Главная страница

Вопросы к экзамену по литературе. ЭЭЭЭ. Вопросы к экзамену Детская литература с практикумом по выразительному чтению


Скачать 78.15 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену Детская литература с практикумом по выразительному чтению
АнкорВопросы к экзамену по литературе
Дата19.06.2022
Размер78.15 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭЭЭЭ.docx
ТипВопросы к экзамену
#603358
страница2 из 5
1   2   3   4   5

  • Основы художественной речи.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.
Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах — музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках — меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом — силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.
Особенности восприятия детьми литературных произведений.
Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы». Литературное произведение обращается одновременно ик чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.
На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 — 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 — 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления до­школьников с художественной литературой, по определению Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особеннос­ти восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следую­щим образом:
— воспитывать интерес к художественной литературе, ввивать способность к целостному восприятию произве­дений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
— формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о компози­ции; о простейших элементах образности в языке;
— воспитывать литературно-художественный вкус, спо­собность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, кра­соту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно ана­лизировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персо­нажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры об­разности языка (определения, сравнения).
Задача детского сада, заклю­чается в подготовке к долгосрочному литературному обра­зованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литератур­ную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой — с произ­ведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному обра­зованию, предлагается давать им знания о писателях и по­этах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.
Для решения задач всестороннего воспитания средства­ми художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской дея­тельности. В основе отбора — педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное про­изведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержа­ния и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме — предметную изоб­разительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
— доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
— сюжетная занимательность, простота и ясность ком­позиции;
— конкретные педагогические задачи.
Критерии отбора дают возможность определить круг дет­ского чтения и рассказывания. Внего входит несколько групп произведений.
1. Произведения русского народного творчества и творче­ства народов мира. Малые формы фольклора: загадки, посло­вицы, поговорки, песенки, потешки, небылицы и перевертыши; сказки.
2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.
Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чте­ния, дополняя его новыми произведениями.
Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.
Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой педагогу необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руковод­ствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

  • Роль выразительного чтения в развитии художественно-речевой деятельности школьников.

Выразительное чтение - это воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно произведение - значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средство является интонации, о которой речь пойдет далее. Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителя вслух дети воспринимают произведение через его истолкование текста. Чтец не бывает равнодушным к тому, что читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли, посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого, укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель использует в своей работе на уроках и вне класса. [1, с. 26].
Читая детям художественное произведение, учитель способствует развитию воображения учащихся, воспитывает их художественный вкус.
Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.
При выразительном чтении художественного произведения чтец передает его содержание как можно ближе к замыслу автора, исходя из идеи произведения. Он бережно хранит стиль речи писателя, композицию произведения. Чтобы произведение было, как можно лучше, принято слушателями, эмоционально воспринято, чтец использует весь комплекс выразительных средств: интонацию, мимику, жесты и т.д.
Основный принцип выразительного чтения - это проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его, изучает его содержание, уясняет для себя, какова идея данного произведения, в чем его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдет в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. [7, с. 93].
Правильный анализ художественного текста зависит от техники речи чтеца.
· Дыхание
Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и го изменений (тональность оттенков). Прежде начать говорить, необходимо сделать вдох. При вдохе легкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, ребра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в легких и в процессе речи постепенно экономно расходуется.
Дыхание бывает произвольным и непроизвольным. Разницу между этими видами дыхания можно схематично изобразить так:
- непроизвольное дыхание: вдох - выдох - пауза;

- произвольное дыхание: вдох - пауза - выдох

Нельзя выдыхание делать до отказа или при вдохе поднимать плечи. Воздух добирается в легкие незаметно, во время естественных остановок так называемым нижним дыханием, при котором верхняя часть груди и ребра остаются приподнятыми и неподвижными, движется же только диафрагма. Этот тип дыхания называется реберно-диафрагматическим, произвольным (в отличие от обычного, непроизвольного).
Выработка правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой, т. е. соответствующими упражнениями.
Эти упражнения могут выполняться как с учителем, так и самостоятельно учащимися.
· Голос
В образовании речи также участвует голос. Звучание голоса - результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Произнесение слов связано с дыханием. Намериваясь говорить, человек прежде всего вдыхает воздух, а потом постепенно выдыхает его. В результате смыкания голосовых связок и образуется голос. Но он довольно слаб.
Усилителями звуков голоса служат грудная клетка, нёба, полость носа, зубы, кости лица, лобная пазуха. Сила голоса зависит от того, куда направлены звуки в резонаторы (усилители), в каком состоянии эти последние находятся.
· Дикция
Каждое слово учитель должен произносить правильно: ясно, отчетливо. Речь его - образец для детей: они подражают ему, иногда усваивают даже ошибочное произношение. Поэтому учитель должен, прежде всего, устранить неясность, неразборчивость, торопливость и ошибки своей речи.
Ясность и чистоту произношения вырабатывают систематическими упражнениями в артикуляции, т.е. приобретение стереотипов движения органов речи, нужных для произнесения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают также устранить неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, шепелявость и т. д.
Артикуляцию звуков совершенствуют на уроках русского языка в курсе фонетики. Знание фонетики помогает правильно выполнять упражнения по дикции.
· Орфоэпическое произношение
Звуки речи являются «природной материей» языка; без звуковой оболочки не может существовать язык слова. Норма произнесения звуков, составляющих слова и сочетание слов, должна соответствовать фонетической системе. Так, говорящий на русском языке различает основные звуки, их качества, изменения в определенных положениях и сочетаниях.
В понятие «произношение» входит звуковое оформление отдельных слов или группы слов, также звуковое оформление отдельных грамматических форм.
Совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке, носит название орфоэпия.
Произношение следует подчинять требованиям орфоэпии, т е системе правил, устанавливающих единообразное произношение.
Орфоэпическое правильное произношение есть одно из качеств литературной речи и строго обязательно для учителя. Усвоить орфоэпические правила, особенно для тех, у кого в речи имеются диалектические отклонения, трудно, но вполне возможно.
Большую помощь в усвоении правил литературного произношения может оказать слушание образцовой речи мастеров художественного слова. С этой целью полезно прослушивать выступления чтецов и актеров в грамзаписи. Если имеется возможность, интересно записывать на пленку и свою речь, с тем, чтобы потом, прослушивая её, исправлять недостатки.
Речь учителя, чтение детям произведения художественной литературы должна быть безукоризненной, так как дети усваивают речь имитационным способом, по подражанию. Речь учителя - это одно из самых необходимых условий создания речевой среды, благоприятствующих усвоению родного языка. [1, с 121].
· Правильное ударение в слове
Ударение в русском языке подвижно и разноместно: взЯл - взялА, взЯли, взятА, взЯто; договОр, договОра, договОры; замерЕть, зАмер, замерлА, зАмерло, зАмерли, замЕрший, замерЕв.
Есть слова, имеющие два варианта ударения: дОсытА, жАднЫ, ИнАче.
Следует помнить некоторые трудные случае в постановке ударений:
1. Перенесение ударений при склонении с первого слога на последний:
нОвости - новостЕй, вОлки - волкОв, гвозди - гвоздЕй, пОхороны - похорОн;
2. Перенесение ударений при изменении рода, числа в именах прилагательных женского рода:
мОлодо, мОлоды, но: молодА;
лЮбо, лЮбы, но: любА;
дОрого, дОроги, но: дорогА;
3. Изменение смысла слова при перенесении ударения: свОйство (качество) - свойствО (родство по женитьбе); Угольный (от уголь) - угОльный ( от угол); спАла (от глагола спадать) - спалА (от глагола спать) и т.д.
Правильность ударения в слове можно проверить по имеющимся словарям русского языка.
Каждое самостоятельное слово имеет ударение и при этом обычно только одно. Служебные слова и частицы примыкают к самостоятельным словам и обычно не имеют ударения, но порой некоторые односложные предлоги: на, за, под, по, из, без с определенными существительными принимают или могут принимать на себя ударение; следующее за ними самостоятельное слово оказывается безударным: нА воду, нА сторону, зА руку, пО полю и т.д.

В предложении могут различаться, кроме ударных и безударных слов, ещё и слова слаюоударяемые: две недЕли - (две - слабоударяемое); вЕчер был сухОй и тЁплый (был - слабоударяемое). [5, с. 47].
1   2   3   4   5


написать администратору сайта