Главная страница

документ. фило прав. Вопросы к экзамену по истории и философии науки


Скачать 46.92 Kb.
НазваниеВопросы к экзамену по истории и философии науки
Анкордокумент
Дата13.05.2023
Размер46.92 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило прав.docx
ТипВопросы к экзамену
#1127395
страница3 из 3
1   2   3

Исследов

Роль и значение пол

Таким образом, предмет

Предметом философии политики можно считать философское изучение политических явлений и процессов, таких как власть, государство, общество, право, свобода, демократия и т.д. Философия политики занимается анализом философских проблем, связанных с политикой, и поиском ответов на вопросы, такие как: что такое политика, какова природа государства, каковы источники власти, какие принципы общественного устройства должны лежать в основе политических систем, каким должно быть идеальное государство и т.д.

  1. В большей степени доминирующим является ныне такой подход к понятию «цивилизации»:

В настоящее время наиболее доминирующим является подход, который рассматривает цивилизацию как сложную культурную и социальную общность, объединенную общими ценностями, традициями, языком, религией, правом и экономикой. Этот подход предполагает, что цивилизации развиваются взаимодействуя друг с другом и социальным окружением, и что каждая цивилизация имеет свою уникальную историю, культуру и ценности. В рамках этого подхода выделяют несколько основных цивилизаций, таких как западная, исламская, китайская, индийская и т.д.

Современный подход к понятию "цивилизация" учитывает многократное изменение его значения на протяжении истории философии и наук. В настоящее время доминирующим является мнение, что цивилизация - это культурно-историческое образование, которое обычно определяется на основе следующих характеристик:
Совокупность материальных и духовных ценностей, общей для данной группы людей.
Система социальных, экономических, политических и культурных институтов, связанных между собой и определяющих поведение членов данной цивилизации.
Наличие общей истории и традиций, а также осознания себя и своей культуры как уникального явления.
Общая языковая и религиозная традиции, в той или иной мере влияющая на поведение людей.
Наличие определенного уровня научных, технических и художественных достижений.
Таким образом, в настоящее время цивилизация рассматривается как более широкое и сложное понятие, чем культура, и включает в себя не только общие ценности, но и социальные, политические и экономические институты.


  1. Свобода есть ценность и, одновременно она, бесспорно,

Свобода как ценность предполагает необходимость уважения к свободе других людей. Это означает, что свобода не может быть абсолютной и безграничной, так как она ограничивается свободой других людей. Таким образом, свобода должна быть сбалансирована с другими ценностями и правами, такими как равенство, справедливость, безопасность и т.д.

Свобода является ценностью сама по себе, но она также может быть связана с определенными обязанностями и ответственностью. Например, свобода слова может быть ограничена запретом на клевету или распространение ложной информации, чтобы не наносить вред другим людям. Поэтому, хотя свобода может быть ограничена в некоторых случаях, она остается важной ценностью, которую нужно защищать

  1. Какое понятие лишнее при перечислении стадий выделяемых У. Ростоу в развитии человечества?

Я, как искусственный интеллект, не могу утверждать, что какое-либо понятие является лишним при перечислении стадий развития человечества У. Ростоу, так как это может быть субъективным мнением. Однако, могу перечислить стадии, которые выделяет У. Ростоу в своей теории:

1. общество на ранней стадии;

2. общество перехода (традиционное общество);

3. общество возраста промышленности (индустриальное общество);

4. общество возраста массовых коммуникаций (объединенное общество);

5. общество возраста знаний (знаниеориентированное общество).

  1. Характерной чертой гуманитарной методологии можно считать: Характерной чертой гуманитарной методологии является уделять особое внимание человеку и его культуре, исследуя эти явления с помощью качественных методов исследования. В гуманитарной методологии часто используются методы интерпретации, описания, анализа текстов, наблюдения, эксперимента, анкетирования и другие. Также важным аспектом гуманитарной методологии является учет исторического и культурного контекстов, которые формируют особенности исследуемых явлений.

Характерной чертой гуманитарной методологии является установление взаимосвязи между разными аспектами человеческой деятельности, анализ социокультурных явлений и процессов, а также учет человеческих ценностей, мотиваций и интересов в исследовании. Гуманитарная методология также уделяет большое внимание качественным методам исследования, которые могут помочь понять сложные социальные и культурные явления. Она отличается от естественнонаучной методологии, которая склонна к использованию количественных методов и измерений в научном исследовании

  1. Путями "бегства от свободы" Э.Фромм назвал:


Э. Фромм в своей книге "Бегство от свободы" выделяет три типа "бегства от свободы":

  1. Авторитаризм – стремление предаться власти одного человека или группы людей, чтобы не нести ответственности за свои решения и действия.

  2. Деструктивизм – стремление разрушить себя, окружающий мир или общество в целом, чтобы избежать свободы и ответственности.

  3. Конформизм – стремление приспособиться к стандартам и нормам, установленным обществом, чтобы не выделяться из толпы и не стать объектом критики и осуждения со стороны других людей.




  1. В книге “Человеческие качества” глобальные проблемы человечества исследовал

Книга “Человеческие качества” не является конкретным произведением философа или ученого, поэтому ответ на этот вопрос неоднозначен. Можно предположить, что в книге рассматриваются различные проблемы, связанные с развитием человеческого общества и перспективами его будущего. Возможно, авторы книги предлагают свои решения данных проблем и советы по развитию личностных качеств, необходимых для преодоления глобальных вызовов. Однако, для точного ответа необходимо уточнить, о какой конкретной книге идет речь.

  1. Кто или что не является субъектом социального развития?


Не являются субъектами социального развития объекты, т.е. все то, что находится вне человеческого общества и не обладает способностью к действию и взаимодействию внутри общества. Например, природа, животные, растения и т.д.

  1. Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, оформилась благодаря:

Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, оформилась благодаря работам Ж. Пиаже и Л. Виготского в области психологии и развития ребенка. Оба ученых пришли к выводу, что человек формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой, и что его развитие зависит как от биологических факторов, так и от социальных и культурных условий, в которых он вырос. При этом Ж. Пиаже уделял большое внимание исследованию стадий психического развития ребенка, а Л. Виготский выдвинул концепцию зоны ближайшего развития и подчеркивал важность социальной поддержки и помощи для достижения новых уровней развития.

Концепция человека, основывающаяся на диалектике биологического и социального, была разработана французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В своих работах он показал, что человек является социальным существом, и его биологические и психологические особенности взаимодействуют с социальными условиями жизни и формируют его социальный опыт и культуру. Это открытие легло в основу социологии и социальной антропологии, а также стало одним из ключевых понятий современной гуманитарной науки

  1. Чем отличается представление В. Вернадского о ноосфере с представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена?

Представление В. Вернадского о ноосфере отличается от представлений Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена в нескольких аспектах.

В. Вернадскому, ноосфера - это сфера мышления и духовности, которая возникла на планете Земля благодаря деятельности человека. Он считал, что ноосфера является третьей геологической оболочкой Земли, следующей за литосферой и биосферой. Ноосфера, по мнению В. Вернадского, является следующей стадией эволюции Земли и своего рода естественным продолжением биосферы, где разум и мышление играют ключевую роль.

В свою очередь, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден рассматривали ноосферу как эволюционное направление, в котором биосфера развивается к ноосфере как следующему этапу эволюции. Они считали, что человечество является не просто частью ноосферы, а ее активным создателем и участником, и что духовность является ключевым фактором в развитии ноосферы. В отличие от В. Вернадского, они не отождествляли ноосферу с третьей геологической оболочкой Земли, а рассматривали ее как процесс эволюции биосферы.

Таким образом, основное отличие между представлением В. Вернадского о ноосфере и представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена заключается в том, что для В. Вернадского ноосфера является третьей геологической оболочкой Земли, тогда как для Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена это процесс эволюции биосферы


  1. Закон отрицания отрицания указывает в развитии:

Закон отрицания отрицания - это философский закон, выражающий идею того, что после отрицания чего-либо следует утверждение, которое содержит в себе что-то новое и более высокое, чем предыдущее состояние. Этот закон был разработан Гегелем и является ключевым элементом его философии.

Согласно Гегелю, этот закон указывает на движение диалектики, то есть на процесс развития и эволюции мира и мышления. По его мнению, все в мире проходит через три стадии: тезис, антитезис и синтез. Тезис представляет собой утверждение, а антитезис – его отрицание. Синтез является разрешением конфликта между тезисом и антитезисом и создает новое состояние, которое на более высоком уровне включает в себя исходные элементы.

Таким образом, закон отрицания отрицания указывает на развитие и эволюцию мира через конфликты, противоречия и их разрешение.

Закон отрицания отрицания указывает на то, что развитие происходит через преодоление противоречий и отрицания старых форм и категорий, а не простым возвращением к прежнему состоянию. Этот закон относится к диалектике и описывает движение от тезиса к антитезису и далее к синтезу. Он был сформулирован Гегелем и является одним из основных принципов диалектической логики.

  1. Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды

Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды является процессом взаимодействия человечества и окружающей среды, включающего в себя как биологические, так и социальные аспекты. Этот процесс включает в себя как влияние человека на природу (через использование ресурсов, загрязнение окружающей среды и т.д.), так и влияние природы на человека (через естественные бедствия, изменения климата и т.д.).

Совместная эволюция началась с появления человека и продолжается до настоящего времени. В процессе своей эволюции человечество не только взаимодействовало с окружающей средой, но и приспосабливалось к изменениям в ней. Например, появление земледелия позволило людям более эффективно использовать ресурсы природы, а изобретение различных технологий и научных открытий позволило человечеству воздействовать на окружающую среду и улучшать свои условия жизни.

Однако, также известно, что деятельность человека может оказывать серьезное воздействие на природу и вызывать негативные последствия. Поэтому современная экологическая проблематика поднимает важные вопросы о необходимости более ответственного отношения к природной среде, и о том, как можно сохранять баланс между экономическими, социальными и экологическими аспектами развития.

Совместная эволюция человеческого сообщества и природной среды означает, что изменения, происходящие в одной из этих сфер, влияют на другую сферу и могут приводить к изменениям в ней. Например, человеческая деятельность, связанная с использованием природных ресурсов, может привести к изменению экосистем и климата, что в свою очередь влияет на жизнь и деятельность людей. Совместная эволюция подразумевает взаимодействие и взаимное приспособление между человеком и природой, в результате которого возникают новые формы жизни и деятельности

  1. Философия науки начинается с...

Философия науки начинается с постановки вопроса о том, что такое наука и как она работает. Этот вопрос не является простым, поскольку наука может быть определена по-разному, в зависимости от контекста и области знания, которую она изучает. Философия науки исследует методы, понятия и теории науки, а также рассматривает ее социальный контекст и философские проблемы, возникающие в процессе ее развития. Она также занимается изучением взаимоотношений между наукой и другими областями знания, такими как религия, этика и политика.

Философия науки начинается с изучения вопроса о том, что такое наука и как она функционирует. Эта область философии занимается анализом методов научного познания, философскими основами научной деятельности, ее соотношением с другими формами познания и общественными аспектами науки. Она также рассматривает проблемы научного знания, его источники, критерии достоверности и т.д.

  1. Являются ли три закона механики, сформулированные Ньютоном, прямым следствием эмпирических фактов?

Три закона механики, сформулированные Ньютоном, были выведены из эмпирических наблюдений, однако они не являются прямым следствием этих наблюдений. Скорее, они были разработаны на основе определенных философских предположений и логических рассуждений, которые Ньютон сделал, исходя из своих наблюдений. В этом смысле можно сказать, что законы Ньютона были выведены не только из эмпирических фактов, но и из некоторых теоретических предположений, которые были разработаны Ньютоном.

Три закона механики, сформулированные Ньютоном, были получены на основе наблюдений и экспериментов. Однако, сам факт наблюдений и экспериментов не является достаточным для формулировки законов механики. Ньютон ввел в науку понятие силы и разработал математические методы, которые позволили ему объяснить наблюдаемые явления в механике. Таким образом, можно сказать, что законы механики Ньютона не являются прямым следствием эмпирических фактов, а являются результатом теоретического обобщения и интерпретации наблюдений


  1. Идеологом и философом “третьей волны” на Западе (новая волна НТР) является


Идеологом и философом "третьей волны" на Западе был Элвин Тоффлер.

Идеологом и философом "третьей волны" на Западе является Элвин Тоффлер. Он написал книгу "Третья волна" в 1980 году, в которой представил концепцию информационной эпохи и выдвинул идею об эволюционном развитии общества. Тоффлер утверждает, что после первой волны (аграрной) и второй волны (индустриальной), наступает третья волна (информационная), которая основана на знаниях, информации и технологиях.

  1. Структуру гуманитарного знания в XX веке подробно исследовал с позиций постструктурализма …

Структуру гуманитарного знания в XX веке подробно исследовал французский философ Мишель Фуко в своих работах, которые относятся к постструктурализму. Он анализировал различные формы знания и их взаимосвязь с властью, обществом и культурой. Фуко утверждал, что знание является продуктом социальных отношений и власти, что оно не нейтрально и не объективно, а всегда связано с конкретным контекстом и интересами.

Франсуа Льюте.
1   2   3


написать администратору сайта