Вопрос Предмет, функции и метод исторической науки. Историческая наука
Скачать 377.75 Kb.
|
Билет №31Русская Церковь в ХVI-ХVII вв. Реформа патриарха Никона и Церковный раскол. Значительная централизация власти сказалась на отношениях государства и церкви. Конфликты возникают уже с конца XIV в.К середине века положение церкви было непростым. Сказывались последствия Смуты, рост государства, региональные различия, отдаленность многих мест от центра - все это осложняло церковную деятельность. накопилась масса разночтений в церковных службах, многие обряды не соблюдаются, а морально-нравственный облик духовенства низок. Никон родился в 1605 г. в Нижегородском уезде в семье крестьянина. В это время развернулась деятельность ревнителей древнего благочестия» Оберегая «древнее благочестие», ревнители стремились бороться с пороками, укоренившимися среди духовенства, с теми новшествами, которые появились в русской церкви. Часто эти «новшества» были связаны с влиянием языческой стихии, а то и просто практики - например, произвольное сокращение церковной службы. Все члены кружка считали, что необходимы церковные реформы. Стоял вопрос о выборе образцов, которым надлежало следовать при исправлении веры: - древнерусские тексты, которые подверглись, минимальным изменениям. -греческим оригиналам. Последнего взгляда придерживался и Никон. Став в 1652 г. патриархом он взялся за проведение церковной реформы. Это было ошибкой! Византийские оригиналы подверглись значительной переработке в послевизантийский период в южнославянских землях и на Украине. Эта ошибка Никона привела к драматическим последствиям в нашей истории. Патриарх усиливал свое влияние: стал фактически соправителем царя, подмял под себя Боярскую думу. Со временем царь стал тяготиться властной опекой патриарха. в 1658 г. Никон отрекся от патриаршества и удалился в Ново-иерусалимский Воскресенский монастырь. Церковный собор 1666 г. с участием восточных патриархов вынес приговор: Никон простым монахом был отправлен в Ферапонтов монастырь. Однако с уходом Никона проведение реформы не было остановлено. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятье всем противникам реформы, предал их суду «градских властей», которые должны были руководствоваться статьей Уложения. По этой статье предусматривалось сожжение на костре всякого, кто «возложит хулу на Господа Бога». От такой казни пал один из наиболее рьяных деятелей раннего раскола - протопоп Аввакум. Противники никониан получили со временем название старообрядцев. Старообрядчество становится знаменем многих оппозиционных правящему режиму движений, вбирает в себя недовольных властью. Уже к концу века можно говорить о старообрядчестве как о довольно широком движении. Сугубо религиозное движение стало перерастать в политическое и социальное уже в 1660-1670-е гг. Об этом свидетельствует Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Иноки северного монастыря наотрез отказались принять новые исправленные книги. Долго длилась осада монастыря царскими войсками - он был хорошо укреплен, в нем хранилось много продовольствия. Восстание приобрело и политическую окраску: монастырский собор вынес постановление, «чтоб за великого государя богомолье оставить». Только измена позволила правительственным войскам взять монастырь. Уложение ограничило рост церковного землевладения, урезало иммунитетные права монастырей. Но церковь еще сохраняла огромные земельные богатства. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской и настоял на упразднении Монастырского приказа, отмене практики суда светского учреждения над духовенством (учебник из нашей группы в контакте) Вопрос 32. Русская культура XVII в.XVII в. - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Идут процессы секуляризации, обмирщения культуры, ее гуманизация. Усиливается интерес к человеку, его жизни. Устное народное творчество. Грамотность и письменность.
|