Главная страница

Вопросы к экзамену по литературе. ЭЭЭЭ. Вопросы к экзамену Детская литература с практикумом по выразительному чтению


Скачать 78.15 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену Детская литература с практикумом по выразительному чтению
АнкорВопросы к экзамену по литературе
Дата19.06.2022
Размер78.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭЭЭЭ.docx
ТипВопросы к экзамену
#603358
страница3 из 5
1   2   3   4   5

  • Литературно- художественный и исполнительский анализ.

Б.С. Найденов в своей работе высказал мнение о том, что
«художественное произведение - явление сложное и многогранное, и постичь его глубину только путём чтения или слушания невозможно. Не анализ мешает непосредственному восприятию, а излишняя рассудочность анализа разрушает художественное восприятие». Поэтому он подчёркивает: «Ход творческого анализа должен быть естественным, как и ряд ответов на вопросы, которые у нас возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение» [22, С.80].
Подготовка к воплощению литературного произведения в звучащем слове требует применения особого метода - исполнительского анализа. По мнению З.А. Шелестовой, целью такого анализа является содействие «созданию произведения искусства художественного (выразительного) чтения» [25,С.275]. Исполнительский анализ художественного произведенияво многом шире филологического, так как направлен на работу воображения чтеца, затрагивает его эмоциональную отзывчивость. Специфика такого анализа заключается в том, «что предметом его внимания является не только произведение, но и сам
исполнитель с характерными чертами его личности» [Там же, С.294].
В работе посвящённой методике выразительного чтения, З.А. Шелестова рассматривает этапы исполнительского анализа, разработанные Н.М.Соловьёвой, С.С. Бугаевой, А.И. Шварцом, Н.А. Бендер. Изучая их, она приходит к выводу, что исполнительский анализ начинается с «действенного анализа», так как именно он позволяет определить основную цель (сверхзадачу), ради которой читатель собирается исполнять произведение.
Метод действенного анализа появился благодаря К.С. Станиславскому. В своей творческой деятельности великий театральный режиссёр искал способ преодоления пассивности актера, который, «вместо того чтобы с самого начала работы активно искать путь, сближающий его с ролью, стал возлагать ответственность за создание этого пути на режиссера» [12, С.5].
Ю.К. Беседа приводит следующую последовательность действенного анализа: 1) деление текста на куски (части); 2) озаглавливание каждого куска;
3) определение задачи каждого куска; 4) выделение главного слова в каждом куске, которые несут в себе наибольшую смысловую нагрузку; 5) нахождение эмоциональной и смысловой кульминации; 6) определение главной цели чтения; 7) определение основного смысла (согласие или несогласие с авторским взглядом) [3].
Формулируя задачу и произнося текст каждого куска, следует сразу же проверять, возможно ли выполнение этой задачи, ложится ли она на текст и помогает ли правильно передать его. Для этого необходимо ясно и чётко понимать смысловую сторону произведения, в этом, по мнению З.А.Шелестовой, помогает «логический разбор»: определение логических пауз, ударных слов и т.д. После того, как детально будет проработан текст каждого отдельного куска, чтец может вернуться к работе над пониманием всего произведения в целом.
Исполнитель должен ярко и наглядно представить себе всю изображённую в произведении жизнь, разобраться в мыслях, которые автор заложил в текст, в том числе и в тех, что не выражены словами (подтекст). Все персонажи произведения должны стать для него живыми, хорошо знакомыми людьми. Чтец должен ясно представлять себе все их действия, обстановку, пейзажи, предметы и явления. Только на основе таких подробных представлений можно понять мысли и чувства автора.
Интересной представляется структура, разработанная С.С. Бугаевой, а точнее один из предложенных ею этапов, который помимо действенного, включает в себя литературно-критический анализ текста (жанр, стиль, композиция, система образов и т.д.). Это, несомненно, дополняет наше представление об исполнительском анализе.
Ещё один этап связан с необходимостью уточнения, углубления и в то же время расширения понимания произведения «за счёт литературоведческих и биографических данных». Этот пункт был предложен Н.М. Соловьёвой, как один из этапов исполнительского анализа [25, С.295].
Кроме того, стоит также упомянуть и категорию, которую сформулировал А.И.Шварц, а именно: «отношение рассказчика к теме, сюжету и персонажам» произведения.
Действительно, при подготовке к выразительному чтению особое внимание мы уделяем позиции автора, его отношению к происходящему. В последствие мы формируем интерпретацию, стараясь приблизить её к авторскому пониманию изображённой им действительности.
На необходимость изучения данного вопроса указывает и Б.С.Найденов, отмечая, что произведение «всегда включает в себя отношение автора к изображаемым явлениям жизни, его оценку явлений, идейно-эмоциональное их осмысление» [22, С.73]. Если исполнитель «произносит слова текста без должного проникновения в мысли автора, без чёткого представления явлений действительности, которые эти мысли вызвали, то во время чтения не возникает единство мысли, чувства и воли читающего, такое чтение не выявит идейно-эмоциональной сущности произведения, не выполнит основной функции речи - общения» [Там же, С.74].
Таким образом, на основании выше описанного мы можем выделить некоторые этапы исполнительского анализа, которые могут быть использованы в практике выразительного чтения на уроке литературы в 11 классе.
К таким этапам относится: 1) действенный анализ; 2) логический анализ;

3) литературно-критический анализ; 4) изучение биографических и литературоведческих данных 5) постижение авторской позиции; 5) постижение идейно-эмоциональной оценки рассказчика.

Однако при всём при этом не стоит забывать, что такой разбор невозможен без учёта художественной специфики изучаемого произведения. Отсюда следует, что подготовка к чтению всегда будет зависеть от конкретного текста и исполнителю необходимо искать те приёмы, которые могли бы передать всё своеобразие и неповторимость каждого отдельно взятого произведения.

  • Литература в жизни современного ребенка.

Искусство для детей - это обширная, многообразная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский театр, цирк, радио, видео и телевидение. Но даже в окружениивсех этих муз, многие их которых рождены новейшей техникой, одно из древних искусств - литература, а также сопутствующая ей книжная иллюстрация занимает особое место в жизни современного ребёнка.
Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы и магии поэзии. В младшем школьном возрасте эта способность еще более усиливается. Глубокую настоящую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по словесным богатством речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную, стихотворную речь С. Михалкова, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н. Носова.
Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интерес, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма. В.Г. Белинский отмечал, что «хорошая детская книга для детей - это праздник».
Ребенок - это человек, который только ещё входит в боль полный для него неизведанного, заманчивого, интересного.
Художественная книга для детей младшего школьного возраста разнообразна по своей тематике. Она включает в себя народны литературные сказки, повествует о жизни природы, рассказывает и о самих детях, и о взрослых, она заглядывает в самые отдалённые утолки всего земного шара, излагает увлекательные, научные и технические проблемы. Наконец она вводит своих читателей в жизнь человече общества, как прошлого, так и современного, раскрывает перед ними красоту и значение труда в жизни людей. Из книг юные читатели узнают о подвигах своих отцов и дедов.
Нередко произведения, первоначально адресованные взрослым, в тех случаях, когда они оказываются доступными пониманию детей, надолго, а иногда и навсегда переходят в круг детского чтения. Известно например, что сказки Пушкина, без которых мы не мыслим сейчас детскую литературу, предназначалась в первую очередь для взрослых, а не для детей. То же самое можно сказать и о баснях Крылова, отдельных лирических произведениях Лермонтова.
Детской литературой принято именовать то, что специально создано для детей, а кругом детского чтения - всю литературу, читаемую детьми. Естественный процесс расширения круга детского чтения обогащает детскую литературу, усиливает её идейно-воспитательную гражданственную, патриотическую значимость, патриотическую значимость, потому что книги, пришедшие в детскую литературу из общей литературы, вводят детей в круг проблем и задач большой «взрослой» жизни.
Настоящая литература призвана решать задачи нравственного воспитания. Детская литература обращена к растущему человеку. Поэтому, говоря о педагогических требованиях, предъявляемых к детской литературе, мы должны иметь в виду органическое соединение в ней воспитательной, познавательной и эстетической секции, обязательный учет возрастного уровня юного читателя.
Выдающиеся литераторы разных эпох принимали участие в строительстве здания детской литературы, в формировании круга детского чтения.
Это были Пушкин и Крылов, Чуковский и Одоевский, Погорельский и Ершов, Л. Толстой и Некрасов, Чехов и Мамин-Сибиряк, Бианки и Пришвин и многие, многие мастера художественного слова.
В детское чтение вошли такие произведения Гоголя, Лермонтова, Кольцова, Тургенева, Достоевского, Гаршина, Короленко и многих современных поэтов и писателей, творчество которых рассматривается в соответствующих обзорных главах.
Неоценимый вклад в развитие детской литературы внесли многие передовые деятели русской культуры и общественной мысли. Яркий след в истории детской литературы оставил выдающееся русский просветитель XXIII века Новиков. Лучшее, что было создано в области теории и критики детской литературы XIX века, принадлежат Белинскому, Чернышевскому и Добролюбову.
Будучи частью общей литературы, детская литература выросла в борьбе передовых реалистических и демократических течений против направлений, служивших целям реакции, классового угнетения.
Современная литература явилась достойной преемницей замечательных традиций передовой детской литературы. Эти традиции передовой детской литературы были укреплены, развиты и обогащены. Для детей писали В. Маяковский, А. Толстой, А. Гайдар, С. Маршак, К. Чуковский, Б. Житков, В. Бианки, Л. Кассиль, В. Катаев, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов и многие другие художники.

  • Художественная книга для детей.

Детская художественная литература - это литература, которая написана специально для детей и выполняет цель воспитания и образования. Детская художественная литература воплощается в детских книгах. Характерными чертами именно детской художественной литературы являются: В главной роли выступают дети Темы интересны детям Небольшой объем Привлекающие внимание рисунки Упрощенный язык Диалоги Динамика, приключения Счастливый конец Воспитательный элемент Первоначально произведения для детей были устными, они были представлены в виде сказок, стихотворений, песен, которые несли в своем содержание некое поучение. Так же были и развлекательные произведения. В 18 веке девство начинает пониматься как особый период в развитии человека, ранее считалось, что ребенок представляет собой уменьшенную копию взрослого. В 18 веке ученые начинают осознавать, что детская психика иначе воспринимает окружающую действительность, это находит свое отражение и в литературе. И только в 18 веке появились отдельные жанры детской литературы. «Маленькая хорошенькая карманная книжечка» Джона Ньюбери – первая развлекательная книжка для детей, она была опубликована 1744 году, имела яркую обложку и содержала картинки, рифмы и игры. Ньюбери считал, что детские книги играют большую роль в развитии и воспитании ребенка, он считал, что они обладают особой ценностью, именно он был основным издателем таких книг в то время. Он публиковал как свои книги, так и книги других писателей. Большое влияние на формирование детской литературы оказал Жан-Жак Руссо. По его мнению, воспитание ребёнка должно основываться на его природных интересах. Эти идеи были поддержаны такими писателями как Томас Дэй и Марией и Ричардом Эджуортами. Дэй публикует в 1783 году «Историю Стелфорда и Мертона», а Эджуорты в 1780 «Практическое образование: история Гарри и Люси».

Особый вклад в развитие детской художественной литературы внес известный датский писатель Г. Х. Андерсен. Путешествую по Европе, он коллекционировал народные сказки, затем он опубликовал их. Он в свою очередь действовал по аналогии с писателями Якобом и Вильгельмом Гриммом, которые собирали немецкие народные сказки – весьма популярные в Германии. Ученые других стран так же занимались подобным коллекционированием, что весьма благотворно отразилось на развитии детской художественной литературе. На развитие детской художественной литературы оказали влияние такие произведения как ««Швейцарский Робинзон» Йохана Давида Висса и «Щелкунчик и Мышиный король» Гофмана. 19 век называют золотым в развитии детской художественной литературы. В 19 веке произведения детской художественной литературы ставят перед собой цель активизировать детское воображение. Главной отличительной чертой произведений является увлекательность и интересность. В этот период детская литератур приобретает всю большую популярность, связано это с тем что люди различных социальных слоёв стали более грамотными, а также широко стало развиваться книгопечатание. Появляется фантазийный жанр, ярким примером этого жанра является «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Так же всемирно известным произведением этого периода является «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» Карло Коллоди, «Книга джунглей» Редьярда Киплинга, «Питер и Венди» Джеймса Мэтью Барри. Отдельно следует отметить и скандинавские детские произведения такие как «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф и «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен. Развитие детской художественной литературы в России Первые произведения для детей в России появились в 16-18 веках, это были «Сказки о Шемякином суде» - сатирические повести сатирического происхождения, и «Сказка о Ерше Ершовиче» - сатирическая повесть. Эти и другие подобные произведения пользовались популярностью у детей. Но все же в это время детская литература в основном состояла из религиозной литературы. В начале 18 века начинает преобладать литература образовательная и воспитательная. Так же в 18 веке становятся популярны так называемые лубочные картинки – изображения с подписями, образа и надписи были простыми и понятными. Были популярны и такие жанры как басни, легенды, повести, сказки. Новый значимый этап развития русской художественной литературы начинается с середины 18 века. На развитие детской литературы в этом периоде оказали большое влияние такие писатели как М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин. Они работали в таких популярных на тот момент жанрах как басня, сказка, поучительный рассказ, ода. Начиная с 1917 года детская, литература берется под особый контроль государства. В это время особую роль в развитии литературы оказали М. Горький, С. Я. Маршак. В детской литературе обязательно освящались принципы коммунизма. Массово публикуются художественные биографии известных личностей, таких как В. И. Ленин, Павлик Морозов. Начинает развиваться фантастический жанр. Александр Беляев – первый в СССР писатель-фантаст, «Человек Амфибия» одно из известных его произведений. Как и следовала ожидать, Вторая мировая война оказала большое влияние на художественную детскую литературу. Основными темами детских произведений становится война, роль детей на войне, детские подвиги. К популярным произведениям этого периода относят повесть «Васёк Трубачёв и его товарищи» Валентины Осеевой, роман «Молодая гвардия» Александра Фадеева, повесть «Сын полка» Валентина Катаева. Наибольший пик развития советской детской художественной литературы приходится на 60-80-ее годы 20 столетия. Среди известных произведений можно назвать «Судьба человека» М. Шолохова, «Белый Бим, Черное ухо» Г. Троепольского и другие. Классификация детской художественной литературы Все произведения детской художественной литературы можно классифицировать по двум направлениям: Жанру Возрасту Жанр произведения определяется техникой исполнения, содержанием и размером. Выделяют следующие жанры детской художественной литературы: Мифы Сказки Басни Легенды Фэнтези Реализм Историческая проза Поэзия По возрасту книги делят на детские и подростковые.

  • Иллюстрированные книги для детей.

Все дети любят сказки: любят слушать, как их рассказывают бабушки и мамы, а те, кто умеет читать, читают сами. Читают и рассматривают интересные, красочные картинки - иллюстрации, которые рассказывают о героях книги ничуть не меньше, чем текст самой сказки. А кто же создает эти иллюстрации? Ну конечно художники, художники - иллюстраторы.
Кто такие иллюстраторы? Это художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание книжки, лучше представить её героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они живут...
По рисунку художника-иллюстратора сказки вы можете догадаться, даже не прочитав её, злые герои сказки или добрые, умные или глупые. В сказках всегда много фантазии, юмора, поэтому художник, иллюстрирующий сказку, должен быть немного волшебником, обладать чувством юмора, любить и понимать народное творчество.
Давай познакомимся с некоторыми художниками-иллюстраторами детских книг.
Юрий Алексеевич Васнецов 2

Юрий Алексеевич Васнецов

Юрий Алексеевич Васнецов-6110525

Юрий Алексеевич Васнецов 2

Юрий Алексеевич Васнецов

PrevNext

ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАСНЕЦОВ (1900 – 1973ГГ.)

Иллюстрировать книги для детей начал с 1929 года. Его книга «Ладушки» в 1964 году была удостоена высшей награды — Диплома Ивана Фёдорова, а на Международной выставке в Лейпциге она получила серебряную медаль. Юрий Алексеевич был замечательным художником – сказочником, для его творчества были характерны доброта, спокойствие, юмор. С детства полюбил он яркую, весёлую дымковскую игрушку и не расставался с навеянными ею образами, перенося их на страницы книг.
В иллюстрациях Васнецова живёт простодушное восприятие мира, яркость и непосредственность: гуляют кошечки в розовых юбочках и зайцы в валенках, пляшет круглоглазый заинька, уютно горят огоньки в избах, где мыши не боятся кота, где такое нарядное солнце и облака, похожие на пушистые блины. Его картинки к фольклорным песенкам, потешкам и прибауткам нравятся всем малышам («Ладушки», «Радуга-дуга»). Он иллюстрировал народные сказки, сказки Льва Толстого, Петра Ершова, Самуила Маршака, Виталия Бианки и других классиков русской литературы.
Евгений Михайлович Рачёв 2

Евгений Михайлович Рачёв

Евгений Михайлович Рачёв 1

Евгений Михайлович Рачёв 2

Евгений Михайлович Рачёв

PrevNext

ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ РАЧЁВ (1906-1997 ГГ.)

