Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)

  • 3. В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина 4. С какого расстояния она лучше всего воспринимается

  • 5. Есть ли в картине сюжет Что изображено В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы

  • 8. Из каких составляющих складывается композиция Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины

  • 12. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной Если присутствует движение, как оно направлено

  • 14. Насколько выражено в картине линейное начало 15. Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы Какими средствами достигается этот эффект

  • 16. До какой степени выражен объём объектов Какими приёмами создаётся иллюзия объёма

  • 18. Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов Насколько они выразительны и ценны сами по себе 19. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение

  • 20. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)

  • 22. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим Является ли он оптически достоверным или экспрессивным

  • 25. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками

  • 27. Есть ли блики, рефлексы Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)

  • Вопросы для анализа картины


    Скачать 15.34 Kb.
    НазваниеВопросы для анализа картины
    Дата26.03.2022
    Размер15.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_dlya_analiza_kartiny.docx
    ТипДокументы
    #418172

    Вопросы для анализа картины

    Для того чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:


    1. Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)?

    2. Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?


    3. В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?


    4. С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

    Далее перейдите к анализу изображения:


    5. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

    6. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, — принадлежит картина?

    7. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

    Как правило, с жанром связана композиция картины:


    8. Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?


    9. Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?


    10. Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

    11. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?


    12. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

    13. Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

    Композиция разрабатывается средствами рисунка:


    14. Насколько выражено в картине линейное начало?


    15. Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?


    16. До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

    17. Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?


    18. Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?


    19. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?


    20. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ?

    Колорит:

    21. Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).


    22. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?


    23. В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?


    24. Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?


    25. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

    26. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?


    27. Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

    28. Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета ? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

    29. Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

    При анализе картины необходимо также выполнение схематичных изображений формального решения картины. Анализируя, таким образом, произведения великих мастеров, таких как П. Рубенс, Рембрандт, Н. Пуссен, Д. Веласкес, можно убедиться, как хорошо продуманы, выстроены, логичны их композиции, как у них всё «работает» на передачу идеи произведения. Для Рубенса характерно использование типа радиально-кольцевой композиции. Кроме этого, Рубенс часто применял в своих композициях S-образную линию, так называемую «линию красоты»

    Н. Пуссен любил симметрию, строгую уравновешенность в своих произведениях. Композиции многих его произведений подчёркнуто статичны. В качестве примера рассмотрите картины Пуссена «Триумф Давида», «Суд Соломона». Пуссен любил применять в своих композициях треугольные или пирамидальные построения, причём соединял данные построения с горизонталями и вертикалями, например, в картине «Ринальдо и Артемида»

    Рембрандт расширил и углубил принципы светотеневой композиции. В картине «Размышляющий философ» хорошо видно, как светотеневое решение (пятно) передаёт конструкцию композиции; она как бы строится на S-образном движении с помощью винтовой лестницы на стене. Устойчивочть композиции придаёт строго горизонтальная граница света и тени, расположенная на полу, а также граница лестницы и граница света и тени на стене у правого края картины .

    Д Веласкес и Я. Вермеер методом построения картины сделали её живописно-пластическую форму .

    Кроме схематичного изображения формальной композиции, полезно провести графический анализ цветового строя живописного произведения с выполнением цветового графика на основе цветового круга, а также проанализировать цветовой строй картины в соответствии с ее повествовательным и эмоциональным содержанием.


    написать администратору сайта