философия. философия 1задан. Вопросы для дискуссионного обсуждения Определение понятия философии
Скачать 29.84 Kb.
|
Вопросы для дискуссионного обсуждения: 1. Определение понятия философии. 2. Предмет философии. 3. Понятие мировоззрения. 4. Структура мировоззрения. 5. Каково соотношение философии и науки, философии и искусства, религии и мифологии? 6. Предназначение онтологии, гносеологии и аксиологии, их соотношение и место в философии. 7. В чем состоят мировоззренческая и методологическая функции философии? 10. Является ли религия философией? Может ли философия быть религией? 11. Какие суждения о философии вам известны? 12. В чем выражается значение философии в жизни человека? Философия – это совокупность или система теоретически осмысленных представлений о сущности и общих законах развития природы, общества и человеческого познания, о месте и возможностях человека в мире. 6 С тех пор, как существует культура, человек обладает мировоззрением, т. е. совокупностью взглядов на мир определенным осознанием своего места в мире, своего отношения к миру и мира к нему. В мировоззрении наиболее полно проявляется потребность человека в осмыслении действительности, в истолковании всех явлений на основе целостной картины мира. Уточняя понимание философии как мировоззрения, необходимо выделить два уровня мировоззрения. Первый уровень – образно-представленческий, символический. К нему относятся мифология, религия и нерелигиозные: идеологические, художественные, практические формы познания. Второй уровень – понятийно-категориальный, логико-рациональный, рефлексивный. Философия есть мировоззрение второго, опосредованного уровня. Философия формируется и функционирует в ходе непрекращающегося взаимодействия с мировоззрением первого уровня. Надо понимать коренное отличие философии от мифологии и религии. Последние принимают положения об источнике и структуре мира, о связях с Целым на веру, тогда как философия стремится решить эти мировоззренческие вопросы посредством разума, т. е. мышления, основанного на понятиях и доказательствах. Философия – не просто знание (пусть и разнообразное), а понимание действительности, выходящее за рамки научного, идеологического и других подходов. Философия появляется и существует не как частная, конкретная наука, наподобие физики, химии, биологии, истории и др., а как метанаука. Конкретные науки, стремясь познать явления природы и общества, ограничены определенным конечным содержанием, его данностью. Они добывают объективные знания о частях, «кусочках» реальности. Философия не ограничивается знанием частей, а пробивает дорогу к Целому. Ее отличает от конкретных наук высокая степень обобщенности и концентрации знаний о действительности. Предмет философии связан с постижением мира как закономерного, упорядоченного, ценного целого в системе категорий и идей, с одной стороны, и с выяснением предоставимости этих категорий и идей в текучем многообразии самой действительности, – с другой. Именно с выделением всеобщего категориального знания, способности «видеть разумно» идеи, ценности и смыслы в самой действительности философия обрела свой предмет и статус самостоятельной науки. Говоря о структуре философии следует, заметить, что философское знание иерархично, сложно по своему составу. О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей). Философия и мифология Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения. Филоофия-это древнейшая сфера интеллектуальной деятельности, возникшая 2,5 тысячи лет назад. Она занимается вопросами, касающимися устройства мира, познания мира (гносеология), оценивания мира и деят-сти человека. Мировоззрение-взгляд человека на мир и место его в этом мире. Исторически первым типом мировоззрения была мифология. Миф-сказание о богах и героях. Религия-вера во сверхъестественное. Сходства философии и мифа в том, что они стремятся познать мир в целом, но разными способами. Миф-с помощью образов, философия с помощью понятий. Отличие: 1. в мифе нет рефлексии (самоосмысления) , в философии не существует границ для рефлексии. Мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному. 2. Философское мышление происходит в понятиях и категориях, но не в символах и образах. 3. Философия не авторитарна, критика для нее вполне естественна. 4. В философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи, т. е. она носит личностный, а не коллективный характер. Философия создается конкретными личностями и обращается к личностям. СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ Отмечая сходство философии и религии, следует сказать: * что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; * фундаментальные религиозные идеи - о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. - по своему характеру сходны с философскими. * оба типа знания ориентированы на знание абсолютного начала; * цель — стремление к истине, хотя по существу и разной. Различия: религия — сознание массовое, философия — теоретическое; религия не требует доказательств и обоснования; религия ориентирована на запредельный мир, философия — на действительность; религия сдержанно отрицательно относилась к научному знанию, а философия всегда на него опиралась; религия концептуальна, вне времени, а философия — образ истории; в религии человек — пассивное существо, а в философии — активно познающий субъект; религиозное знание базируется на вере и догмате, а философское — на опыте, рассудке и разуме; религиозное знание неизменное, коллективное, а потому в философии господствует персонификация, это свободная, открытая система знаний. Взаимоотношения философии и науки являются острой проблемой для современных философов. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они: 1. Философия и наука - две взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в этом мире. 1. Стремятся к выработке рационального знания; 2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений Различия: 1. Философия стремится познать все: видимое и невидимое, ощущаемое органами чувств человека и нет, реальное и нереальное, для философии нет границ - она стремится понять все, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. 2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому. 3. Весьма очевидны различия в понятийном аппарате. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. Философия создает свой собственный язык - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. 4. - В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Но нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. Кроме того, выделяют еще праксиологический уровень, связанный с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира; антропологию – учение о природе человека, его происхождении, законах его существования и развития; социальную философию – учение о законах, теориях и смыслах общественной жизни, т. е. всестороннее учение об обществе. Согласно другим подходам в структуре философии выделяют такие разделы как: философия языка, философия культуры, философия творчества, философия научного разума, философия религии, философия науки, философия права, политическая философия и др. Исходя из обозначенных проблем философии, можно составить представление об основных функциях философии: онтологическая функция – формирование у личности целостного представления о мире, о мироздании и его строении; гносеологическая функция – в системе философии личность найдет знания о чувственном и логическом, интуитивном и эвристическом освоении мира, о способах познания, о критериях истинного и ложного знания; аксиологическая функция – ценностная ориентация человека в мире с историческим противостоянием культуры и антикультуры, ценностей и антиценностей, добра и зла, прекрасного и безобразного; социальная функция – формирование гражданского сознания, гражданской культуры личности, ее способности разбираться в сложных социальных процессах (политических, экономических, правовых, нравственных, экологических и т. д.) для адекватного включения в систему общества со всеми его организациями, отношениями и функциями; антропологическая функция – воспитание у человека чувства собственного достоинства, представления о своих возможностях и способах их реализации, необходимости саморазвития и установления гармоничных отношений в системе межличностных контактов; методологическая функция – это методы познания, методы теоретической и практической деятельности. Религия и философия – это две разные ступени освоения мира Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “… Отмечая сходство философии и религии следует сказать, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Таким образом, и религия, и философия выполняют мировоззренческие функции, они формирует целостную завершенную картину мира. Подобно философии, религия исследует первопричины бытия, мыслимого, они обе являются формами общественного сознания. Однако у них есть различия. В основе религии всегда лежит вера, вера в сверхъестественное, которая не нуждается в рациональном доказательстве и которая воспринимается чувственно- интуитивно, но в тоже время, она всегда нуждается в авторитете. Философия же всегда подвергает критике все установленные положения, ей всегда нужны логические доказательства, критика всего установленного, поэтому в отличие от религии она скорее антидогматична. Философия отвергает всякое подчинение разума вере. Тогда как религия настаивает на этом. Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40–50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами. В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя. Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу (Рок), которая предопределяла, в конечном счете, их участь. Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Прдефилософия: Орфики, Гомер, Гесиод Досократики, Парменид, Платон, Аристотель, стоики неоплатоники. Характеризуя античный период в истории развития человеческой цивилизации в целом, следует указать на теснейшее переплетение религиозного и философского мироощущений, происходящих в мире событий. В Древней Греции и Древнем Риме философия и религия, которая в это время исповедовалась в форме язычества, сосуществовали совместно, не посягая на самостоятельность друг друга. Более того, они порой даже помогали друг другу в понимании окружающего мира. Средневековая философия – проблема синтеза христианства и язычества, проблема соотношения веры и разума, «философия служанка богословия», спор номиналистов и реалистов. Неотделимость философии от теологии, все подчинено господству церкви. Возрождение: Кузанский, Макиавелли, Эразм Роттердамский, Дж.Бруно, Т.Мор, Флорентийская академия. Становление пантеистических идей, зачатки естественной религии и религии разума, попытки критики средневековой схоластики. Реформация – Лютер и Кальвин Значительные изменения во взаимоотношениях между религией и философией происходят в Новое время, хронологически охватывающее собой период с концаXVI века до середины XIX в. Начинается этот период с того, что философия только-только подготавливает пространство для самостоятельного существования, а заканчивается серьезным ослаблением роли религии и доминированием светских концепций, опирающихся на человеческий разум и опыт социально-политической жизни общества. Такое изменение ситуации стало возможным главным образом благодаря потребностям экономического развития преимущественно европейских государств. Жизнь, развитие производства настоятельно требовали эмпирических данных, их систематизации и выяснения причинно-следственных связей. Наука Нового времени, и в частности, естествознание стремятся к познанию действительности, опирающейся на чувственные знания, ибо религиозная вера таких знаний не давала. Обращение к чувственному познанию, ведет к небывалому до этого выявлению конкретных фактов в различных областях человеческой деятельности. Однако характер философского мышления определяется не только ориентацией на чувственное восприятие и практические результаты. Не меньшее значение имеет систематизация, классификация открываемых явлений, способствующих развитию теоретического мышления, которое, в свою очередь, стремится не только отыскать причинно-следственные связи, существующие между явлениями, но и создать на основании полученных знаний новую картину мира и показать роль в нем человека и Бога. Подобный подход полностью подрывал монополию богословия на объяснение происхождения мира и характера происходящих событий, открывал перед человеком новые пути его объяснения и познания, в том числе материалистические, совершенно невозможные в предшествующие столетия. Новое время: естественная религия, деизм и пантеизм, понимание Бога больше как естественный закон, нравственный регулятор. Философия выделяется в отдельную дисциплину, появляется наука, человек начинает ставиться в центр, интерес к познавательному процессу и познающему субъекту, объявление человека онтологически самостоятельным. Религия начинает сдавать свои позиции. Бэкон, Декарт, Спиноза, «Знание — сила». Рационализм и эмпиризм Иррационализм Паскаля. Новую страницу во взаимоотношениях философии с религией открыли французские мыслители-просветители XVIII века. Впервые в истории общественно-политической мысли они сделали Бога, религию, церковные ритуалы объектом критики, порой непоследовательной, а иногда даже ставившей под сомнение право религии со всеми ее атрибутами на существование. Более того, богословие, церковный клир обвинялись во всех земных грехах и, в частности, в том, что сдерживали общественный прогрессу развитие человека и выступали средоточием зла на земле. Жан Мелье, Ж.Ж. Руссо, Монтескье, Дидро Вольтер. Главным земным источником происхождения религии почти все французские мыслители считали невежество народа, предрассудки и суеверия, иарнвише в его среде, незнание природы, космоса, страх перед ними. Именно эти условия были главными, и они породили веру в богов, сначала языческих, а затем христианского. Теоретическая деятельность французских мыслителей-безбожников, которые уже не удовлетворялись лишь отрицанием реальности Бога и обязательности религиозного культа, но также требовали принятия на государственном и общественных уровнях решений, которые бы секуляризировали государственную власть, то есть отделили церковь от государства, ликвидировали привилегии церкви и ее клира, сыграла колоссальную роль в изменении соотношения сил и влияния между религией и философией. С этого момента религия начала постепенно сдавать свои доминирующие позиции практически во всех сферах духовной жизни, а философия не только получила статус самостоятельной и независимой от религии науки, но начала постепенно усиливать свои позиции в общественной жизни. «Философия – не хитрая затея для толпы, изготовленная для показа; она не в словах, а в делах». Сенека Луций Аней Младший - римский философ, поэт и государственный деятель. Дата рождения 4 год до н. э. Безусловно, философия является процессом размышления над конкретными реалиями бытия, но не ограничивается этим. Ведь это размышление должно перерасти в обобщенное деяние, и пойти на пользу обществу, лишь тогда понятие «философия» полностью выполнит свое значение – мудрость. «Философия есть высшая цель человеческой природы, но мало людей могут ее достигнуть». (Ибн-Рудш.) Понять значение роли философии не дается многим людям лишь потому, что это требует глубокого энциклопедического размышления и изучения проблем природы и общества, а также применения этой проблемы в конкретной ситуации, с которой сталкивается общество, и выявление ее универсальности. Именно поэтому мы можем назвать философию высшей целью человечества, но немногие годны для достижения этой цели. Как необыкновенно интересное изречение я хочу предоставить слова великого древнегреческого философа Аристотеля (Дата рождения 384 год до н. э. Воспитатель Александра Македонского. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.) «Философия начинается с удивления». Это высказывание помогает нам представить всю цепочку процесса размышления, которая начинается с удивления каким либо фактом или явлением и продолжается мыслями, которые впоследствии перерастают в конкретное действие. Именно удивление является той точкой отсчета,которая и толкает человека на глубокое размышление. Логическим продолжением нашего размышления будет рассмотрение высказываний современного философа Абдусалама Гусейнова (Дата рождения 8 марта 1939. Советский и российский философ, академик РАН (2003), доктор философских наук) Для того, чтобы перед нами открылась полная картина исследуемого материала, рассмотрим биографию современного философа. А. А. Гусейнова - доктора философских наук, профессора, действительного члена РАН, действительного члена ряда общественных академий, директора Института философии РАН, заведующего кафедрой этики МГУ им. М. В. Ломоносова. Сфера его научных интересов заключается в изучении истории и теории этики, античной этики, морали в контексте культуры, нормативной этики, морали и политике, социальной философии. «Философия учит достойной жизни в пределах и средствами правильной мысли». Данное высказывание говорит нам о том, что философия, прежде всего, исследует принципиальные возможности рационального понимания мира. Этим она и отличается, с одной стороны, от религии, которая апеллирует к откровению, а с другой стороны, от наук, добывающих конкретное, предметно ограниченное знание, однако философия формулирует канон разума, а не только познает мир. Она еще говорит о возможностях, пределах и путях совершенствования и переустройства мира на идеальном уровне – уровне идей. «Философия призвана сконструировать идеальный образ мира и идеальный способ существования в нем». Этим изречением Абдусалам Абдулкеримович показывает роль философии в нашем мире. Всем известен факт, что «философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости». Также мы понимаем, что под этим утверждением подразумевается процесс размышления над реалиями бытия. Таким образом, изречение Гусейнова дает нам понять, что именно философия, размышление помогают сконструировать идеальный образ мира, но для того, чтобы существование в нем не обременяло, необходимо продумать идеальный жизненный путь в этом мире. И заключением размышлений над изречениями Гусейнова станет нижеследующее высказывание. «Рассмотренная в этическом контексте философия выступает как путь, который идет к нравственному совершенству человека и общества». Итак, философия не просто конструирует идеальный современный образ мира, но и является путем к нравственному совершенству человека и общества, что означает не просто мыслительную деятельность, но и конкретное действие, которое облагораживает общество. Заключением наших размышлений станут высказывания великих людей о пользе философии в нашей жизни. В текстах пьес М. Горького часто встречаются в разговоре, диалогах слово «философия», что означает концепцию жизни, или решение какой – либо жизненной ситуации. Обратимся к высказываниям персонажей и рассмотрим пользу философии в нашей повседневной жизни. М. Горький «Мещане» «Плохая у тебя, Таня, привычка делать из пустяков философию! Дождь идет – философия, палец болит – другая философия, угаром пахнет – третья. И когда я слышу такие философии из пустяков, мне невольно думается, что не всякому человеку грамота полезна». - «Ты знаешь, один философ сказал, что только глупому жизнь кажется простой!» -«Философы в глупостях, должно быть знают толк!» Мы наблюдаем разные точки зрения героев, разное отношение к философии, но можем ли мы сказать однозначно, что философия помогает нам мудро принимать решения в повседневной жизни? Конечно, но не стоит перебарщивать с этим, и превращать философию – процесс глубокого размышления – в бестолковую игру слов и мыслей. Философия помогает совершенствовать не только мир вокруг нас, но и самих нас. Одно из отрицательных изречений о философии, сказано персонажем пьесы А. Н. Островского «Таланты и поклонники»: «Философия – то хороша в книжках; а он поживи – ка попробуй на нашем месте!». Однако эти слова можно оспорить, ведь в том то и искусство, чтобы уметь использовать философию на благо общества, на решение собственных проблем, ведь именно знания дают свободу действия и мудрые решения. Последним высказыванием, которое подтвердит мою точку зрения, которая логически обоснована, будут слова Томаса Гоббса: «Цель философии заключается в том, что благодаря ей мы можем использовать предвидимые нами действия и на основании наших действий и на основании наших знаний по мере сил и способностей планомерно вызвать эти действия для умножения жизненных благ». Данное изречение еще раз подчеркивает, что философия – это размышление, которое перерастает в знание, которое впоследствие помогает реализовывать наше умудренное опытом философии понимание в повседневной жизни, и таким образом умножать жизненные блага. |