Наверное, трудно найти человека, любящего детские книги и при этом не знакомого с иллюстрациями Евгения Михайловича Рачёва. Его по праву можно назвать одним из самых известных художников детской книги прошлого века.

Евгений Михайлович – художник-анималист, автор иллюстраций к русским, украинским, румынским, белорусским и другим народным сказкам, сказкам народов Севера, басням Ивана Крылова и Сергея Михалкова, сказкам Дмитрия Мамина-Сибиряка, произведениям Михаила Пришвина, Михаила Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого, Виталия Бианки и т.д.
Его яркие, добрые и весёлые рисунки запоминаются сразу и навсегда. Самые первые сказки детства – «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Коза-дереза» - остаются в памяти именно с иллюстрациями Евгения Рачёва.
«Чтобы делать рисунки к сказкам о животных, конечно, надо хорошо знать природу. Надо хорошо знать, как выглядят те звери и птицы, которых собираешься рисовать», - писал о своей работе художник.
Но звери, которых рисовал Евгений Михайлович, - не просто лисы и волки, зайцы и медведи. Их образы отражают человеческие эмоции, характеры, настроение. «Потому что в сказках животные похожи на разных людей: на добрых или злых, на умных или глупых, на озорных, весёлых, смешных» (Е. Рачёв).
Евгений Иванович Чарушин 4

Евгений Иванович Чарушин

Евгений Иванович Чарушин 1

Евгений Иванович Чарушин 2

Евгений Иванович Чарушин 3

Евгений Иванович Чарушин 4

Евгений Иванович Чарушин

PrevNext

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЧАРУШИН (1901 - 1965 ГГ.)

Евгений Чарушин известный художник и писатель. Кроме своих собственных книг «Волчишко и другие», «Васька», «Про сороку» иллюстрировал произведения Виталия Бианки, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Михаила Пришвина и др.
Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображён персонаж с индивидуальным характером соответствующим определённой ситуации. «Если нет образа, так и изображать нечего», - говорил Евгений Чарушин. – «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет пощупать моего зверёнка, - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и почувствовать».
У художника свой метод иллюстрирования - чисто живописный. Он рисует не контурно, а необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображён просто «лохматым» пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жёсткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшёрстка.
Последней книгой Е.И. Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я. Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
Май Петрович Митурич 2

Май Петрович Митурич

Май Петрович Митурич 1

Май Петрович Митурич 2

Май Петрович Митурич

PrevNext

МАЙ ПЕТРОВИЧ МИТУРИЧ (1925 - 2008 ГГ.)

Май Митурич знаменит, в первую очередь, как великолепный график и художник-иллюстратор книг. Он не просто художник, но ещё и путешественник. Самый большой успех принесло ему сотрудничество с Геннадием Снегирёвым. Совместно они совершали поездки на Север, Дальний Восток, после которых появились рассказы и рисунки к ним. Наиболее удачные книги «Про пингвинов» и «Пинагор» удостоены дипломов за лучшее оформление.
Май Петрович прекрасный рисовальщик. Он рисует восковыми мелками, акварелью. Митурич выбирает такой тип иллюстрации, при котором ни цвет, ни объём, ни тени не нарушают общей гармонии рисунка и белого листа. Он продуманно выбирает 2-3 цвета жёлтый, синий, чёрный и рисует, не смешивая цвета. Избегает прямого сходства цвета с натурой, цвет у него условен.
В рассказах о природе мягкие тона, прозрачные акварели усиливают ощущение тишины, спокойствия, которое испытывает человек в природе.
Художник оформил около 100 книг для детей. Среди них иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Геннадия Снегирева, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Редьярда Киплинга, Льюис Кэрролла, Сергея Аксакова, «Одиссее» Гомера, «Японским народным сказкам».
Лев Алексеевич Токмаков 3

Лев Алексеевич Токмаков

Лев Алексеевич Токмаков 1

Лев Алексеевич Токмаков 2

Лев Алексеевич Токмаков 3

Лев Алексеевич Токмаков

PrevNext

ЛЕВ АЛЕКСЕЕВИЧ ТОКМАКОВ (1928 - 2010ГГ.)

Творческая деятельность Льва Алексеевича Токмакова многообразна: он не только уделяет много времени работе с детской книгой, но работает и в станковой графике - им создано несколько десятков автолитографий и множество рисунков, он нередко выступает в печати как журналист, критик и детский писатель. И всё же главное место в творчестве художника занимает книжная иллюстрация - более сорока лет он рисует детские книжки. На страницах книг появляются очень странные существа. Уж не игрушки ли это? Серебристый волк, медведь с шариками вместо ушей? Художник рисует силуэтом, цветовым пятном, сознательно использует приём «рукотворности». Его рисунки начисто лишены бытовых подробностей и описательности. Чуть-чуть синей краски — озеро, чуть-чуть темно-зелёной - лес. Ещё интересный приём художника - его герои не движутся, они застыли на месте. Они подобны своим прообразам на лубках и прялках, оттуда родом Токмаковские звери.
Подлинным открытием в области искусства детской книги стали созданные им иллюстрации к книгам: Джанни Родари «Сказки по телефону», Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок», Ирины Токмаковой «Ростик и Кеша», Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил», к произведениям Валентина Берестова, Бориса Заходера, Сергея Михалкова и многих других.
Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Владимир Григорьевич Сутеев 1

Владимир Григорьевич Сутеев 2

Владимир Григорьевич Сутеев 3

Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

PrevNext

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ СУТЕЕВ (1903 - 1993 ГГ.)

Владимир Сутеев один из первых советских художников-мультипликаторов, режиссёр и сценарист мультфильмов. С середины 40-х годов обратился к детской книге, как автор рисунков и текстов. Мультипликация наложила свой отпечаток на творчество художника: его звери стали комичными, забавными, потешными. Мы видим богатство действия. Главное для него - показать характер героя, его настроение. Рисунки наполнены интересными деталями, подчеркивающими мягкий юмор сказок. Чаще всего художник использует под иллюстрацию часть страницы, органично сочетая рисунок и текст.
Благодаря его перу читатель получил прекрасные иллюстрации книг Джанни Родари «Приключения Чиполлино», норвежского писателя Альфа Прейсена «Весёлый Новый год», венгерской писательницы Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», американской писательницы Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».
Владимир Григорьевич Сутеев сам сочинял свои сказки. «Пишу я правой рукой, а рисую - левой. Так что правая по большей части свободна, вот я и придумал для неё занятие». В 1952 году вышла первая книжка за авторством самого Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». С этих пор он пишет сценарии для мультфильмов, иллюстрирует книги, выступает как режиссёр и сценарист.
Среди изданных книг с иллюстрациями Владимира Сутеева, такие как: «Это что за птица?», «Цыплёнок и утёнок», «Палочка-выручалочка», «Усатый-полосатый», «Дядя Стёпа», «Весёлое лето», «Весёлый Новый год», «Приключения Пифа», «Айболит», «Яблоко», «Тараканище», «Медвежонок-невежа», «Упрямый лягушонок», «Котёнок, который забыл, как надо просить есть», «Одни неприятности», «Спускаться легче», «Где лучше бояться?», «Середина сосиски», «Так не честно», «Хорошо спрятанная котлета», «Тень всё понимает», «Секретный язык», «Однажды утром», «Ромашки в январе», «Как щенок Тявка учился кукарекать», и др.
Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Владимир Григорьевич Сутеев 1

Владимир Григорьевич Сутеев 2

Владимир Григорьевич Сутеев 3

Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

PrevNext

ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧИЖИКОВ (РОД. 26 СЕНТЯБРЯ 1935 Г.)

Художник превратил своё рисование в какую-то игру, где существует не реальный, а условный мир, позволяющий ему выстраивать на листе свою сказочную страну. Невозможно не поддаться обаянию его героев.
Виктор Александрович рассказывает: «Меня цветом не заинтересуешь, я - дальтоник, меня только человеческим характером».
Герои его рисунков всегда вызывают улыбку – добрую и ироничную. Легко узнаваемые, полные доброго юмора и душевной теплоты рисунки Чижикова стали известны миллионам читателей всех возрастов, а в 1980 году он придумал и нарисовал медвежонка Мишу - талисман Московских олимпийских игр, который сразу же стал одним из самых популярных рисованных персонажей в стране.
Его иллюстрации украшали книги практически всех классиков советской детской литературы - Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Николая Носова, Эдуарда Успенского и многих других как отечественных, так и зарубежных авторов.
Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Владимир Григорьевич Сутеев 1

Владимир Григорьевич Сутеев 2

Владимир Григорьевич Сутеев 3

Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

PrevNext

ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА МАВРИНА (1902-1996 ГГ.)

Родилась в Нижнем Новгороде, в 1921 году училась в Москве в высших художественно-технических мастерских и институте. Единственный советский художник, удостоенный в 1976 году премии имени Г. Х. Андерсена за творчество в области детской иллюстрации.
Талантливая и самобытная художница выработала свой живописный язык. Суть его в открытом звучании цвета, в умении видеть мир широко и декоративно, в смелости рисунка и композиции, введении сказочно-фантастических элементов. С детства видя расписные ложки и короба, ярко раскрашенные игрушки она была очарована совсем другой, неведомой техникой, совсем другим способом крашения. У Мавриной включён в иллюстрацию даже текст (первая и последняя строки пишутся от руки, герои выделяются, обводятся яркой чертой). Рисует гуашью.
Особое место в её творчестве заняло иллюстрирование книг для детей. Наиболее известно оформление сказок А. С. Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «Сказки», а также сборники «По щучьему велению», «Русские сказки», «За тридевять земель». Татьяна Алексеевна Маврина выступала и как иллюстратор собственных книг: «Сказочные звери», «Пряники пекутся, коту в лапы не даются», «Сказочная азбука».
Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Владимир Григорьевич Сутеев 1

Владимир Григорьевич Сутеев 2

Владимир Григорьевич Сутеев 3

Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

PrevNext

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ КОНАШЕВИЧ (1888-1963 ГГ.)

Сказка интересовала его всю жизнь. Он легко и с наслаждением фантазировал, одну и ту же сказку мог иллюстрировать несколько раз и каждый раз по-новому.
Владимир Конашевич рисовал иллюстрации к сказкам разных народов: русским, английским, немецким, китайским, африканским.
Первая книжка с его иллюстрациями «Азбука в картинках» вышла в 1918 году. Получилась она случайно. Художник рисовал для своей маленькой дочери разные смешные картинки. Потом стал рисовать картинки на каждую букву алфавита. Кто-то из издателей увидел эти рисунки, они им понравились и были напечатаны.
Глядя на его рисунки, ощущаешь, как художник сам смеётся вместе с детьми.
Он очень смело обращается с книжной страницей, не разрушая её плоскости, он делает её безграничной, с удивительным мастерством изображает реальные и самые фантастические сцены. Текст не существует отдельно от рисунка, он живёт в композиции. В одном случае он отмечен рамкой из цветочных гирлянд, в другом -окружён прозрачным мелким рисунком, в третьем - на цветном фоне тонко связан окружающими цветовыми пятнами. Его рисунки пробуждают не только воображение, юмор, но и формируют эстетическое чувство и художественный вкус. В иллюстрациях Конашевича нет глубокого пространства, рисунок всегда приближен к зрителю.
Книги, которые оформлял Конашевич, были яркими, праздничными и доставляли детям огромную радость.
Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

Владимир Григорьевич Сутеев 1

Владимир Григорьевич Сутеев 2

Владимир Григорьевич Сутеев 3

Владимир Григорьевич Сутеев 4

Владимир Григорьевич Сутеев

PrevNext

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ БИЛИБИН (1876-1942 ГГ.)

Большое внимание уделял художник искусству оформления книги. Он был одним из первых, кто начал рисовать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам.
Работал он над книгами небольшого объёма, так называемыми «книжками-тетрадками», и оформлял их так, чтобы всё в этих книжках: текст, рисунки, орнамент, обложка – составляло единое целое. И иллюстрациям в них было отведено столько же места, сколько и тексту.
Иван Яковлевич Билибин разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы.
Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.

Он выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина – «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке, «Сказка о рыбаке и рыбке» и многим другим.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта