Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Философская концепция К. Маркса.

  • 21. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

  • 22. Основные школы и нео- и постпозитивизма

  • 23. Иррационалистическое течение в западной философии. Экзистенциализм.

  • 24. Русская философская мысль XI – XVII веков.

  • 25. Философия русского Просвещения (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

  • 26. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов.

  • 27. «Серебряный век» русской философии.

  • Вопросы для подготовки к экзамену Мировоззрение и его структура, и типы


    Скачать 71.43 Kb.
    НазваниеВопросы для подготовки к экзамену Мировоззрение и его структура, и типы
    Дата26.06.2022
    Размер71.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVoprosy_k_ekzamenu_2 (1).docx
    ТипДокументы
    #616320
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    19. Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.

    Антропологический принцип в философии означает, по мнению. Фейербаха, сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в, единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики).

    Антропологизм в философии - это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, посредством которого природа узнает и познает саму себя.

    По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека взятого в единстве его тела и души.

    Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума.

    Что касается самого антропологического принципа Фейербаха, то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное, раз и навсегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизмен­ны во все времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) доставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».

    20. Философская концепция К. Маркса.

    В своей философской системе К. Маркс исходит из учения о человеке как практическом существе, которое в процессе своего бытия преобразует окружающий мир в целях удовлетворения своих потребностей. В силу этого сущностью человека «вообще», по Марксу, является свободная, творческая, сознательная, целесообразная преобразующая деятельность.

    К. Маркс решает традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и особенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс усваивает диалектический метод, разработанный Г. Гегелем него движущая сила – не дух, а материя. К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное – не демиург всего, а «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого – материальное производство. Материя при подобной интерпретации – не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична.

    На этом построена и теоретико-познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Познание – сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта.

    21. Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

    Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук, а философия выполняет лишь роль их синтетического объединения. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия. Основоположником позитивизма явился О. Конт, который провозгласил разрыв позитивной науки с философией.

    Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии:

    первая, начальная стадия связана с именами О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.;

    вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века;

    третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.

    22. Основные школы и нео- и постпозитивизма.

    Эта школа имеет и другие названия, такие, как логический позитивизм, современный эмпиризм. Её представители считали себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Неопозитивизм берёт своё начало с образования в 1922 г. Венского кружка, в который входили профессора логики, философии, физики и других наук. Наиболее яркие представители кружка – Мориц Шлик (1882-1936 гг.), Филипп Франк (1884-1966 гг.). В 1926 г. в Вену был приглашён Рудольф Карнап (1891-1970 гг.), который стал центральной фигурой в дискуссиях кружка. Огромное влияние на кружковцев оказали труды Б. Рассела, Л. Витгенштейна. Берлинское «Общество научной философии» было представлено Хансом Рейнхенбахом (1891-1953 гг.). В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Веский кружок», где были сформулированы цели и задачи этой школы. С 1938 г. кружок стал выпускать специальный журнал – «Международную энциклопедию унифицированной науки». В начале Второй мировой войны Венский кружок прекратил своё существование в связи с эмиграцией многих членов из Австрии. Ведущие представители этого кружка в эмиграции в Великобритании создали школу Кембриджских аналитиков, а в США – школу логического эмпиризма.

    На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Данное направление представлено трудами таких философов, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабеннд. Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна «Структура научных революций» (1962). Для постпозитивизма характерно ослабление внимания к проблемам формальной логики, что было присуще предыдущему этапу позитивизма. Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, закономерного роста научного знания. Представители постпозитивизма задаются следующими вопросами: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий? Внутри постпозитивизма можно выделить ряд направлений, наиболее яркими из которых были – критический рационализм и историко-эволюционистское направление.

    23. Иррационалистическое течение в западной философии. Экзистенциализм.

    Экзистенциализм – это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта.

    Экзистенциализм, или философия существования, – одно из направлений современной философии, возникшее накануне Первой мировой войны. Его представителями являются К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю и др. В нем традиционно различают религиозное и атеистическое направления.

