Главная страница

Теоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой 5


Скачать 62.72 Kb.
НазваниеТеоретические основы процесса ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой 5
Дата03.05.2022
Размер62.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_Oznakomlenie_doshkolnikov_s_khudozhestvennoy_literatur.docx
ТипРеферат
#509312
страница2 из 5
1   2   3   4   5

1.2 Задачи и содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой



Вовремя начатая систематическая работа с целью формирования у воспитанников ДОУ способности воспринимать и понимать произведение художественной литературы поможет им преодолеть трудности литературного образования в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы (самостоятельное чтение). Кроме того, в дошкольном возрасте закладываются основы полноценной читательской деятельности детей, происходит практическое усвоение ими сведений об основных средствах художественного изображения в литературе.

От дошкольного учебного заведения требуется ознакомить детей с художественной литературой. Обобщенно можно сформулировать следующие задачи:

Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение ими содержания литературных произведений и эмоциональный отклик на них;

Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

Видовое и жанровое разнообразие (проза, поэзия), их специфику, простейшие элементы образности в языке литературных произведений.

Какие же педагогические условия будут способствовать воспитанию культурного читателя, формировать у него интерес к книге? А по нашему мнению, таких условий несколько. Мы убеждены в том, что одной из них является создание развивающей среды. Что мы подразумеваем, когда говорим о развивающее среда в аспекте воспитания «талантливого читателя»? Это прежде всего создание литературного центра (или, как его традиционно называют, уголка книги, возможности которого обычно используются далеко не полно). Цель такого центра – воспитание у детей интереса к книге, бережного отношения к ней, формирования и закрепления навыка пользования книгой [17, с. 51].

Книжный фонд в каждой возрастной группе составляют программные произведения, произведения, которые рекомендуются для свободного чтения, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги. В литературном центре также могут должны быть книжки-картинки, книжки-ширмы, книжки-игрушки, книжки-потешки. Также можно выставлять книги, оформленные известными художниками; разные издания одной и той же книги, но иллюстрированные разными художниками. Такое разнообразие книжного среды будет стимулировать самостоятельную познавательную активность детей, развивать их речь,развивать их кругозор, постепенно вырабатывать в них умение ориентироваться в книжном материале.

Книжный фонд литературного центра будет обеспечивать познавательный и литературное развитие ребенка лишь при условии периодического изменения в нем художественно-литературного материала. Вместе с тем, необходимо придерживаться определенных требований относительно количества книг. Так в младшей группе может быть одновременно представлено 3-4 хорошо проиллюстрированных книжки, в средней – 4-5 известных книг, в старшей – до 8-10 книг, как известных, так и новых для детей. Желательно, чтобы каждая книга была в двух-трех экземплярах, чтобы одновременно рассматривать ее имели возможность несколько дошкольников [18, с. 47].

В литературном центре старшей группы воспитатель может выставлять новые книжки, которые он планирует прочитать детям на ближайшем занятии по художественной литературе. Предварительное рассмотрение иллюстраций стимулирует интерес детей, желание узнать о содержании выставленной книги. В центре отведено отдельное место для познавательной литературы под условным названием «Умные книжки». Именно здесь расположится тематическая подборка книг по проблемам, которые интересуют старших дошкольников. Здесь могут быть и детские энциклопедии, и доступны детям этого возраста книги о Космосе, зоологию, географию, компьютеры и тому подобное.

Создание развивающей среды предусматривает раннее знакомство ребенка с книжкой и ее погружение в атмосферу чтения.

Знакомство детей с художественной литературой происходит как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Ведущей формой работы с художественной литературой в ДОУ являются занятия разного типа: фронтальные, групповые, индивидуально-групповые, которые равномерно чередуются на протяжении недели, месяца, квартала. В соответствии с требованиями действующих программ такие занятия проводятся один раз в неделю во всех возрастных группах. Некоторые ученые рекомендуют занятия по художественной литературе проводить ежедневно : фронтальные и групповые – два раза в неделю,индивидуальные и индивидуально-групповые – три раза в неделю [3, с. 53].

Первое впечатление детей о книге во многом зависит от качественного выполнения взрослыми литературного произведения. Педагогу необходимо помнить и учитывать возрастные особенности восприятия детьми литературных произведений и в зависимости от этого использовать средства, которые позволили бы детям четче представить художественный образ, созданный словом. Так в процессе чтения художественных произведений детям младшего дошкольного возраста можно использовать интонации с целью выразительного подчеркивания ярких слов,которые характеризуют определенный образ, контрастные сочетания темпов и ритмов в зависимости от содержания и формы читаемого произведения. Детям старшего дошкольного возраста доступно эмоциональное сдерживание психологических пауз, насыщенных напряжением чувств.

Не лишним будет напомнить воспитателям и о том, что читать детям следует сидя, при этом держаться прямо, собранно и вместе с тем непринужденно; не наклоняться над книгой (это может привести к затруднению дыхания и отрывистого чтения). Дети должны полностью видеть лицо воспитателя, наблюдать за его взглядом, мимикой, влияние которых во время чтения имеет особую эмоциональную силу и позволяет воспитателю следить за тем, как дети воспринимают текст.

Для того чтобы донести до детей замысел автора, повлиять на их чувства, переживания, педагог должен заранее подробно проанализировать произведение, подобрать средства выразительного чтения или рассказа (интонация, постановка пауз, логических ударений), выработать четкое и правильное произношение каждого слова, фразы, предложения. Он должен свободно ориентироваться в материале для чтения или хорошо запомнить текст, который будет рассказывать воспитанникам.

Важной является мысль Л.Гурович относительно того, что целью литературного образования детей в ДОУ является подготовка их к систематической литературного образования, в том числе и перспективная практическая подготовка к будущей теоретической литературоведческой образования в старших классах школы [10, с. 15].

Известный педагог В.Сухомлинский также подчеркивал необходимость как можно раньше ввести ребенка в мир книг с целью воспитания у нее заинтересованности чтением, обучения бережного отношения к книге.

Анализ современных научных работ свидетельствует о том, что наряду с такими ключевыми направлениями литературной работы с дошкольниками, как развитие у них художественно-эмоционального восприятия, воспитание речевой культуры, обогащение эмоционально-чувственного и когнитивного опыта, выделены литературную пропедевтике (Н.Гавриш). Элементарная литературная пропедевтика, по мнению ученого, учитывает специфику литературы как искусства слова. Чтобы познать, осознать идейно-эстетическое содержание произведения, суть изображенных в нем жизненных явлений, недостаточно только чувственного восприятия образов, картин. Нужны их осмысления, полная литературная осведомленность с наиболее распространенными жанрами детской художественной литературы и фольклора [8].

Рассмотрим, почему именно на этапе дошкольного возраста начинается подготовка талантливого читателя. Это связано прежде всего с тем, что ребенок в ДОУ усваивает достаточно обширный литературный багаж, приобретает литературной начитанности. Именно в эти годы дошкольник широко знакомится с устным народным творчеством, украинской и зарубежной классикой, произведениями современных детских писателей и поэтов.

Кроме того, в дошкольные годы ребенок чрезвычайно внимательный к слову, эмоционально чувствительная и активная в восприятии литературы. Этот период является наиболее благоприятным для формирования практических основ эстетического восприятия литературы. В дошкольном возрасте также происходит активное развитие воспроизводственной воображения, необходимой для полного понимания словесного образа, основных связей в произведении, характер персонажа, его действий, поступков, переживаний, а также мотивов его поведения. Ученые отмечают такие особенности детей-дошкольников, как эмоциональная активность, способность к сопереживанию с героями, понимание образной строения литературного произведения [5, с. 32].

Вовремя начатая систематическая работа с целью формирования у воспитанников ДОУ способности воспринимать и понимать произведение художественной литературы поможет им преодолеть трудности литературного образования в начальной школе, связанные с переходом на новый тип восприятия литературы (самостоятельное чтение). Кроме того, в дошкольном возрасте закладываются основы полноценной читательской деятельности детей, происходит практическое усвоение ими сведений об основных средствах художественного изображения в литературе.
Понятно, что на этапе дошкольного перед воспитателем не стоят такие задачи, как формирование у детей навыков самостоятельного чтения, ознакомления их с элементами теории литературы, с литературой в процессе ее исторического развития, раскрытие таких сложных вопросов, как литературные традиции, новаторство, преемственность, эпоха и тому подобное. Это входит в круг задач школьного литературного образования.

От дошкольных учебных заведений требуется ознакомить детей с художественной литературой. Обобщенно можно сформулировать следующие задачи:

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе, способность к

целостного восприятия произведений разных жанров, обеспечить усвоение ими содержания литературных произведений и эмоциональный отклик на них;

- формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:

видовое и жанровое разнообразие (проза, поэзия), их специфику, простейшие элементы образности в языке литературных произведений[9, с. 22].

Определены и нормативные показатели литературно-художественного развития детей. Так, у ребенка старшего дошкольного возраста, выпускника ДОУ должно быть развитое художественно-эстетическое восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы, что проявляется в способности ребенка чувствовать образный язык стихотворения, сказки, рассказы, в понимании темы, идеи, содержания произведения; развит поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, наслаждаться художественным словом. Литературная осведомленность ребенка проявляется в знании ею творчества детских писателей и поэтов украинской классики, современной и мировой литературы и фольклорных произведений, понимании их жанровых, композиционных, языковых особенностей. Дошкольник принимает активное участие в художественной коммуникации: умеет поддерживать беседу о содержании, идею, персонажей произведения, передавать свои впечатления, переживания, рассказывать известные сказки, рассказы; с интересом относится к творческой речевой деятельности, книги, художественной литературы, имеет желание выражать свои впечатления в образном слове [4, с 40].

Как видим, программы воспитания четко определяют задачи, направленные на обеспечение элементарного литературного образования дошкольников, что можно рассматривать как один из путей формирования у ребенка интереса к книге, желание ее читать. Вместе с тем они не предусматривают целенаправленного постепенного выработки привычки к литературному чтению.

Понятно, что и в практике работы воспитателей основное внимание уделяется обогащению литературного опыта детей, а именно: ознакомлению детей с творчеством поэтов, писателей, приобщению их к анализу средств художественной выразительности, раскрытию перед ними характерных особенностей сказки, стихотворения, рассказы и тому подобное. При этом нередко забывают об основной цели – воспитания «талантливого» читателя. Отметим и тот факт, что в последние годы детская литература в определенной степени стала выполнять функцию обслуживания детства. С помощью книги дети узнают о том, как перейти улицу, чем село отличается от города, о природе родного края, разные профессии и тому подобное. Сегодня нет ни одной методики, где бы не использовалась детская литература. Так, в дошкольной педагогике художественная литература рассматривается как одно из средств речевого развития детей; с помощью литературы изучаются определенные элементарные математические понятия; часть содержания экологического воспитания дошкольников также реализуется через художественные произведения. Нередко чтение или рассказ художественного текста рассматривается просто как развлекательное средство. Такой подход свидетельствует о том, что воспитатели видят в литературе не искусство, которым она является, а сумму методических приемов, которые способствуют решению отдельных задач, кроме задачи воспитания читателя. Следовательно, и интересы ребенка-дошкольника как читателя остаются вне воспитательным процессом.

Художественная литература учит быть гражданином, давая в образной, эмоциональной форме первые уроки патриотизма, развивает эстетическое восприятие, эстетические представления и чувства, привлекает детей к активной художественно-речевой деятельности, развивает художественно-речевые творческие способности, воспитывает эстетический вкус, выражающийся в оценке доступных ребенку произведений детской литературы, явлений действительности.

Эти общие задачи художественно-речевого воспитания определяют содержание художественно-речевой деятельности, репертуар произведений детской литературы и фольклора, уровни художественно-речевого развития и конкретные задачи на каждом возрастном этапе.

Задачи по ознакомлению детей раннего и дошкольного возраста с художественной литературой базируется на художественно-речевой компетенции, которая соответственно включает в себя компетенции:

- когнитивно-речевая,

- поэтически-эмоциональная,

- оценивающе-этическая,

- театрально-игровая компетенция,

- эмоционально-эстетическая компетенции [6, с. 25].

Каждое художественное произведение (народное или авторское, подобранное взрослым (педагогом и родителями) используется с определенной целью. Например, детей с раннего возраста учат слушать и понимать содержание забавок, стишков, песенок небольших сказочек, с помощью взрослого воспроизводить их и тому подобное. В старшей группе учат осуществлять элементарный литературно-художественный анализ произведения...Воспитывают оценочные суждения о поступках героев на основе сформированных этических представлений. Формируют самостоятельность в театрально-речевой деятельности по содержанию художественных произведений и тому подобное.

Таким образом, цель работы с художественной литературой определяется содержанием подраздела из программы. Реализация цели осуществляется через соответствующие средства, методы и приемы обучения.

1   2   3   4   5


написать администратору сайта