Главная страница
Навигация по странице:

  • К особенностям социального строя Древней Руси можно отнести

  • Вотчины имели такие различия

  • Вопрос 4. Русские земли в период политической раздробленности: XII в. – первая половина XIII в. 1) Роль Киева в политической жизни Руси.

  • 2) Формирование системы независимых земель-княжений, особенности государственно-политического устройства и специфика исторического развития русских земель.

  • 3) Междоусобная борьба русских князей

  • История Практической задание #3 МГОУ. История Практика 3. Вопрос Предпосылки и этапы образования древнерусской государственности


    Скачать 70.01 Kb.
    НазваниеВопрос Предпосылки и этапы образования древнерусской государственности
    АнкорИстория Практической задание #3 МГОУ
    Дата24.10.2022
    Размер70.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория Практика 3.docx
    ТипДокументы
    #751332
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Вопрос 3. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в IX-XIII вв.

    1) Особенности социального строя в Древней Руси.

    На вершине социальной лестницы в Древнерусском государстве находились князья, их бояре и дружинники. Они же владели и главным богатством того времени — землей. Основной формой феодального землевладения являлась вотчина — отцовское владение, предававшееся от отца к сыну по наследству. Верховным правителем выступал киевский великий князь. Его братья и родственники получали от него уделы и являлись удельными князями. Мужами назывались свободные люди, живущие своим трудом.

    Основная масса свободного населения Древнерусского государства носила название люди. Сельское же население, находившееся в зависимости от князя и бояр, именовалось смердами. Разорившиеся или обедневшие крестьяне, взявшие у феодала в долг часть урожая, скот, деньги, то есть «купу», назывались закупами. Закупы должны были работать на своего кредитора и подчиняться ему, пока не вернут долг. Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называвшиеся холопами или челядью.

    К особенностям социального строя Древней Руси можно отнести:

    1) относительно слабую, по сравнению с Западной Европой того времени, классовую дифференциацию населения;

    2) доминирование общины как основной ячейки общественного устройства и сохранение традиций коллективного общинного управления;

    3) сохранение значительных пережитков кровнородственных отношений;

    4) наличие большого количества городов, являвшихся политическими центрами, к которым тяготели округа

    5) всеобщая вооруженность народа в условиях постоянной внешней опасности.

    2) Община (вервь).

    Вервь (от "вервь" - верёвка) - название соседской общины в Древней Руси, совокупности участков земли, размеченных по верёвке.

    В отличие от кровнородственной общины её единство поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями. Она могла состоять из одного большого села или из нескольких небольших поселений. Согласно "Русской правде", члены верви сообща владели лесными, водными угодьями, сенокосом, а пашня делилась между отдельными семьями. Члены верви были связаны коллективной ответственностью за уплату дани, за преступления, совершённые на территории верви, круговой порукой.

    В состав общины (верви) входили не только смерды-земледельцы, но и смерды-ремесленники (кузнецы, гончары, кожевенники), которые обеспечивали потребности общины в ремесленных изделиях и работали в основном на заказ. В дальнейшем под влиянием различных социально-экономических условий произошла эволюция верви.

    3) Эволюция форм собственности на землю.

    Формирование феодальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к вотчинным. Но в отличие от Западной Европы, на Руси этот процесс шел медленнее.

    До Х в. формирование феодальных отношений на Руси шло путем возникновения верховной государственной собственности на землю. Характер социально-экономических отношений определяли даннические отношения. Непосредственные производители (крестьяне, ремесленники) были подчинены княжеской власти. Основной формой зависимости были государственные подати: поземельная (дань) и судебная (вира).

    В X – начале XIII в. складывается и растет индивидуальная крупная земельная собственность – вотчинная собственность (феодальная вотчина). Феодальная вотчина - земельные владения и хозяйственные постройки, принадлежащие владельцу на правах полной наследственной собственности. Возникла в X (княжеская) – XI вв. (боярская, монастырская). Феодальная вотчина была неотделима от труда зависимого населения, которое за право пользоваться землей должно было платить оброк и отрабатывать барщину.

    4) Вотчина и ее социальная структура.

    На Руси она возникла чуть позднее, в IX-XI веках при первых князьях из династии Рюриковичей. Владельцами вотчин становились князья, дружинники и бояре.

    К перечисленным категориям в XI веке, то есть по мере распространения христианства, владельцами вотчин становились церковные иерархи – епископы и митрополиты. Вотчина в тот период могла быть родовой, купленной или дарованной князем.

    Вотчины имели такие различия:

    • По величине.

    • По социальной принадлежности ее владельцев – светские и церковные лица, а также королевская семья.

    • По экономическим особенностям, например, виду феодальных повинностям крестьян.

    Аналогами вотчины в странах средневековой Европы были аллод и бокленд. Второе определение относится к Британии периода VII-XI веков, то есть до нормандского завоевания.

    В XIV-XV веке вотчина стала самой популярной формой феодального землевладения. Один боярин мог получить несколько вотчин, они находились в разных регионах Московского княжества.

    Также термин “вотчина” использовался как название для удельных княжеств. В документах о Любечском съезде князей 1097 года можно прочитать, что “каждый держит отчину свою”, то есть владеет тем, что досталось от отца-князя. Следуя такой логике, Московское княжество было вотчиной князя Даниила – младшего сына Александра Невского.

    Вотчинные права бояр были ограничены в 1551 и 1562 годах, а многие вотчины ликвидированы в годы опричнины 1565-1572 годов.

    Указ о единонаследии Петра I в 1714 году сблизил понятия вотчины и поместья, они объединились в имение, но сам термин использовался и в XVIII-XIX веке.

    Вотчина имела принципиальное отличие от бенефиция, манора и поместья. Ее можно было передавать по наследству и крестьяне в ней сохраняли общинную организацию в форме коммуны или альменды.

    5) Зависимые слои населения.

    Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

    Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

    Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

    Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого - 5.

    К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

    6) Дань и налоги в Киевской Руси.

    Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала (плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов; полюдье в киевском округе проходило по землям древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Особый округ представлял собой Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани осуществляли дружины по несколько сотен воинов. Господствующая этно-сословная группа населения, которая называлась «Русь», выплачивала князю десятую часть от своих годовых доходов.

    В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она отменила полюдье установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались «повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Реформа содействовала централизации великокняжеской власти и ослаблению власти племенных князей

    7) Развитие ремесла и торговли в Древней Руси.

    У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI—IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 ремесленные специальности: обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д. Только из железа и стали древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий.

    В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т. д.

    Растет специализация ремесла по районам. Уже в XII в. выделяются Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве, Овручский район на юго-западе, знаменитый изготовлением шиферных пряслиц.

    Особенно важную роль торговля играла в городах. В торговле были заняты различные слои городского населения, она связывала между собой ремесло, сельское хозяйство и промыслы. Ремесло в Древней Руси получило значительное развитие, благодаря чему рос внутренний рынок, а торговля выходила на новый уровень. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за её пределами. Рынки, именуемые также «торгами», были развиты не только в городах, но и в каждом относительно крупном населённом пункте.Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали продукты своего труда на железные или медные орудия, утварь и т. д., как правило продукты питания жители деревень меняли на изделия посадских ремесленников. При этом многие из ремесленников имели на рынках постоянные лавки. Между тем городские рынки также были тесно связаны с политической жизнью и управлением. Именно на рыночных площадях делались все официальные объявления. При поимке вора заявитель должен был сообщить об этом именно на рыночной площади. Также на городских рынках народ собирался на вече, особенно в случае, если оно было созвано людьми, находившимися в оппозиции князю. На рынках древнерусских городов покупались и продавались самые разнообразные товары: оружие, кузнечные изделия, металлы, соль, одежда, шапки, меха, полотно, гончарные изделия, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки, дичь и т. д.

    8) Крещение Руси и древнерусская церковь в X–XIII вв.

    Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.

    Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год. Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов. Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.

    Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

    Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

    Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

    Вопрос 4. Русские земли в период политической раздробленности: XII в. – первая половина XIII в.

    1) Роль Киева в политической жизни Руси.

    Во второй половине XI века Русь охватили княжеские усобицы. Их причинами были личные амбиции князей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследования, однако центростремительные силы в развитии государства возобладали.

    Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестают признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул становится объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец записал «разодралась земля Русская» .

    В 1169 году внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский, впервые в практике междукняжеских усобиц, захватив Киев, не стал княжить в этом городе, а отдал его в удел. С этого момента Киев начинает постепенно терять политические, а затем и культурные атрибуты общерусского центра. Политический центр при Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо перемещается во Владимир, князь которого также стал носить титул великого.

    Киев, в отличие от других княжеств, не стал достоянием какой-либо одной династии, а служил постоянным яблоком раздора для всех сильных князей. В 1204 он был вторично разграблен смоленским князем Рюриком Ростиславичем, боровшимся против Галицко-Волынского князя Романа Мстиславича.

    В 13 в. Киев, после похода Батыя, полностью утрачивает свое значение как столица.

    2) Формирование системы независимых земель-княжений, особенности государственно-политического устройства и специфика исторического развития русских земель.

    Формирование системы земель — самостоятельных государств в 12 начале 13 века — это сложный исторический процесс, совпавший с периодом феодальной раздробленности на Руси.

    В данный период происходит распад относительно единого государства на самостоятельные земли (территории). Причинами раздробленности можно считать сложную лествичную систему наследования власти, которая приводила к междоусобицам, а также хозяйственно-экономическую независимость удельных земель, то есть территории - будущие княжества старались меньше торговать между собой, стараясь производить всё необходимое внутри самого княжества. Русь распалась на десятки княжеств, самыми крупными из которых можно считать Киевское, Галицко-Волынское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Смоленское, Черниговское. Следствием раздробленности можно считать упадок обороноспособности сильных государств и междоусобные войны князей. Однако шло активное развитие культуры, строительство городов и развитие ремесел.

    Яркой личностью процесса распада государства и процесса возвышения Владимиро-Суздальского княжества можно считать Андрея Боголюбского. Его главная заслуга состоит в том, что он старался возвысить свое княжество и сделать его главным на Руси. Для этого он совершал военные походы на Киев и Новгород, активно застраивал княжество каменной архитектурой (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли), перенес столицу во Владимир, нарушив волю своего отца Юрия Долгорукого. Благодаря бегству Андрея Боголюбского происходит большой приток в земли Северо-Восточной Руси, особенно во Владимир. Это сделало Владимир одним из главных политических центров древнерусских земель. Причиной, послужившей для переноса столицы во Владимир, стал упадок торгового пути по Днепру, а также набеги половцев на Юго-Западные русские земли, всё это ослабило Киев.

    Еще одним ключевым событием этого процесса политической раздробленности и формирования самостоятельных земель можно считать восстание в Новгороде в 1136 году. В это время в Новгороде правил князь Всеволод Мстиславич. Причины восстания вызваны неудачными действиями самого князя, а именно было выдвинуто несколько обвинений против князя: князь Всеволод Мстиславич не бережет смердов, что хотел сесть князем в другом городе, а также, что бежал с поля битвы впереди всех; а из-за того много убитых. Политика Всеволода не устраивала крупных бояр города, поэтому поднялся бунт. Итогом восстания в Новгороде 1136-1137 гг. стало установление боярской вечевой республики, которая будет существовать в Новгороде до конца 15 века. Иван третий присоединит Новгород и увезет символ вечевой республики из Новгорода. Что касается дальнейших последствий политики Боголюбского, то его переезд во Владимир способствовал возвышению Владимиро-Суздальского княжества, переезду многих крестьян из Юго-Западной Руси во Владимиро-Суздальское княжество, что, в конечном счете, обеспечит формирование новых главных политических центров, один из которых Москва в будущем станет столицей нового единого Российского государства.

    Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной монархии можно считать:

    • экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;

    • большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;

    • наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;

    • наличие системы кормления на местах.

    Специфика. На ход исторического развития оказывают влияние следующие факторы:

    1) Россия занимает срединное пространство Азии и Европы, очерчиваемое 3 равнинами: Восточно-Европейской, Западно-сибирской и Туркестанской. Равнинность страны и обилие речных путей содействовали широкому расселению славян. Плодородная почва и обилие лесов способствовали развитию земледельческого и лесного промыслов Реки содействовали зарождению и развитию торговли внутри страны и с др. гос-вами.

    2) Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Формирование русского этноса происходило под влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, ему присущ исключительный синтетический характер. Россия представляет собой особый тип цивилизации. Сформировалась новая этническая общность - евразийская.

    3) Киевская Русь образовалась вдоль мировых торговых путей:

    1. Из Балтики и Черного морей из варягов в греки;

    2. Волжский торговый путь;

    3. Из Средиземного Моря в Индию и Китай шелковый путь. Киевская Русь строилась как большое торговое предприятие, что влияло на образование социально-политических институтов.

    4) Русской цивилизации присуще общинное устройство социальной жизни.

    5) Киевская Русь получила сложную экономическую систему, сочетавшую и товарно-денежное, и натурально-хозяйственное начала. В Киевской Руси феодализм складывается из необходимости военной защиты от посягательств на торговые пути и от набегов от кочевников.

    6) Корпоративность. Власть имела дело с корпоративными структурами разного вида и соподчиненности: родовые корпорации знати, посадская община, купеческие сотни, община свободных крестьян черносошных, казачья общин, крепостные крестьяне.

    7) Суровый климат (сложность с освоением новых земель, выработка полезных ископаемых, короткий вегетационный период)

    8) Огромная территория и протяжённые границы (сильная государственная власть, значительный чиновничий аппарат, большие средства на содержание армии)

    3) Междоусобная борьба русских князей

    Основной период междоусобиц пришелся на 10-11-й вв. Основными причинами вражды между князьями стали:

    • недовольство в распределении территорий;

    • борьба за единоличную власть в Киеве;

    • борьба за право не зависеть от воли Киева.

    Всего можно насчитать три крупные феодальные междоусобицы в этот период:

    • первая междоусобица (10-й в.) — вражда между сыновьями Святослава;

    Первая семейная междоусобица разразилась после смерти Святослава, который оставил трех сыновей. Ярополк получил власть в Киеве, Олег — на территории древлян, а Владимир — в Новгороде. Первое время после смерти отца братья жили мирно, однако потом начались конфликты за территорию.

    В конце 980 г. Владимир становится князем в Киеве, где и правит вплоть до своей смерти.

    Первая феодальная междоусобица положила начало длительному периоду внутренних войн между князьями, который будет длиться почти полтора века.

    • вторая междоусобица (начало 11-го в.) — вражда между сыновьями Владимира;

    В 1015 г. умирает Владимир и начинается новая вражда — междоусобица сыновей Владимира. У Владимира осталось 12 сыновей, каждый из которых хотел стать киевским князем и получить практически неограниченную власть. Однако основная борьба велась между Святополком и Ярославом.

    Первым Киевским князем становится Святополк, так как он имел поддержку дружинников Владимира и был ближе всех к Киеву. Он убивает братьев Бориса и Глеба и становится во главе престола.

    В 1016 г. начинается кровавая борьба за право управлять Киевом между Святополком и Ярославом.

    Ярослав, правивший в Новгороде, собирает войско, в состав которого входят не только новгородцы, но и варяги, и отправляется с ним на Киев. После битвы с войском Святослава близ Любеча Ярослав захватывает Киев и вынуждает брата бежать. Однако уже спустя некоторое время Святослав возвращается с польскими воинами и снова отвоевывает город, вытесняя Ярослава обратно в Новгород. Но и на этом борьба не заканчивается. Ярослав снова идет на Киев и на этот раз ему удается завоевать окончательную победу.

    1016 г. – Ярослав Мудрый становится князем в Киеве, где правит до самой смерти.

    • третья междоусобица (конец 11-го в.) — вражда между сыновьями Ярослава.

    Третья вражда началась после смерти Ярослава Мудрого, который еще при жизни очень боялся, что его смерть повлечет семейную междоусобицу и поэтому постарался заранее разделить власть между детьми. Хотя Ярослав оставил четкие указания для своих сыновей и установил, кто где будет княжить, желание захватить власть в Киеве снова спровоцировало междоусобицу между Ярославичами и окунуло Русь в очередную войну.

    Согласно завету Ярослава, Киев получал его старший сын Изяслав, Святославу доставался Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Вячеславу — Смоленск, а Игорю — Владимир.

    Практически весь 1068 г. на престоле Киева оказываются разные дети Ярослава Мудрого, однако в 1069 г. власть снова возвращается к Изяславу, как и завещал Ярослав. С 1069 г. Изяслав правит Русью.

    На Руси не существовало централизованной власти, единого государства и традиции передавать престол старшему из сыновей, поэтому великие князья, оставляя по традиции множество наследников, обрекали их на бесконечную вражду между собой. Хотя наследники получали власть в одном из крупных городов, все они стремились стать киевскими князьями и иметь возможность подчинить себе братьев.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта