Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование системы независимых княжеств.

  • Особенности и специфика исторического развития русских земель.

  • Междоусобная борьба русских князей.

  • Вопрос 5. Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига. Взаимоотношение русских земель с кочевниками и Византией.

  • Народы Прибалтики и Русь.

  • Вторжение в прибалтийские земли крестоносцев.

  • Монголо-татарское нашествие на Русь.

  • Формирование Золотой Орды.

  • Борьба с завоевателями на северо-западе Руси.

  • Вопрос 6.

  • Развитие древнерусской литературы.

  • Развитие древнерусского декоративно-прикладного искусства, живописи и архитектуры.

  • Культурные особенности регионов Древней Руси.

  • Возникновение и развитие местных архитектурных школ

  • Вопрос Русские земли в период политической раздробленности хii в первая половина хiii в. Роль Киева в политической жизни Руси


    Скачать 43.54 Kb.
    НазваниеВопрос Русские земли в период политической раздробленности хii в первая половина хiii в. Роль Киева в политической жизни Руси
    Дата10.10.2020
    Размер43.54 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3_prakticheskaya__4_5_6_vopr.docx
    ТипДокументы
    #142093

    Вопрос 4. Русские земли в период политической раздробленности: ХII в.-первая половина ХIII в.
    Роль Киева в политической жизни Руси.

    Киевское княжество в период феодальной раздробленности утрачивает значение центра русских земель, он все еще служит подтверждением могущества князя, но не определяет его. В это время земли Руси были независимы друг от друга и их не связывало ничего кроме веры, население перестало испытывать потребность в центральной власти. Везде росло население, развивались города, создавались собственные войска. Население не хотело отправлять в Киев дань.

    Киевское княжество, превратившись из столичной области в самостоятельную территорию, вступило в полосу упадка. Среди факторов, подорвавших могущество Киева, был, во-первых, усилившийся натиск половцев. Во-вторых, изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Третьей важной причиной было острейшее соперничество претендентов на престол.

    Главной причиной раздробленности Руси была особенность формирования феодализма на Руси. Из – за разветвления княжеской династии, князья боролись за наилучшие земли, которые давали большую прибыль.
    Вторая причина политической раздробленности Руси это перевод хозяйства на новый уровень натуральности. Из-за того что княжества не были связаны между собой, им приходилось обеспечивать себя всем необходимым.
    Третья причина развитие дворянства и их независимости. Из – за этого происходит усиление противостояния между князем в Киеве и мелкими дворянами.
    Четвертая причина была в развитии и усилении самих городов, которые были уже более новыми совершенными политическими и культурными центрами Руси.

    Формирование системы независимых княжеств.
    Поэтому в XII в. на Руси насчитывались 15 княжеств, которые были взаимосвязаны между собой и которые соперничали за первенство в Киеве, а уже в XIII в. число разрозненных княжеств выросло до 50 и их уже нечего не связывало.
    Раздробленность государства привела к тому, что было сформировано много не зависимых друг от друга военных отрядов – дружин. У всех князей было отдельное войско, но не было единой русской армии. Всё это привело к ослаблению военной мощи Руси.

    Постоянные натиски на город, приводят к тому, что население покидает Приднепровье, происходит перенос торговых путей из Европы на восток, уменьшаются сборы в казну. Это способствует формированию новых политических центров. В 1132 г. Русь окончательно распадается на удельные княжества. Крупнейшими государственными образованиями этого периода становятся, Новгородская республика, Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества.
    Новгородская республика.
    Новгородская республика представляла собой классическую славянскую демократию. Ею управляли примерно 500 боярских семей, все вопросы решались на Вече. Управляли городом люди, которых выбирали на вече, это были должностные лица. Князей приглашали для защиты города и ведения военных дел. Законом было закреплено подчиненное положение князя в Новгороде.
    Новгород был центром северных земель Руси. Город имел высокий уровень развития, и одним из первых городов на Руси, имел связь со странами Западной Европы и Востока.
    Галицко-Волынское княжество.
    В Галицко-Волынском княжестве, наоборот шло развитие ограниченной монархии. Князь был верховным правителем, но он подчинялся Боярской Думе в принятии решения. Эти земли были защищены со всех сторон от набегов кочевых племен, имели плодородную почву, залежи полезных ископаемых, по этим землям лежали торговые пути. Князь Даниил Галицкий вел борьбу с боярами. Он занял княжеский престол во Владимире, а потом и в Галиче. В своей политике князь опирался как на преданных ему бояр, так и на мелких землевладельцев. У Даниила получилось укрепить свою власть. Он удачно воевал с западными соседями. Но в дальнейшем земли княжества были захвачены и разделены между западными соседями: Венгрией, Польшей, и Великим княжеством Литовским.
    Владимиро-Суздальское княжество.
    Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси. С менее плодородными землями, чем южные соседи. Владимиро-Суздальское княжество это пример неограниченной княжеской власти. Решение князя было законом, и никто не мог ему возразить. Именно здесь была основана Москва. При выборе России, по какому пути развития ей пойти, сыграло большую роль, расположения города именно в этих землях. Выделение Москвы из числа других городов и собирание земель Русских вокруг неё и заложили основу и стиль ее власти, абсолютизм.
    Город Владимир был заложен Владимиром Мономахом. Почти все князья этого княжества были выдающимися государственными деятелями, сделали очень много для объединения земель вокруг своего княжества. Но после смерти Всеволода Северо-Восточная Русь распалась на удельные города. Из – за усобиц Владимиро-Суздальское княжество распалось на несколько независимых уделов.

