Главная страница
Навигация по странице:

  • Задания для проверки уровня компетенций

  • Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться

  • Как могло бы "быть в прошлом"

  • Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения

  • В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)

  • Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах

  • - реальны они либо утопичны - есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего - гуманны они либо антигуманны

  • - есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам

  • Вопросы для самоконтроля

  • «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения

  • Античная философия. №2пз_Античная_философия. Вопросы для обсуждения


    Скачать 22.36 Kb.
    НазваниеВопросы для обсуждения
    АнкорАнтичная философия
    Дата06.10.2022
    Размер22.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла№2пз_Античная_философия.docx
    ТипДокументы
    #718969

    ПЗ к теме №2. Античная философия: основные проблемы и идеи.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Особенности и периодизация античной философии.

    2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.

    3. Демокрит и философия атомизма.

    4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания.

    5. Этическое учение и философский метод Сократа.

    6. Философская система идеализма Платона.

    7. Философская и научная картина мира Аристотеля.

    8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.


    Термины:

    Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.
    Задания для проверки уровня компетенций:

    1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

    "Один только путь остается,

    "Есть" гласящий; на нем — примет очень много различных,

    Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

    Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

    И не "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу

    "Есть" одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

    Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

    Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

    Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила


    Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

    Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

    Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

    Кроме него самого, возникать ничему…

    Как может "быть потом" то, что есть,


    Как могло бы "быть в прошлом"?

    "Было" — значит, не есть, не есть, если "некогда будет…

    И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

    Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…1
    а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.


    б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно "было" или "будет"?

    в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.
    2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

    а) "Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим"2.

    б) "Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава»3.
    3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».


    Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?
    4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».


    В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?
    5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.


    Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?
    6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:


    - реальны они либо утопичны?


    - есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?


    - гуманны они либо антигуманны?


    - есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?
    7. Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля: "Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

    Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, - говорил он, - существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей"4.

    "Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…"5

    Ответьте на вопросы:


    а) Чем отличается "общее" Платона от "общего" Сократа?


    б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?


    в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

    Темы рефератов:

    1. Формирование научных знаний в древнем Египте.

    2. Мифология и космогония Древнего Египта. «Книга мертвых».

    3. Философия Анаксагора.

    4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

    5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

    6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

    7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

    8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

    9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

    10. Философия стоицизма в Древнем Риме.

    11. Философия неоплатонизма.


    Вопросы для самоконтроля:

    1. Охарактеризуйте религиозно-мифологическое мировоззрение в древнегреческом эпосе.

    2. Каковы социально-исторические условия формирования философии в Древней Греции: мир и культура полиса.

    3. Этапы развития античной философии.

    4. Натурфилософские учения милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    5. Элейская школа: учение о бытии. Диалектика Гераклита.

    6. Механизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. Пифагорейская школа и учение о числах.

    7. Сократ и учение о знании.

    8. Платон: учение об идеях.

    9. Раскройте смысл учения о государстве Платона. Объясните с позиций учения об идеях понятие «платоническая любовь».

    10. Философия Аристотеля. Понятие метафизики, по Аристотелю. Вклад Аристотеля в развитие формальной логики.

    11. Философия эллинизма. Этика стоицизма и эпикурейства.

    12. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?


    13. «Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения?


    14. «Человек есть мера всех вещей…» — какую философскую концепцию обозначает это высказывание?




    1 Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. — С. 296.

    2 Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1975. Т. 1. Ч. 1. — С. 276.

    3 Там же.

    4 Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1976. — С. 328—329.

    5 Аристотель. Никомахова этика // Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984.- С. 59.


    написать администратору сайта