Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация истории Др. Египта

  • Общественный строй Др. Египта

  • 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

  • 3. Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс. Законы Хаммурапи

  • Земельная собственность

  • Обязательственное право

  • Уголовное право, судебный процесс

  • 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.

  • Особенности государственного строя

  • Вопросы для самопроверки к экзамену основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй


    Скачать 123.8 Kb.
    НазваниеВопросы для самопроверки к экзамену основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
    Дата11.06.2018
    Размер123.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBILETY_IGPZS.docx
    ТипДокументы
    #46617
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй.

    Форма правления в Египте – восточная деспотия

    3 в. до н.э. жрец Манифон изложил историю Древнего Египта

    Расположение: северо-восточная часть Африки (соответствует современному расположению Египта)

    4 тыс. до н.э. – появление первых государств – номы – небольшие области, охватывающие несколько поселений, объединенным вокруг городского центра, где находилась резиденция вождя

    Постепенно произошло объединение номов в 2 царства: Верхний и Нижний Египет

    Некоторое время 2 государства существовали рядом друг с другом и вели войны, но тенденция к объединению продолжала действовать и, в конечном счете, привела к объединению 2х государств в единое Египетское государство

    2 тенденции действуют в любом государстве одновременно:

    1. Создание централизованного государства

    2. Разъединение государства

    Другими словами, центробежная и центростремительная – (объединение)

    Как самостоятельное государство Др. Египет просуществовал со 2ой половины 4 тыс. до н.э. до конца 6 в. (был включен в состав Персидской державы). Значит его история насчитывает около 3х тысячелетий.

    Периодизация истории Др. Египта:

    1. Раннее царство (33-29 вв. до н.э.)

      1. Образование единого общеегипетского государства

      2. Правление единого правителя

    2. Древнее царство (28-23 вв. до н.э.)

      1. Образование централизованного сильного государства

      2. В руках фараона сосредоточилась вся законодательная, исполнительная и судебная власть

      3. В конце периода: власть фараонов ослабевает

      4. Усиливается правительство номов

      5. Смутное время

      6. Многочисленные дворцовые перевороты

      7. Распад древнего царства

    3. Эпоха среднего царства (22-16 вв. до н.э.)

      1. Возрождение централизованного египетского государства

      2. В конце периода: ослабление Египта

      3. Завоевание Египта диксоссами

    4. Новое царство (16-11 вв. до н.э.)

      1. Изгнание диксоссов

      2. Расцвет египетской цивилизации

      3. Создание египетской империи

      4. 12 – 11 вв. – упадок Нового царства

    5. Позднее царство (7-6 вв. до н.э.)

      1. Возрождение Египта под властью иноземной династии

      2. Конец 6 в. Египет завоеван Персией и включен в их состав

    Общественный строй Др. Египта:

    Следующие группы населения:

    • Господствующий слой (потомки родоплеменной знати, жречество, чиновники, зажиточные общинники)

    • Основная масса (члены земледельческих общин, чей труд был основной производительной силой; ремесленники, мелкие торговцы)

    • Рабы (большого распространения не было; носило патриархальный характер – рабы не являются основной производительной силой, используются в услужении, экономика базируется не на труде рабов, а на работе крестьян)

      • Было также деление населения по роду занятий:

        • Жрецы

        • Военные

        • Чиновники

        • Мастера

        • «Простые люди»

    Именно поэтому Египет не являлся рабовладельческим государством

    В Египте регулярно проводилась перепись населения (для комплектования армии, сбора налогов, определения потребности в мастерах, чиновников, регуляции рода деятельности населения)

    Государственный строй

    Почти на всех этапах своего развития Древнеегипетское государство было централизованным

    Еще в Древнем царстве сложился централизованный бюрократический аппарат, на который опирался фараон. В период Нового царства окончательно складывается такая форма правления как восточная деспотия.

    Отличительные черты восточной деспотии:

    1. Правитель обладает всей полнотой власти и обожествляется

    2. Центр полностью подчиняет себе управление общиной

    3. Управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, в котором существует четкая система рангов

    4. Все трудовое население, помимо уплаты налогов, выполняет определенные государственные повинности, т.е. привлекается на общественные работы

    В таком виде восточная деспотия сложилась в Египте.

    Государственный аппарат состоял из 3х основных звеньев:

    1. Центральное

    2. Областное (номовый аппарат)

    3. Местное (на уровне общин)

    Носитель высшей гос. власти – фараон, который имел титул Сын Бога Солнца (Великий Дом). Власть фараона передавалась по наследству. Он сосредотачивал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Ему принадлежало верховное право на государственные земли, которые он мог жаловать частным лицам. Вместе с тем, при всей широте его полномочий, его власть нельзя рассматривать как личную, произвольную. Политическая стабильность Египта зависела от того, насколько успешно фараон служил интересам господствующих слоев (жреческая и военная верхушка). Очень показательным в этом вопросе, является правление фараона Эхнатона (Аменхотеп 4) – 1365 – 1348 гг. до н.э. Он предпринял попытку провести религиозно – политическую реформу, целями которой были 1) изменения в египетской религии, 2) уничтожении политического влияния высшего жречества (фиванства – столичного жречества, Фивы – столица Древнего Египта); Бог Атон был провозглашен единым божеством, таким образом сокращалось число жрецов и их влияния. Фараон опирался на служилую знать, а жречество его не поддерживала. Способствовало: укреплению экономики, становлению единого государства, социальное и культурное сплочение Египта, но затрагивало интересы жречества (изменялись их функции, взаимоотношения с государственной власти). Поэтом жрецы и номовая власть стали в оппозицию, поэтому после смерти фараона реформа была отменена.

    Первым помощником фараона был чати, джати или визир. Его функции менялись. Сначала он был жрецом города, где была резиденция правителя, а также начальников царского дворца и возглавлял канцелярию фараона. В Новом царстве он осуществлял контроль за всем управлением в стране, в его руках была сосредоточена высшая военная власть и судебная. Кроме того, он распоряжался земельным фондом, системой водоснабжения, т.е. реально исполнял ряд функций, принадлежащих фараону. Он докладывал фараону о наиболее важных событиях государства, следил за выполнением указаний фараона.

    Центральный аппарат делился на ведомства, среди которых основными были: финансовое, военное, судебное, общественных работ. Большие послушные призыву царя управляли ведомствами, а послушные призыву – простые служащие. В каждом ведомстве был обширный штат писцов, секретарей, курьеров.

    Чиновничий аппарат основывался на принципе строгой иерархии.

    Особенность центрально-государственного аппарата – неразделенность придворных функций: по обслуживанию личности фараона, государственного управления и выполнения жреческих обязанностей, например, носитель царских сандалий был главнокомандующем армии, управителем дворца, начальником обширной области Египта, верховным жрецом и виночерпием.

    Следующее звено – аппарат областной администрации (номовый аппарат) копировал центральные органы и делился на подразделения областного значения. Возглавлялось наматами (представители древней аристократии, власть передавалась от отца к сыну), складывалось образование номовых династий.

    В эпоху Нового царства были созданы 4 новых административных округа: Верхний Египет, нижний Египет столичный округ во главе с Фивами и Теницкая область. Они способствовали централизации государственного управления и ограничении власти номовых династий.

    Низшим звеном в административном управлении были советы общин, которые управляли жизнью общин, наблюдали з оросительной системой и вершили суд. Члены советов общин постепенно превратились в низших чиновников.

    В крупных городах назначались правители из центра. В эпоху Нового царства был создан спец. аппарат для управления завоеванными территориями.

    Важная часть государственного аппарата – армия, которая комплектовалась из свободных египтян + отряда наемников.

    2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.

    Возникновение государства Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное время сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков. К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые постепенно захватили всю территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство, просуществовавшее почти 100 лет. Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевниками-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории. Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера. Удобное географическое положение обеспечивало возвышение Вавилона. Он становится столицей небольшого царства. Первые пять вавилонских царей значительно расширили свои владения. При шестом царе, Хаммурапи, Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья. Созданное Хаммурапи государство, получившее название Вавилония по имени его столицы, было большим, но не сильным. После смерти Хаммурапи Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и в 1595 г. до н. э. Старо-Вавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, правившими Междуречьем около 400 лет.

    Располагался между Тигром и Евфратом (Междуречье, Месопотамия). Сейчас находится Иран и Ирак

    Периодизация:

    1. 1ый государственные образования возникли в 28 в. до н.э. – шумерские города-государства (Ур, Урук, Лагаж). Эти государства сохраняли черт и институты первобытной демократии. Во главе стояли лица, являющиеся военными вождями и верховными жрецами (уточнить более подробно в учебнике)

    2. 24 в до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад. В конце 24го в. до н.э. при царе Сорбонне происходит объединение серверной и южной части Двуречья и образуется шумеро-аккадское государство. Было относительно централизованным, просуществовало почти 100 лет и было завоевано аморелями. В результате образовалось множество мелких и средних государств

    3. В начале 2го тысячелетия до н.э. среди мелких царств возвышается Вавилонское царство, которое объединило под своей властью всю страну. В итоге Вавилон стал столицей империи

    История Вавилонского царства:

    1. Старовавилонский период 19-16 вв. до н.э.

    2. Средневавилонсский период 16-12 вв. до н.э.

    3. Период политического ослабления Вавилона и борьбы за независимость 12-7 вв. до н.э.

    4. Нововавилонский период 7-6 вв. до н.э. Завоевание Персией и исключение в Персидскую державу

    Наибольшего могущества Вавилонское царство достигает в правление царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг.)

    Особенности государственного строя:

    • Вавилонское государство являлось централизованным и имело черты восточной деспотии

    • Во главе государства стоял царь, обладавший законодательной, исполнительной и судебной властью, а также властью религиозной

    • Экономической базой царской власти являлись обширные земли

    • В Вавилоне сформировались те же ведомства, что и в Древнем Египте

    • Важнейшие должностные лица: визир (1 помощник царя), главы ведомств, верховные жрецы, управитель царского дворца, управитель реки (главный канал, который был проведен для ирригационных нужд – «богатство народа») – отсюда и ведомство общественных работ

    • Аналогичным было и административно-территориальное деление

    • В областях управление осуществлялось царскими наместниками, а в общинах – старостами

    • При всей полноте власти, которой обладал царь, назвать восточную деспотию безоговорочно деспотической нельзя, т.к. 1) продолжали существовать общинные органы управления; 2) Некоторые важные города имели особый льготный юридически статус, это выражалось в том, что жители данных городов освобождались от налогов, трудовой повинности и от военной службы; 3) вожди некоторых племен, которые входили в состав государства имели привилегии (освобождение от налогов, военной службы и повинностей)

    • Царь писалось рядом со словом Бог, но Царь Вавилона не рассматривался как Божество и не был верховным жрецом

    Новый подъем Вавилон переживает в VII–VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 гг. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.

    3. Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс.

    Законы Хаммурапи: Правление царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления; это был год, когда царь «установил право стране». Данная кодификация, к сожалению, не сохранилась, а известные сегодня законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба, изображен царь, стоящий перед богом Солнца, Шамашшем, — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба. Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения размещены статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи. При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не учитывают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Нет общих принципов, системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализующего элементов. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, что проявляется в суровости наказания, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

    Особенности общественного строя:

    • Подробно описан в законах царя Хаммурапи и отражает те особенности, которые свойственны общественному строю любого древнего государства, сохраняющего пережитки первобытнообщинного строя

    • Главная особенность – правовой статус определяется принадлежностью к общине

    • Все свободное население делилось на 2 большие группы: 1) полноправные лица, авилум (самые разнообразные слои), которых объединяла община, они были членами общины; 2) мушкены (неполноправные), лица, утратившие связь с общиной, обладали ограниченными гражданскими правами

    • Представители самых разных профессий: строители, плотники, камнерезы и др. => развитые торгово – денежных отношений

    Особенности рабства:

    Патриархальное рабство, рабы - вардум, могли иметь имущество, совершать сделки, вступать в брак со свободной женщиной (дети были свободными), долговое рабство ограничивалось 3 годами. Рабами становились военнопленные, дети, рожденные от рабыни или проданные d рабство родителями. Экономика базировалась на труде общинников.

    Земельная собственность:

    В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлял царь. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких – либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.

    Имущество воинов – илку.

    Обязательственное право:

    Ряд статей, регулировавших аренду земли. Также упоминается о различных видах имущественного найма помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Был широко распространен договор личного найма. Кроме сельскохозяйственных рабочих нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Довольно подробно регулировался договор займа. Большое распространение получил договор купли-продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях. Также договоры хранения (поклажи), мены, товарищества, поручения.

    Уголовное право, судебный процесс:

    Характерные черты вавилонского уголовного права: казуистичность; назначение наказания по принципу талиона (око за око, зуб за зуб); наказание за одно и то же преступление различается в зависимости от того, кем является виновный (потерпевший):авилумом, мушкенумом или же рабом; широкое применение смертной казни; коллективная ответственность общины за грабеж в тех случаях, когда неизвестна личность преступника. Выделялись преступления против личности, имущественные и против семьи. Преступления против личности – неосторожное убийство. Имущественные – кража скота, рабов, грабеж. Против семьи – прелюбодеяние, кровосмешение. Цель наказания – возмездие. Основные виды наказаний: смертная казнь, штрафы, изгнание. Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. Доказательства: свидетельские показания, клятвы, ордалии, письменные документы.

    4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.

    Периодизация:

    1. Хараппская цивилизация (4-3 тыс. до н.э.) (Хараппа – город, крупный центр в Индии); перестала существовать к концу 18 в. до н.э.

    2. Ведийский период (13-6 вв. до н.э.)

      1. Веды – памятники индийской религиозной культуры, главные источники об этом периоде

      2. Социальная организация – племенная. Во главе – военный вождь, племенные собрания; существовали рабы

      3. Позднее появляются варны, происходит становление ранних государств

    3. Магадхско – Маурийский период (2ая половина 1го тыс. до н.э. – 1ый в. н.э.)

      1. Империя мауров (4 в. до н.э. – 2 в. н.э.)

      2. Буддийский период (именно в это время жил Будда и его ближайшие ученики)

    Особенности государственного строя

    • Государство восточного типа, не рабовладельческое

    • Наряду с монархиями были государства с республиканской формой правления

    • Политическая раздробленность была правилом, а централизованные государства – исключением

    • К началу Маурийского периода было около 20 государств

    • К 4 в. н.э. наибольшее влияние приобрела Магадха, правители которой создали общеиндийскую державу

    • Династия Маулин, царь Ашок: период расцвета (государство было наиболее централизованным)

    • В целом государство Мауриев было децентрализованным, в отдельных областях правили местные династии, во многих местах еще был племенной строй

    • Даже в периоды относительной централизации правители Индии не располагали неограниченной властью; большое значение имели совещательные органы: царское собрание, совет сановников (состояли из родственников царя и знати), у брахманов была особенная власть (каждому нормативному акту придавали религиозное значение)

    • Таким образом, власть нельзя деспотической

    Государственный строй:

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта