документ. фило прав. Вопросы к экзамену по истории и философии науки
Скачать 46.92 Kb.
|
Тестовые вопросы к экзамену по истории и философии науки Кому может принадлежать это рассуждение: “Человек не только живое существо, обладающее среди прочих своих способностей также и языком. Язык есть дом бытия, живя в котором, человек экзистирует, поскольку, оберегая истину бытия, принадлежит ей…”? Это рассуждение может принадлежать философу Мартину Хайдеггеру. Он разработал концепцию "бытия" (Dasein) и утверждал, что язык является ключевым аспектом человеческого существования, поскольку через язык мы общаемся и выражаем свои мысли и идеи, а также осознаем истину бытия. Концепция опытного знания в рамках средневековой западноевропейской философии нашла отражение во взглядах В рамках средневековой западноевропейской философии концепция опытного знания нашла отражение во взглядах философов-схоластиков, таких как Томас Аквинский и Жан Дунс Скотт. Они разработали теорию эмпиризма, которая утверждает, что знание происходит из опыта и наблюдения мира. Они считали, что опытный опыт (sensus communis) играет важную роль в получении знания и что все знание начинается с чувственного опыта. Однако, они также утверждали, что разум может работать с опытом, чтобы достичь более высокого уровня знания. Какая гносеологическая позиция выражена прагматистом Дьюи: “Если идеи, значения, концепции, понятия, теории, системы инструментальны… по отношению к устранению некоторого специфического беспокойства и замешательства, то проверка их надежности и ценности состоит в выполнении ими этой работы” В данном высказывании прагматист Джон Дьюи выражает свою гносеологическую позицию, которая известна как инструментализм. Согласно инструментализму, идеи, понятия и теории должны оцениваться по их полезности и эффективности в решении конкретных проблем и достижении целей, а не по их соответствию некоторой объективной истине. Таким образом, проверка надежности и ценности идей и теорий заключается в их успешном применении в практике и достижении практических результатов. Это отличает прагматизм от других гносеологических позиций, таких как реализм или идеализм, которые утверждают, что существует объективная реальность, независимая от нашего понимания и оценки. В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как… В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как социального института. Это означает, что наука рассматривается как общественное явление, связанное с определенными социальными, экономическими и политическими условиями. Анализ науки как социального института включает в себя исследование социальных факторов, влияющих на развитие науки, таких как экономические интересы, политические цели, социальные стереотипы и предрассудки, а также рассмотрение социальных последствий научных исследований, таких как социальная справедливость, политическая власть и экономическая стабильность. Твердым ядром науки называется Твердым ядром науки называется основа научных знаний, которые широко признаны в научном сообществе и не подвергаются серьезному сомнению или критике. Эти знания обычно основываются на фундаментальных принципах и законах, которые имеют подтверждение в опыте и экспериментах и которые используются для объяснения и предсказания явлений в соответствующей области знания. Твердое ядро науки обычно состоит из фундаментальных теорий, аксиом, законов и концепций, которые служат основой для развития научных знаний в соответствующей области. Оно является важным элементом научной методологии и обеспечивает стабильность и надежность научных знаний. Дилемма «материальное — идеальное» применительно к социуму может быть отражена сочетанием понятий … Дилемма "материальное-идеальное" в контексте социума может быть отражена сочетанием понятий "материальная база" и "идеология". Материальная база относится к материальным условиям жизни людей, таким как экономика, технологии, инфраструктура и т.д. Идеология, с другой стороны, относится к системе убеждений, ценностей и норм, которые описывают, каким должно быть общество и как люди должны жить в нем. Дилемма "материальное-идеальное" в контексте социума заключается в том, что некоторые философы и социологи считают, что материальная база является определяющим фактором общественной жизни, в то время как другие считают, что идеология и культура играют более важную роль в формировании социума. В целом, эта дилемма связана с вопросом о том, как материальные и идеологические факторы взаимодействуют в обществе и какие из них имеют более важное значение для понимания социальных процессов и изменений. В истории мировой социально-философской мысли первым наиболее полно и последовательно представил принцип географического детерминизма … Принцип географического детерминизма заключается в том, что физическая среда и географические условия, в которых проживают люди, определяют их культуру, экономику и социальные институты. Первым наиболее полно и последовательно представил этот принцип немецкий географ и политический мыслитель Фридрих Ратцель (1844-1904), который в своих работах подчеркивал взаимосвязь между географическими условиями и культурой народов. Ратцель считал, что географические условия определяют структуру общества и его формы организации, а также формируют культурные и этнические особенности народов. Важно отметить, что принцип географического детерминизма был критикован другими социологами и философами, которые считали, что он упрощает и недооценивает влияние других социальных и исторических факторов на развитие общества. Идея об эгоистической природе человека, ставшая одной из отправных в обосновании пессимистического взгляда на отношения людей, принадлежит … Идея об эгоистической природе человека и ее влияние на отношения между людьми стала одной из отправных точек для обоснования пессимистического взгляда на человеческую природу и социальную организацию. Она связана с именем английского философа Томаса Гоббса (1588-1679), который в своей работе "Левиафан" выдвинул концепцию естественного состояния человека, в котором каждый стремится к удовлетворению своих личных потребностей и интересов, а это может приводить к конфликтам и хаосу. Гоббс считал, что для создания стабильного общества необходима власть, которая бы регулировала отношения между людьми и обеспечивала их безопасность. Эта концепция получила название "гоббсианства" и стала одной из основ современной политической философии. «Децентрация» (отсутствие, разрушение «центров», централизации) социальных структур, сообществ, социальности — один из принципов измерения в философии …Принцип "децентрации" или разрушения централизации является одним из ключевых принципов в философии постмодернизма. Этот принцип предполагает отказ от идеи об одном центре или источнике знания, власти или авторитета, и признает, что знание, власть и авторитет децентрализованы и распределены между различными группами и индивидуумами в обществе. Вместо того, чтобы рассматривать общество как централизованную структуру с одним центром власти или контроля, постмодернистская философия рассматривает общество как сеть децентрализованных связей и отношений между различными индивидуумами и группами. Этот принцип может быть связан с такими именами, как Мишель Фуко, Жак Деррида и Жан-Франсуа Лиотар. Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории Современный вариант теории географического детерминизма представлен, в частности, в теории Джареда Даймонда "Оружие, микробы и сталь". В своей работе Даймонд анализирует влияние географических и природных факторов на развитие человеческой цивилизации. Он утверждает, что различия в доступности и распределении природных ресурсов, наличии диких животных, растительности и климата в различных регионах мира, а также географические препятствия, такие как горы, реки и океаны, определяют, какие цивилизации развиваются быстрее и успешнее, а какие остаются отсталыми. Эта теория продолжает традиции географического детерминизма, предполагающего, что природные условия и географическое положение являются определяющими факторами для развития общества и культуры. Понятие «культура» как категориальное отображение не только «возделывания почвы», но и «возделывания человека» ввел в оборот Понятие "культура" как категориальное отображение не только "возделывания почвы", но и "возделывания человека" было введено в оборот Гердером (Johann Gottfried Herder) - немецким философом, писателем и культурологом, жившим в XVIII-XIX веках. Он считал, что культура - это выражение коллективного духа народа, который формируется и развивается благодаря языку, общественным обычаям, традициям и искусству. Гердер утверждал, что культура не может быть понята без учета исторического и социального контекста, в котором она возникает и развивается. Путями "бегства от свободы" Э.Фромм назвал: Подчинение - стремление подчиниться власти и авторитету других людей, принимать их мнения и решения вместо собственных, что дает чувство защищенности и уменьшает ответственность за свою жизнь. Разрушение - стремление разрушать то, что было создано, правила, нормы и законы, в надежде на то, что это позволит сбежать от свободы и ответственности. Вырождение - отказ от своих личностных ценностей и идеалов в угоду массовой культуре, что позволяет избежать самостоятельного мышления и выбора. Оформление науки в качестве социального института связано с: Оформление науки в качестве социального института связано с процессом институционализации науки в обществе. Это происходит путем установления формальных правил и процедур, которые регулируют научные исследования и обеспечивают их качество и достоверность. Этот процесс начался в XVII веке с развития научной революции и создания первых научных академий, а в XIX веке научное сообщество стало все более организованным, сформировав собственные журналы, конференции, общества и т.д. В XX веке институционализация науки стала еще более значимой, приведя к созданию многочисленных исследовательских учреждений, университетов, финансируемых государством и частными фондами, а также к развитию научной экспертизы и рецензирования. В большей степени доминирующим является ныне такой подход к понятию «цивилизации»: Современный подход к понятию "цивилизация" учитывает ее многомерный характер и включает в себя не только экономические и технологические аспекты, но также культурные, социальные, религиозные и политические факторы. Он также учитывает различия и многообразие между культурами и обществами внутри одной и той же цивилизации. Этот подход связан с постмодернистской идеей о культурном релятивизме, отказом от универсальных и объективных истин и признанием множественности точек зрения В теории постмодернизма ключевое значение для понимания современного обстояния, пребывания человека в мире культуры имеет термин … В теории постмодернизма ключевое значение для понимания современного обстоятельства, пребывания человека в мире культуры имеет термин "деконструкция". Этот термин используется для описания процесса раскрытия скрытых предпосылок, противоречий и иронии, которые существуют в культурных текстах, включая литературу, искусство, философию и науку. При помощи деконструкции культурные тексты анализируются с целью показать, как они формируют наше понимание мира и какие предпосылки, связанные с властью и идеологией, могут быть скрыты внутри них. 16 Чем отличается представление В. Вернадского о ноосфере с представлениями Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена? В. И. Вернадский, Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден сформулировали концепцию ноосферы, но каждый из них подчеркивал разные аспекты этого понятия. В. И. Вернадский считал, что ноосфера - это сфера мысли и разума, которая возникает на планете в результате деятельности человека. Он утверждал, что ноосфера образуется благодаря культурному и научному развитию человечества, а также взаимодействию между живыми организмами и окружающей средой. Э. Леруа видел ноосферу как среду, в которой человек живет и действует. Он считал, что человечество находится в состоянии постоянной эволюции, и ноосфера является следующим этапом в этой эволюции. Он предлагал новый взгляд на природу и технологии, с целью создания устойчивой и экологически безопасной ноосферы. П. Тейяр де Шарден в свою очередь подчеркивал, что ноосфера - это более высокий уровень сознания, который включает в себя коллективное сознание всего человечества. Он считал, что человечество обладает коллективной психикой, которая может привести к изменению социальных, политических и экономических отношений в мире. Он также подчеркивал важность развития духовной культуры для создания гармоничной ноосферы. Таким образом, каждый из ученых подчеркивал разные аспекты понятия "ноосфера" в соответствии с собственным видением развития человечества и окружающей среды. 17 В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как В социально-философском плане при анализе науки большое значение имеет анализ ее как социальной институции. Это означает рассмотрение науки как особого типа социальной деятельности, которая функционирует в социальной системе и обладает своими особенностями и закономерностями развития. В рамках этого подхода изучаются социальные условия возникновения науки, ее роль в обществе, структура и организация научной деятельности, взаимодействие науки с другими сферами социальной жизни и т.д. Особое внимание уделяется вопросам социального влияния науки и социального контекста ее развития. Такой анализ помогает лучше понимать роль науки в жизни общества и ее социальные функции. Научная рациональность означает Научная рациональность означает, что наука стремится к пониманию мира через систематическое и логическое обоснование своих выводов и теорий на основе эмпирических данных и методов. Это означает, что наука стремится к объективности и обоснованности своих выводов, используя логические и математические методы, эксперименты и наблюдения. Также научная рациональность предполагает постоянное обновление и корректировку знаний и теорий на основе новых эмпирических данных и исследований. Когда философия науки оформляется в самостоятельную область исследования? Философия науки как самостоятельная область исследования начинает формироваться в XIX веке. Она стала возможной благодаря развитию науки и техники, а также в связи с изменением представлений о природе научного знания. Одним из основоположников философии науки как самостоятельной дисциплины считается Август Кондорсе, который в 1820-х годах выделил науку в отдельную сферу исследования и сформулировал основные вопросы, которые занимает на сегодняшний день философия науки. 20 Какую из характеристик нельзя отнести к чувственному образу? Чувственный образ – это представление, возникающее в сознании человека под воздействием ощущений, восприятий и представлений. Его характеристики могут варьироваться в зависимости от контекста, но обычно к чувственному образу относятся следующие характеристики: Интенсивность – степень яркости и остроты образа. Цельность – связь между отдельными элементами образа. Непосредственность – ощущение присутствия воспринимаемого объекта. Эмоциональная окраска – субъективное отношение к воспринимаемому объекту. Символичность – возможность передавать смысл и значения через образы. Таким образом, ни одну из перечисленных характеристик нельзя исключить из определения чувственного образа. 21 «Природа … есть ничто иное, как Бог в вещах» полагал Это высказывание принадлежит философу и математику Баруху Спинозе. Он разрабатывал пантеистическую концепцию Бога, согласно которой Бог не является личным или трансцендентным существом, а скорее идентичен вселенской природе и всему сущему. Поэтому Спиноза говорил, что "природа есть ничто иное, как Бог в вещах". Структуру гуманитарного знания в XX веке подробно исследовал с позиций постструктурализма … Эту идею поддерживали различные представители философии и науки в разное время, но более всего она связана с философом и математиком Альбертом Эйнштейном. Он высказал мысль, что "природа не есть ничто иное, как Бог в вещах", что означает, что природа и Бог неразделимы и что все в природе органично связано друг с другом. Эта идея выражает монистический взгляд на мир, согласно которому все существующее в мире является проявлением единого и неразделимого Божественного начала. Характерной чертой гуманитарной методологии можно считать: Характерной чертой гуманитарной методологии является уникальный подход к исследованию социальных явлений, основанный на анализе качественных данных, включая тексты, изображения, звуки и другие культурные артефакты. Гуманитарные исследования стремятся понять и объяснить социальные явления через контекст и смысл, в котором они возникают. Важным аспектом гуманитарной методологии является также критический анализ культурных норм и ценностей, которые могут влиять на интерпретацию социальных явлений. Гуманитарная методология не ограничивается применением формальной логики и статистических методов, как это бывает в естественных науках, а выдвигает на первый план человека, его ценности, убеждения, культуру и историю. Социальная система – это: Социальная система - это комплекс взаимосвязанных элементов, функционирующих в определенной области социума (например, политической, экономической, культурной) и связанных между собой определенными правилами и нормами. Элементами социальной системы могут быть люди, организации, институты, нормы и ценности, а также коммуникационные и информационные потоки между ними. Социальная система обладает свойством саморегуляции и может изменяться в ответ на изменения внутри и вне ее границ. |