Главная страница

Теоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой 5


Скачать 62.72 Kb.
НазваниеТеоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой 5
Дата03.05.2022
Размер62.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_Oznakomlenie_doshkolnikov_s_khudozhestvennoy_literatur.docx
ТипРеферат
#509312
страница1 из 5
  1   2   3   4   5


СОДЕРЖАНИЕ




ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Теоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой 5

1.1 Понятие и сущность процесса ознакомления детей с художественной литературой, особенности восприятия детьми литературных произведений 5

1.2 Задачи и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой 8

Выводы по главе 1 16

Глава 2 Характеристика методов ознакомления детей с художественной литературой 18

2.1 Методы ознакомления с художественной литературой использованные в процессе НОД 18

2.2 Методы ознакомления с художественной литературой в ходе режимных моментов 21

Выводы по главе 2 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

Список использованной литературы 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 32



ВВЕДЕНИЕ



Одним из важных средств развития речи детей дошкольного возраста является ознакомление их с произведениями художественной литературы и фольклора: обучение пересказу сказок и рассказов, выразительного чтения стихов и басен, развитие образного мышления и выразительной речи. Все это является необходимой частью эстетического воспитания детей и играет важную роль в решении общих задач нравственного развития ребенка, формирования его личности.

Ознакомление с художественной литературой расширяет кругозор ребенка, эмоционально обогащает познавательную деятельность, развивает способность давать отклик на яркую, образную речь. Язык художественной литературы и произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, она влияет не только на сознание, но и на чувства слушателей. Ввести ребенка в богатый мир художественных образов, отражающих явления природы, жизнь и взаимоотношения людей, развивать эмоциональное отношение к ним, научить различать прекрасное, доброе и жестокое, злое – важные задачи обучения и воспитания.

Цель курсовой работы – определение основных методов ознакомления дошкольников с произведениями художественной литературы.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие и сущность процесса ознакомления дошкольников с художественной литературой;

- определить задачи и содержания работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой;

- рассмотреть основные методы ознакомления детей с художественной литературой, используемые в процессе НОД;

- охарактеризовать методы ознакомления с художественной литературой в ходе режимных моментов в ДОУ.

Комплекс вопросов, связанный с определением содержания работы, задач, форм, методов, приемов ознакомления дошкольников с художественной литературой рассмотрена в трудах Богуш А., Н.Гавриш, Л. Гурович [5; 8; 10]. Особенности восприятия детьми содержания художественных произведений раскрыты в исследованиях психологов О.Запорожца, Д.Эльконина, В.Никифоровой и других. Задачи детской литературы, ее специфика рассматривались также в трудах К.Чуковского, С.Маршака, С.Михалкова и других поэтов и писателей.




Глава 1. Теоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой



1.1 Понятие и сущность процесса ознакомления детей с художественной литературой, особенности восприятия детьми литературных произведений



Художественная литература традиционно рассматривается как важнейшее средство воспитательного воздействия на личность ребенка-дошкольника. И это не случайно, поскольку ее считают сокровищницей культуры, источником реальных знаний и сильных впечатлений, ознакомления с необычным, фантастическим. А.Кононко вполне справедливо называет книгу хотя и не главным, но важным учителем, проводником по жизни. Она пишет: «Старая и современная, отечественная и зарубежная, разная по жанрам, иллюстрированная, детская и взрослая – она важная составляющая детской субкультуры, речевого развития, олицетворение и вдохновение».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и сложный, но если первоначальный этап введения маленького человека в читательскую культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число юношей и девушек, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества. Понятно, что на каждом этапе образования, решаются свои задачи обучения литературе, направленные на овладение читательской деятельностью. И начинается такая работа уже в дошкольном возрасте. Еще в 30-х годах ХХ века известный психолог Л.Выготский усматривал задача ознакомления дошкольников с литературой в том, чтобы раскрыть перед ними мир словесного искусства, заложить практической, сенсорно-эмоциональную основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы [7, с. 54].

Рассмотрим, почему именно на этапе дошкольного возраста начинается подготовка талантливого читателя. Это связано прежде всего с тем, что ребенок в ДОУ усваивает достаточно обширный литературный багаж, приобретает литературной начитанности. Именно в эти годы дошкольник широко знакомится с устным народным творчеством, отечественной и зарубежной классикой, произведениями современных детских писателей и поэтов.

Кроме того, в дошкольные годы ребенок чрезвычайно внимательный к слову, эмоционально чувствительная и активная в восприятии литературы. Этот период является наиболее благоприятным для формирования практических основ эстетического восприятия литературы. В дошкольном возрасте также происходит активное развитие воспроизводственной воображения, необходимой для полного понимания словесного образа, основных связей в произведении, характер персонажа, его действий, поступков, переживаний, а также мотивов его поведения. Ученые отмечают такие особенности детей-дошкольников, как эмоциональная активность, способность к сопереживанию с героями, понимание образной строения литературного произведения (А.Богуш, Д.Эльконин, Г.Люблинская) [5; 19].

Таким образом, значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего, и главнейшим образом, надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочнению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоничное единение того и другого обусловливает ценность слова» [16, с. 32].

Таким образом, важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. В этом процессе большим образовательным потенциалом обладает ознакомление детей с художественной литературой.

  1   2   3   4   5


написать администратору сайта