Вопросы к экзамену по литературе. ЭЭЭЭ. Вопросы к экзамену Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Скачать 78.15 Kb.
|
Сказки Х.К. Андерсена. Темы для сказок Гансу подбрасывала не только жизнь, но и путешествия. Побывать в Италии, Франции, Швейцарии, Германии писателю позволил полученный в 1833 году королевский грант. Как сказочник Андерсен был великолепен. Каждый цветок, свеча или обычная калоша проживали невероятную жизнь на страницах его книг. В 1837 году вышел сборник «Сказки, рассказанные детям», в который вошли: «Огниво»; «Свинопас»; «Дикие лебеди». Интересно, как человеку, не имеющему детей, удавалось так ловко завораживать своими образами подрастающее поколение. Каждый его рассказ наполнен глубоким смыслом, и во многих он описывает свою жизнь, как, например, в сказке «Гадкий утенок». В то же время его сказки нравятся и взрослым, ведь заканчиваются порой непредсказуемо. Писатель в 1840-х годах выпустил сборник «Книга с картинками без картинок». Также он пытается прославиться как серьезный романист и драматург, но не получает должной поддержки публики. А вот сказки Андерсена до сих пор живы, их с удовольствием читают в разных странах мира. Вот самые известные из них: «Дюймовочка»; «Калоши счастья»; «Новое платье короля»; «Оле Лукойе»; «Принцесса на горошине»; «Русалочка». В 1871 году по мотивам книги «Сказки в картинах» поставили балет, в котором участвовал друг Ганса — балетмейстер Август Бурнонвиль. Писатель помог ему получить Анкеровскую премию, хотя постановка оказалась неудачной. Нельзя не сказать об экранизациях. Многие сказки стали основой мультфильмов. Так, в 2006 году студия Уолта Диснея выпустила мультфильм «Девочка со спичками», который номинировали на «Оскар». В 2010-м вышел современный мультик «Гадкий утенок», а в 2013 году известный многим мультфильм «Холодное сердце». Выразительное чтение и рассказывание авторских сказок. Литература Древней Руси в детском чтении. Начало русской литературы, одной из самых древних литератур Европы, восходит ко второй половине X века. Её возникновение тесно связано с приходом Христианства на Русь (988г.), а потому она была ориентирована на утверждение христианских основ жизни. За первые три века развития письменности наряду с большим количеством переводной литературы, распространявшейся в то время на Руси, появляется такая оригинальная литература как летописи. Наиболее известные из них «ПВЛ», «Слово о полку Игореве», «Житие Бориса и Глеба», «Поучения Владимира Мономаха» и др. Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что по его представлениям, реально происходило. Тратить дарованные Богом время и силы на пустые, «неполезные» истории о вымышленных происшествиях он считал греховным. Из летописей, в частности из «Повести временных лет», мы узнаем о том, что большое значение придавалось обучению детей грамоте. Ведь для развития культуры, обслуживания княжеского двора, укрепления власти необходимы были грамотные люди. Литература Эпохи Просвещения в детском чтении. «Повесть временных лет» - энциклопедия древнерусской жизни. Художественное своеобразие произведения. «Поучение Владимира Мономаха» - нравственный завет Древней Руси. В «Повести временных лет» рассказывается о том, что киевский князь Владимир «нача поимати у нарочитые чада дети и даяти на учение книжное. Матери же чад сих плакахуся по них… аки по мертвецы». Далее летописец, как бы извиняясь, перед читателями за такое поведение матерей, оправдывает их плач тем, что все это для них непривычно и ничего подобного до этого не было и что значит «учение книжное» им не известно. Открываются школы в Новгороде, в Суздале, Чернигове, Муроме. К книге, чтению относились с особым уважением. Книгу бережно хранили, лелеяли, относились к ней как к святыне. А чтение, особенно вслух, для других, считалось богоблаженным делом. О грамотном, начитанном человеке говорили: «Он горазд говорить книгами». Это была едва ли не высшая похвала. Во время пожаров старались спасти книги. Когда в 1382г. Хан Тохтомыш приближался к Москве, церкви до отказа заполнили книгами, считая, что в святом месте они сохранятся. Из этого факта мы можем сделать вывод, и о том, как почитали на Руси книги, и о том, что книг было много. Раз много было книг, значит, много было и читателей. Книги передавались как сокровища из поколения в поколение. Книги были не печатными, а рукописными. Многие рукописи одевались в массивные переплеты – оклады, украшались драгоценными камнями и многоцветными эмалями. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о том, что каждое произведение Древней Руси рассчитано не на обычное, беглое чтение, а на прилежное «книжное почитание» в поисках книжной мудрости и книжного наставления. Не случайно на старых книгах встречаются записи: «Горе тому, кто черкает у книг по полям, на том свете бесы исчеркают ему лицо каленым железом». Особенно полезными считались книги детям. «Учись с младости, чтобы не плакать в старости» - подобные изречения встречаются почти в каждой книге. Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X – началу XI века. В «Сказании о Борисе и Глебе» с трогательной простотой рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб. Однако, специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для других детей не было. Дети читали те же книги, что и взрослые. Но не все, а только те, которые отвечали их возрастным особенностям и интересам. Поэтому, в результате продолжительного отбора в круг чтения детей вошли Поучения, Жития и летописные сказания. Поучения – один из самых древних и популярных жанров. Они широкое распространение получили в Византии, откуда и проникли на Русь, вместе с первыми произведениями письменности. Они затрагивали самые сокровенные уголки души человека. Что они из себя представляли? Многоопытные люди на закате жизни дают наставление молодому поколению. Наиболее известное и оригинальное «Поучение Владимира Мономаха» (1117г.). «Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет её в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил»- так начинается произведение. Летописцы называли Владимира Мономаха страдальцем за землю русскую. Обращаясь к молодому поколению, он призывает к борьбе за Родину, не жалея «живота своего, не щадя головы своея», устремляться «на все дела добрая». Мономах просит не обижать слабых, быть справедливыми, вести скромный образ жизни. «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо делающие зло истребятся. Еще немного и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. Я был молод, и состарился, и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеб». «Поучение Владимира Мономаха» - образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени. Яркость и образность языка, сердечное отношение к людям, доступность изложения не могли не привлечь внимания молодых людей. Но всё же это произведение не было написано специально для детей, поэтому мы не можем назвать его произведением детской литературы. Жития святых пользовались самой большой популярностью в Древней Руси. Широкое распространение они имели не только в X-XI веках, но и позже. Один из современников Ломоносова рассказывая о его детстве, пишет, что «охочь он был читать в церкви псалмы, по здешнему обычаю, Жития святых». Жития создавали образ положительного героя, соответствующего официальному идеалу того времени. Часто Жития создавались по прямому указанию церковных властей. В них много фантастических и приключенческих элементов, рассказов о чудесах, которые так нравятся детям. Смирение, кротость, набожность, покорность судьбе – воспеваются в них. Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с некоторыми событиями истории, замечательными людьми. Наиболее известно «Житие Александра Невского». Оно было написано в конце XIII века, человеком, который вероятно лично знал князя. В первых строках идет сопоставление в описании Александра Невского с героями Библии. «Воистину так: без божия повеления не было бы княжения его. Но и ростом он был выше других людей, и голос его – как труба в народе, лицо же его – как лицо Иосифа… Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломона, а храбрость его – как у царя римского Веспасиана…». В центре произведения два великих сражения русских: со шведами на Неве и с немецкими рыцарями на Чудском озере. Александр Невский представлен мужественным воином, умелым полководцем, глубоко верующим человеком, поэтому и небесные силы приходят ему на помощь. Князь Александр – реальная историческая личность, причисленная к лику святых. Должны были происходить связанные с его именем чудеса, и такое чудо автор нам описывает. «Было же тогда чудо дивное, достойное памяти. Когда положено было святое тело его (Александра Невского) в гроб Севастьян эконом и Кирилл митрополит хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его». Дети воспитывались не только на Поучениях и Житиях, но и на летописных сказаниях, которые чаще передавались устно из поколения в поколение. Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод, что начиная с появления письменности и до первой половины XV века специальных произведений для детей на Руси не было. В.А. Жуковский. Стихосложение. «Писать как говорят, а говорить как пишут – литературный принцип Н.М. Карамзина, и этот принцип «разговорности» языка разделяли его соратники, в том числе и В.А. Жуковский. Характерная особенность поэтического стиля Жуковского – стремление выразить с помощью слова душевное состояние, смену настроений, глубину переживаний. Слово должно влиять на читателей, вызывать ответные эмоции. К этому стремится Жуковский, используя различные средства и приемы. В качестве эпитетов Жуковский предпочитает те, что обладают эмоциональным воздействием. Он находит нужные эпитеты, чтобы подчеркнуть новые семантические и экспрессивные богатства слова: дни «печальные»; «желанье» – «прекрасное», «горестное»; «ужасный» горб, «ужасный» млат; «милая» надежда, «милая» встреча; «и камень ржавчины сожрал», «очарованный арлан, гроза для супостата». Для лирики Жуковского характерна та особая интонационная – синтаксическая выразительность, которая стремится передать всю сложность человеческих настроений: вопросы-обращения, повторения, «синтаксические параллелизмы» (а иногда и обратный параллелизм): Я смотрю на небеса… Облака, летя, сияют И, сияя, улетают За далекие леса… Кто ж к неведомым брегам Путь неведомый укажет? «Весеннее чувство», 1816 Жуковский по существу первым в русской поэзии показал, что слово не однозначно, что поэтическое слово необыкновенно емкое, оно вызывает многочисленные ассоциации. Жуковский расширяет значение слов. Выразительность слову придают разнообразные оттенки значений. Слово как бы становится символом чего-то таинственного, неопределенного, неведомого: «очарованное Там». Курсивом и с большой буквы Жуковский пишет такие слова, как Теперь и Прежде («Цвет завета»). «Близкое», «вдали», «грядущее», «неведомое», «таинственное» – эти слова в лирике Жуковского получают сложные семантические ассоциации. Жуковский часто прибегает к своеобразным метафорам-символам («звезда», «покров»), которые как бы символизируют «другой» «лучший мир», мир недоступный. Стиль поэзии позднего Жуковского – стиль недомолвок и намеков, нечто «неизвестное», «печальное», «смутное». Часто в одном поэтическом выражении Жуковский сочетает признаки, воспринимаемые различными органами чувств, а иногда они просто несовместимы: «смутный огонь», «прохладная тишина», «свежая тишина», «тихий блеск заката». Для Жуковского характерно использование некоторых эпитетов: тихий – тайный – таинственный: «тихая Славянка», «тихое небо», «тихие сени» (леса), «тихий ангел», «тихая ночь», «тайная радость», «тайная жертва». И эта тишина полна тайны и неразгаданности – «таинственный посетитель» исчезает там «безответно» и «безгласно». Жуковский обогатил ритмику стиха. На это указывали еще его современники, отметившие «музыкальность стиха… певкость… сладкозвучие» (Н. Полевой). Жуковский использует трехсложные размеры и в лирике и в балладах «Эолова арфа», «Море» (амфибрахий); «Рыцарь Роллон» (дактиль), «Замок Смальгольм» (анапест). Пользуется он и гекзаметром (и не только при описании героических событий). Прибегая к традиционному в русской поэзии двусложному размеру (ямбу и хорею), он сочетает стихи различной длины – от шестистопных до одностопных. Разнообразные ритмические вариация стиха, сложные внутренние рифмы, свободная расстановка цезур – все это внес в русскую поэзию Жуковский. Стихи Жуковского «шли от сердца к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души», – писал В.Г. Белинский, высоко оценивший роль Жуковского в истории русской поэзии. В марте 1830 г. Жуковский в письме к Николаю I откровенно, правдиво и искренне описывал свой литературный путь: «Как писатель, я был учеником Карамзина; те, кои начали писать после меня, называли себя моими учениками, и между ними Пушкин, по таланту и искусству превзошел своего учителя. Смотря на страницы, мною написанные, скажу смело, что мною были пущены в ход и высокие мысли, и честные чувства, и любовь к вере, и любовь к отечеству. С этой стороны имею право на одобрение моими современниками. Стихи мои останутся верным памятником и моей жизни, и, смею прибавить, славнейших дел Александрова времени. Я жил как писал: остался чист и мыслями, и делами». Особенности исполнения стихотворений В.А. Жуковского для детей. А.С. Пушкин. Особенности чтения детям произведений А.С. Пушкина. П.П. Ершов. Анализ сказки «Конёк-Горбунок». Жанровое многообразие детской литературы II пол. ХIХ в. К.Д. Ушинский. Своеобразие прозы для детей, особенности ее исполнения. Басни И.А. Крылова в детском чтении. Значение творчества Л.Н. Толстого в детском чтении. Значение творчества А.П. Чехова в детском чтении. Поэзия II пол. ХIХ в. в детском чтении. Пейзажная лирика русских поэтов. Значение творчества И.С.Никитина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, А.А.Фета, И.З. Сурикова в детском чтении. Произведения о детях и для детей в творчестве писателей конца ХIХ – начала ХХ в. Работа над исполнением сказок и рассказов Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.М. Гаршина. «Серебряный век» в детской поэзии нач. ХХ века. Проза А.М. Горького, М.М. Пришвина. Характер исполнения познавательных рассказов для детей В.В. Бианки, В.И. Чарушина и др. Поэзия В.В. Маяковского в детском чтении. Поэзия С.А. Есенина в детском чтении. Поэзия К.И. Чуковского в детском чтении. Творчество С.Я. Маршака в детском чтении. Творчество А.Л. Барто в детском чтении. Творчество С.В. Михалкова в детском чтении. Проза и поэзия для детей второй пол. ХХ века. В.Ю. Драгунский, В.В. Голявкин, К.Д. Паустовский, И.П. Токмакова, Э.Н.Успенский и др. Специфика юмора в прозе для детей 60-80-х годов. Соединение лиризма и юмора в произведениях В. Драгунского, В. Голявкина, Ю. Коваля. Сказочно-юморическая проза Н.Н. Носова. Творчество Б. Заходера, Ю. Мориц, В. Берестова и др. Развитие поэзии для детей (В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, Б. Заходер). Жизнь и творчество Г.Х.Андерсена. Нравственная проблематика сказок Андерсена. Приключенческие и научно-познавательные романы Т.Майн Рида. Поэзия Р.Киплинга. Мир взрослых и детей в произведениях М.Твена («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий»). Современная литературная сказка Скандинавии (Т.Янссон - цикл о муми-троллях). Жизнь и творчество А.Линдгрен. |