    Экзистенциализм стремится понять бытие как нечто непосредственно данное. Для такого понимания бытия требуется преодолеть интеллектуализм, рационализм и другие философские традиции. Постигнуть бытие можно только интуитивно, вжившись в него. Только тогда оно становится бытием человека. Для преодоления психологизма в таком понимании бытия в экзистенциализме бытие наполняется понятием трансцендентного переживания. Следовательно, это не переживание отдельного существа, а экзистенция (существование). Экзистенция трансцендирует бытие его конечностью, т. е. смертностью. Таким образом, трансцендирование – это выход за пределы существования человека.

    В рамках разных направлений трансцендирование понимается по-разному. С точки зрения религиозного экзистенциализма трансцендентное – это Бог, для М. Хайдеггера трансцендентность – это реальность, но ее невозможно осмыслить рационально.

    В центре философии экзистенциализма лежит понятие свободы. Для данного философского направления характерно отрицание рациональной традиции, сводящей свободу к осознанию необходимости. Экзистенциализм провозглашает гуманистически-натуралистический принцип в понимании человеческой свободы. Свобода для экзистенциализма состоит в раскрытии природных задатков человека, в его раскрепощении, в развитии его «сущностных» сил.

    Свобода должна происходить из экзистенции, а поскольку экзистенция ориентирована на трансцендентальность, т. е. на выход за пределы наличной ограниченности бытия, то понимание свободы разными представителями экзистенциализма сводится к разным трактовкам трансцендентальности. Г. Марсель и К. Ясперс утверждают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Для Ж. – П. Сартра, у которого трансцендентальность есть ничто, т. е. нигилистическое понятие, свобода есть отрицательность по отношению к бытию. Эту отрицательность он называет эмпирической данностью. Человек свободен в том смысле, что он сам желает, намеревается, проецирует свое бытие и себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. А ее сущность в идеале – в полной независимости от того, что есть. Но в этом случае свобода становится формой проявления крайнего индивидуализма.

    Свобода в философии экзистенциализма предстает своеобразным бременем, которое вынужден нести человек, если он является личностью. Бременем является и выбор. Человек может отказаться от свободы, перестать быть самим собой, стать, как все, но этот отказ происходит вместе с отказом от себя как от личности.

    Экзистенциализм отрицательно относится к разным формам человеческой коллективности. Все это ложное, а не подлинное бытие. Мнимым является и человеческое общение. Оно лишь подчеркивает одиночество каждого.

    24. Русская философская мысль XI – XVII веков.

    - ХI - XVII в. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

    - XVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени;

    - вторая четверть XIX - начало ХХ в.- становление и развитие самостоятельной философской мысли в России;

    - русская философия после 1922 г. – философия русского зарубежья.

    При характеристике особенностей русской философии нужно учитывать также культурно-исторический фон, на котором она формировалась. В России в ходе ее истории произошло переплетение различных типов культур и соответственно типов философствования: рационалистического, западноевропейского и восточного, византийского с его интуитивным мироощущением и живым созерцанием, включенного в русское самосознание через православие. Такое сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

    Начальный период становления русской философии - XI-XVII вв. Этот этап называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому Средневековью с его религиозной направленностью.

    Ее отличительная особенность - отсутствие самостоятельного статуса и пронизанность религиозным мировоззрением. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри.

    В ХVП в. в Россию начинают интенсивно проникать западноевропейские науки, просвещение, получила распространение теория Коперника, которую преследовала церковь. Этот процесс играл важную роль в обмирщении всей культуры и ее секуляризации. Светская культура, в том числе и философия как ее важнейшая мировоззренческая часть, приобретала все большее значение.

    25. Философия русского Просвещения (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев).

    Философия русского Просвещения связана прежде всего с именами таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев. Рассмотрим основные черты их философии.

    М. Ломоносов - основатель Московского университета. Свое место в истории русской философии определил прежде всего тем, что заложил основы материалистической традиции. Он создал теорию "корпускулярной философии", основанной на атомистическом учении. В качестве вывода этой философии он формулирует знаменитый закон сохранения материи и движения. Согласно этому закону, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы.