    По сути, страна и была единым целым в культурном и религиозном плане, а вот на политическом плане была раздроблена на мелкие, удельные княжества.

    Политическая раздробленность имела, как положительные, так и отрицательные стороны, т.к. для каждого княжества последствия были разными.

    Наряду с Киевом появляются новые более удобные центры ремесла и торговли. Возникли большие и могущественные княжества: Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское и Новгородская боярская республика, которые были независимыми, имели собственные войска, монету, судебные учреждения. Переживала период становления русская православная церковь. На новую ступень перешла торговля с ближними соседями, немцами и Прибалтикой. Более быстро стала развиваться культура – создавались летописи, развивалась каменная архитектура и зодчество.

    Но в военном смысле Русь ослабла. Русь разорялась не только внешними врагами, но и внутренними войнами.
    Особенности и специфика исторического развития русских земель.
    Несмотря на политическую дезинтеграцию, идея единства русской земли сохранилась. Важнейшими объединяющими факторами, которые свидетельствовали об общности русских земель и одновременно отличали Русь от других православных стран были:
    · Киев и титул киевского князя как старшего. Город Киев формально оставался столицей (даже после 1169). Его называли «старействующим градом» и «матерью городов». Он воспринимался как центр православной земли.

    · Княжеский род. До завоевания южных земель Литвой абсолютно все местные престолы занимали только потомки Рюрика. Русь находилась в коллективном владении рода. Деятельные князья в течение своей жизни постоянно перемещались от стола к столу. Зримым отголоском традиции общеродового владения было убеждение, что защита «Русской земли» (в узком смысле), т.е. Киевского княжества является общерусским делом. В крупных походах против половцев в 1183 и монголов в 1223 принимали участия практически все южно-русские князья.

    · Церковь. Все древнерусская территория составляла единую митрополию, управлявшуюся митрополитом Всея Руси. Резиденция митрополита до 1299 располагалась в Киеве, затем во Владимире, а с 1328 в Москве. Случаи нарушения церковного единства под воздействием политической борьбы периодически возникали, но носили кратковременный характер. Отдельная Киевская митрополия обособилась только в XV веке.

    · Единая историческая память. Отсчёт истории во всех русских летописях всегда начинался с Начальной летописи Киевского цикла и деятельности первых киевских князей.

    · Осознание этнической общности. Вопрос о существовании единой древнерусской народности в эпоху формирования Киевской Руси является дискуссионным. Однако складывание таковой к периоду раздробленности серьёзных сомнений не вызывает. Племенная идентификация у восточных славян постепенно уступила место территориальной. Жители всех княжеств называли себя русскими и свой язык русским.
    Междоусобная борьба русских князей.
    Из – за раздора между князьями в XIII веке, Русь не смогла противостоять монгола - татарскому нашествию и была отброшена далеко назад в своем развитии.

    Постепенный рост городов привели к тому, что появились новые центры независимые от столицы русского государства. Ярослав Мудрый незадолго до своей смерти (1054) разделил земли между 5 сыновьями. Поначалу им удавалось править подобным образом, однако с 1068г между князьями начались непрекращающиеся усобицы.
    Основными причинами вражды между князьями стали:
    недовольство в распределении территорий;

    борьба за единоличную власть в Киеве;

    борьба за право не зависеть от воли Киева.

    В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей, установивший новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”. Добиться сплоченности князьям в результате съезда не удалось.
    Княжества на которые разделилась Русь: Киевское, Переяславское, Черниговское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тутаранское, Новгородское, Псковская земля.
    Княжеская междоусобица привела к тому, что к середине XII века Киевская Русь разделилась на 13 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику.

    9 княжеств управлялись собственными домами. В конце XI века за Ростиславом Владимировичом закрепились Перемышельская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество. В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившимся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество.
    Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви мономаховичей.
    Вопрос 5. Международное положение Руси, нашествие монголо-татар и установление ига.

    Взаимоотношение русских земель с кочевниками и Византией.
    Жизнь Древнерусского государства протекала в постоянном противоборстве со Степью. В 829 г. сложился союз печенегов, кочевавших до конца IX в. между Аралом и Волгой, а затем занявших причерноморские степи. Славяне в течение всего X в. вели с ними борьбу и в конце концов победили. Русские князья даже использовали печенегов в качестве наемников в далеких военных походах.

    После ухода с восточных территорий печенегов главенствующее положение в степях заняли половцы. Территория их кочевий называлась Половецкой степью и охватывала причерноморские и восточноевропейские степи. В XI — начале XII в. половцы жили племенными союзами во главе с ханами и совершали регулярные набеги на восточнославянские земли. До начала XIII в. Русь пережила около пятидесяти половецких вторжений.

    Со временем между половецкими ханами и русскими князьями установились тесные политические и торговые отношения, половецкие ханы даже вмешивались в княжеские междоусобицы. Для «замирения» со Степью заключались династические браки.

    Сложившиеся отношения между Русью и Степью были нарушены монгольскими завоеваниями. Кочевая экспансия с востока вынуждала укреплять войско, тратить много сил и средств на строительство оборонительных сооружений, истощая в какой-то степени государство.

    Главные экономические, политические и династические отношения Русь имела с Европой и Византией. В 907 г. Олег ходил походом на Царьград, в 912 г. с ним был заключен договор, в котором оговаривались условия торговли, статус русских и прочее. Князь Игорь совершил два похода на Византию. Оба государства обменивались мирными посольствами, русские послы и купцы во время своего пребывания в Царьграде в течение полугода имели право на содержание за счет византийского правительства, в том числе на бесплатное пользование правительственными банями. На обратный путь их снабжали продовольствием и судовой снастью. Русь обязывалась помогать греческим купцам в случае кораблекрушения и др.

    Походы на Византию носили иной характер, нежели военные столкновения со Степью. В IX—X вв. это была борьба молодого варварского государства с крупнейшим центром и наследником античной цивилизации, борьба за развитие экономических и культурных связей. Принятие Русью христианства укрепило эти связи и тем самым упрочило ее международное положение.
    Народы Прибалтики и Русь.

    Исторические судьбы Руси издавна были связаны с судьбами народов Восточной Прибалтики. Считается,что еще в 9 веке эсты совместно с новгородскими словенами и кривичами боролись с набегами норманнов.

    Разнообразные источники свидетельствуют о тесной связи Руси с Литвой. Литовская денежная система была схожа с русской, литовские народные сказки близки к древнерусским. В пору раздробления древнерусского государства на землях между Неманом и Двиной начало складываться самостоятельное Литовское княжество.
    Иначе сложились отношения Руси с другими народами Восточной Прибалтики. Киевские князья освоили эти земли прочнее, чем литовские, здесь имелись русские крепости и погосты, а население было обложено постоянной податью.

    Отношения с эстами у Руси установились очень давно. Эсты признавали власть первых русских князей и в качестве подданных принимали участие в походах Олега, эстонские дружинники были в числе послов Руси, заключавших при Игоре мир с Византией (944), и позднее выходцы из эстов служили в дружине киевских великих князей.

    После установления самостоятельности новгородской республики (30-е г. 12 века) отношения с землей эстов перешли в ведение новгородского боярства, которое стало укреплять аппарат своей власти в земле эстов. Развитие феодальной экономики в Новгородской республике приводило к усилению эксплуатации земли эстов, вызывая порой довольно значительное ответное сопротивление.
    Отношения Руси с ливами и латгалами значительно слабее освещены в летописях. Различные источники свидетельствуют о власти русских, а затем и полоцких, князей над землей ливов, расположенной в низовьях Двины и к северу от нее, вдоль побережья до границ земли эстов.
    Об отношениях Руси с Латгалией известно, что на территории Латгалиии находились две крупные, подвластные русским, крепости. Из этих двух центров полоцкие князья управляли Южной Латгалией и собирали там дань. Что касается северной части Латгалии - области Талавы, лежавшей у границ земли эстов, то ею управляли власти Пскова, собирая здесь ежегодную дань. Часть Северной Латгалии (в районе Атзеле) была подчинена Новгороду.

    Таким образом, прибалтийская территория была издавна связана с древнерусскими землями. Славянские и финские народы взаимодействовали друг с другом в сфере экономических, культурных и политических отношений.
    Вторжение в прибалтийские земли крестоносцев.

