История Практической задание #3 МГОУ. История Практика 3. Вопрос Предпосылки и этапы образования древнерусской государственности
Скачать 70.01 Kb.
|
4) Развитие древнерусской литературы. Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространённый в Средневековье во всех слоях общества: от крестьян до княжеско-боярской аристократии. В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга, иногда вступая в тесное соприкосновение. Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей её истории (от летописания 11 – нач. 12 вв. до «Повести о Горе-Злочастии» 17 в.), хотя в целом слабо отразился в письменности. После крещения в страну была перенесена от южных и в меньшей степени от западных славян богатая старославянская книжность, созданная солунскими братьями Кириллом и Мефодием и их учениками. Огромный корпус переводных (в основном с греч. яз.) и оригинальных памятников включал в себя библейские и богослужебные книги, патристику и церковно-учительную литературу, догматико-полемические и юридические сочинения и т. д. Этот литературный фонд, общий для всего византийско-славянского православного мира, обеспечивал сознание религиозного, культурного и языкового единства на протяжении столетий. От Византии славяне усвоили преимущественно церковно-монастырскую книжную культуру. Богатая светская литература Византии, продолжавшая традиции античной, за немногими исключениями не была востребована. Южнославянское влияние в кон. 10–11 вв. положило начало древнерусской литературе и книжному языку. Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием. Однако в удивительно короткие сроки она превратила его в своё нац. достояние. По сравнению с др. православными славянскими странами Древняя Русь создала значительно более развитую и жанрово многообразную нац. литературу и неизмеримо лучше сохранила общеславянский фонд памятников. 5) Развитие древнерусского декоративно-прикладного искусства, живописи и архитектуры. Киевская Русь на протяжении всего периода своего существования славилась мастерами и умельцами на все руки. Они в совершенстве владели чернью, сканью и эмалью. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся украшения в ювелирном искусстве. Недаром, чужеземцы во все времена искренне удивлялись и поражались творениями наших мастеров. Именно в области декоративно-прикладных ремесел иностранные племена и государства заимствовали умения жителей Древней Руси. В эпоху Киевской Руси декоративно-прикладное искусство было очень широко распространено. Из всего многоцветного богатства древнего деревенского прикладного искусства (вышитые ткани, резное дерево, расшитая кожа и т.п.) время сохранило до нас только металлические дополнения к женским костюмам: бляшки от кокошников, височные кольца («усерязи » ), наборы монист («гривной утвари » ) из бус и металлических подвесок, своеобразные амулеты-обереги, браслеты и перстни. Эти вещи археологи находят в курганах во всех концах славянского мира. Сделаны были эти украшения (за исключением бус) самими крестьянами, местными деревенскими ремесленниками, обслуживавшими несколько поселков. Большое количество архаизмов в прикладном искусстве сохранилось в глухой лесной земле радимичей, где почти не было городов. Здесь в курганах находят своеобразные костяные подвески в виде уточек с конской головой и гривой В курганах изредка встречаются остатки тканей. Узор на них содержит очень архаичную символику, уходящую корнями в искусство первых земледельцев Европы IV–III тысячелетий до н.э. Это символы засеянного поля, изображавшегося в виде квадрата или ромба, разделенного на четыре части с обязательной точкой (семенем) в центре каждой ячейки. Таким образом, сельское узорочье времен Киевской Руси было многообразным по форме и очень интересным по своему содержанию. Магическое заклинательное начало было еще очень сильно в его символике, и оно медленно уступало началу эстетическому, которое опиралось на старые формы, постепенно освобождая их от обязательной заклинательности. Толчком к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии. В эпоху феодальной раздробленности Руси другим центром развития живописи становится Владимиро-Суздальское княжество. О расцвете местной живописной школы в XII-XIII веках свидетельствуют: сохранившаяся в Дмитриевском соборе фреска «Страшный суд»; икона Богоматери Боголюбская (сейчас — в соборе Княгинина монастыря во Владимире); икона «Спас Златые власы» (сейчас хранится в Третьяковской галерее); «Явление архангела Михаила Иисусу Навину» (сейчас – в Успенском соборе Москвы); монументальная икона с изображением святого Дмитрия Солунского. Интересен образ Дмитрия Солунского. Он выглядит не как обычный святой, а в разрез с канонами церкви больше напоминает величавого князя, в руках которого сконцентрировалась незыблемая власть над судьбами людей. Наверное, сильный князь был особо нужен народу во времена разрухи и нестабильности. Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из дерева. Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т.к. мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году. Памятники Киевской Руси строились византийскими мастерами, но аналогов в Византии не было. Приглашённые зодчие должны были учитывать непривычные для них строительные материалы и многовековые традиции деревянного зодчества Руси. Уже на самой ранней стадии каменное зодчество Древней Руси имело своеобразный характер и свой путь развития. К 13 веку от киево-византийского наследства сохраняется лишь конструктивная система крестово-купольного храма. Праздничное и радостное звучание архитектуры — явление глубоко русское. В результате изменения художественных вкусов под влиянием народных идеалов прекрасного, любви к красоте природы появились памятники во многом противоположные не только византийскому, но и романскому стилю. Даже самые крупные здания, как владимирский Успенский собор, лишены подавляющей человека подчеркнутой грандиозности романского стиля. Архитектура Древней Руси является крупнейшим вкладом в сокровищницу русского и мирового искусства. Она сыграла важнейшую роль в последующем строительстве и становлении русского стиля зодчества. 6) Культурные особенности регионов Древней Руси. Культура Древней Руси – культура, отсчитывающая своё существование с момента образования государства до татаро-монгольского нашествия. Культура древнерусского государства развивалась в период 10 – 13 века и была тесно связана с политической, экономической и социальной ситуацией в обществе. Характерной особенностью этого этапа развития древнерусского государства было занятие земледелием, что обусловило неспешное развитие культуры в целом. Наряду с этим ведущая роль в видении мира принадлежала активно развивающемуся в государстве христианству. Любая деятельность творческих личностей скрывалась в религиозной тени, а все творения приписывались Божьим заслугам. На ранних этапах культура древнерусского государства начала набирать скорость развития, от чего Русь получила звание одного из самых развитиях государств. Этому свидетельствуют два источника, которые послужили этой тенденции процветания культуры: Языческая религия, которая считалась первой культурой восточнославянских племен, повлиявшая на развитие всей культуры средневековья; Византийская культура, формировавшаяся в условиях христианской религии. С момента крещения Руси в 988 году и вплетения христианства в жизнь государства, начала активно развиваться философия, литература, язык, зодчество, политика, образование. С принятием христианства и с проведением новых реформ на Руси стали появляться школы, библиотеки, повлиявшие на рост грамотности населения. В 10 века два православных монаха Кирилл и Мефодий создали первый русский алфавит. Это дало возможность распространить образование не только среди высшего общества: духовенства, князей и знати, но сделать его доступным для остальных сословий, ремесленников, купцов, которые пользовались им в быту. Главным признаком становления и развития культуры Древнерусского государства является синтез культур восточных славян и их соседей, а также существование двоеверия. Восточные славяне. Характерные черты: сохранение богатых традиций архитектуры, в частности деревянного зодчества — резьбы по дереву и камню; орнаментированные изображения зверей и птиц; верования в добрых и злых духов (щуров, домовых, русалок); связь устного творчества с язычеством, выраженная в существовании множества народных обрядов, примет и загадок. Учитывая высокий уровень развития славян, можно говорить о сохранении многих черт организации быта, что нашло отражение в одежде, предметах быта. Соседние народы. Балты, финно-угры, хазары, печенеги, южные и западные славяне. У этих народов славяне позаимствовали элементы геометрического орнамента, некоторых представителей божественного пантеона (например, Перуна — Перунаса), ряд топонимов (Ветлуга) или же обычных слов (хата, топор и т, д.). Благодаря Византии Русь познакомилась с достижениями христианства — церковными книгами и религиозными обрядами. В страну часто приглашали византийских мастеров для постройки храмов, создания икон и росписей. Однако со временем русские мастера стали отходить от копирования стиля византийцев и больше внимания уделять патриотическим мотивам. Двоеверие. Одновременное существование язычества и христианства привело к переносу черт языческих богов на христианских святых и привязке языческих праздников к новым христианским. 7) Возникновение и развитие местных архитектурных школ С принятие христианства Русь получила расслоение общества на князей, бояр и крестьян-ремесленников. Подобное расслоение нашло и отражение в архитектуре, как и на градостроительном уровне, так и в отдельных сооружениях (жилые постройки и культовые сооружения). Началась смута, дробление, братоубийственные войны. Русское государство переходит в период феодальной раздробленности (13-15 века). Чтобы сгладить этот конфликт в городе Любеч собирается вече, на котором принимается решение каждому князю отдать свою землю. Русское государство получает ряд отдельных княжеств. Начинают формироваться отдельные архитектурные школы. Одной из важнейших школ является Владимиро-Суздальская. Из Киева столица переносится в город Владимир, названного в честь Владимира Мономаха. Многое взято из византийской культуры. Город Владимир построен вдоль реки. Город строится в несколько этапов и получает линейное развитие вдоль реки. Владимир был значительно меньше Киева, но принцип организации был аналогичный — детинец и посад. Но теперь внутри города начинают селиться обычные крестьяне. На манер Киева ставятся золотые ворота с такой же надвратной церковью, внутри располагается так же несколько храмов. |