История Практической задание #3 МГОУ. История Практика 3. Вопрос Предпосылки и этапы образования древнерусской государственности
Скачать 70.01 Kb.
|
Вопрос 5. Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига. 1) Взаимоотношение русских земель с кочевниками и Византией. Южным соседом русских государств была Византийская империя, с которой складывались неоднозначные и сложные отношения. В разные периоды империя была торговым партнером, военным союзником и противником. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. Так, согласно легенде, в 860 г. Аскольд и Дир предприняли удачный поход на Византию. Еще большую известность получил договор Руси и Византии, заключенный Олегом. В 907 и 911 гг. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «на двое харатьи», т. е. в двух экземплярах на русском и греческом языке. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство; в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси. Византия проводила в отношении русских княжеств политику сдерживания и, как сообщают летописи, направляла кочевые племена на киевские и волжские земли. В результате многочисленных нашествий кочевников, хозяйство Киевской Руси ослабевало. В борьбе с кочевниками в 972 г. погиб легендарный князь Святослав, попав в засаду у Днепровских порогов. И как ответ на военный вызов соседей Киевская Русь в XI в. сооружает ряд крепостей по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна, а также земляные укрепления - валы, получившие название «Змиевы валы». Таким образом, Киевская Русь, являясь южным русским форпостом, стремилась к самостоятельности и создавала защитный рубеж от Верхнее- и Средне-Волжской Руси, направляла свою экспансию на юго-запад. Следует отметить, что Средне-Волжская Русь была отгорожена от Западной Сибири протяженным валом (Заволжский вал) длинной более 1,5 тыс. км. Происхождение и назначение этого уникального сооружения и по сей день неизвестно, поскольку знания о прошлом такого региона, как Западная Сибирь, в науке недостаточны. 2) Народы Прибалтики и Русь. Изучение истории прибалтийских земель и их исконных связей с Русью помогает понять освободительную борьбу против иноземных захватчиков, которую эти народы вели в 13 веке совместно с русским народом. Юго-восточное побережье Балтийского моря от Нижней Вислы до Финского залива было заселено пруссами, литовцами, жемайтами, эстонцами и латышами, земгалами, куршами, ливами. Здесь было развито пашенное земледелие. Имелось молочное скотоводство. Были развиты некоторые ремесла, например, древодельное, гончарное, кожевенное, железодельное, а также производства ткани и пряжи разных сортов. Народы Прибалтики вели торговлю, особенно по морю. Земгалы строили много судов; внушительный флот имели жители острова Сааремаа и курши, которые выводили в море до 300 судов. Возникали города - центры ремесла и торговли - такие как эстонский город Пинданиса, на месте которого сейчас Таллинн, Тарту, Земгальская гавань - предшественница Риги, Талава, Атзепе, Ерсике и другие. Уровень общественного развития этих народов был различен, но все они уже миновали стадию первобытнообщинного развития и вступили в период феодализма. У них появилась частная собственность на землю. Из среды крестьян-общинников выделилась знать, которая имела земельные владения, но жила еще в основном за счет сбора дани с подвластного населения и добычей от войн с соседями. Для поддержания своего господства над крестьянством и для защиты своих богатств от внешних врагов знать создавала военные дружины. У отдельных князей, владевших замками и селами, дружины достигали тысячи воинов. Крестьяне жили сельскими общинами, значительные группы которых составляли территориально-общественные единицы - земли-области. Верховная власть в таких областях принадлежала фактически советам старейшин, созданных знатью. Феодальные отношения несколько быстрее развивались в Литве, Эстонии, Восточной Латвии, более удаленных от грабительских набегов скандинавов и теснее связанных с соседней Русью. Труду крестьянина-пахаря посвящено немало латвийских песен. Они говорят и о связях латышей с Русью, Литвой, пруссами Польского Поморья. 3) Вторжение в прибалтийские земли крестоносцев. Вторжение крестоносцев в Прибалтику начинается с конца XII - начала XIII вв. Определяющее и решающее значение в проникновение крестоносцев в прибалтийские и славянские земли сыграл Тевтонский Орден (Тевтонский дом Девы Марии Иерусалимской). Этот Орден был утвержден в 1198 г. папой Иннокентием III. В XII столетии для захвата земель на побережье Балтийского моря был создан Орден меченосцев. Большинство его воинов были выходцами из Германии. Одеянием рыцарей служили белые плащи с изображением красного креста и меча. В 1237 году остатки разгромленных меченосцев соединились с Тевтонским орденом, в результате был образован Ливонский орден. Основной целью ливонцев был захват прибалтийских земель. В 1201 г. рыцари основали в устье Западной Двины крепость Ригу, в 1219 г. – Ревель. Русские люди ещё в старину стремились приблизиться к берегам Балтийского моря. Уже в 13 веке новгородцы и псковичи построили города-крепости на берегах Финского залива. И несколько столетий здесь продолжалась борьба со шведами и ливонскими рыцарями за территории. Конфликт между новгородцами и Орденом зародился в 1210 г. Первые вторжения в новгородское княжество было связано с нашествием Батыя на русские земли. Рыцари надеялись на легкую победу над разоренными и ослабленными русскими княжествами. 