Главная страница

игпр энри. Вопрос Возникновение Древнерусского (Киевского) государства


Скачать 62.5 Kb.
НазваниеВопрос Возникновение Древнерусского (Киевского) государства
Дата19.10.2021
Размер62.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаигпр энри.doc
ТипДокументы
#251075



Вопрос 1. Возникновение Древнерусского (Киевского) государства.


Высшей ступенью развития первобытнообщинного строя, которая подготовила отдельные племена восточных славян к будущей жизни в крупных объединениях, в которых неизбежно и быстро исчезали древние патриархальные формы связи, изменяясь новыми, более широкими, были союзы племен.

Союзы племен объединяли до десяти племен, названия которых не дошли до нас. Сохранилась лишь общее название союза, которое, как считают исследователи, могла одновременно быть названием одного из племен, входившее в союз. В начале существования этих союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Военная демократия сочетала в себе черты, присущие гражданскому самоуправлению, а также элементы государственного строя. По мере углубления социальной дифференциации в военно-демократических союзах усиливалась государственно-правовая основа, неизбежно обусловливало классовое деление общества и образования государства. Со временем военная демократия перерастала в военно-иерархическое правление – княжество. В союзах племен – княжествах – формировался новый уровень управления.

О формировании в VIII в. у восточных славян объединений из нескольких союзов племен сообщают и арабские источники. В них речь идет о существовании на территории, где проживали славянские племена, трех политических центров: Куябы, Славии и Артании. Куяба была политическим объединением южной группы славянских племен во главе с полянами с центром в Киеве. Славия, по мнению отдельных исследователей, – объединением северной группы во главе с новгородскими славянами; что же касается Артании, то, очевидно, восточные писатели имели в виду юго-восточную группу славянских племен.1

Примерно на рубеже VIII-IX вв. Приднепровский союз союзов племен «Русь» перерастает в еще сильнее объединения под названием «Русская земля», объединив значительное число союзов славянских племен.

Наряду с образованием государства «Русская земля» из объединения южной части восточнославянских племен вокруг Киева во главе с полянами происходило объединение северной части восточнославянских племен вокруг Новгорода во главе со словенами.

Процесс политической консолидации восточных славян завершился в конце IX в. образованием большого, относительно единого Древнерусского (Киевского) государства. Под властью Киева объединились два огромных славянских политических центра – Киевский и Новгородский. Это событие, которое летопись относит к 882 г. традиционно считается датой образования Древнерусского государства.

ВЫВОД: Таким образом, в IX в. Древняя Русь являлась раннефеодальным государством, ядро которого составили земли Приднепровья и Приильменья. Древнерусское (Киевское) государство – обширная, богатая и могущественная держава восточного славянства, страна высокой материальной и духовной культуры, страна, на территории которой сложилась древнерусская народность.

Вопрос 2. Общественный строй.


В IX в. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, местные князья, бояре.

С введением христианства на Руси крупным феодалом стала церковь. Происходил процесс формирования духовенства, верхушку которого составляли митрополит, епископы и игумены монастырей. Духовенство делилось на черное (монашеский) и белое (мирское).

Кроме феодалов, существовали свободные крестьяне-общинники, свободное городское населения, феодально-зависимое население, рабы.

Основную массу сельского и городского населения составляли «люди». Под этим термином определялись преимущественно крестьяне-общинники. Свободные крестьяне-общинники подвергались государственному угнетению, платя дань, которая была основной формой эксплуатации.

Превращению свободных общинников в феодально-зависимых способствовало разорение крестьян вследствие стихий, неурожая и др. Усиление внеэкономического принуждения также толкало крестьян под покровительство крупных феодалов. В XI-XII вв. значительную часть феодально-зависимого населения составляли смерды. По месту в обществе они занимали промежуточную позицию между низшим разрядом свободных княжеских слуг и «людьми» крестьянской общины. Будучи лично свободным, смерд имел право переходить к сильному патрону. Князь давал смерду землю при условии, что он будет ему служить. В случае смерти смерда, не имевшего сыновей, земля возвращалась князю. За свое право самостоятельного владения хозяйством смерды платили князю дань. Некоторые смерды могли подняться по социальной градацией достаточно высоко. Но смерд-должник мог стать феодально-зависимым закупом.

Закуп – это человек, попавший в долговую кабалу и обязан своим трудом в хозяйстве заимодателя вернуть полученную у него «купу» (заем под проценты). Закуп, получивший заем под проценты, назывался батраком. Закуп был обязан отбывать барщину у господина. Он исполнял сельские работы. Феодал наделял закупа земельным участком, а также сельскохозяйственными орудиями и рабочим скотом. У закупа могло быть и свое хозяйство, свой конь. Стремясь закрепить за собой закупов, землевладельцы требовали от них выплату долга в увеличенном размере.

Изгой – это человек «изжит», выбит из привычной колеи, лишен прежнего состояния. Изгои были двух видов – свободные и зависимые. Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет холопов, которые выкупились на волю. Такие изгои были людьми без определенных занятий и входили в состав древнерусского общества как свободные. Изгои оставались свободными до тех пор, пока сами не попадали в услужение к какому-либо господину, становясь закупом или холопом.

В Древней Руси феодально-зависимыми слоями населения были и вотчинные ремесленники, проживавшие при дворах феодалов, а также отпущенники и прощенники.

В Древней Руси в состав несвободного населения входили и рабы. Основным источником рабства был плен. В холопа автоматически превращался также сбежавший закуп. В рабство могли продать должника или обанкротившегося. Холопы использовались преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов, а посаженные на землю превращались в феодально-зависимых крестьян.

Городское население делилось на две основные группы: городские низы и городскую аристократию. К городской аристократии принадлежали князья, бояре, выше духовенство, купцы. Городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство) составляли самую многочисленную категорию городского населения. Основная часть населения городов Руси была лично независимой и имела в собственности недвижимое имущество – «дворы».

Вопрос 3. Государственный строй.


Древнерусское государство формировалась как раннефеодальная монархия. Это была относительно единая, построенная на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. Государство возглавлял великий киевский князь, которому были подчинены местные правители – его вассалы.

В конце IX – первой половине X вв. княжества племен восточных славян сохраняли определенную автономию. В городах, которые были, как правило, центрами племенных княжеств, «сидели» местные князья, находившиеся в вассальной зависимости от Киева. Они платили киевскому правительству дань и привлекались как союзники для участия во внешнеполитических акциях Руси.

Завоевывая и присоединяя к Киеву новые земли, великие князья оставляли в центрах племен свои вооруженные отряды. В главном городе племени и особо важных центрах располагался большой отряд – тысяча дружинников, которая делилась на сотни (тысяцкий был начальником отряда); в городах меньших по значению стояли дружины, которыми командовали сотские и десятские. Постепенно тысяцкие, сотские и десятские наделялись административными функциями, торгово-полицейскими функциями, а с развитием великокняжеской юрисдикции – судебно-административными.

Управлять киевским князьям помогали назначенные ими посадники, волостели, тиуны и другие многочисленные представители администрации. Посадники назначались в важные центры Древнерусского государства.

Великий князь принимал важнейшие решения, с согласия его окружения – крупных феодалов (бояр), «княжеских мужей», которые образовывали феодальный совет при князе. Совет при князе был важным органом Древнерусского государства. Члены княжеского совета назывались «думцами».

Ослабление власти великого киевского князя и усиление власти крупных феодалов-землевладельцев обусловили созыв съездов – снемов – высших органов феодальной власти. На феодальные съезды, созываемых великим князем, собирались местные князья, их союзники («братья»), вассалы («сыновья») и бояре, иногда – церковная знать.

В Древнерусском государстве продолжало функционировать народное собрание – вече, которое действовало еще до его образования. Вече играло определенную роль в политической жизни. Исполнительным органом вече был совет. В XIII в. деятельность веча прекращается. Исключение составляли лишь веча в некоторых городах.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община. Она была коллективным собственником неделимых земель, осуществляла реализацию норм обычного права, организацию защиты своих членов и их собственности в конфликтах с государственным аппаратом, феодалами и соседними общинами.

Введение христианства на Руси способствовало возникновению в стране мощной и разветвленной церковной организации. Довольно быстро древнерусская православная церковь также стала крупным феодалом.

В Древней Руси суд не был отделен от администрации. Он защищал прежде всего интересы господствующих верхов древнерусского общества. В роли судьи прежде выступал князь. К компетенции только княжеского суда относились дела, в которых хотя бы одной из сторон были представители феодальной знати. Важнейшие дела князь решал вместе со своими боярами на обычном месте суда – княжеском дворе.

Судебные функции, кроме князя, осуществляли также представители местной администрации – посадники и волостели. В Древней Руси активно происходило становление вотчинного и общинного суда.

Введение христианства в Древней Руси и растущее влияние церкви на верующих предопределили возникновение церковного суда. Церковный суд рассматривал брачно-семейные дела и дела против веры.

Вопрос 4. Источники права Древней Руси.


По мере становления феодализма отдельные обычаи родового строя, которые можно было использовать в интересах господствующего класса, находящегося в состоянии формирования постепенно трансформировались в нормы обычного права.

Русско-византийские договоры 911, 944 и 971 гг., которые свидетельствуют о высоком международном авторитете Древнерусского государства, является ценным источником для осознания истории развития права Древней Руси.

В формировании права Древней Руси определенную роль сыграла судебная деятельность князей, которая способствовала как трансформации старых обычаев в нормы права, так и созданию новых правовых норм. Судебным решением придавалось значение общей нормы.

Русская Правда не только раскрывает процесс становления права. Она сама является достопримечательностью права Древней Руси, с которой начинает свое существование большинство данных о его содержании. Текст Русской Правды находим в летописях, а также в более поздних юридических сборниках. До нас дошло более 100 ее списков, которые имеют соответствующую классификацию и название. Все списки Русской Правды в зависимости от их содержания делятся на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда.

Древней редакцией Русской Правды является ее Краткая редакция, которая отражает социально-экономические отношения, государственную организацию и русское право периода становления феодального строя. Краткая Правда делится на несколько частей. Возникновение Краткой Правды как единого сборника исследователи относят к концу XI или в началу XII вв. Значительное применение на Руси получила Пространная Правда как сборник развитого феодального права. Третья редакция Русской Правды – Сокращенная – появилась не ранее второй половины XII в. Большинство ученых рассматривает это место как переработки одного из списков Пространной Правды, обусловленную потребностями централизованного государства, и датируют ее составление XV в.

Наряду с Русской Правдой правовыми источниками того времени также являлись законодательная деятельность великих князей, грамоты и договоры князей.

На развитие права Древней Руси определенное влияние оказало введение христианства. С его распространением православная церковь стала использовать разнообразные нормы канонического права, прежде всего, византийского. К такого рода памятникам права принадлежат Эклога, Номоканон, Закон судный людям. Памятником древнерусского церковного права считаются церковные уставы князей Владимира (о десятине и церковных людей) и Ярослава Владимировича (о церковных судах).

Вопрос 5. Право Древнерусского (Киевского) государства.


Русская Правда различала право собственности и право владения, поскольку они определяли порядок отобрания вещи, которая находилась во владении другого лица.

Наследственное право формировалось и развивалось вследствие установление частной собственности. В Древней Руси, как и в любом классовом обществе, наследственному праву придавалось большое значение. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников, оставались в руках одного и того же класса. Наследовать могли только сыновья.

Развитие обязательственного права в Древней Руси является убедительным свидетельством господства здесь права частной собственности. Договоры («ряды») заключались, как правило, на торге устно и в присутствии свидетелей. О письменных договорах Русская Правда не упоминает.

Преступления и наказания упоминаются в таких письменных памятках права, как русско-византийские договоры. Однако основные сведения об уголовном праве содержит Русская Правда.

Особенно опасным преступлением в Древнерусском государстве считалось посягательство на княжескую власть. Привилегированное положение церкви в Древней Руси также определяло охрану ее служителей и имущества от преступных посягательств.

Одним из особо опасных преступлений против личности было убийство. Об этом преступлении говорится в десяти статьях Русской Правды.

Защите имущества, особенно феодалов, на Руси уделялось много внимания. Право феодальной собственности охранялось суровыми наказаниями в отношении тех, кто посягал на это право. Последовательно отстаивая неприкосновенность права феодальной собственности.

Целью наказания было прежде возмещение убытков потерпевшему и его родственникам, а также пополнение государственной казны. Нельзя отрицать и такой, еще слабо выраженной цели, как возмездие. Древнейшей формой наказания была месть преступнику со стороны потерпевшего или его родственников. Во времена Русской Правды месть с начала ограничивается, а затем запрещается совсем. Преобладающим видом наказания по Русской Правде было денежное взыскании с имущества преступника, которое состояло из двух частей: одна часть изымалась в пользу князя, а вторая – как компенсация за причиненный преступлением ущерб – поступала потерпевшей стороне. Высшей мерой наказания по Русской Правде, был «поток и разграбление».

В Древней Руси господствовал состязательный процесс, который характеризовался активным участием в нем лиц, заинтересованных в решении тех или иных конфликтов. В состязательном процессе стороны назывались «истец» и «ответчик». Особенно активную роль в процессе играл истец, по заявлению которого, как правило, начиналось судопроизводство.

В делах о преступлениях, которые непосредственно затрагивали интересы господствующего класса, использовались формы розыскного (следственного) процесса. Процесс имел три стадии: «заклич», «свод», «гонение следа».2


1 Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций / И.А. Исаев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1994. – С. 10.

2 Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций: в 2-х ч. / И.А. Исаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. – Ч.1. – С. 24.



написать администратору сайта