Главная страница
Навигация по странице:

  • Власть

  • Место и роль политики в жизни общества. Взаимосвязь политической жизни общества с другими ее областями. Сущность власти, ее структура. Природа подчинения.

  • Политическая власть как особый вид власти

  • Роль политики в жизни общества

  • Функции политики - ее назначение и ее роль

  • Роль и значение политики в жизни общества.

  • Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

  • Выделяются следующие политические системы

  • На основе характера политического режима выделяют политические системы

  • Широко распространено деление политических систем на

  • На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы

  • Политические системы подразделяют также на

  • Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе.

  • Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности. Глобализация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности.

  • Глобализация, как результат человеческой деятельности 1.1 Социально-философская проблематика глобализации

  • Билеты на экзамен по социальной философии. Вопросы к экзамену по курсу социальная философия


    Скачать 1.13 Mb.
    НазваниеВопросы к экзамену по курсу социальная философия
    АнкорБилеты на экзамен по социальной философии.doc
    Дата26.04.2018
    Размер1.13 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты на экзамен по социальной философии.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #18535
    страница18 из 22
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

    Доход сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

    Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

    Власть - возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

    Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

    Причины социального неравенства

    Может ли существовать общество без социального неравенства? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

    Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций, выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности. Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев, их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

    Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

    Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства. Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

    Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее яркоэтот подход проявился в марксизме. По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов. Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

    Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

    Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами. Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

    Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

    Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.


    Социальные отношения - это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т.д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения - это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения - это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

    В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

    Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения [см.: 312. С.100]. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, Т.е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае - это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример - отношения дружбы.

    Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

    Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т.д. В данной системе можно выделить следующие элементы: - субъекты связи - два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

    - связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

    - определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

    Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

    Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

    1. Место и роль политики в жизни общества. Взаимосвязь политической жизни общества с другими ее областями.

    Сущность власти, ее структура. Природа подчинения.

    Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

    Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, воля к власти. Помимо желания руководить субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие в разной степени наделены этими качествами.

    Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований, во многом зависит отношение к нему объекта, т. е. исполнителя - второго важнейшего элемента власти,

    Власть возможна только при условии подчинения объекта субъекту. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной коли есть выбор, хотя и крайний - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге «лучше умереть, сражаясь, чем жить на коленях».

    Впрочем, масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение добровольно, с радостью воспринимаемого повиновения. В принципе подчинение так же соответственно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект и т. д.

    Вместе с тем, мотивация подчинения достаточно сложна.

    Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом носителем власти у подчиненных. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т. е. способность ее субъекта влиять на объект.

    Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой наказания, как правило, имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

    Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни.

    Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и т. д.

    Вывод: Одной из наиболее благоприятных для власти мотивации подчинения является авторитет. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые обеспечивают их повиновение без угрозы санкций или убеждения. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т. д. Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной.

    Виды власти

    Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.

    Способы властвования могут быть различными: демократическими, авторитарными, тоталитарными, конституционными, деспотическими, либеральными и другими.

    Процесс властвования упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти - системы организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно и к такому сложному субъекту, как общество (народ) механизмом власти выступают государственные органы, право, политическая система в целом.

    Особенности различных элементов власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую (которую часто называют принудительной) .

    Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Как правило, в обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти.

    С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства (социальные государства) с помощью социальной политики могут влиять на статус широких слоев населения, вызывая тем самым их Лояльность и поддержку.

    Информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современных условиях без опоры на знания власть в обществе не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки власти. Такое воздействие осуществляется через школу и образовательные учреждения, просветительские общества и СМИ.

    Вывод: Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о власти, но и манипулированию, основанному на специальных методах обмана, на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

    Политическая власть как особый вид власти

    Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

    Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

    1. Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

    2. Верховенство, обязательность решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их.

    3. Публичность, то есть всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть в отличие от личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам.

    4. Моноцентричность, наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти экономическая, социальная, информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т. д.

    Политическая власть находится в сложном взаимоотношении с другими формами общественной власти. Политическая власть испытывает сильное воздействие власти экономической. В рыночном обществе, где почти все имеет цену, деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы толстосумов. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

    В определенных условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Ее монополизация определенной политической группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение господства в обществе.

    Во взаимодействии различных властей в обществе имеет место т. н. кумулятивный эффект - усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к информационному влиянию; последнее же улучшает возможность занятий лидирующих политических позиций и т. д.

    Вывод: Слияние политической, экономической, социальной и информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров, в политике - разделение власти между государством, партиями, а также самой государственной власти на три ветви, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

    Роль политики в жизни общества

    Политика (от греческого politike - искусство управления государством) это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность, связанная с определением содержания задач и функций государства
    Функции политики - ее назначение и ее роль:

    • Организационная. Создает для общества организационные основания

    • Коммуникативная. Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

    • Воспитательная. Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

    • Контролирующая. Воздействует на людей, используя власть

    • Интегративная. Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

    Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути - существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д.
    Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей.
    Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни.
    Политическая жизнь — это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти.
    Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни.,
    Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном.
    Политика - неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. •
    Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся:
    1) обеспечение целостности и стабильности общества;
    2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
    3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
    4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др.
    Ученые по-разному понимают сущность политики.
    М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти...". Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной.
    Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
    Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека. 

    Антропологическая трактовка политики исходит из того, что она органически присуща человеческому обществу, коренится в самой его природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями индивидов. Выше уже упоминалось, что данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека.
    Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным.
    Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания.
    Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики — это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности.
    Политология — наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики.

    1. Политическая деятельность, политическая система и политическая организация общества.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

    Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально-экономических и политических решений.

    В науке существует множество различных понятий политической системы. Это объясняется тем, что отдельные исследователи избирают разные критерии для характеристики политической системы или преследуют разные исследовательские цели. Тем не менее выделяются следующие основные признаки политической системы:

    • во-первых, тесная связь ее с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление;

    • во-вторых, выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп;

    • в-третьих, наличие организационных форм выражения политических интересов;

    • в-четвертых, урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

    С учетом названных признаков политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции.

    Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

    Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии. Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

    В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

    В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

    Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

    Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

    Виды политических систем. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

    Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

    Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

    В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

    В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.

    Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.

    Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

    Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

    Политика и политическая деятельность
    Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

    Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти.

    Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и др. сферы общества.

    Политическая деятельность - одна из форм общественной деятельности.

    Но это особая, специфическая сфера деятельности. Она представляет собой совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и прежде всего по поводу завоевания, использования и удержания власти.

    Формы политической деятельности внутри политических партий различны: Споры, диспуты, широкий обмен мнениями как в аудитории, так и в средствах массовой информации; Цель диалога - выяснения точек зрения, достижения согласия по обсуждаемым вопросам, а главное - осуществление согласованных действий.

    Политическая деятельность, как любая другая, разделяется на теоретическую и практическую.

    Для теоретической деятельности характерны такие виды: познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная.

    Для практической деятельности: обширный спектр видов, зависящий от конкретной сферы политической жизни, где осуществляются политические действия: это внешняя политика и международные отношения, выработка и реализация внутренней политики государства, участие в жизни партий, военная политика и т.д.

    Политические организации общества представляют собой систему, которая обеспечивает обществу целостность и упорядоченность.

    Система (от греч. "система" - целое, составленное из частей, соединение) - это множество, закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. п.), представляющих собой определенное целостное образование, единство.

    Использование системного подхода позволяет выделить политическую жизнь из общественной жизни как самостоятельную часть или подсистему.

    Политическая система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

    Первым политологом, описавшим политическую жизнь с системных позиций, был американский ученый Дэвид Истон. В работах "Политическая система" (1953 г.), "Предел политического анализа" (1965 г.), "Системный анализ политической жизни" (1965 г.) он заложил основы теории политической системы.

    По мнению Д. Истона, политическая система - развивающийся и саморегулирующийся организм, который состоит из многих частей, образующих единое целое. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы - требования или импульсы - поддержка. На выходе системы - политические решения, на основе которых осуществляются политические действия.

    Политическая система может реагировать по-разному на требования, идущие от населения. Если демократическая система использует их для улучшения работы, то тоталитарная - подавляет, создавая образ могучей и непогрешимой власти.

    Недостатками модели политической системы по Истону являются:

    чрезмерная зависимость от "требовании-поддержки" населения и недооценка ее самостоятельности;

    некоторый консерватизм, ориентирующий на сохранение стабильности, неизменности системы;

    недостаточный учет психологических, личностных аспектов политических взаимодействий.

    Используя теорию Истона, Г. Паэлл и М. Каплан создали теорию внешнеполитических систем, К. Дойг применил кибернетический подход, уподобляя политическую систему кибернетической машине.

    Дальнейшее развитие теории политических систем пошло по линии преодоления некоторых недостатков модели Д. Истона.

    Выделяются следующие политические системы:

    рабовладельческая;

    феодальная;

    буржуазная;

    социалистическая.

    В соответствии с социальной основой выделяются:

    военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);

    гражданская;

    национально-демократическая система;

    буржуазно-демократическая политическая система.

    Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.

    На основе характера политического режима выделяют политические системы:

    демократические;

    либеральные;

    тоталитарные;

    авторитарные.

    Широко распространено деление политических систем на:

    Традиционные - в их основе лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.

    Модернизированные - имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.

    На основе участия в политическом процессе выделяют политические системы :

    либеральная демократия - для нее характерна высокая степень добровольного, но пассивного политического участия;

    коммунистическая система - с высокой степенью принудительной партиципации;

    развивающиеся - характеризуются низкой степенью политического участия.

    Политические системы подразделяют также на:

    открытые, имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой;

    закрытые, имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.

    1. Человек и политический процесс. Мотивы и механизмы участия человека в политическом процессе.

    Общепризнано, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении "человек — техника" появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших:
    1) граница между человеком и машине проблема искусственного и естественного интеллекта;
    2) образ жизни человека в техномире.
    Проблема соотношения естественного и искусственного интеллекта требует ответа на три существенных вопроса. Во-первых, каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом, с человеком. Здесь сформировались различные точки зрения. Так, бихевиористская концепция (представленная, например, американским исследователем К.Т. Сэйром) основана на том, что между компьютером и мышлением человека очевидна полная аналогия.
    Существует и другое мнение (например, американский ученый Гандерсон), что есть существенное различие между Программируемыми разумными способностями мозга и непрограммируемой чувственной, иррациональной сферой. При этом полагают, что в будущем последняя в принципе будет доступна биоимитациям.
    Обратим внимание на то, что с социокулътурной точки зрения проблема "мозг и машина" — это проблема сохранения человеком личностной идентичности, свободы, индивидуальности и уникальности. Поэтому рассмотрение компьютера в качестве абсолютной модели человека, их отождествление расценивается многими специалистами как угроза человеческому существованию.
    Второй вопрос — какова природа и суть творчества, может ли оно быть имитируемо компьютером? Представим две взаимоисключающие позиции: согласно первой творческо-эвристические особенности мыслительного процесса человека всегда ускользают от моделирования на компьютере. Согласно другой позиции — и сегодняшние результаты "мыслительных" операций машины казались когда-то недостижимыми. Поэтому имитация компьютером рациональных способностей человека — дело времени.
    И, наконец, третий вопрос проблемы "мозг и машина" — это логика человеческого мозга, основанная на конструировании образов, и "логика"машины, основанная на распознавании образов.
    Машина "схватывает" объект в статике и характеризует его по принципу "да" или "нет", "либо — либо", "если то — то...". Человек способен схватить противоречивую природу объекта по принципу "и да и нет", "и то и другое", выразить и охарактеризовать любой объект в его динамике, как процесс, как его становление. Таким образом, это вопрос о творческой природе культуры, то есть, с одной стороны, о технике как результате творения человека, а с другой — о потенциале техники, усиливающем его творческие возможности и способности.
    Другой аспект проблемы "техника — человек" — это проблема существования, образа жизни человека в созданном им самим техномире, с социокулътурной точки зрения — о месте и роли искусственного техномира в жизни человека.
    Техника, обеспечивающая возможность вмешательства в наследственную природу, создает угрозу человеческой индивидуальности, достоинству человека и неповторимости личности. Оказывая воздействие на интеллектуально-духовную жизнь личности (и общества), современная компьютеризация интенсифицирует умственный труд, повышает "разрешающую силу" человеческого мозга. Но возрастание рационализации труда, производства и всей жизни человека с помощью современной техники чревато монополизацией компьютерного рационализма, который выражается в прогрессировании внешней рациональности жизни за счет внутренней, за счет понижения автономности и глубины человеческого интеллекта, за счет разрыва между рассудком и разумом. "Алгебраизация", "алгоритмизация" стиля мышления, основанная на формально-логических методах формирования понятий, на которых покоится действие современного компьютера, обеспечивается превращением разума в кибернетический, прагматически ориентированный рассудок, утрачивающий образную, эмоциональную окрашенность мышления и общения.
    Как следствие этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.
    Глобальная компьютеризация таит в себе опасность диалогичности в общении с другими людьми, порождая "дефицит" человечности", появление раннего психологического общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
    Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
    Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на "природу", он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.
    Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.

    1. Мораль, справедливость и право как регуляторы общественной деятельности.

    2. Глобализация человеческой деятельности. Человек перед лицом глобальных проблем современности.

    Глобализация, как результат человеческой деятельности

    1.1 Социально-философская проблематика глобализации

    Когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее хронологических границ, необходимо в начале прояснить некоторые общие положения социального феномена глобализации. Это позволит более определенно проанализировать человеческий аспект глобализации. К такому решению склоняет также отсутствие общепринятого понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме.
    Одним из ведущих слагаемых общей теории глобализации является определение глобализации как социального явления современности.
    В исследованиях термин "глобальный" используется более четырех веков, но образованное от термина "глобальный" понятие "глобализация" стало входить в социальную мысль только в начале 1960-х гг. Распространение получило благодаря американскому социологу Р. Робертсону, который в 1955г. дал толкование понятия "глобализация", и К. Омае, опубликовавшему в 1990г. книгу "Мир без границ". [29]
    В отечественной и зарубежной научной литературе в настоящее время существует различные подходы к определению "глобализация". Несмотря на многообразие формулировок, исследователи едины в том, что процесс глобализации является событием мирового значения, затрагивающий интересы человека, общества и человечества. Плодотворными являются те определения, когда ученые стремятся определить глобализацию в связи с современными достижениями научно-технического прогресса, новейшими технологиями.
    Значителен спектр расхождений по вопросу о начале глобализационных процессов. Историки (Ф. Бродель и др.) и географы (Д. Дольфюс и др.) настаивают на характеристике глобализации как одного из многих этапов многовекового развития капитализма. Политологи (С. Хантигтон, Г.П. Мартин и Г. Шуман) связывают появление глобализации с распространением демократических принципов и институтов по всему миру, культурологи (П. Бергер и др.) с универсализацией и вестернизацией культуры, космополитизацей и определенной унификацией стилей жизни, форм поведения, моды и т.д. Социологи (Э. Гидденс, М. Медоуз) также утверждают, что "глобализация социальных отношений" и глобальные проблемы начались с распространением влияния Запада, экономисты (П. Дракер, Т. Левитт, К. Омае) считают, что процессы глобализации начались с транснациональных компаний, а именно: не ранее, чем 30-40 лет назад. Один из первых изучал процессы глобализации профессор Р. Робертсон, который отмечает пять периодов глобализации: первый - 1400-1750гг., второй - 1750-1875гг., третий - 1875-1925гг., четвертый - 1925 - 1969гг., пятый - 1969-1992гг. По мнению исследователя, именно с третей фазы глобализации начинается этап "ускоренной глобализации". Значительный импульс ускорению глобализации придали геополитические трансформации, начавшиеся в конце 80-х годов XX века, которые привели к разрушению существовавшего мирового порядка. [29]
    Периодизация, предложенная Р. Робертсоном, равно как и их общая характеристика, заслуживает внимания, поскольку выделенные им этапы отражают важнейшие события, произошедшие в мире, начиная с XVI века. Но периодизация преимущественно европоцентрическая, и он отмечает те события, произошедшие в Европе и США, упуская из виду события в России: революцию 1917г., распад СССР и т.д.
    По мнению многих ученых (М. Чешков и др.), глобализация начинается с эпохи Великих географических открытий (XV-XVII в.). На первый взгляд так оно и есть: были открыты новые для европейцев земли, начал складываться мировой рынок, связавший континенты множеством торговых, а затем и политических связей. Сторонники этого подхода пытаются найти более глубокие основы современной глобализации, что уводит их вглубь веков. И ярким моментом оказываются Великие географические открытия, к тому же тогда формируется и капиталистический уклад, являющийся генетической основой глобализации. Однако за историческим рядом теряется качественная специфика исследуемого явления. Очевидно, здесь смешиваются два выделенных ранее значения термина "глобализация", а хронологические рамки определяются где-то в промежутке между началом истории человеческого общества и XX веком. Почему же нельзя считать Великие географические открытия началом глобализации? Во-первых, "открытие" было неполным (оставались неизвестными внутренние области континентов и Австралии). Во-вторых, в колониальных империях метрополии и колонии были связаны внешне (преимущественно торгово-политически, а не производственно). В-третьих, сохранялась экономическая независимость (вплоть до II половины XIX в) многих стран (Россия, Япония, государства Латинской Америки). Процессы глобализации имеют своим началом последние десятилетия XX века, когда достижения НТР в области информатики и связи, развитие международных контактов и в особенности бурное развитие Интернета привели к созданию мирового сообщества.
    Современный этап глобализации, в основе которого лежат естественные процессы в сфере информатизации и телекоммуникации, отличаются тем, что достижения в области технологии и информатики становятся инструментом глобализации, под которой понимается стремление США и некоторых ее сторонников реализовать на практике модель неолиберальной глобализации. По мнению многих исследователей, трактовка глобализации означает выработку нового миропорядка под руководством США. Противоречивость процесса глобализации в том, что, с одной стороны, объективная потребность различных стран во взаимодействии для решения множества экономических, политических и других проблем, потому процесс глобализации предстает как общецивилизационная перспектива, но в то же время политизация данного процесса, стремление США "приватизировать" начавшийся с 90-х гг. процесс глобализации делает события в мире непредсказуемыми.
    Каждый народ, каждый регион, каждая культура имеют полноценное право участвовать в формировании глобального мира, его облика. Автор считает, что процесс глобализации по своему историческому предназначению и как научно-техническая революция, является общечеловеческим явлением и призван служить прогрессу, интересам широких народных масс.
    Глобализация может быть направлена во благо человека, а может быть и антигуманной. Историческая потребность альтернативной, справедливой глобализации выражается в движении антиглобалистов. Антиглобалисты не являются противниками интернационализации общественной жизни вообще, они выступают не столько против глобализации, сколько за новую интеграцию - интеграцию демократическую.
    В настоящее время невозможно однозначно оценить процесс глобализации как свидетельство позитивного или негативного развития. Но автор считает, что глобализация - это процесс политико-экономической и интерсоциальной гипервзаимозависимости различных обществ, за счет выхода властных полномочий действий и интересов за пределы национальных границ и государственных территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22


    написать администратору сайта