    Крестоносцы не ограничили поле своей деятельности Восточным Средиземноморьем. Рыцари активно действовали и в Прибалтике, где им противостояли местные языческие славянские и балтские племена. Задачу покорения Прибалтики значительно облегчало отсутствие у местных народов государственности. В Прибалтике крестоносцами в подавляющем большинстве были немецкие феодалы, так что конфликт здесь носил не только военно-политический, но и этнический характер, что придавало ему еще большую ожесточенность. Крестоносцы в Прибалтике выступали в качестве авангарда немецкой колонизации. Вслед за крестоносцами двигались католические священники, а затем и переселенцы из германских земель. В XII в. немецким рыцарям удалось ценой огромных усилий подчинить земли славянских племен бодричей, лютичей и полочан. На протяжении 1230-1283 гг. Тевтонский орден вел ожесточенную истребительную войну против пруссов. Ценой огромных усилий ордену удалось одержать победу. В Восточной Прибалтике католическую экспансию проводил Орден меченосцев. Его созданию предшествовала закладка в 1201 г. в устье Западной Двины г. Риги, ставшего центром католического епископства. В начале XIII в. они совершили ряд походов на ливов, эстов, земгалов, вторглись в пределы русского Полоцкого княжества, но были разбиты литовцами. Остатки ордена меченосцев слились с Тевтонским орденом и образовали в Восточной Прибалтике Ливонский орден. Ливонцам удалось захватить территоррии современных Латвии и Эстонии, но дальнейшей экспансии мешала Литва и русские земли.
    Монголо-татарское нашествие на Русь.
    XII веке кочевые монгольские племена занимали значительную территорию в центре Азии. В 1206 году съезд монгольской знати провозгласил Тимучина великим Каганом и присвоил ему имя Чингисхан. В 1223 году передовые войска монголов совершили нападение на половцев. Не видя другого выхода, те решили прибегнуть к помощи русских князей. Соединившись, те и другие выступили по направлению к монголам. Дружины переправились через Днепр и двинулись на восток. Сделав вид, что отступают, монголы заманили сводную армию к берегам реки Калки.
    31 мая 1223 года состоялась решающая битва. Войска коалиции действовали разрозненно. Не прекращались споры князей друг с другом. Некоторые из них вообще не приняли участие в битве. Как следствие – полный разгром. Однако тогда монголы не пошли на Русь, т.к. не имели достаточных сил. В 1227 году Чингисхан умер. Он завещал соплеменникам завоевать весь мир. В 1235 году курултай принял решение начать новый поход в Европу. Его возглавил внук Чингисхана – Батый.
    Этапы:
    В 1236 году, после разорения Волжской Булгарии, монголы двинулись к Дону, на половцев, разбив последних в декабре 1237 года. Затем на их пути встало Рязанское княжество. После шестидневного штурма Рязань пала. Город был разрушен. Отряды Батыя двинулись на север, во Владимир, разорив по пути Коломну и Москву. В феврале 1238 года войска Батыя приступили к осаде Владимира. Великий князь тщетно пытался собрать ополчение для решительного отпора монголам. После четырехдневной осады Владимир был взят штурмом и подожжен.

    Монголы разделились: часть из них подошла к реке Сить, а вторая осадила Торжок. 4 марта 1238 года русские потерпели жестокое поражение на Сити, князь погиб. Монголы двинулись к Новгороду, однако, не дойдя ста верст, повернули. Разоряя города на обратном пути, они встретили неожиданно упорное сопротивление города Козельска, жители которого семь недель отражали монгольские атаки. Все-таки взяв его приступом, хан сравнял город с землей.
    Второй поход начался в 1239 году и продлился до 1240-го. За эти два года Батый смог захватить Переяславль и Чернигов, последним из крупных городов стал Киев. После его захвата и разорения монголы без особенного труда справились с Галицко-Волынским княжеством и пошли в Восточную Европу.
    Формирование Золотой Орды.

    Золота Орда образовалась в средние века, это было мощное государство. Оно образовалось на развалинах империи Чингисхана и являлось мощным политическим образованием в Дешт-и-Кыпчаке. Золота Орда появилась после того, как погиб хазарский каганат. Целью, которую перед собой ставило образование Золотой Орды, было завладеть одной ветвью (северной) Великого Шелкового пути.

    В Монголии была столица общей монгольской империи – Каракорум. Здесь происходили все государственные события, предводителем кагана был главный человек всей объединенной империи.

    Захваченные русские земли не вошли в ее состав. Зависимость этих земель от Орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани. Кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал русских князей на правление своими ярлыками-грамотами. Таким образом, ордынское владычество установилось над Русью почти на два с половиной столетия.

