Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 1

  • Вопрос 2 Вопрос 2 Особенности исторического развития и периодизация истории России.

  • раздвоенное национальное сознание россиян.

  • возрастание роли государства и армии в обществе. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя

  • необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским

  • В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться.

  • Главное отличие перехода России к капитализму

  • Периодизация истории России

  • III НОВАЯ от Петра I до Александра I

  • Конец XIII-первая половина XV вв.

  • XVIII – конец XIX в.

  • № 3 Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства

  • Образование древнерусского государства

  • Объединение Новгорода и Киева

  • Князь Игорь. Восстание древлян

  • Вопрос 4. язычество и христианство. крещение руси и его роль на развитие гос-ва

  • экзамен история. Вопрос Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература


    Скачать 499.76 Kb.
    НазваниеВопрос Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература
    Анкорэкзамен история.docx
    Дата07.02.2017
    Размер499.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэкзамен история.docx
    ТипДокументы
    #2373
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Вопрос 1. Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература.

    Прежде всего любой грамотный человек должен знать историю своего отечества, жизнь и дела своих отцов, дедов и прадедов. Нельзя жить на родной земле и не знать, кто жил здесь до нас, не знать и не помнить об их трудах, славе, заблуждениях и ошибках. Мы получили от них не только материальное, но и духовное наследство, и пользуемся всем как само собой разумеющимся. Но всегда ли мы умеем быть благодарными своим отцам и дедам?
       Усвоение исторического опыта, знаний и методов мышления, выработанных предшествующими поколениями, позволяет на этой основе направлять всю практическую деятельность настоящего.

    Целью изучения дисциплины «Отечественная история» является 
    формирование целостного видения исторического процесса в единстве 
    всех его характеристик. Задачи курса состоят в изучении студентами 
    истории возникновения и развития российского государства, эволюции 
    политической системы, экономического и социального развития 
    страны, международных отношений, в овладении навыками анализа 
    событий и явлений отечественной истории, в усвоении знаний 
    историографического и источниковедческого характера.

    История тесно связана с другими науками и позволяет решать задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с предметами естественнонаучного профиля. Изучение отечественной истории в контексте европейской и мировой истории способствует расширению кругозора и развитию черт интеллигентной, граждански активной личности; развитию творческого мышления и навыков самостоятельного анализа явлений прошлого и настоящего, умения работать с историческими источниками, научной и учебной литературой; привитию мыслительной и речевой культуры. 
    История своими проблемами не только уходит «в глубь времен», но и теснейшим образом связана с сегодняшним днем. Образы прошлого формируют ценностные установки настоящего. Осознание особенностей российской цивилизации, героического и трагического в истории Отечества, понимание исторических корней многих современных проблем развивает гражданственность, патриотизм, гуманизм, повышает политическую культуру, формирует активную жизненную позицию. Изучение многовековой истории Отечества – нравственный и гражданский долг студенческой и учащейся молодежи. 

    Источники изучения истории традиционно делятся на материальные (летописи, своды законов, частная переписка, остатки материальной культуры самых разных форм и конфигураций) и нематериальные (обряды, песни, поговорки). 

     Основные принципы изучения истории: - Принцип дополнительности (Нильс Бор): ни одна концепция не может описать объект столь исчерпывающим образом, чтобы полностью исключить возможность других подходов. - Многофакторный подход. - Принцип объективности: он требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости. Следовательно, задачи исследователя - создать систему, которая интегрирует максимально возможное число установленных фактов. Принцип историзма предполагает рассмотрение исторических фактов в соответствии с конкретно исторической обстановкой, задача исследователя - выявить генезис. Для чего нужно изучать историю? Цицерон называл историю учительницей жизни. Считается, что люди извлекают уроки из прошлого, стремятся не повторять ошибок, и, опираясь на исторический опыт, находят наиболее выгодные для себя пути решения тех или иных проблем. Однако не менее правдивым считается высказывание Гегеля, что история никогда и никого ничему не учит, это наглядно видно на практике. В системе социально-гуманитарных дисциплин история может играть роль всеобщей базы, которая постепенно накапливается. Например, мы изучаем историю литературы ради того, чтобы ознакомиться с различными написанными до нас произведениями. При этом мы так же можем преследовать цель изучить эволюцию взглядов создателей литературных произведений, это дает нам возможность в некотором приближении анализировать их произведения и может быть даже писать свои. История в системе социально-гуманитарных дисциплин работает не только на накопление запаса знаний по данным дисциплинам, но и подготавливает человека к их изучению, формирует его точку зрения, опять же, не только связанную напрямую с этими дисциплинами, но и со всем доступным для его познания в данный момент миром.

    Вопрос 2 Вопрос 2

    Особенности исторического развития и периодизация истории России.

    1. Географический фактор

    2. Монголо-татарское иго

    3. Крещение Руси

    4. Крепостное право

    5. Расселение территории (многонациональное государство)

    6. Особенности формирования русского государства

    7. Особенности формирования капитализма

    Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились платой за создание государства в условиях приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским). Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Своеобразие исторического развития государственности в России, отличающее ее как от западных, так и от восточных государств.

    Главное отличие перехода России к капитализму — в форме общественных преобразований. Утверждение капитализма происходило не революционным путем с разрушением феодальных преград, а путем правительственных реформ с постоянным стремлением приспособить новые социально-экономические отношения к интересам отживающих феодальных классов и их государственных структур.

    Периодизация истории России

    Вариантов периодизации истории России можно назвать множество. Вот некоторые из них:

    1. (по Н.М. Карамзину)

    I ДРЕВНЕЙШАЯ от Рюрика до Ивана III - период основания монархии. (Система уделов)

    II СРЕДНЯЯ от Ивана III до Петра I - период единовластия.

    III НОВАЯ от Петра I до Александра I - самодержавный период. (Изменение гражданских обычаев)



    • VI–VIII века складываются предпосылки образования государства у восточных славян

    • IX–XII века. Образование и расцвет раннефеодального государства Киевская Русь: становление власти, объединение восточных славян, установление отношений с соседними государствами и народами, принятие христианства

    • XII- XIII вв. Период политической раздробленности Древнерусского государства. Формирование удельных центров (Владимиро-Суздальское и Галицко-Волынское княжества, Новгородская земля); борьба с нашествием монголо-татар и установление зависимости Руси от Золотой Орды.

    • Конец XIII-первая половина XV вв. Возвышение Москвы, начало объединения русских земель.

    • Вторая половина XV-первая треть XVI в. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы, образование Российского централизованного государства XVI-XVII в. Расширение территорий и укрепление Российского государства, становление российского самодержавия.

    • XVIII – конец XIX в. Становление, расцвет и кризис Российской империи.

    • Конец XIX в. – конец Российской империи.

    • 1917–1991 гг.– Советская республика.

    • С 1992 по наши дни – федеративная президентско–парламентская республика.

    Вопрос 3№ 3 Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства

    Теория восточных славян накануне образования государства

    Племенные союзы (много племен) включали в себя 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое племя, состояло из большого количества родов.

    Данные летописи о расселении славян были подтверждены археологическими раскопками еще в XIX в. Первым среди восточнославянских племен летописцы называли племя полян, живущих по среднему течению Днепра, т. е. в район е Киева - столицы древнерусского государства. К западу от полян - уличи. К северу от полян, где сейчас Чернигов, обитали северяне. По Западной Двине происхождение полчане, по рекам Оке и Москве - вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменские славяне Земля полян носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племени, жившее по реке Русь и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из наиболее возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен. Племенные союзы восточных славян представляли зародышную форму государственности в период разложения первобытно - общинного строя.

    Соседи:на западе Прибалтийские народы, западные славяне (поляки, словаки, чехи), венгры; на юге: Печенги и хазары; на востоке - государство Волжская Болгария и многочисленные угро-финские племена (мордва, меря, марийцы, мурома).

    Занятия славян

    Основное занятие - земледелие. Человек в те времена отождествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившимся до наших дней.

    Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на юге.

    С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два - три года участок давал высокий урожай, потом земля истощалась и переходили на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, боронасуковатка и заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами.