16 сентября 1240 г. крестоносцы начали поход на Русь. В 1241 г. они захватили Изборск. В следующем году взяли в осаду Псков. Псковский посадник по имени Твердила, подкупленный врагами, открыл городские ворота. Сопротивление защитников было сломлено. Из-за междоусобиц и распрей новгородцы не помогли соседям защитить свою независимость. Отныне во Пскове правили 2 немецких наместника и князь Ярослав Владимирович. 4) Монголо-татарское нашествие на Русь. В начале 12 века монголы, занимаясь скотоводством, активно перемещались по большей части Центральной Азии: данное занятие требовало постоянного освоения новых земель. По этой причине они стали расширять границы своего государства. Но победить проживающий на этих территориях народ могла только сильная армия, которая на тот момент у монголов была создана. Первоначально нашествию монголов подверглись территории Средней Азии и Сибири, а затем амбиции кочевников обратились в сторону Запада. Борьба с первым нашествием Первое вооруженное столкновение Руси с Ордой произошло в 1223 году на реке Калке. На тот момент монголы еще в открытую не враждовали с Русью, а напали только на половцев, которые попросили помощи у своих соседей, русских князей. Однако, втянутые в междоусобицы русские дружины не смогли ничего противопоставить врагу и были фактически разгромлены. В 1237 году полчища монголов, возглавляемые внуком Чингисхана Батыем, окончательно разбили половцев возле Дона. Следующими на пути Орды были уже русские княжества. Первым русским городом, попавшим под осаду монголов, стала Рязань, которая сдалась после шести дней упорного сопротивления. Хан Батый В январе 1238 года через четыре дня осады сдалась Москва, в следующем месяце пал Владимир, продержавшийся восемь дней. А взятие Торжка открыло путь войску Батыя на север, в сторону Новгорода. Однако, за 100 км до города монгольский хан неожиданно развернул свою армию и направил ее на штурм Козельска. Почти два месяца длилась осада крепости, а ее взятие Батыю удалось осуществить только обманным путем. Второе нашествие монголов Спустя полтора года Батый предпринял второе нашествие на Русь. Переяславль и Чернигов первыми встретили врага весной 1239 года, но не смогли оказать ему достойного сопротивления. В то же время наступление Батыя на южные территории Руси шло не очень быстрыми темпами: значительные силы монгольского войска были вовлечены в новое противостояние с половцами уже на территории Крыма. Осенью 1240 года монголы приступили к осаде Киева. Войско и ополчение оказывали сопротивление врагу в течение трех месяцев, но все же были вынуждены сдаться, нанеся, тем не менее, противнику значительные потери. В отместку захватчики почти целиком уничтожили город, поэтому в нынешнем Киеве ничего не напоминает о том периоде, когда он являлся древней столицей Руси. Захватив еще несколько городов, монгольское войско направилось в Восточную Европу. В течение 1241–1242 г.г. были захвачены территории современной Польши, Венгрии, Словакии и Балканских стран. Весть о смерти великого хана Угэдэя стало причиной завершения второго нашествия монголов: чтобы выбрать нового правителя, все ханы должны были собраться в Монголии. Батый летом 1242 года оставил свое войско в низовьях Волги, а в Восточной Европе образовалась Золотая Орда – государство, вассальную зависимость от которого признали русские князья. Наступило татаро-монгольское иго. 5) Формирование Золотой Орды. Образование и формирование Золотой Орды начинается в 1224 г. Государство было основано монгольским ханом Батыем, внуком Чингисхана, и до 1266 г. входило в состав Монгольской Империи, после чего стало независимым, сохранив лишь формальное подчинение Империи. Большую часть населения государства составляли половцы, волжские булгары, мордовцы, марийцы. В 1312 г. Золотая Орда стала исламским государством. В 15-м в. единое государство распалось на несколько ханств, главным среди которых была Большая Орда. Большая Орда просуществовала до середины 16-го в., а вот другие ханства распались значительно раньше. Название «Золотая Орда» впервые было использовано русскими уже после падения государства, в 1556 г., в одном из исторических сочинений. До этого государство в разных летописях обозначалось по-разному. 6) Вассальные отношения и выплата дани. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья — Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора. Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться. Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство. 7) Борьба с завоевателями на северо-западе Руси. Древнерусские княжества в начале XIII века стали подвергаться натиску иноземных завоевателей, как с восточной, так и с западной стороны. Русским дружинам не раз приходилось отражать набеги кочевников-половцев и хазар. Но войска монголо-татар, вторгшиеся в причерноморские земли в 1222-1223 годах, были намного сильнее половецких отрядов. К 1238 году Батый со своей ордой уже достиг границ Киевской Руси и стал быстро продвигаться вглубь страны, захватывая всё большую часть территории Руси. Древнерусское государство на два века оказалось под монголо-татарским игом. С западной же стороны Руси наступление крестоносцев было остановлено войсками Александра Невского, что послужило надежному сохранению исторически сложившихся русских границ. 8) Александр Невский Нашествие рыцарей Ливонского ордена совпало с княжением в Новгороде князя Александра Ярославовича. Он был сыном Ярослава Всеволодовича и получил право на княжение в Новгороде в 16 лет. Под управлением Александра Ярославовича оказываются не только Новгород, но и Псков. Молодой князь изначально не был призван на княжение новгородским вече, как это было принято в этой земле, потому особой любовью не пользовался. Известны случаи изгнания князя из Новгорода и последующий длительный период переговоров, результатом которых становилось повторное его призвание. Князь Александр Невский принимает активное участие в подготовке Новгорода к обороне во время нашествия Батыя. Нападения на город в это время не случилось, но жители города смогли убедиться в лояльности[4] к ним князя, его храбрости и умении действовать в опасной ситуации. С этого времени к молодому князю начинают относиться более миролюбиво. Подозревая о значительной угрозе, которую представляют собой немецкие и датские рыцари, Александр Ярославович приступает к укреплению юго-западных границ Новгородского княжества. В 1239 г. Александр Ярославович возводит укрепления по берегам реки Шелони и усиливает наблюдение за устьем Невы. Все это происходит на фоне непростых отношений русских княжеств с Золотой ордой, которой в это время контролировалась большая часть внешней политики. Александр Ярославович был умным, образованным и крайне изворотливым человеком. Самостоятельные решения он принимает уже с детского возраста, жизнь Александра Невского не баловала. Отец уделяет ему мало внимания, а любимый брат погибает в отроческом возрасте. После смерти князя причисляют к лику святых. Святой Князь Александр Невский становится символом несокрушимости Руси. Вопрос 6. Культура Древней Руси. 1) Фольклор и письменность. Заговоры, заклинания, народные песни на протяжении огромного количества времени являлись неотъемлемой частью русской культуры. Фольклор играл огромную роль в жизни большинства простых людей, поэтому он включал в себя и предсвадебные песни, и похоронные плачи, а так же песни на пирах и тризнах. Однако народный фольклор был одним из немногих элементов культуры, который, после принятия христианства находился в упадке. Это было связано с тем, что церковь активно боролась с язычеством, считая большинство народных песен и поверий проявлением веры во многих богов. Такие имена, как Кирилл и Мефодий известны всем и каждому. Именно с ними ученые и историки связывают появление письменности еще в дохристианский период. Именно Кириллом во второй половине IX века была создана известная глаголица, которая была сформирована по большей части из переводов церковных книг. Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Несмотря на то, что письменность стала использоваться не только в летописях или при переписывании церковных книг, но и в быту, переписка книг все еще велась только в монастырях. Литература. Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси. 2) Берестяные грамоты. В ранее изученных летописях содержались сведения о главных событиях и фигурах истории, о политической обстановке и географии. В них недоставало информации о жизни простых людей, их занятиях, быте, ремеслах. Содержание грамот внесло больше ясности в процесс исследования культуры Древней Руси. Основное содержание берестяных грамот следующее: Личная переписка; Финансовые документы: расписки, договора; Судебные протоколы; Списки, инструкции; Упражнения учеников, обучавшихся грамоте; Заговоры, молитвы, фольклор. Вероятно, были и другие записи. Но сохранились лишь те, что попали в землю. По предположению историков, их просто выбросили за ненадобностью, либо потеряли. А вот действительно ценные берестяные книги, которые бережно хранились славянами, до наших дней не дошли, большинство погибло в пожарах. В берестяных грамотах XIII в. обнаружены детские рисунки, ученические записи. Об образовании славянских детей мало что известно. Интересны выводы, полученные на основании изучения грамот школьников того времени. Некоторые берестяные листы похожи на отрывки из ученических тетрадей, где дети выполняли подобие упражнений: пропись отдельных букв, складывание слогов, короткие отрывки молитв. Предположительно так обучались грамоте. 3) Летописи. Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи. Первые погодные записи относятся еще к IX в., их извлекли из более поздних источников XVI в. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки. Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 - 1965). Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Его составители описали события IX-X вв., старинные легенды. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан. К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему. Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. освещал как очевидец. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов. Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах. Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (около 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам. Всего «путей» - походов, в которых он участвовал, было 83. В XII в. летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев. Прослеживается социальный заказ их покровителей. |