ответы по истории. Вопросы История в системе социальногуманитарных наук. Основы методологи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы. Ответ
Скачать 22.18 Kb.
|
Вопросы: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологи исторической науки. Формационный и цивилизационный подходы. Ответ: Историческая наука – это комплекс наук о фактах прошлого человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах и в пространственно-временных измерениях. История – это учебная дисциплина, представляющая собой систему обширных знаний о генезисе Российского государства и общества в мировой истории. Отец истории – ГЕРОДОТ Формационный подход к истории подразумевает нахождение единой основы общественной жизни и выделение стадий исторического процесса в зависимости от изменений данной основы. Цивилизационный подход к истории подразумевается, как постоянно сменяющие друг друга цивилизации. Территория России в систему Древнего мира. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности на рубеже VIII-IX вв. Ответ: Варварские королевства – государства, которые образовались на территории Западной Римской империи в ходе её распада в V веке. Королевство вестготов. Королевство вестготов появилось в 418 году в результате заключения договора между императором Рима Гонорием и вестготским королем Валией. Само германское племя вестготов было частью племенного союза готов, когда-то переселившегося из Скандинавии в Причерноморье. В III в. н. э. готский племенной союз раскалывается на западных и восточных готов, вестготов и остготов соответственно. Разбитые пришедшими из Центральной Азии гуннами, готы стали активно переселяться на земли Римской империи. В результате вестготы пошли на восток и поселились в южных землях Галлии. Впоследствии остготы заняли почти всю Испанию. Вестготы поселились на землях на правах федератов. Королевство вестготов наивысшего пира достигло в VI—VII веках, когда был завоеван Пиренейский полуостров. Но в результате арабского нашествия королевство погибло в 718 году. Королевство вандалов и аланов. Вандалы – германское племя, которое в конце IV века спасаясь от теснивших их готов и гуннов, ушло из придунайских земель Паннонии на запад. А в 406 году вандалы совместно с племенами аланов и свевов перешли Рейн, вторглись в Галлию, после её разграбления отправились в Испанию в 409 году. Но с севера вновь пришли готы, вестготы и в результате вандалы и аланы отправились покорять уже Северную Африку в 429 году. Воспользовавшись местными усобицами к 435 г. смогли установить господство над значительной частью римской Северной Африки. В 435 г. вандалы заключили договор с римлянами, пришельцы стали федератами. Но в 439 г. вандалы нарушил заключенную договоренность и захватили Карфаген. А в 455 г. напали на Рим и подвергли его чудовищному разгрому. Но в 534 г. королевство вандалов уже не смогло противостоять армии византийского полководца Велизария и было им разбито. Так пало государство вандалов и аланов. Королевство бургундов. Бургунды – германское племя, которое в начале нашей эры обитало по разным предположениям в Скандинавии, на острове Борнхольм или же в районе устья реки Одер. Под давлением переселявшихся готов бургунды двинулись со своих мест и в середине II века нашей эры впервые выходят к границам Римской империи. А в 413 году племя бургундов стали федератами, таковыми из признал римский император Гонорий. Бургунды получили во владения земли для своего поселения в районе города Вормс на левом берегу Рейна. Возмущение бургундов в 435 г. против власти римлян привело к разгрому бургундов наемной дружиной гуннов. Король бургундов Гундахар был убит, а в 443 г. остатки бургундского народа были переселены полководцем Аэцием на берега реки Роны в Галлию. Король Гундиох основал новое Бургундское королевство. Но в 534 г. бургунды были разбиты набравшими силу франками и земли бургундского королевства стали частью государства франков. Королевство франков. Франки – союз германских племен, которые впервые были упомянуты в 242 г. н. э. Своё государство франки основали в 481 г. Основателем королевства стал правитель Хлодвиг I. Именно на основе королевства франков появилась уже империя Карла Великого. Само название племени франков дало название современной Франции. Королевство остготов. В 488 году император Флавий Зенон заключил с остготским королём Теодорихом соглашение, согласно которому Теодорих в случае победы над Одоакром становился правителем Италии в качестве представителя императора. В 493 году цели соглашения были достигнуты. В 555 году при императоре Юстиниане I итальянское