|
Вопрос Предмет, функции и метод исторической науки. Историческая наука
20. Система государственного управления в Московском государстве в XV – начале XVI вв. Во главе – Великий князь Московский. Его функции: законодательная, военная, административная (назначение и контроль над всеми должностными лицами), дипломатическая (представление интересов государства на международной арене). Считается, что он не был единовластным государем, потому что его функции ограничены. Боярская Дума - впервые упоминается под 1517 г. – собрание представителей высшей аристократии, выполняла консультативную (совещательную) функцию. Центральные органы гос. управления: Дворец ( во главе с дворецким (Д), хозяйственно-административные функции, выполнял обязанности по обеспечению жизни и деятельности Великого князя) и Казна (во главе с казначеем (К), решал фин. вопросы, являлся рабочим аппаратом ВКМ). Особую роль играл Государев Двор (ГД) – особый соц. институт, на который опирался ВКМ и из состава которого совершал назначения (это был не орган гос. управления, а соц. институт!!!).
Принцип местничества, с одной стороны, - это размещение родовой аристократии по соц. иерархической лестнице с учетом знатности рода и службы предков, а с другой стороны – это принцип замещения вакантных должностей на военную и гражданскую службу с учётом знатности рода и службы предков. Местное самоуправление: территория делилась на уезды, уезды делились на волости (один или несколько населенных пунктов, которые принадлежат либо одному лицу (вотчиннику), либо управляется вотчинником). Уездом управлял наместник (Н), а волостью - волостель (В). Они осуществляли: хоз.-админ. Функции, Судебные функции и Военно-дисциплинарные.
Вопрос 21.
Культура России XIV – XV вв. Элементы научных знаний:
Интерес к строению Вселенной (сборник Кирилло-Белозерского монастыря 1424г.)
Описание болезней, эпидемий, открывается первая аптека в Москве 1581г.
Расширение географических расширений («Хождения за три моря» А. Никитина)
Общественно-политическая мысль, истор. знания, лит-ра
Основной памятник - летописи, отражавшие все социально-политические процессы, также в летописях уже проявлялась борьба между Тверью и Москвой (Лаврентьевская летопись 1377г., Троицкая летопись, в связи со строительством нового Успенского собора появляется московский летописный свод 1480!)
Литература – различные исторические сочинения: «История о Казанском царстве», «Повесть о прихождении Стефана Батория», «История о великом князе Московском». Во второй пол. XIII-XV в. Центральная тема лит-ры - борьба русского народа против завоевателей: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Слово о полку игореве» , «Сказание о мамаевом побоище»
Сильвестр написал «Домострой» - энциклопедия домашнего хоз-ва и моральных норм
Памятник общественно-политической жизни – переписка Ивана Грозного с Курбским
Архитектура
Первый город, где началось каменное строительство после ига – Тверь (1285- 1290 храм Спаса-Преображения)
XIV-XV вв. центр развития архитектуры – Великий Новгород (церковь Николы на Липне)
Изменилась кладка, на смену монумент. пришли небольшие сооружения, стремление к яркому и нарядному
Псковское зодчество – церковь Василия на Горке (1413), церковь Богоявления (1446), Троица (1365-1367)
Москва – каменный Кремль (1367)
В честь победы над Новгородом (1471) Иван III перестраивает Успенский собор в Коломне (1479) – архитектор – Аристотель Фиорованти
Грановитая палата (1487-1491) – Руффо, Солари
XVI – век развития шатрового стиля (каменные церкви без внутренних столбов с единым внутр. пространством)
Живопись
Развитие живописи после тяжелого монгольского нашествия начинает возрождаться в рамках школ, имеющих различное региональное развитие (в Новгороде – узкие, вытянутые изображения людей, многослойные композиции)
Крупнейший художник – Феофан Грек, приехавший из Византии (роспись Спаса на Ильине, церковь рождества Богородицы, Благовещенский собор, «Деисус»)
Вершина русской живописи –творчество Андрея Рублева. Он создает худ. школу росписи-мягкость, человечность. Благовещенский собор, Троице-Сергиев монастырь, «Троица»
Дионисий (фрески в Рождественском соборе Пантуфьева Боровского монастыря, Успенский собор Иосифо-волоколамского монастыря, Ферапонтов монастырь)
Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи ( Стоглавый собор 1551 возводит иконописание Рублева в канон, художники должны были работать под влиянием церковной и светской власти)
Конец XVI в. – своеобразное художественное течение, сосредоточившее внимание на живописной технике – «строгановская школа»: Прокопий Чирин, Никифор, Савины.
Источник: учебник Дворниченко, Тота и Ходякова
|
|
|