Вопросы для самопроверки к экзамену основные этапы в истории Древнего Египта. Общественный и государственный строй
Скачать 123.8 Kb.
|
Глава государства – раджа. Наряду с монархиями в Индии существовали государства с республиканской формой правления. Политическая раздробленность была правилом, а централизованное государство – исключением. Совет царских сановников – паришад. Занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Сабха – собрание знати и представителей городского и сельского населения. Выполняла политические функции. Законы Ману В Древней Индии понятие права как совокупности юридических норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру, скорее, этических, чем правовых. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках — дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн. Право собственности: Значительное внимание уделялось охране частной собственности. 7 способов возникновения права собственности: наследование, получение в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, а также получение милостыни, давность владения (10 лет). Выделялось движимое и недвижимое имущество. Основной вид собственности – земля. Выделялись земли царские, общинные, частных лиц. Обязательства: Обязательства из договоров. Договоры займа, аренды земли, купли-продажи, дарения. Брачно-семейные отношения: Патриархальная семья. Глава семьи – муж. Женщина зависела от мужа и сыновей. Брак – имущественная сделка, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью. Браки представителей разных варн не приветствовались, они допускались лишь в том случае, если жених обладал более высоким статусом, чем невеста. Уголовное право и процесс: Известны такие понятия, как форма вины (умысел и неосторожность), рецидив, соучастие, необходимая оборона. Сохранялся принцип талиона, ордалия, ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен. Преступления: государственные, против собственности, против личности, имущественные (кража – тайное похищение имущества), грабеж (совершается в присутствии потерпевшего и с применением насилия к нему). Виды наказания: смертная казнь, штрафы, изгнание, тюремное заключение. Верховный суд вершили царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессом, процесс носил состязательный характер. Основной источник доказательств – свидетельские показания. При отсутствии свидетелей – ордалии. Общественный строй:
Причины происхождения варн:
Идеологическим обоснованием этой системы служила получившая религиозное освящение легенда о том, что общественное положение людей, их принадлежность к варнам зависит от происхождения людей. Все люди произошли от Бога, только брахманы – из уст (значит они изучали священные книги и обучали людей), кшатрии произошли из рук (значит они управляли и защищали). Первые 2 варны были привилегированными. 3 варна произошли из бедер (занимались торговлей, земледелием, главная рабочая сила). 4 варна – из ступней (поэтому они должны служить). Комме варн были еще рабы, которые не играли никакой роли в экономике (было патриархальное рабство) В 1е вв. н.э. на основе варн стали формироваться касты. Изначально они образовывались внутри 3 и 4 варн (непривилегированных) и представляли собой замкнутые общественные группы, различавшиеся по профессиональному занятию (результат разделения труда) В отличие от варны каждая каста не была общеиндийской, а охватывала группу лиц, населяющих определенный район и занятых в одной сфере хозяйственно деятельности. Касты отличались от варн также наличием органов управления, системой взаимопомощи, наличием общей кассы, существованием многочисленных правил общения между членами касты 5. Образование и развитие государства Древнего Китая. Начало периодизации: 2ое тыс. до н.э. (династия Ся) Периодизация Китая – по правящим династиям
Период Шан – Инь Общественный строй:
Государственный строй:
Право
Наибольшего могущества Иньское государство достигает во 2ой половине 13 в. до н.э. при царе Удине, после смерти которого царство пришло в упадок и были завоеваны племенами Чжоу Общественный строй:
Государственный строй
Причины возникновения конфуцианства: Идет развитие ремесла и торговли, общение с другими государства, незнатные становятся богатыми и наоборот, нарушается главное правило социальной системы (кто знатен – тот и богат). Возникает вопрос «как управлять государством?». Сложились 2 философские школы: конфуцианцы и моисты В основе учения Конфуция (551- 479 г. до н.э.) след. принципы морали и долга: гуманность, верность, уважение к старшим, реставрация прошлого уклада жизни, считал, что государству следует принимать модель взаимоотношений между членами семьи, необходимо сохранить такой порядок, когда правитель – правитель, подданные – подданные, сын-сын, т.е. поддерживал старую родовую знать Школы моистов (Лю Дзы): все беды от обособленности, критика передачи должностей по наследству, разрушение старой системы общественного и государственного устройства Формирование 2х школ – конец Джоуского царства 3 в. до н.э. было создано единое централизованное государство Эпоха Цинь Предпосылки объединения
В 4 в. до н.э. в Циньской империи сановником, представителем фригийской школы были проедены след. реформы: 359 г. до н.э. (1ые указы о реформах):
Вторая серия реформ (350 г. до н.э.)
Наносился удар по традиционной социальной иерархии На смену пришла система рангов (присваивались за военные заслуги). Позднее было разрешено приобретать ранги за денге Был создан институт государственных инспекторов, имевших право осуществлять ревизию деятельностям местной администрации. В это время была построена Великая Китайская стена для защиты государства Реформы подорвали господство старой аристократии, открыли путь богатых людей к высокому соц. положению в обществе, дали толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений, сложилась значительная группа мелких земельных собственников Хань Реформы Ван Мана: Запрещалась купля – продажа земли, все земли были объявлены царскими. Запрещена купля – продажа рабов Увеличивается численность гос рабов Денежные реформы, были введены новые налоги Был увеличен гос аппарат Реформы обострили классовые противоречия, привели к разрушению экономику страны. Ханьская династия вернулась на престол после восстания населения и отменила указы Ван Мана. 6. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена. Первое государственное образование – середина 3го тыс. до н.э. (территория Др. Греции), на о. Крит и Микены. Цивилизация – крито-микенская Просуществовала крито-микенская цивилизация недолго, была покорена галийцами, поэтому утверждается родоплеменная организация. В 11 в. до н.э. начинается разложение родоплеменных отношений и с 11 по 9 в. до н.э. период разложения первобытно - общинного строя и появления новых гос. образования в виде полисов – городов-государств – гомеровский период Источник познания гомеровского периода – произведения Гомера Среди таких полисов выделилось 2: Спарта и Афины В Афинах республика была демократической. Историю афинского полиса можно разделить на 2 периода:
В 4 в. до н.э. Афины вошли в состав империи Александра Македонского, появились эллинистические государства, соединившие институты античных и восточных государств Реформы Салона:
Аристократы ценили Салона, так как считали его своим, а демос – за проводимые реформы, однако его реформы носили половинчатый характер Сам Солон говорил: «Да, я предоставил народу почет, не сократил его прав, не дал и лишний закон, также е подумал о тех, кто имел силу. В этих великих делах трудно на всех угодить» Итоги:
После свержения тирании в конце 6 в. до н.э. к руководству Афинами приходит Глисфен (509 г. до н.э.). Он выступил с программой реформ, которые должны были уничтожить остатки родовых отношений. По своему происхождению Глисфен был аристократом, но он возглавил демократическое движение. По мере того, как среди демоса появляются зажиточные граждане, они формируют политическое движение против олигархии, таким образом, в 6 в. до н.э. идет борьба 2х течений: олигархического и демократического. Во главе демократического движения как правило стояли аристократы, так как богатые демократы не мели власти, но имели деньги, поэтому они добивались реформ, а затем и демократизации строя. Реформы Глисфена:
Далеко не всех устраивали изменения в государственном строе, поэтому периодически проводились собрания, где был 1 вопрос: «кто по вашему мнению представляет опасность для афинской демократии?» (Имя писали на черепках, если имя писали 6000 аз – человек изгонялся на 10 лет из общин). Таким образом, в результате реформ Салона и Глисфена происходит окончательное утверждение государственного строя в Афинах, освобождение его от остатков родоплеменной организации и окончательное учреждение демократии. В 5 в. Афины вошли в качестве демократической республики, но продолжались демократические преобразования. Происходит уничтожение остатков господства аристократии |