королевство остготов было завоёвано Византией. Королевство свевов. Свевы – название многоплеменного состава германских народов, населявшего земли Восточной Германии. В ходе Великого переселения народов свевы оказались в 409 г. в осели в северо-западной части Иберийского полуострова. Их королевство пало в 585 году под ударами вестготов. Королевство лангобардов. Лагонбарды – германское племя, которое в 568 году вторглось в Северную Италию. А к середине VIII века их государство уже занимало почти всю территорию Апеннинского полуострова. А в 774 г королевство лангобардов было завоевано Карлом Великим и включено в состав Франкской империи. Королевства англосаксов в Британии. Германские племена англов, саксов и ютов к середине V века завоевали Британию. А в VI веке на британских землях образовались семь королевств, со временем, ставшие одним государством, королевством Англией. К варварским королевствам также причисляют и государство Одоакра, которое существовало после падения власти римских императоров в 476 г. и установления уже господства самого короля Одоакра. Китай: Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформаций и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе. Зарождение феодальных отношений (в особой форме) историки датируют временем от XI до IV в. до н. э., хотя считается, что особые возможности для развития они получили приблизительно к III в. н. э. Постепенно, медленно изживалось рабовладение. Формировались феодальные отношения в их особом, "восточном", варианте. Серьезные трансформации шли в духовной жизни, пересоздавалась государственная структура и ее нравственные основы. В этом смысле переломным моментом в истории Китая стало появление конфуцианства. Япония: Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Там проявились и черты, характерные для всего восточного мира, и - одновременно - особенности, присущие западной модели. Япония - молодая цивилизация. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к IV-VI вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь-правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев. Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться невероятно высокими темпами, преодолевая ту гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Русь Разложение родоплеменного строя у восточных славян, явственно обозначившееся на переломе X–XI вв., резко усилило напряженность в обществе. Оказались подорванными устои родовой защиты, исчезли многие традиционные институты; множились насилия, произвол, преступления. В этих условиях возросла роль княжеской власти, взявшей на себя попечение о внутреннем мире и безопасности, что возвысило князя над обществом. Но постепенно крепнет волостная община, земщина, которая претендует на верховную власть. К середине XII в. состязание князя и веча заканчивается победой земщины повсеместно. Правда, распри между ними продолжались, но при очевидном превосходстве городских общин. Политические конфликты князя и вече – лишь одна из граней внутриобщинной борьбы. Нередко волнения городского и сельского люда вызывались социальными, религиозными и бытовыми противоречиями. Часто в одних и тех же событиях присутствуют различные элементы. Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри – волостные и межволостные. К первым надо отнести стычки старших городов с пригородами, стремившимися к независимости и созданию собственной волости, а ко вторым – вражду соседних волостей друг с другом. Все это нашло отражение в древнейшем своде законов Руси – «Правде Русской». Под этим названием известны три памятника: «Краткая Правда» – древнейшая, «Пространная Правда», которая относится ко второй половине XII в., и «Сокращенная Правда», основанная как на «Пространной», так и на некоторых, не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, «Краткая Правда» делится на «Правду Ярослава» (около 1016 г.), «Правду Ярославичей» (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. «Пространная Правда», как считают некоторые исследователи, была составлена в начале XIII в. на основе «Краткой» с добавлением ряда статей. Такова принятая на настоящий день периодизация древнейшего русского законодательства. В то же время надо иметь в виду, что и «Краткая Правда», и «Пространная Правда» – цельные памятники и их деление достаточно условно. «Правда Русская» основана на обычном праве, которое было вполне жизнеспособным в условиях древнерусской социально-экономической и политической жизни. В свою очередь «Правда» стала базой для последующего развития русского права. В XI–XII вв. сохранялась идея восточно-славянского единства, но