    Вассальные отношения и выплата дани.

    Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из крупнейших государств Средневековья — Золотую Орду. Столицей государства стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани). Единство Орды держалось на системе жестокого террора.

    Политическая зависимость (вассальная) заключалась в том, что великим князем на Руси становился князь, получавший у хана Золотой Орды ярлык на великое княжение, за которым надо было ехать в Орду. Между князьями началась борьба за право обладания ярлыком (ханской грамотой). Ханы постоянно стравливали князей друг с другом, не давая никому чрезмерно усилиться.
    Экономическая зависимость (данническая) состояла в том, что Русь должна была выплачивать тяжелую дань, которую надо было вносить серебром ежегодно. В 1254 г. монгольскими писцами («численниками») была проведена перепись русского населения для обложения данью. Единицей обложения являлось каждое хозяйство крестьянина и горожанина. Для сбора дани были созданы ордынские карательные отряды во главе с баскаками. Баскаки размещались по княжествам, контролировали жизнь в них, поддержание порядка, сбор дани. Неплательщиков брали в рабство. От налогов освобождали только духовенство.
    Борьба с завоевателями на северо-западе Руси.

    Вторжение немецких крестоносцев в Восточную Прибалтику являлось одним из этапов их «натиска на Восток», т. е. политики захвата немецкими светскими и духовными феодалами славянских земель.

    В 1223 г. Руси был нанесён тяжёлый удар монгольскими завоевателями на реке Калке. Это отразилось и на положении в Прибалтике. Датские и немецкие феодалы заключили наступательный союз. Поход князя Ярослава Всеволодовича с новгородскими полками на Ревель (1223 г.) не привёл к изгнанию захватчиков из Эстонии. Для этого нужны были более крупные силы. Между тем ливонские крестоносцы, получая постоянную помощь из Германии, в 1224 г. захватили Юрьев (Тарту), который совместно защищали русские и эсты.

    Потерпев неудачу у русских границ, немецкие феодалы предприняли в 1236 г. большой поход на Литву. Поход крестоносцев закончился полным разгромом немецкого войска в битве при Шауляе.

    В конце 30-х годов тевтонские рыцари во главе с Бруно попытались проникнуть в Галицко-Волынскую Русь. Они овладели Дрогичином. Но волынские войска под предводительством князя Даниила Романовича освободили город, захватив в плен рыцарей, в том числе и самого Бруно.

    После поражений, которые были нанесены немецким крестоносцам, захватчики старались сплотить свои силы, готовясь к вторжению в пределы Руси и Лигвы.

    В это время обострились отношения Руси и со Швецией. Финны выступили против шведских феодалов, а русские войска поддержали финнов и в 1227 г. вытеснили из их страны шведских захватчиков.
    Александр Невский.

    Александра стали называть Невским, благодаря битве на Неве. Это сражение принесло князю всемирную известность.

    Невская битва произошла в 1240 году. Сражение шло против шведов, которые хотели захватить Псков и Новгород. Шведы понесли огромные потери и были вынуждены отступить. Несмотря на успешный исход Невской битвы, у Александра возник конфликт с новгородцами, и князь был вынужден покинуть город. Но в 1241 году на территорию Новгорода вторгся Ливонский орден, состоящий из немецких и датских войск. Новгородцы были вынуждены обратиться за помощью к князю. Александр не подвёл – придя со своим войском, он освободил захваченные Ливонским орденом города, а затем повёл свои отряды к вражеской границе. Там, на Чудском озере, и состоялась решающая битва. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера встретились войска Александра Невского и Ливонского ордена. Благодаря хитроумной тактике князя вражеские войска были окружены с флангов и разбиты.
    Александр прославился не только победами в знаменитых битвах. Он понимал, что для защиты страны одних сражений недостаточно. Поэтому в 1247 году после смерти Ярослава Всеволодовича Александр поехал с визитом к ордынскому хану Батыю. Переговоры прошли успешно, поэтому князь получил в управление Киевское княжество, а его брат Андрей – Владимирское. В 1252 году Андрей отрёкся от Владимирского княжества и сбежал. Это чуть не спровоцировало новый конфликт с татаро-монголами, но Александр снова нанёс визит в Орду. Тем самым он добился возможности управлять и Владимирским княжеством. В дальнейшем Александр продолжал придерживаться этой же линии поведения. Такая политика двояко воспринимается обществом. Многие считали и считают Невского практически предателем, не понимая, почему он постоянно контактировал с Ордой. К тому же Невский не только посещал ханов, но и всячески способствовал претворению в жизнь их планов. Например, в 1257 году Александр помог Орде провести перепись населения Руси, против которой был весь народ. Да и в целом в отношениях с татаро-монголами он проявлял покорность и, не скупясь, платил дань. С другой стороны, благодаря такой политике он смог освободить Русь от обязательств предоставлять Орде войска для военных походов и избавил страну от татаро-монгольских набегов.


    Вопрос 6. Культура Древней Руси.

    Фольклор и письменность.
    Появление письменности было обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии его развития: усложнением социально-экономических отношений и формированием государства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так как письменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и в пространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достижений культуры.
    О существовании у восточных славян письменности в дохристианский период свидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки. Это были простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных хозяйственных работ, языческих праздников и т.п. Такое письмо было непригодно для записи сложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первых славянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речи греческие буквы, но «без устроения», то есть не приспособив греческий алфавит к особенностям фонетики славянских языков .
    Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия.
    Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство было принято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие от католичества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке. О распространении грамотности среди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма, памятные записки, учебные упражнения и т.п. Письмо, таким образом, использовалось не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписи на ремесленных изделиях. 
    Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Однако в XII веке в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, о распространении грамотности среди городского населения, во-вторых, о возрастании потребности в книге.уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.

    С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие); пословицы и поговорки, отражавшие древнейший быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризах. С языческим прошлым связано и происхождение сказок.
    Особое место в устном народном творчестве занимали "старины" — былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в Х-ХIвв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событияй повседневной жизни. Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.

    Берестяные грамоты.
    Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле.Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века. С распространением бумаги использование данного материала для письма сошло на нет. Бумага была дешевле, да и писать на бересте становилось не престижно. При написании грамот очень редко использовались чернила, так как они были очень нестойкие, и авторы просто выцарапывали на бересте буквы, которые хорошо читались.
    Бо́льшая часть найденных грамот – это бытовые частные письма на тему взыскания долгов, торговли и пр. Имеют место и черновики официальных актов на бересте: это завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.
    Были найдены и церковные тексты (молитвы), школьные шутки, заговоры, загадки.

    Летописи.
    Летописи — рукотворные литературные памятники русского народа, по существу — его овеществленная и навсегда сохраненная для многих поколений историческая память.
    Начертанные в разные времена пером на пергаменте или особо прочной, сделанной из льна бумаге, они запечатлели в документальных текстах события минувших веков. Официально летописание на Руси продолжалось чуть более шести столетий. Первые летописи по образцу византийских хронографов были созданы в XI веке, а к концу XVII века все само собой завершилось: начиналось время Петровских преобразований, и на смену рукописным творениям пришли печатные книги. За шесть столетий были созданы тысячи и тысячи летописных списков, но до нынешних времен их сохранилось около полутора тысяч. Остальные — в том числе и самые первые — погибли в результате погромов и пожаров. Самостоятельных летописных сводов не так уж и много: подавляющее большинство списков — это рукописное тиражирование одних и тех же первоисточников.

    Развитие древнерусской литературы.
    Русская средневековая литература является начальным этапом развития русской литературы. Ее возникновение тесно связано с процессом формирования раннефеодального государства. Подчиненная политическим задачам укрепления основ феодального строя, она по-своему отразила различные периоды развития общественных и социальных отношений на Руси XI-XVII вв. Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов.
    Характерной особенностью древнерусской литературы является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством - с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным. Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Еще одна особенность – анонимность.

    По установившейся традиции в развитии древнерусской литературы выделяют три основных этапа, связанных с периодами развития Русского государства:
    I. Литература древнерусского государства XI - первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси. Центральный образ – Киев и киевские князья, прославляется единство миросозерцания, патриотическое начало. Переводная литература преобладает. В ней сначала доминируют религиозные тексты, а затем появляется светская литература. Главная тема- тема Русской земли и её положения в семье христианских народов. 
    II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII -первая половина XV вв.). Расцвет книжности. «Повесть о татаро-монгольском нашествии», цикл повестей о Куликовской битве. В областных центрах создается местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей. 
    III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI-XVII вв.). Борьба с ересью, освобождение от духовной болезни. Появляется сатира, бытовая повесть.

    Развитие древнерусского декоративно-прикладного искусства, живописи и архитектуры.


    Зарождение тех или иных ремесленных школ обусловлено как их территориальным расположением, так и наличием какого-либо исходного материала.

    Одной из особенностей прикладного искусства раннехристианской Руси является повсеместное использование литья. Во всех местах, где добывалась руда, художественные изделия выполнялись с помощью этого технологического приема, что позволяло многократно их повторять. А простые силуэты и минимум декора удешевили эти изделия и сделали их доступными. Помимо меди, использовались золото и серебро. Основную массу составляли изделия религиозного культа или изделия для знатных людей.

    Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали. К числу наиболее развитых ремесел относится кузнечное дело. В Западной Европе особенно славились изготовленные русскими кузнецами самозатачивающиеся ножи, сложные замки, состоявшие более чем из 40 деталей. Значительное распространение получило производство оружия: кольчуг, сабель, колющих мечей. В XII–XIII вв. появились арбалеты и граненые стрелы к ним. С середины X в. широко развивается изготовление кирпича, многоцветной керамики, обработка кожи и дерева.

    Народное прикладное искусство являлось основой для дальнейшего развития архитектуры, живописи.


    Архитектура.

    Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Характерные черты – органическое сочетание с природным ландшафтом.
    Зодчие стремились выделить храмовые сооружения среди остальных городских построек. В северных городах, где архитектурным фоном были бревенчатые дома, церкви делали белоснежными, в южных, где постройки промазывали глиной и белили, церкви оставляли в красно-розовой окраске.

    В Древней Руси традиционным строительным материалом, из которого возводились все культовые и гражданские постройки, крепостные стены и башни, было дерево, как правило, дуб или сосна. С принятием христианства на Русь проникает каменное зодчество.

    В отличие от романского Запада, где переход от традиционных деревянных конструкций к каменным постройкам проходил медленно, Киевская Русь быстро восприняла изощренную систему византийских сводчатых и купольных перекрытий, изысканных пространственных конфигураций, характерную форму куполов и т.д.

    С началом каменного строительства на Руси получил распространение старовизантийский архитектурный стиль, в основе которого была крестово-купольная композиция. Крестово-купольный стиль возведения храма был наиболее популярен. Внутренняя часть здания делилась на четыре части так, чтобы получился крест. Принципы и планы построек копировались с Византии.

    Классические культовые здания, построенные в этом стиле, представляли собой прямоугольные сооружения, расчлененные четырьмя столбами, на которых покоился центральный световой барабан, увенчанный большим куполом. Прямоугольные в плане концы пространственного креста, образующие саму композицию здания, перекрывались цилиндрическими сводами, которые были сделаны из камня или кирпича. Угловые части храма также покрывались купольными сводами. С восточной стороны, где размещался алтарь с иконостасом, к храму пристраивали полуокружные выступления — апсиды, а внутри все пространство храма делилось не межрядные пространства — нефы. Русские зодчие, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в нее многие элементы русской деревянной архитектуры и придали самим храмам многоглавие и пирамидальность.

    В начале тринадцатого века Византийский стиль уходит в прошлое, а его место занимает романский. Здесь вместо привычных куполов появляются башни.
    Живопись.


    Строительство крупных храмовых, монастырских и дворцовых комплексов в разных городах Древней Руси сопровождалось быстрым развитием монументальной и станковой живописи. Византийское влияние в изобразительном искусстве было даже более устойчивым, чем в архитектуре, поскольку именно византийские мастера познакомили русских художников с техникой мозаики, фрески и темперной живописи, а также дали им сам иконописный канон.
    Монументальное искусство Киевской Руси, т.е. искусство мозаики, фрески и темперы, изначально представляло собой разноцветную смальту, из которой создавались мозаичные композиции. Первоначально ее привозили с берегов Византии, а затем производство наладили на Руси. В середине XII в. дорогостоящее искусство создания больших мозаичных полотен было практически прекращено, зато в этот же период начинается расцвет фресковой живописи. Техника фресковой росписи была такова: сначала на сырую штукатурку быстро наносили контур самого рисунка, а затем на этот контур накладывали водяные краски, которые хорошо и быстро впитывались в сырую поверхность свежей грунтовки. Широкое распространение в Древней Руси получили произведения станковой живописи, или иконы. Они всегда писались на сухих, выдержанных в течение нескольких лет липовых или сосновых досках. Сначала на деревянную основу наклеивалась поволока, т.е. специально обработанный холст, затем на него наносился левкас, т.е. толстый слой мела, и только потом обработанную доску расписывали специально приготовленной краской — яичной темперой.
    К произведениям станковой живописи относят и скульптурные композиции. Искусство скульптуры в Древней Руси не получило сколько-нибудь значительного развития, поскольку Русская православная церковь наложила строгий запрет на создание объемных форм, которые внешне напоминали статуи языческих идолов. Поэтому в Древней Руси скульптурные произведения носили исключительно плоскостной характер и украшали древнерусские храмы только снаружи.
    Широкое распространение рукописных памятников в Древней Руси привело к возникновению и развитию книжной миниатюры. Кроме миниатюр, многие рукописные книги той поры были украшены орнаментами в виде различных и причудливых заставок, т.е. узоров и виньеток в начале каждой главы книги, инициалов, т.е. разрисованных заглавных букв, полевых украшений и концовок, т.е. узоров и виньеток в конце каждой главы книги.


    Культурные особенности регионов Древней Руси.


    Особенностью Новгородской культуры была её простота и доступность. Она соответствовала свободолюбию и высокой политической активностью городского населения.
    Каменное зодчество в Новгородской земле, которые освоили здесь русские мастера, утратило свою былую монументальность. Сократилось княжеское правительство. Заказчиками храмов были бояре, купцы, общины прихожан. Их стали строить небольшими и одноглавыми.

    Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нем фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни, участие в ней новгородцев.
    Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. О широком развитии письменности в новгородском быту свидетельствуют берестовые грамоты, найденные во время археологических раскопок. Они представляли собой письма простых горожан, хозяйственные записи, долговые расписки.
    Большое влияние на формирование сложившихся традиций во Владимиро-Суздальском княжестве оказала Киевская Русь. Переселенцы приносили с собой новые умения и навыки, которые с успехом приживались на новой территории и смешивались с уже существующими. Так, например, многие ремесленники переняли друг у друга отдельные приемы. Было положено начало строительству из камня. Многие сооружения и постройки имели свои прототипы в Киеве.
    Сначала приоритет отдавался деревянному зодчеству. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки. С начала XII столетия на смену ему приходит каменное строительство. Этапы развития архитектуры Владимиро-Суздальского княжества напрямую зависели от предпочтений правивших князей. У каждого были свой взгляд и идеи, что необходимо отразить во внешнем виде архитектурных сооружений. Все постройки храмов однотипны и просты, без каких-либо архитектурных изысков, так как не были предназначены для широкого использования. В основном их возводили лично для князя и его приближенных. Их особенностью являются то, что при строительстве использовался местный материал – белый известняк.
    С приобретением все большей значимости на политической арене во Владимиро-Суздальском княжестве начинают вестись свои летописные своды. Авторы славили авторитет своих князей и политическую, и церковную независимость северо-восточных земель от Киевской Руси. Стиль написания торжественный, с употреблением всевозможных восхваляющих эпитетов и цитат из Священного Писания.
    Особенности культуры Галицко-Волынского княжества обуславливаются самобытностью культуры. Галицко-Волынская культура является симбиозом, который сложился из традиций Киевской Руси и соседей.

    Архитектура и культура в княжестве имеют больше религиозный подтекст. Поэтому архитектура характеризуется, прежде всего, церквями. Города возникали, прежде всего, как укрепленные пункты, поэтому первоочередное внимание уделялось фортификации: валам, стенам, вратам, замкам, каменным башням - донжонам. Они возводились на основе сочетания местных традиций с достижениями западноевропейской военной науки.

    Единственным жанром литература была летопись. Простоту и непосредственность изложения авторы писаний умело сочетают с реалистическими штрихами, чтобы передать достоверность происходящих событий. Летопись, которую принято называть Галицко-Волынской, состоит из двух частей. Первая (жизнеописание Даниила Галицкого) написана высокообразованным книжником в столичном Холме, преимущественно с целью возвеличения политики князя. Вторая, Волынская, часть летописи начинается с 1261 г. Писалась она, главным образом, при дворе владимирского князя Владимира Васильковича в последние годы его жизни. Если холмский летописец писал с точки зрения верных князю бояр, то волынский больше учитывал опору княжеской власти на простых людей — местичей, крестьян.


    Возникновение и развитие местных архитектурных школ.

    Черниговское, Волынское, Смоленское, Новгородское, Галицкое, Владимиро-Суздальское, Полоцкое княжества в результате обособления создали собственные архитектурные традиции.

    • Новгородская школа.

    Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм.

    Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Цвет купола также важен в символике храма.

    Новгород был связан культурными традициями с Западной Европой и подвергался влиянию романской архитектуры, поэтому для архитектуры Новгорода характерны художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству: кладка стен из огромных, неправильной формы камней, двускатные перекрытия, наличие лопаток на фасадах, отсутствие пышного скульптурного убранства стен.


    • Владимиро-Суздальская школа.

    Уникальность владимиро-суздальского зодчества состоит в том, что оно не просто продолжило традиции византийской и южнорусской архитектуры, но и значительно обогатило их западноевропейскими идеями и элементами. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. В интерьере храма было много драгоценных икон в золотых окладах, стены украшала фресковая живопись. Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.


    • Московское зодчество.

    Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве. Для московских церквей того времени характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв. В декоративном убранстве фасадов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества.


    написать администратору сайта