Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Национально-историческое, общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы. Классификация произведений древнерусской литературы (обзор).

  • 4.Классификация произведений древнерусской литературы. См. 2.

  • 7. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники. Гипотезы А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова.

  • Гипотеза Б. А. Рыбакова.

  • 8 «Повесть временных лет». История создания. Главная тема, привести доказательства

  • 9. Идейно-художественные особенности «Повести временных лет».

  • Летописные своды. Методы их составления. Тенденциозность летописных сводов

  • 11. Образы князей в «Повести временных лет».

  • 12.Ораторское красноречие Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.

  • вопросы по древнерусской литературе. 1. Понятие древнерусская литература. Цели и задачи предмета. Отличия древнерусской литературы от литературы последующих периодов.


    Скачать 65.98 Kb.
    Название1. Понятие древнерусская литература. Цели и задачи предмета. Отличия древнерусской литературы от литературы последующих периодов.
    Дата10.01.2019
    Размер65.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлавопросы по древнерусской литературе.docx
    ТипДокументы
    #63167
    страница1 из 3
      1   2   3



    1.Понятие «древнерусская литература». Цели и задачи предмета. Отличия древнерусской литературы от литературы последующих периодов. Краткие сведения по источниковедению древнерусской литературы. Этапы ее изучения. Значение трудов Ф. И. Буслаева, А. Н. Веселовского, А. Н. Пыпина, Н. С. Тихонравова. Достижения литературоведческой науки в исследованиях древнерусской литературы. Работы А. С. Орлова, И. П. Еремина, Д. С. Лихачева, В. В. Кускова, А. Н. Ужанкова.Древнерусская литература — начальный этап развития русской литературы.Значение древнерусской литературы состоит, во-первых, в том, что она помогает нам понять достижения великой русской литературы XIX и XX вв., в древнерусской литературе есть произведения, которыми русский народ вправе гордиться независимо от того, насколько они оказались важны для дальнейшего развития русской литературы. Культура древней Руси не знала риторики и поэтики. Письменность и сама азбука были для православных славян священны. Игра словом воспринималась как кощунство. Автор не указывался. Baжным coбытиeм в иcтopии изyчeния дpeвнepyccкoй литepaтypы явилacь пyбликaция в 1800 г. «Cлoвa o пoлкy Игopeвe», пpoбyдившaя в pyccкoм oбщecтвe живoй интepec к пpoшлoмy.В русской науке до Веселовского на явления литературы смотрели или как на объект эстетической критики, или как на исторический и церковно-исторический материал. Он первый подошел к произведениям словесного творчества как к явлениям, которые надо изучать соответственно их значению; с него началась у нас самостоятельная жизнь истории литературы как науки самодовлеющей, со своими специальными задачами. Создал схему «исторической поэтики». Буслаев- глава русской мифологической школы. Своими трудами «О преподавании отечественного языка» и «Опыт исторической грамматики русского языка» заложил основы лингвистической русистики. В диссертации Пынина  "Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских" впервые дана история русской повести, начиная с заимствований из византийских и южнославянских источников и кончая повестями, сложившимися под западным влиянием, и первыми попытками оригинальной бытовой повести XVII века. Тихонравов декларировал один из основных принципов научной работы — стремление к изучению не только забытых имен, но и целых жанров и периодов, выпавших из научного обихода. Методы и принципы которой начали формироваться еще в позапрошлом веке Ф.И. Буслаевым, А.Н. Веселовским, А.Н. Пыпиным и др. и окончательно оформились в основных своих чертах к середине ХХ столетия в трудах Н.К. Гудзия, Д.С. Лихачева, А.М. Панченко, В.В. Кускова, А.Н. Робинсона, А.С. Орлова, И.П. Еремина и мн. Др. Подходы к изучению древнерусского литературного материала, сложившиеся в результате всех этих исследований, характеризуются, прежде всего, историчностью (недаром существовали и продолжают существовать комплексные историко-филологические проекты по изучению отдельных памятников, например, «Слова о полку Игореве».

    2.Национально-историческое, общекультурное, воспитательное и художественное значение древнерусской литературы. Классификация произведений древнерусской литературы (обзор).

    Значение древнерусской литературы состоит в том, что она помогает понять достижения великой русской литературы. В древнерусской литературе находятся источники гражданственности и идейности нового времени. . Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры: Житие Слово Поучение Повесть. Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

    3.Периодизация древнерусской литературы в трудах ученых разных научных школАкадемическая наука использует периодизацию древнерусской литературы, основанную на историческом принципе, начиная с XI века:1.Литература Киевской Руси (XI – первая треть XIII века)2.Литература периода раздробленности и татаро-монгольского ига (вторая треть XIII–XIV вв.)3.Литература времен объединения северо-восточных княжеств в единое Московское государство (конец XIV – начало XV в.)4.Литература централизованного русского государства (конец XV–XVI вв.)5.Литература этапа формирования русской нации (XVI–XVII вв.) Этапами в данной периодизации стали важнейшие исторические события, такие, как1.нашествие татаро-монгол в 1237-1240 годах,2.возникновение удельных княжеств на постпространстве Киевской Руси,объединение северо-восточных земель,3.возвышение Москвы и создание Московского государства, его дальнейший расцвет и выделение русской нации.Но мнения и на этот счет у историков литературы расходятся. Все существующие периодизации похожи, но вместе с тем и отличаются. Количество этапов колеблется от 4 до 7. Были попытки Д.И. Чижевского, Д.С. Лихачева, Г.К. Вагнера выделить периоды в древнерусской литературе, исходя из стиля эпох. Но к единому мнению ученые так и не пришли.

    4.Классификация произведений древнерусской литературы. См. 2.

    5.Библейские канонические книги и апокрифы. Идейно-художественное содержание апокрифов. Сравнить текст Библии и апокрифа (одно произведение по выбору).“Каноническими” называют те книги Священного Писания, которые включены в канон Священного Писания, апокрифы — своеобразные легенды о персонажах библейской истории. Однако по своему сюжету они отличаются от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Иногда в них по-другому рассматривалось происхождение мира, его устройство, выражались иные представления о конце света, вносились иные трактовки в образы святых, корректировался божественный ореол справедливости. Для художественных особенностей апокрифа характерно обилие чудес, фантастики, гиперболическое изображение явлений. В апокрифе "Хождение Богородицы по мукам"представлен живой образ Богородицы, наделенной человеческими качествами. Она преисполнена сочувствия, любви и жалости к мучающимся грешникам. Ее сердце не может простить тех, кто предал и распял на кресте ее сына Иисуса. И все-таки она трижды вместе с небесным воинством умоляет Бога простить грешников. И только на третий раз Господь соглашается послать своего сына Христа, "явить свое лицо грешникам". Христос дает им покой от Великого четверга до Пятидесятницы.Образ сострадающей Богородицы и описание ее мук подчеркивают суровость Бога, его безучастие к страданиям грешников, и это расходится с трактовкой божеской справедливости, любви и милосердия, выраженной в канонической церковной литературе. Для художественного своеобразия произведения характерны занимательность содержания, яркость, конкретность, образность изложения, близость к фольклору. Вбирая в себя черты русской действительности, некоторые апокрифические сказания переходили в устное народное творчество, становясь достоянием фольклора.

    6. Переводная литература и ее значение для развития древнерусской литературы XI-XII вв. Переводные воинские повести: «Александрия» и «Девгениево деяние». Проблема положительного героя в этих повестях и характер их изображения. Большой популярностью у русского читателя пользовалась повесть о жизни и подвигах прославленного полководца древности Александра Македонского – «Александрия, .известна в Византии и на Западе, где она бытует в латинском переводе; на древнерусский язык «Александрия» была переведена с греческого в XI–XII вв. Этот византийский рыцарский роман воспринимался на Руси как повесть историческая, посвященная жизни и деяниям исторической личности.Образ мужественного воина-христианина, защитника границ своего государства стоит в центре переводной повести «Девгениево деяние». Перевод является свободной переработкой греческой поэмы X в. О подвигах Василия Дигениса, который в нашей повести превратился в прекрасного Девгения. При переводе утратились многие черты византийской истории, существенным изменениям подверглось изображение любви героя. В русском переложении любовный византийский роман превратился в героическую воинскую повесть о борьбе христиан с «погаными». При этом русский переводчик значительное внимание уделил сказочным элементам.

    7. «Повесть временных лет» как литературный памятник, ее состав, источники. Гипотезы А. А. Шахматова, Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова.«Повесть временных лет» - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них – Лаврентьевская летопись – 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в.В Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет» продолжена северорусской Суздальской летописью, доведенной до 1305 г., а Ипатьевская летопись помимо «Повести временных лет» содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды XV-XVI вв. непременно включали в свой состав «Повесть временных лет», подвергая ее редакционной и стилистической переработке.Формирование летописи.Гипотеза А.А.Шахмaтова.Только А. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях «Повести временных лет». При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод филологического изучения текста.В 1039 г. В Киеве учредили митрополию -самостоятельную церковную организацию. При дворе митрополита был создан «Древнейший Киевский свод», доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. Создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе «Древнейшего Киевского свода» в 1050 г. Возникает «Древний Новгородский свод». В 1073 г. Монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, используя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод», куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054).На основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего Новгородского свода» 1050 г. Создается в 1095 г. «Второй Киево-Печерский свод», или, как его сначала назвал Шахматов, «Начальный свод». Автор «Второго Киево-Печерского свода» дополнил свои источники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. «Второй Киево-Печерский свод» и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была создана в 1113 г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция – игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. И третья – неизвестным автором – духовником князя Мстислава Владимировича.Гипотеза А. А. Шахматова, столь блестяще восстанавливающая историю возникновения и развития начальной русской летописи, однако, пока остается гипотезой. Гипотеза Д. С. Лихачева.Интересные уточнения гипотезы А. А. Шахматова сделаны Д. С. Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039 г. «Древнейшего Киевского свода» и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую пришлось вести Киевскому государству в 30-50-е годы XI столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить русскую церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности древнерусского государства. Исследователь предполагает, что в 30-40-е годы XI в. По распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий, которые Д. С. Лихачев условно называет «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси».Д. С. Лихачев предполагает, что «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси» были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Однако Константинополь не был согласен с назначением на митрополичью кафедру русского Илариона (в 1055 г. На его месте видим грека Ефрема), и «Сказания», носившие антивизантийский характер, не получили здесь дальнейшего развития. Центром русского просвещения, оппозиционно настроенным против митрополита-грека, с середины XI в. Становится Киевско-Печесрский монастырь. Здесь в 70-х годах XI в. Происходит оформление русской летописи. Составитель летописи – Никон Великий. Он использовал «Сказания о распространении христианства», дополнил их рядом устных исторических преданий, рассказами очевидцев, в частности воеводы Вышаты, историческими сведениями о событиях современности и недавних дней.Гипотеза Б. А. Рыбакова.Иную концепцию развития начального этапа русского летописания развивает Б. А. Рыбаков. Анализируя текст начальной русской летописи, исследователь предполагает, что погодные краткие записи стали вестись в Киеве с появлением христианского духовенства (с 867 г.) при княжении Аскольда. В конце X столетия, в 996-997 гг., был создан «Первый Киевский летописный свод», обобщивший разнородный материал кратких погодных записей, устных сказаний. Свод этот был создан при Десятинной церкви, в его составлении приняли участие Анастас Корсунянин – настоятель собора, епископ Белгородский и дядя Владимира, Добрыня. Свод давал первое историческое обобщение полуторавековой жизни Киевской Руси и завершался прославлением Владимира. В это же время, предполагает Б. А. Рыбаков, оформляется и Владимиров цикл былин, в котором давалась народная оценка событий и лиц, тогда как летопись знакомила с придворными оценками, с книжной культурой, дружинным эпосом, а также с народными сказаниями.Разделяя точку зрения А. А. Шахматова о существовании Новгородского свода 1050 г., Б. А. Рыбаков считает, что летопись была создана при деятельном участии новгородского посадника Остромира и эту «Остромирову летопись» следует датировать 1054-1060 гг. Она была направлена против Ярослава Мудрого и варягов-наемников. В ней подчеркивалась героическая история Новгор доода и прославлялась деятельность Владимира Святославича и Владимира Ярославича, князя новгородского. Летопись носила чисто светский характер и выражала интересы новгородского боярства. Б. А. Рыбаков предлагает интересную реконструкцию текста «Повести временных лет» Нестора. Выдвигает гипотезу об активном личном участии Владимира Мономаха в создании второй, Сильвестровой, редакции. Третью редакцию «Повести временных лет» исследователь связывает с деятельностью сына Мономаха Мстислава Владимировича, который пытался противопоставить Киеву Новгород. Таким образом, вопрос о начальном этапе русского летописания, о составе, источниках «Повести временных лет» является весьма сложным и далеко не решенным. Несомненно, однако, то, что «Повесть временных лет» - результат большой сводческой редакторской работы, обобщивший труд нескольких поколений летописцев.

