрельцы несли охрану всех гос. Учрежденй. Караульная служба.
Судебник 1550 года, принятый на первом Земском сборе “примирения”, отрожал и закреплял выжнейшие тенденции Руси. Новый документ на 2/3 отличался от судебника 1479 года (первого юр. Документа). Основные моменты:
Иван Грозный сформулировал свои вопросы Церковному собору в документе из 100 глав в 1551 году. Условно, это вопросы можно разделить на 3 группы: внутренняя организация церкви (службы, деятельность монастырей…), церковное землевладение (Иван Грозный решил часть церковных земель передать государству (были необходимы земли для поместий – от этого завсисила экономическая мощь гос-ва)), церковное образование (борьба с еретиками, различными проявлениями нецерковного отношения к жизни). Руководил работой – митрополит Макарий. По итогам собора 1551 года были опубликованы приказы, ограничившие дальнейший рост церковного землевладения: церковь лишилась налоговой льготы (тарханов), церковь был обязана вернуть в казну земли, которые отошли к ней в период Боярского правления {Секуляризация земель}, новые земельные приобретения могли состояться только в тех случаях, если с ними соглашался царь. Таким образом был предпринят первый шал на пути ограничения цековного землевладения.
Вводится новая единица налогообложения (раньше – один двор) – соха (поземельная единица). Величина сохи зависит от социального статуса землевладельца. Все налоги, которые платили торговые люди, сводились к 1 рублевой пошлине – единый таможенный налог в размере одного рубля. Экономическое положение государства улучшилось. Вопрос 24ОпричнинаПричины:
3 декабря 1564 г. Иван с семьей в сопровождении заранее подобранных бояр и дворян выехал из Москвы. Он обосновался в Александровской слободе. Отсюда Грозный отправил в начале января 1565г. два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он обрушивал гнев и опалу на духовенство, бояр и служилых людей, обвинял их в изменах. Во втором царь объявлял посадским людям, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Послания вызвали в городе волнение, «людье» просит царя вернуться на престол. Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. Он вернется, если «ему на своих изменников разрешено опала своя класти, иных казнити, двор учинить ему и обиход особенный»{неполная цитата}. Опричнина означала личный удел царя, остальная часть гос-ва называлась земщиной. В опричнине была своя Боярская дума, особая казна, свои приказы, свое войско. Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Костромской, часть Переяславль - Залесского), уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. В опричнину взяли тысячу служилых людей. Считается, что в опричнину были взяты территории, в которых господствовало княжеско-боярское землевладение. Крупные землевладельцы выселялись на земли земщины. Опричные земли были заселены служилыми людьми или верными слугами царя. Опричнина сопровождалась выселением. Церковь не поддерживала опричнину. Митрополит Ф. Колычев выступил с обличениями опричнины. Впоследствии заточен в монастырь, задушен. С 50-х годов Иван хочет уничтожить последнего удельного князя на Руси – Владимира Старицкого {см. причины 2б}, который мог реально претендовать на царствование. В 1569г. Был отравлен. Опричнина сопровождалась кровавыми преследованиями. Они затрагивали представителей разных слоев населения. В декабре 1569 г. войско опричников двинулось на Новгород, который якобы хотел изменить царю. Оно двигалось как по чужой земле, убивая население, грабя города. Погром Новгорода длился 6 недель. Людей убивали, сбрасывая под волховский лед. Подозреваемых тысячами пытали и топили в Волхве. Город был разграблен. Дальше пришел черед Пскова, но этому городу повезло: Грозный послушал юродивого, которого встретил по пути в Псков. Город спасла суеверность царя. После возвращения из Новгорода начинаются казни самих опричников , тех, что стояли у ее истоков. На смену приходят наиболее отличившиеся в казнях, Малюта Скуратов и Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в качестве думных дворян. Между тем новгородский процесс перерос в «московское дело» (Р.Г. Скрынников). Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто более ста человек. Среди них были крупные деятели земского правительства: государственный печатник Иван Висковатый, государственный казначей Никита Фуников, дьяки земских приказов. Но уже в 1572 г. опричнина была отменена, причем царь запретил своим подданным даже упоминать само слово «опричнина». Но некоторые исследователи полагают, что деятельность опричнины продолжалась под именем «государева двора». Стремясь к дальнейшему укреплению своей власти и подозревая кругом измену, Иван IV в 1575 г. попытался вернуться к опричным порядкам. Царь провозгласил великим князем всея Руси крещеного татарского хана Симеона Бекбулатовича, а сам принял скромный титул князя московского, у которого был свой удел. Продолжалось это, правда, всего год, после чего Симеон был сведен с великого княжения. Удел же Ивана стал называться двором, и вся территория страны и люди были разделены на земских и дворовых. Правда, это разделение было не таким жестким, как в годы опричнины. В определенной мере, опричнина являлась продолжением преобразований, начатых при Иване 3. Суть их заключалась в формировании гос. системы, состоящей из самодержавной власти, опирающейся на земский строй. Источники: Дворниченко, Ильин, Кривошеев, Тот (красный учебник). Билет №25 Культура России XVI в. Факторы культурного развития Руси в XVI:
Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.
В качестве образца:
Грамотность и образование. Начало книгопечатания
1563 г. - типография в Москве (возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец) 1564 г. – « Апостол» - первая русская дотированная книга 1565 г. – «Часослов» - сборник ежедневных молитв Первый русский букварь (1574 г. во Львове) Литература и общественно-политическая мысль
«Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись) – всемирная своеобразная история от сотворения мира до середины XVI в.
«Летописец начала царства», «Степенная книга»
Преобладала героическая тематика: «Казанское взятие», «О хождении Стефана Батория на град Псков» и др.
«Повести русских послов» («статейные списки», «росписи»), «отписки» землепроходцев
«Сказания о князьях Владимирских», «Сказания о Владимире Мономахе» Послания игумена Филофея великому князю Василию III: «Москва – третий Рим»
Митрополит Макарий; «Четьи-Минеи» - 13-томный свод церковной литературы. Архитектура
Успенский собор (1475 – 1479) Архангельский собор (1505 – 1508) Благовещенский собор (1484 – 1489) Церковь Ризоположения (1484 – 1486) Колокольня Ивана Великого (1505 - 1508)
Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский соьор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове и других городах
Изобразительное искусство
Широкое распространение получили иконы богородичного цикла «О Тебе радуется»
Развитие жанра исторического портрета
Изображение бытовых сцен и многословность композиции
Декоративно-прикладное искусство
Выводы
|