экзамен история. Вопрос Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература
Скачать 499.76 Kb.
|
Вопрос 42Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 1920-е — процесс перераспределения власти во Всероссийской коммунистической партии большевиков, начавшийся с отходом Владимира Ленина от политической деятельности. В верхах коммунистической партии началась ожесточённая борьба за роль преемника Ленина. По её итогам Сталину И. В. удалось оттеснить своих соперников, в первую очередь, Троцкого и Зиновьева. По мнению Ричарда Пайпса, ВКП(б) в своём развитии закономерно прошла этапы постепенной концентрации власти в руках всё более и более узкой группы лиц; от ЦК — к Политбюро (и, кроме того, от партийного съезда — к ЦК), от Политбюро — к неформальной «тройке» Зиновьев-Каменев-Сталин и, наконец, к установлению единоличного правления. Особенностью всех этих процессов являлось то, что борьба за власть как таковая сопровождалась самыми ожесточёнными дискуссиями о путях экономического, политического и национально-государственного устройства СССР. Все стороны конфликта проявили известный моральный релятивизм, заключая альянсы со вчерашними противниками и против вчерашних союзников (в частности, «зиновьевец» Угланов в 1925 году перебежал на сторону Сталина, однако в 1928 году присоединился к «правому уклону»), меняли свои платформы на прямо противоположные. Так, Троцкий вошёл в историю, как «борец» за «внутрипартийную демократию» и против «термидора»; парадоксально, но после Гражданской войны его самого воспринимали как главного кандидата в «красные Бонапарты». По поводу же демократии, Троцкий, сам находясь на вершине власти, в 1920 году выступал с требованием «перетряхивания» профсоюзов, а на X съезде (1921) заявлял, что его оппоненты устраивают из лозунга «демократизма» фетиш. Сталин на XIII партконференции (1924) заметил, что для Троцкого «демократия нужна, как конек, как стратегический маневр»[4]. Сам же Сталин, последовательно борясь с «левацкой» оппозицией Троцкого-Зиновьева (1926—1927), после её разгрома, под влиянием кризиса хлебозаготовок 1927 года немедленно «перехватил» лозунги оппозиции; в области индустриализации и коллективизации Сталин фактически осуществил троцкистскую программу. Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 1920-е годы. Была принята 14 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйcтва и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭПа — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70% зерна, при продналоге — около 30%), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в формеконцессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой. Перед советским государством стояли проблемы финансовой стабилизации, а, значит, дефляции и достижения сбалансированного государственного бюджета. Стратегия государства, нацеленная на выживание в условиях кредитной блокады, определила первенство СССР в составлении балансов производства и распределении продуктов. Новая экономическая политика предполагала государственное регулирование смешанной экономики с использованием плановых и рыночных механизмов. В основе НЭПа лежали идеи работ В. И. Ленина, дискуссий о теории воспроизводства и денег, принципах ценообразования, финансов и кредита. НЭП позволил быстро восстановить народное хозяйство, разрушенное Первой мировой и Гражданской войнами. Вопрос 43СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1917-1930 ГГ. К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с ней потери и лишения вызвали хозяйственную разруху и крайнее обострение социально-политических противоречий. Власть захватили большевики, в стране нарастал экономический хаос, усугубленный жестокой Гражданской войной. Вначале новое правительство России не имело возможности заниматься проблемами культуры в полном объеме. Тем не менее, вскоре после Октября были приняты меры по централизации управления литературой и искусством. Провозглашались лозунги, отражавшие политико-идеологическую позицию новой власти и призванные укрепить ее положение среди широких слоев населения России. Главной целью на перспективу объявлялась коренная перестройка сознания людей, воспитание человека нового типа, строителя социалистического общества. Среди первых мероприятий в сфере культуры были создание Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), призванного проводить в жизнь решения советского правительства, национализация театров, музеев, библиотек и других объектов культуры. В январе 1918 г. вышел декрет, в соответствии с которым школа отделялась от церкви, а церковь – от государства. Сужалась сфера церковных обрядов, нагнеталось негативное отношение населения к ним и к религии в целом. Так, был отменен обряд венчания, его заменила гражданская регистрация брака. Репрессии против служителей церкви и антирелигиозная пропаганда стали одним из важных пунктов в политике советской власти. Начали издаваться журнал «Революция и церковь», газета «Безбожник», а в 1925 г. был создан «Союз безбожников». Основными задачами правящей партии являлись организация культуры в новых условиях, а также пропаганда коммунистических идей среди широких социальных слоев. В 1917 г. 3/4 взрослого населения страны были неграмотны, и первостепенной задачей становилось повышение образовательного уровня основной массы жителей страны. С этой целью была разработана масштабная программа по ликвидации безграмотности (ликбез). В декабре 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет должно было обучаться грамоте на родном и русском языках. Программа предусматривала создание сети начальных школ, кружков ликбеза, а также открытие рабфаков (рабочих факультетов) для подготовки в ВУЗы молодежи, не имевшей среднего образования. В 1923 г. уже в СССР было организовано общество «Долой неграмотность». К 1932 г. оно объединяло свыше 5 млн. человек. Согласно переписи 1926 г. грамотность населения составила уже 51,5%, в том числе по РСФСР – 55%. Массовой формой подготовки кадров рабочих в 1921-1925 гг. стали школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества). Кадры низшего управленческого звена и среднего технического персонала (мастера, бригадиры, механики) готовились в техникумах, специализированных школах, на краткосрочных курсах. Основным типом профессионального учебного заведения данного уровня были техникумы с 3-летним сроком обучения. Отношение властей к старой интеллигенции оставалось противоречивым: от попыток привлечь к сотрудничеству отдельных ее представителей до преследований и репрессий по отношению к тем, кто подозревался в отсутствии лояльности к новой власти. В годы Гражданской войны и разрухи русская интеллигенция понесла тяжелые потери. Некоторые видные деятели гуманитарной культуры погибли, многие лишились условий, необходимых для нормальной работы. Более терпимо большевики относились к представителям научной и технической интеллигенции, стремясь привлечь опытных специалистов к решению насущных проблем хозяйственного строительства. Одной из задач, поставленных советской властью, было формирование новой интеллигенции, солидарной с политикой большевиков. В годы Гражданской войны поддержкой новой власти пользовался образованный в октябре 1917 г. Пролеткульт – сообщество деятелей культуры, провозгласившее основой своего творчества классовый подход. Его лидеры (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) призывали пролетариат к отказу от художественного наследия прошлого и созданию «совершенно новых», социалистических форм искусства. Сеть организаций Пролеткульта охватила всю советскую Россию, вобрав в себя почти 400 тыс. человек. Это объединение привнесло массу вульгарных, примитивных, псевдохудожественных образцов в новую литературу и другие виды искусства. Пролеткульт покинули его временные попутчики, наиболее талантливые прозаики и поэты. В области высшего образования правительство также проводило классовую политику, создавая благоприятные условия для поступления в ВУЗы рабочих и крестьян. Быстро увеличивалось число ВУЗов, в начале 20-х гг. достигнув 224 (в 1914 г. их было 105). В то же время усилился идеологический контроль за деятельностью высших учебных заведений: была ликвидирована их автономия, отменены ученые степени, введено обязательное изучение марксистских дисциплин. В период Гражданской войны происходила повальная эмиграция. Страну покинули более 2 млн. человек, в том числе сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, некоторые из них впоследствии приобрели за рубежом мировую известность. За пределами России оказались также выдающиеся деятели художественной культуры, в том числе Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, И.С. Шмелев, B.Ф. Ходасевич, В.В. Набоков, К.А. Коровин, М.З. Шагал. Печальную известность получил «философский пароход», на котором в 1922 г. из России была выслана большая группа известных мыслителей (Н.А. Бердяев, C.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, П.А. Сорокин и др.). И хотя преобладающая часть интеллигенции осталась на родине, произошедший отток умов привел к заметному снижению духовно-интеллектуального потенциала общества. Уровень его (потенциала) в целом заметно упал не только вследствие материальных и человеческих потерь, но и из-за жесткого контроля за сферой культуры правящей большевистской партии, политика которой предусматривала идейную монополию, ограничение свободы творчества. В начале 1920-х гг. была создана централизованная государственная система управления культурой. Наркомпрос фактически подчинялся отделу агитации и пропаганды ЦК партии (Агитпропу). При Наркомпросе в 1922 г. было учреждено Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), которое выдавало разрешения на издание произведений, а также, будучи наделено правом цензуры, составляло списки произведений, запрещенных к продаже и распространению. Советское политическое руководство считало необходимым провести культурную революцию, создать новый тип культуры, основанный на классовом подходе и пролетарской идеологии. Однако даже при сохранении этой установки на протяжении всего существования советской культуры отдельные периоды ее развития были непохожи один на другой. Наибольшим своеобразием отличались 1920-е гг., когда в партии и обществе обозначились разногласия по вопросу о пути перехода к социализму. Большевистская власть была вынуждена пойти на некоторую либерализацию своей политики, в первую очередь экономической и отчасти культурной. Была провозглашена Новая экономическая политика (НЭП), которая продлилась до конца 20-х гг. Это время стало одновременно наиболее ярким периодом развития русской советской культуры, отличавшимся относительной духовной свободой. В 20-е гг. действовали многочисленные литературные объединения и группировки: «Серапионовы братья», «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, РАПП и др. Заявили о себе прежние и новые модернистские течения: конструктивисты, акмеисты, футуристы, кубофутуристы, имажинисты, обэриуты. Переживала взлет драматургия. Театр как демократичный вид художественного творчества не столько служил целям политической агитации и классовой борьбы, сколько своими особыми средствами высвечивал жизненные и социально-психологические проблемы эпохи, препарировал сложные человеческие взаимоотношения. В первое послереволюционное десятилетие, несмотря на регламентации деятельности этого вида искусства органами управления культурой (в первую очередь, в отношении репертуара) театральная жизнь оставалась динамичной и разнообразной. Самым ярким явлением русской театральной жизни продолжал оставаться МХАТ (Московский художественный академический театр), во главе которого стояли К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Этот особенно любимый публикой театр и после революции (с несколько измененным названием) сохранял верность реалистическим традициям, гуманистическим идеям, требованиям высокого профессионального мастерства. Академическим, традиционным театрам (МХАТу и БДТ) противостояли так называемые «левые» театры, выступавшие с требованием «театрального Октября», разрушения старого искусства и создания нового, революционного. Следует заметить, что и в период «военного коммунизма», и в период НЭПа всем театрам предписывалось сверху ставить пьесы на революционную тематику. В изобразительном искусстве 20-х гг., так же, как в литературе, сосуществовали самые разные направления и группировки со своими платформами, манифестами, системами выразительных средств. В 1922 г., как бы продолжая идейные и эстетические традиции оставшегося в прошлом Товарищества передвижных художественных выставок, была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР). В 1928 г. она преобразовалась в Ассоциацию художников революции (АХР) и заняла доминирующие позиции в художественной жизни. Данный период был временем соперничества двух основных направлений в развитии искусства: реализма и модернизма. В целом же наблюдалось заметное влияние русского авангарда на культурную жизнь страны. В живописи различные модернистские установки были свойственны творчеству К.С. Малевича, М.З. Шагала, В.В. Кандинского. В музыке как яркие экспериментаторы заявили о себе С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович. В театре новые методы драматического искусства создавали Е.Б. Вахтангов, Вс.Э. Мейерхольд; в кино творцами новаций по праву считаются С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин. Стилевое разнообразие – примета того времени |