    8 «Повесть временных лет». История создания. Главная тема, привести доказательства«Повесть временных лег» определяет место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование русского государства. Нестор перечисляет народы, платящие дань русичам, показывает, что народы, которые угнетали славян, исчезли, а славяне остались и вершат судьбами своих соседей. «Повесть временных лет», написанная в расцвет Киевской Руси, стала основным трудом по истории.

    9. Идейно-художественные особенности «Повести временных лет».Нестор повествует об исторических событиях поэтично. Происхождение Руси Нестор рисует на фоне развития всей мировой истории. Летописец развертывает широкую панораму исторических событий. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи — князья, бояре, купцы, посаДники, церковные служители. Он рассказывает о военных походах, об открытии школ, об организации монастырей. Нестор постоянно касается жизни народа, его настроений. На страницах летописи мы прочитаем о восстаниях, убийствах князей. Но автор всё это описывает спокойно и старается быть объективным.

    10. Летописные своды. Методы их составления. Тенденциозность летописных сводов. В сводах погодно излагались события рус. истории и давалось толкование историч. процесса с точки зрения правящих классов феод. общества. Появление С. л., воспроизводивших историю феод. гос-ва, было связано с определ. этапами в развитии рус. государственности. Первые С. л. были составлены в 11 в. в Киеве и Новгороде.

    11. Образы князей в «Повести временных лет».Начнем с Олега первое, что всячески стремился подчеркнуть летописец в связи с этим князем – законность его вокняжения. Он выглядит у летописца неким скрупулезным законником. Он рассаживает своих наместников по городам, устанавливает для окрестных племен дани, заключает договоры с греками. Олег выступает защитником интересов малолетнего Игоря, по версии летописи, единственного законного претендента на власть, чьи права ущемили бояре Рюрика, завладевшие землей полян.Он удачливый воин и жестокий военачальник. Летописный Игорь положительным правителем не выглядит. В большинстве статей, где упомянут этот князь, он кажется слишком пассивным. Когда Игорь вырос, он, по словам летописца, только собирал дань после своего опекуна, даже жену ему «привели».Он мучает пленников, проявляя при этом столь зверскую изобретательность, что летописец даже составил список таких казней. Княгиня Ольга охарактеризована в летописи очень умной. Большинство поступков Ольги имели одну-единственную цель – без мужа, без дружины, ведя тонкую дипломатическую игру, все-таки остаться у власти и тем самым сохранить жизнь сыну Святославу, которого коварные древляне уже мечтали погубить.Святослав проявляет своеобразную алчность. Его главным аргументом при перенесении столицы в Переяславец-на-Дунае было удобство доставления туда дани. 

    12.Ораторское красноречие Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха.Красноречие как устная форма словесного искусства нередко противопоставляется письменным памятникам. И, тем не менее, красноречие Древней Руси по праву принадлежит литературе. «Поучения Владимира Мономаха»: 1053-1125 годы жизни Мономаха. За время правления прекратились междоусобные войны. Он был активным участником съезда в Любече. В 1094 добровольно уступил престол Черниговский Олегу Святославичу. С 1113 по 1125 был Киевским князем. Поучение относится к 1117-1125; оно дошло в единственном списке-ПВЛ в лаврентьевской летописи. Под этим заглавием объединяются и самостоятельные произведения:Поучения чадам:обращение к детям и к слышащим,Автобиография,Письмо Олегу святославичу, который был виновен в смерти младшего сына Мономаха- Изяслава,Молитва 
      1   2   3


    написать администратору сайта