    В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог». Там плодородных земель было много и участки земли засевались в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали рало, а впоследствии - деревянный плуг с железным лемехом.

    С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество.

    Община

    Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки, мог вы полнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распоряжением и использованием земли .Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобрела община - мир, вервь.

    К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская, община. Каждая такая община владел а определенной территорией, на которой жили несколько семей. Все владенья общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находилась земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья, т .д. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В результате передач и князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

    Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. И те и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних ресурсов и не работали на еще рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары, стали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

    Город

    Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть города, защищенная валом, на котором возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворы князей, крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполняемый водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.

    В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из важнейших торговых путей того времени был путь из «грек в варяги»: через Западную Двину и Волохов с его притоками, а там, где эти реки протекают близко к Днепру ,- суда через систему волоков перетаскивались в Днепр, доходили до Черного моря и далее вдоль морского берега - до Византии. Полностью этот путь сложился в IX в. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был волжский торговый путь, связывающий Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам.

    К моменту возникновения древнерусского государства на его территории было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже значительное число лет Среди них Киев, Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, муром, и д.р. По подсчетам историков, уже в IX в. на Руси было не менее 24 крупных городов, имеющих крепостные управления.

    Общественный строй

    Во главе государства восточнославянских племен союзов стояли князья из племенной знати. Их окружила бывшая родовая знать-«нарочитые люди», «лучшие мужчины».Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах.

    Существовало общеплеменное ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация - дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю младшую, жившую при князе и обслуживающую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдие». .Как и все народы, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя, славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Впоследствии сложился патент славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

    Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь - оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл- бог подземного мир. Особо почитался бог солнца, который у различных славянских племен назывался по разному: Даждьбог , Ярило, Хорос - что говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

    Образование древнерусского государства

    Племенные княжения восточных славян представляли собой зародышную форму государственности. К IX в процесс разложения первобытно - общинного строя завершался. Племенные княжения то объединялись вместе, то основа перегруппировались в зависимости от конкретных условий в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты, присущие раннефеодальной государственности.

    Так, в результате социально - экономического и политического развития у восточнославянских племен начало складываться государство. Быстро обогащавшаяся родоплеменная знать нуждалась в поддержании своего господство. Быстро обогащавшаяся родоплеменная знать нуждалась в поддержании своего господства над народными массами. Местные князья имели военные дружины, свидетельствующие о появлении у восточных славян органов власти.

    Таким образом, поступательное развитие производительных сил у восточного славянина, выразившееся в широком распространении земледелия и использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, возникновение на этой основе военнодружинной знати привели к образованию классов и государства.

    Киевская Русь

    Образование Киевской Руси - закономерное завершение длительного процесса формирования феодальных производных отношений и складывания антагонистических классов в Древней Руси, подготовленное всем ходом социально - экономического развитии полутора десятков восточнославянских племенных союзов. Сложившееся государство можно характеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоя л великий князь киевский. Его дружинники осуществляли управление странной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы класса феодалов и феодального государства тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, необходимостью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ. Среди них - отражение набегов кочевников - печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.

    Объединение Новгорода и Киева

    Конкретный ход политического объединения восточнославянских племен в единое государство и вопрос о происхождении династии киевских князей не совсем ясны. Как указывалась выше, русский летописец XIIв. Связывал эти процессы с призванием варяжского князя и его братьев. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то переход к нему власти в Новгороде не означал, как показано выше, создания древнерусского государства. Известно, что в 860г. киевские князья Аскольд и Дир совершили удачный поход против Византии. Этот факт говорит о наличии своей государственности у славян, живших в среднем Поднепровье.

    После смерти Рюрика, не оставившего после себя наследника, власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отряда - Олег. В 882г.Олег предпринял поход на Киев, где в то время правили Аскольд и Дир. Есть основания считать этих князей последними из рода Кия. Представившись купцами, войны Олега обманом убили киевских князей и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

    В 911г. Олег с войсками подошел к стенам Константинополя (Царьграда). В результате этого похода был заключен договор с греками, составленный, как записано в летописях «на двое харатьи», т.е. в двух экземплярах- на русском и греческих языках. Список на русском языке подтверждает, что русская письменность появилась за долго до христианства, а также то, что еще до появления «Русской правды» складывались законодательства.

    Согласно договору, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупредить константинопольского императора о своем приезде. Договор Олега с грекам и обеспечил возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии.

    славянин киевский русь государство

    Князь Игорь.Восстание древлян

    После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945).В его княжение в944г. был подтвержден договор с Византией. При Игоре произошло первое народное выступление, описание в летописи, - восстановлении е древлян варяг Свенельд со своими дружинниками. Однажды он собрал большую дань, что вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь,- говорили дружинники Игоря -войны Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели пойдем собирать дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, « желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече решило: «Подавится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.

    Уроки и погосты. После смерти Игоря его жена Ольга (945 - 964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшего Ольге взамен Игоря в качестве своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено в Киеве. Как сообщает летопись . Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по несколько с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная капля, и, когда те прилетели в свои старые гнезда , в деревне вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростепень. В огне пожара погибло, по словам летописи, около 5 тыс. человек. Исходя из опыта восстания древлян» - сборы дани и «погосты» - места сбора дани. В княжения Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и древлян.

    Походы Святослава

    Правление Святослава (964-972) - сына Ольги и Игоря - историки оценивали по -разному. Одни считали его талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждали, что это был князь - авантюрист, видевший цель своей жизни в войне.

    Отсутствием Святослава в Киеве часто пользовались печенеги, которые появились у южных границ Руси в начале Xв. И постоянно угрожали своими набегами. Перед Святославом стояла задача защищать Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно, что позволяет говорить о нем, как о способном государственном деятеле и полководце. Святослав в результате многочисленных походов присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазаравский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и вел упорную борьбу с константинопольским императором за Балканский полуостров. В период успешны военных действий Святослав даже раздумывал о перенаселении столицы своего государства о перенаселении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда как он считал, будут «сходится блага из разных стран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед, меха и плененные рабы из Руси.

    Однако борьба с Византией окончилась не удачно: Святослав был окружен стотысячным греческим войском. С большим трудом ему удалось уйти на Русь. Был заключен договор с Византией о ненападении, но дунайские земли пришлось вернуть.

    По дороге в Киев Святослав в 972г. попал в засаду, которую устроили Печенги у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом. В 30-е годы XX в. При строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как полагают, принадлежали Святославу и его дружинникам.

    ВладимирI

    При сыне Святослава - Владимире I ( 980 - 1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси.

    При Владимире происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение зашиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен.

    Первая религиозная реформа. Развитие феодальных производственных отношений, рост и укрепление государственности требовали в идеологии, господствующей формой которой в средние века была религия.

    Владимир решил реформировать языческие представления Древней Руси и с этой целью попытался создать единый пантеон богов: в Киеве он «поставил кумиры на холму вне двора теремного ». У статуй богов состоялась церемония жертвоприношений, в том числе, как указывает летописец, и человеческих. Это была попытка объединить различные божества, которым поклонялись в разных частях страны. Однако попытка Владимира прервать язычество в государственную религию потерпела крах.

    Принятие христианства. В 988 - 989 гг. Владимире I провел вторую религиозную реформу. В качестве новой государственной религии было принято христианство. В 988 г. Владимир, крестившись сам, приказал крестить своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства встречало протест народных масс почитавших своих языческих богов. Христианство утверждалась медленно, и на окраинных землях Киевской Руси оно установилась много позднее, ч ем в Киеве и Новгороде.

    Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепило власть феодалов над крестьянами, своим учением освещала феодальную собственность и подчинение властям. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, которое заключалась в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры.

    Ярослав мудрый

    Ярослав Мудрый (978 - 1054) Великий князь Киевский. Год рождения Ярослава точно не известен, но по общепринятому мнению он появился на свет в 978, хотя некоторые историки это отрицают. Отцом Ярослава был Владимир Святославич, матерью - Рогнеда Рогволодовна. Еще в юношестве (987 год) в биографии Ярослава Мудрого был получен титул Ростовского князя. Считается, что в это время был основан город Ярославль. После смерти Вышеслава в 1010 году Ярослав стал Новгородским князем. Если рассматривать краткую биографию Ярослава Мудрого, то вскоре последовал период войн с братом Святополком. Состоялось несколько битв за Киев (со Святополком, Болеславом). После этого в 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. Борьба за Киевскую Русь началась между Ярославом и Мстиславом. В 1034году Новгородским князем стал Владимир - сын Ярослава. Лишь после внезапной смерти Мстислава Ярослав вернулся в Киев из Новгорода. В 1036 году он окончательно обосновался в Киеве. После этого в биографии князя Ярослава Мудрого было совершено несколько удачных военных походов (на печенегов, ятвягов ). 37 лет Ярослав оставался Великим князем. Он основал несколько монастырей, соборов (например, Юрьев монастырь, Киево - Печерский монастырь, собор Святой Софии). Скончался Ярослав Мудрый в феврале 1054 года.

    Вопрос 4. язычество и христианство. крещение руси и его роль на развитие гос-ва

    Причины крещения Руси:

    1. Необходимость централизации власти

    2. Ускорить развитие феодализма

    3. 3. Желание быть признанным равным с централизованными гос-ми

    В 980 году князь Киевский Владимир Святославович провел первую религиозную реформу в своем государстве. Но она не имела никакого успеха. Князь Владимир предпринял попытку унифицировать различные религиозные верования своих подданных, предложив им молиться общим богам, которых на уровне государства признавал истинными. На одном из киевских холмов были установлены статуи языческих идолов: кумир Перуна, кумир Даждьбога, кумир женского божества Мокоши, кумир Волоса и др.  В итоге князь в качестве общей для всей Киевской Руси веры избрал православие, восточную традицию христианства, отринув другие монотеистические религии, такие как: иудаизм, ислам и западное христианство - католицизм.

    Причины выбора православия:

    1. Давние связи с византией

    2. Автокефальность (самостоятельность)

    3. Службы идут на национальном языке

    4. Красота обрядов

    Вне всякого сомнения, решение принять христианство, не было всецело лишь духовным выбором князя Владимира, но политическим, в первую очередь. Он собирался заключить династический брак с сестрой Императоров Византии: Константина и Василия. Те пообещали Владимиру руку своей сестры в обмен на помощь русского князя в подавлении мятежа некоего Варда Фоки. А заключение этого брака было невозможным без принятия христианства. К тому же, для Руси это открывало широчайшие возможности развития в области культуры, торговли и науки.

    Существуют ведомости, что одной из первых христианок на Руси была княгиня Ольга – бабка князя Владимира, которая крестилась еще в 957 году в Константинополе. Официальной датой крещения Руси принято считать 1 августа 988 года. Именно в этот день киевский князь Владимир Святославович, который незадолго до этого события окрестился сам и получил при крещении имя Василий, отдал приказ жителям Киев принять крещение. Обряд был проведен во всех городах и селах государства. После принятия христианства в Киевской Руси началось церковное строительство. В Киеве была возведена самая большая церковь – Десятинная. На ее содержание князь Владимир выделили десятую часть своего имущества. Первым митрополитом Киевской Руси был грек Феофилакт. По всей Руси возникали многочисленные монастыри, первыми среди которых были Печерский, Выдубицкий, Межигорский. 

    Последствия крещения Руси:

    1. Признание равноправным партнером Руси другими цивилизованными странами

    2. Централизация власти

    3. Ускоренное развитие культуры с византийским влиянием

    4. Значительная роль церкви в истории гос-ва

    5. Складывание двоеверия

    Язычество долгое время открыто сопротивлялось христианизации (полностью Русь была окрещена в XII в.), а будучи наконец побеждено и уступив важнейшие позиции, по-прежнему наполняло “низкие”, бытовые уровни народной жизни, благополучно сосуществуя с христианством, деля с ним сферы влияния и постепенно сливаясь в единое мировоззрение, называемое в науке вслед за средневековыми

    церковными авторами “двоеверием”.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта