Вопросы для подготовки к экзамену Мировоззрение и его структура, и типы
Скачать 71.43 Kb.
|
Вопросы для подготовки к экзамену 1. Мировоззрение и его структура, и типы. Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем. Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения. Формы мировоззрения. Мироощущение – это ощущения человека в событиях собственной жизни, его чувства, мысли, настроения и действия. Мировосприятие – это видение мира дружественным или враждебным. Миропонимание – это образы окружающей жизни, сформировавшиеся в сознании человека. Типы мировоззрений. В историческом подходе выделяют 4 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское и научное. Изначально именно мифология была фундаментом, на котором держалась система ценностей в обществе. Она стала одним из факторов, который определял поведение людей. Мифологическое мировоззрение предполагает эмоционально-образное видение действительности и наделение ее фантастическими свойствами. 2. Философия как тип мировоззрения. Философия – это доказательная форма мировоззрения, выраженная средствами мышления (система понятий), поэтому философия – это теоретический тип мировоззрения. Философия – это такой тип теоретической рефлексии (рациональности), суть которого состоит в критическом, в отличие от мифологии и религии. Философия также является самостоятельным видом мировоззрения. Иными словами, она всегда предлагает определенный взгляд на мир и способ постижения (понимания) мира, который отличает ее от мифологии, религии и естественных наук. В отличие от мифа философия не является художественным преданием, завещанным нам предками, но использует строго научные понятия и пытается дать объективное объяснение основных проблем бытия человека в этом мире и познания им этого мира. В отличие от религии философия ищет ответы на вопросы о бытие человека в самом человеке, а не вне его, не в надчеловеческой сверхъестественной сущности. К тому же, религия – это всегда массовая убежденность. Нет религии одного человека. Но философия одного человека может быть. Религиозное мировоззрение не требует теоретизирования и доказывания. Оно является верой. Напротив, философское мировоззрение – это всегда теоретические построения и умозаключения. Наконец, в отличие от естественных наук философия имеет дело не с объектами природы, а с тем, как эти объекты познаются и осознаются человеком. Т.е. центром философского мировоззрения является сам человек, его сознание и роль этого сознания в познании человеком мира и самого себя. К тому же в силу принципа объективности научного исследования естественные науки не могут принимать во внимание интересы и жизненные ценности человека, а философия должна это делать. Можно встретить такой взгляд, что философия – это не вид и не тип мировоззрения, а теоретическое ядро мировоззрения, т.е. комплекс гипотез и их доказательств, лежащих в основе любых типов современного мировоззрения, в том числе религиозного, поскольку религиозная философия также имеет право на существование. Философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, на место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия потому является мировоззрением, что она формулирует объяснения и ответы на основные вопросы бытия и сознания человека. У различных философов и философских школ эти ответы могут быть различны. Они могут быть правильными или являться заблуждениями, но все равно они выражают определенное отношение к миру и человеку, защищают и отстаивают определенные ценности, т.е. являются мировоззрением. Специфику философии как мировоззрения составляет то, что оно, в отличие от мифа или религии, мистики или рациональности, основано не на личном или коллективном переживании, не на вере в потусторонние силы, а также не на бездоказательной убежденности во всесилии разума, а на теоретических доводах и логических рассуждениях. Любое философское мировоззрение имеет под собой доказательственную базу, а не только веру или ничем не подкрепленную убежденность. Эта доказательственная база может быть слабой или сильной, но она обязательно присутствует. В нее входят личный и коллективный человеческий опыт, события истории человечества и исторические процессы, естественнонаучные открытия и наблюдения. В целом человеческое мировоззрение шире чем философия, являющаяся только лишь одним из типов или видов такого мировоззрения. Мировоззрения включает обыденную, повседневную (житейскую) мудрость, которая не входит в круг философских проблем. Оно также включает предрассудки, которые не являются философией. Философия же концентрируется на самых общих, глобальных проблемах, составляющих мировоззрение. При этом использует особо глубокие способы интеллектуальной проработки этих проблем, выстраивая предположения и доказывая их человеческим опытом и результатами (успехами и неудачами) естественных наук. 3. Предмет философии. Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение — это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии. 4. Философия Древней Индии (особенности, основные школы и течения). Индийская цивилизация является одной из самых древних на земном шаре. Она зародилась на полуострове Индостан почти 6 тысячелетий назад. В попытке осмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем, древние индийские философы стали предпринимать первые шаги в развитии мировоззренческих учений. Так зародилась философия Древней Индии, которая оказала значительное влияние на всю мировую культуру. Общая характеристика Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа: Ведический – период ортодоксальной философии индуизма (XV-VI вв. до н. э.). Эпический – период создания знаменитых эпосов «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых рассматривались глобальные проблемы философии того времени, выход на арену буддизма и джайнизма (VI-II вв. до н. э.). Эпоха сутр – период кратких философских трактатов, в которых описаны отдельные проблемы (II в. до н. э.-VII в. н. э.). С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. К основным положениям философии Древней Индии относят: совершенствование внутреннего мира человека; желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий; искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной; восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков; неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого; постижение знаний путем длительного сознательного погружения; подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению. Философские школы Древней Индии В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся: Ньия – самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем. Вайшешика – проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала. Йога – философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу. Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа. К неортодоксальным школам Древней Индии относят: Джайнизм – учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу. Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе. Буддизм – согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим. 5. Древнекитайская философия. Своими корнями философия Древнего Китая уходит в глубокое прошлое и насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Долгое время пребывая в изоляции от всего мира, она смогла пройти свой собственный путь, и приобрести ряд уникальных черт. Особенности древнекитайской философии В период своего становления и развития философия Древнего Китая, как и культура в целом, не испытывала влияния никаких иных духовных традиций. Это абсолютно самостоятельная философия, которая имеет принципиальные отличия от западной. Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян. Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Шан-ди – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб. К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести: Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих. Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю. Философские школы Древнего Китая Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм. Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера. Детство Конфуция было очень тяжелым. После потери кормильца семья жила в страшной нищете, и мальчику приходилось много работать, чтобы помочь матери. Однако благодаря хорошему образованию, настойчивости и трудолюбию, ему удалось сделать успешную карьеру на государственной службе, а после перейти к преподавательской деятельности. Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте. Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме. Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним. 6. Атомизм античных философов. Древнегреческий атомизм – вершина развития материализма в античной философии. Его трудно отнести к какому-либо одному периоду, поскольку в разработке атомистического учения принимали участие мыслители различных эпох античности: «досократик» Левкипп (ок. 500 – 440 гг. до н.э.), в классический период - его ученик Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н.э.), в эпоху эллинизма - Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.). Авторство атомистической концепции, как считают большинство историков, принадлежит Левкиппу, который сформулировал её базовые идеи: существование абсолютной пустоты и движущихся в ней «атомов» (от греч. atomos - неделимый) – мельчайших неделимых частиц материи. Демокрит из Абдер, опираясь на идеи Левкиппа, создал первую последовательно материалистическую философскую систему. Он был автором около семидесяти сочинений на естественнонаучные, математические, нравственные темы, в том числе, трактатов «О геометрии», «О планетах», «О природе», «О поэзии», «Врачебная наука», «Военное дело», «О природе человека», что свидетельствует об энциклопедических знаниях античного мыслителя. К сожалению, ни одна из работ Демокрита полностью до нас не дошла, только отдельные фрагменты, опираясь на которые можно воссоздать основные элементы его концепции. Основа мира, по Демокриту, – атомы (материальные неделимые частицы) и пустота (пространство, в котором развертывается движение атомов и состоящих из них тел). Атомы сами по себе неизменны, но находятся в постоянном движении. Атомов бесконечно много и они различаются по форме (округлые, треугольные, колючие, гладкие и т.п.), по размерам и по расположению в пространстве. Многообразием атомов и их свойств объясняется многообразие и многокачественность природных вещей и явлений. Атомы вечны, но их разъединение приводит к гибели материальных тел, а соединение – к возникновению новых явлений. Душа человека не бесплотна, а состоит из особых атомов – «атомов души», которыми наполнен окружающий мир (воздух, земля, поры камней и т.п.). Демокрит, таким образом, стоял на позиции гилозоизма (греч. hyle вещество + zoe жизнь), признавая всеобщую «оживотворенность» (одухотворенность) природы, что позволило ему с последовательно материалистических позиций разрешить вопрос о «душе» как основе жизнедеятельности человека. Дыхание, необходимое условие жизни, трактуется им как обмен живым существом атомами души с окружающей средой. Смерть, следовательно, – естественный процесс, следствие прекращения дыхания, когда все атомы души покидают тело и рассеиваются в воздухе. Последовательный материализм Демокрита привел его к атеистическим выводам: к отрицанию бессмертия души и существования богов. (Не случайно самый крупный идеалист античности Платон называл Демокрита «безбожником» и призывал сжечь его сочинения.) Демокрит стоял у истоков детерминизма (лат. determine - определяю) – философского учения о наличии в мире объективной закономерности, обусловленной всеобщим характером причинно-следственных связей. Он утверждал, что беспричинных явлений нет, все имеет свою причину. Полностью отождествляя причинность и закономерность, Демокрит отрицал наличие в мире случайности, полагая, что люди называют случайным то явление, причина которого им не известна. Отрицание случайности и абсолютизация закономерности привела Демокрита к выводу о невозможности человеческой свободы, ибо человек, как существо, состоящее из атомов, так же подчиняется всеобщей необходимости, как все природные явления. В эпоху эллинизма атомистическое учение Демокрита был возрождено Эпикуром, последним крупным материалистом античности (см. 2.2.5). В целом, атомизм не имел особой популярности вплоть до конца XYII в., когда начало развиваться математическое естествознание. Идея атомизма широко применяется и в современной науке, хотя представления об атоме в наши дни существенно отличаются от концепции Демокрита. |