разобщенность политической жизни в рамках городов-государств также способствовала накоплению различий между восточнославянскими общностями. Определенные различия в языке, материальной культуре появляются еще в период расселения восточных славян по Русской равнине. Сильный импульс этому процессу был дан перипетиями бурного XIII столетия. Впоследствии земли будущих Украины и Белоруссии оказались в составе великого княжества Литовского. Здесь на основе древнерусского литературного языка сформировался старобелорусский язык, который стал государственным языком в Литовско-Русском государстве. Со временем, особенно после Люблинской унии, в результате проникновения в него оборотов живой народной речи формируются украинский и белорусский языки. Определенную роль в этом процессе играл и церковнославянский литературный язык. Название «Украина» появляется уже в конце XII в. для обозначения древнерусских земель, непосредственно граничивших со степью. Термин употреблялся в значении край, «краина», окраина, земля. В значении «земля», «страна» Украина, Вкраина употребляются в устном народном творчестве, в думах и песнях, относящихся к XVI–XVII вв. В XIV в. в источниках появляется название Великая Русь, а с конца XV в. – Россия. Тогда же появилось название Белая Русь, относившееся к землям, на которых формировалась белорусская народность. Одновременно в официальных документах и в литературных произведениях употреблялось название Малая Русь. В народных массах это название не привилось. Помимо языка и названия постепенно складывается определенная общность экономической жизни, а также общность психического склада, культуры и быта. Естественно, что географический фактор играл здесь далеко не последнюю роль: на Украину большое влияние оказывала степная тюркская культура, а на Белоруссию более близкая польская. Итак, на протяжении XV–первой половины XVII вв. складываются украинская, белорусская и великорусская народности. Развитие государственности на Руси в IX – первой половине X вв.: внутренняя и внешняя политика киевских князей. Наивысший расцвет Киевской Руси. Причины, процесс и значения принятия христианства на Руси. Династические связи киевского княжеского дома с европейскими правящими домами. Ответ: Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян: · Славянская (антинорманнская). Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение (М.В. Ломоносов). · Норманнская. Древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Г. Байер, А. Шлецер, Г. Миллер). · Центристская (современная). Древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но и при участии варягов (большинство современных историков. Причины же образования Древнерусского государства связаны объективными процессами, проходившими в экономической и политической эволюции восточных славян. Древнерусские князья и их деятельность. 862-879 гг. Рюрик - родоначальник династии Рюриковичей. 879-912 гг. Олег - Результатом похода новгородского князя Олега в 882 г. стало образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Олег упрочил внешнеполитическое положение Руси. В 907 г. Совершил удачный военный поход на Константинополь (Византия). 912-945 гг. Игорь - организовал военные походы против Византии (941 г. – закончился неудачей, 944 г. – заключение взаимовыгодного договора). Расширил границы древнерусского государства (под контролем Игоря оказались племена радимичей, вятичей, уличей, кривичей и др.). Полюдье - это ежегодный объезд князьями вместе с боярами и дружиной подвластных им территорий с целью сбора податей с местного населения. 945-962 гг. Ольга - после гибели Игоря (Древляне постарались) его жена Ольга для стабилизации ситуации ввела вместо полюдья нормированный размер дани (уроки) и установила места сбора дани (погосты). В 957 г. Первой из русских князей приняла христианство под именем Елена. 962-972 гг. Святослав - инициатор и руководитель многих военных походов (разгром Хазарского каганата, Волжской Булгарии, войны с Византией, столкновения с печенегами). 972-980 гг. Первая междоусобная война на Руси 980-1015 гг. Владимир I Святой - 980 г. – языческая реформа князя Владимира. 988 г. – принятие христианства. Дальнейшее расширение и укрепление государства. Успешные военные походы против поляков, печенегов. 1015-1019 гг. Вторая междоусобная война на Руси 1019-1054 гг. Ярослав Мудрый - окончательно разбиты печенеги, развитие церковного строительства, укрепление системы управления, уменьшение церковной зависимости от Византии (1055 г. - назначение русского митрополита), введение письменного свода законов Русская правда. |