    Был материалистом. Он считал, что материя первична, а форма-вторична и зависит от материи, а не наоборот, как это делал Аристотель.

    В вопросе о конечных причинах мира М. В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М. В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.

    А. Радищев - автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой он осуждает крепостничество и самодержавие.

    А также «О смертности и бессмертности человечества», здесь Радищев обосновывает единство человека с окружающей природой.

    Считал, что бытие вещей первично.

    Одна из основных проблем философской антропологии Радищева - проблема сущности человеческой души. Излагая материалистические взгляды, отрицающие бессмертие человеческой души, Радищев пытается опровергнуть их, опираясь на «принцип непрерывности». Уничтожение тела не может повлечь за собой уничтожение «духовной энергии» человека, ибо душа есть «существо само по себе, от телесности отличное». Душа непротяженна и неразделима и согласно «закону сохранения духовной энергии» способна «подарить» человеку надежду на бессмертие. Таким образом Радищев допускает бессмертие человеческой души как цель, как «мечту жизни», которая необходима человеку для его непрерывного нравственного совершенствования.

    26. Философские аспекты дискуссии западников и славянофилов.

    В 30-е – 40-е гг. 19 возникло 2 течения:

    Западничество:(Либеральные: Боткин, Грановский; революционно демократические: Чернышевский, Добролюбов, Огорев) Они стремились к тому, чтобы Россия стала передовой державой. В отличие от своих оппонентов, западники доказывали, что Россия идет по тому же пути, что и западноевропейские страны, выступали за европеизацию России и высказывались за сближение со странами Европы. Но они критиковали крепостнические российские порядки, выступали за преимущество наемного труда над крепостным, стремились ускорить отмену крепостничества с сохранением помещичьего землевладения.

    Славянофильство. (Киреевский, Хомяков, Самарин). Они подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу.

    И те, и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства

    27. «Серебряный век» русской философии.

    Понятие Серебряный век, которое обычно используют в отношении русской поэзии конца 19 — начала 20 века, можно отнести и к философии.

    Серебро — символ луны, сумрака, декаданса, нигилизма. Философия начала 20 века находилась в упадке: казалось, что на волнующие вопросы уже невозможно найти ответы силами одного разума, что нет никаких оптимистичных надежд.

    Осенью 1922 года русская интеллектуальная жизнь переживает страшную трагедию, когда всех умнейших людей России, писателей, философов, деятелей науки и культуры собрали и выслали из страны.

    Это событие получило название «философский пароход», представителей интеллигенции вывозили на немецких пассажирских судах из Петрограда в маленький немецкий город Штеттин.

    Остаться в стране — значило рано или поздно быть расстрелянным. Условия переезда были очень жесткими: высылаемым разрешалось взять с собой ограниченное количество вещей, например, по двое кальсон, две пары носков, один пиджак на человека, а все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискации.

    Вот как Лев Троцкий объяснял причины этого трагического события:

    «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

    Среди высланных оказались философы Николай Бердяев, Иван Ильин, Лев Карсавин, Сергей Трубецкой, Николай Лосский, социолог Питирим Сорокин.

    Многие из тех, кто был сослан, продолжили свою деятельность и получили признание в Европе.

    Первый философ, к которому применим термин Серебряный век — Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Бердяев был юристом по образованию: философы конца 19 — начала 20 века часто были непрофессионалами, без философского образования.

    Николай Бердяев — русский экзистенциалист. Две его главные идеи мы находим в названиях его произведений: «Философия свободы» и «Смысл творчества».

    По мнению Бердяева, свобода — это главное в жизни человека. Он утверждает, что свобода первичнее Бога, и идет наперекор общепринятой идее о том, что Бог сделал человека свободным.

    Свобода человека проявляется в первую очередь в творчестве. Творчество — это то, что уподобляет человека Богу. Люди не вечны, в отличие от Бога, но, как и он, они способны творить.

    Бердяев утверждал, что свобода — это трудность и страдания, а не легкость и наслаждения. Он пришел к этому еще до Жана-Поля Сартра.

    «Свобода есть не удовлетворение, легкость и наслаждение, а тягота, трудность и страдание. Должно наступить время в жизни человека, когда он возьмет на себя эту тяготу, трудность, страдание, так как вступит в возраст духовного совершеннолетия. В свободе жизнь будет труднее, ответственнее и трагичнее. Этика свободы сурова и требует героизма».

    Для Бердяева этика свободы — это этика героизма, этика, в которой необходим поступок свободного человека, смелость, отсутствие правил.

    Павел Александрович Флоренский (1882–1937) — православный священник, богослов, религиозный философ.

    Для Серебряного века характерен кризис Русской православной церкви, который заключался в том, что многие философы продолжали быть верующими, но стали отворачиваться от церкви.

    Павел Флоренский был одним из немногих людей, которые продолжали верить в историческую церковь, идею соборности и церковные каноны.

    В своем главном произведении — «Столп и утверждение истины», Флоренский в качестве столпа истины видит церковь, которая оберегает мир от прихода антихриста.

    «Самоутверждение личности, противопоставление ее Богу — источник дробления, распадения личности, обеднения ее внутренней жизни; и лишь любовь, до известной степени, снова приводит личность в единство».

    Флоренский видит человека как часть общины — церкви. Для него была важна интегрирующая роль церкви, идея единения, гуманизма, всечеловечности.

    Флоренский — символ опечаленного русского патриотизма. Талантливый во всем, он всю жизнь проработал на благо России, занимался физикой, арифметикой, химией. У него было очень много почитателей среди православных верующих. Несмотря на то, что Павлу Флоренскому была предоставлена возможность иммигрировать, он решил остаться в Советской России, в 1934 году он был отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, а через три года расстрелян.

    Сергей Николаевич Булгаков (1871–1944) — православный священник, философ и богослов. Он иммигрировал в Европу и стал значимым человеком для Русской православной церкви за рубежом.

    В своей философской работе «Свет невечерний» Сергей Булгаков развивает софиологию Владимира Соловьева.

    «Зарождение мира в Софии есть действие всей Св. Троицы в каждой из Ее Ипостасей, простирающе­еся на восприемлющее существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира, как бы natura naturans, образующею основу natura naturata*, тварного мира».

    natura naturans — творящая природа, natura naturata — нетворящая природа.

    Для схоластики Cредневековья было характерно представление о том, что есть разные уровни тварности:

    Бог — несотворенный и творит;

    Человек — сотворенный и творит;

    Тварь — сотворенная и не творит.

    Согласно Булгакову, творчество — это то, что роднит человека и Бога. Булгаков не просто делает Софию, Премудрость Божию, четвертым лицом Божественной Троицы, он ставит ее отдельно, она начало мира и начало творчества. Именно она позволяет людям в тварном, то есть сотворенном мире, творить.

    Алексей Федорович Лосев (1893–1988) был монахом, ушедшим из церкви — он не смог наладить отношения со советской православной церковью. Лосев в некотором смысле наследник Павла Флоренского: он учился у него, Флоренский венчал Лосева с его первой женой.

    Главная идея его философии — это миф. В своей философской работе «Диалектика мифа» Алексей Лосев рассуждает о том, что такое миф, и отвергает все привычные идеи.

    Для Лосева миф имеет онтологический смысл. Миф — это личностное и историческое бытие. Обычно бытие и познание разделяют, а миф воспринимают как способ познания. Но Лосев считает, что миф — это то, что реально есть, это тоже бытие.

    Философ утверждает, что миф — это встреча бытия и мышления.

    Алексей Лосев автор многотомной «Истории античной эстетики». В Советском Союзе Лосев не мог назвать свой труд историей философии по политическим причинам. «История античной эстетики» и сегодня остается одним из самых значимых трудов по античной философии.

    Как и многие другие представители интеллектуальных кругов, он был репрессирован и смог прожить долгую жизнь только благодаря своему крепкому здоровью.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта