Билеты на экзамен по социальной философии. Вопросы к экзамену по курсу социальная философия
Скачать 1.13 Mb.
|
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ»
Философская антропология Философская антропология, в широком смысле – философское учение о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения; в узком смысле – течение западно-европейской, преимущественно немецкой, философии 1-й пол. ХХ в. Как течение немецкой философской мысли философская антропология возникла в русле происходившего в начале ХХ в. общего для западно-европейской философии «антропологического поворота» и опиралась на идеи философии жизни (Дильтей) и феноменологии (Гуссерль и др.). В центре внимания философской антропологии лежит идеалистически понимаемая проблема человека, а основная идея – создание «синтетической» концепции человека. Главные представители этого течения – М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер. Шелер, один из родоначальников философской антропологии, в работе «Положение человека в космосе» (1928) выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке. Он начертал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия, предполагая, что философская антропология соединит конкретно-научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным, философским его постижением. В этой работе, как и в труде другого теоретика философской антропологии Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в космологической перспективе рассматривались некоторые существенные аспекты отношения человека к животному и растительному миру. Этот органический, биоантропологический подход к проблеме человека не стал подготовительным этапом последующего, более целостного взгляда на человека, но по существу узко ограничил горизонт философского антропологического мышления и был унаследован другими представителями философской антропологии (А. Геленом, Э. Ротхаккером, Э. Хенгстенбергом, М. Ландманом и др.). Программа, выдвинутая Шелером, не была выполнена. Философская антропология, несмотря на некоторые её научные и теоретические достижения, не стала целостным учением о человеке и вылилась в отдельные философско-антропологические теории – биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др., которые при известной принципиальной общности обнаружили существенные различия как в методах исследования, так и в понимании характера и назначения философской антропологии. У Шелера человек – не столько биологическое, но главным образом духовное существо, выделяющееся способностью к «чистому созерцанию вещей»; у Плеснера подчеркивается эксцентрическая природа утратившего свою самость человека, «приговоренного» в силу этого к вечному поиску и самосовершенствованию; по Гелену, человек по причине биологической недостаточности предопределён к деятельной активности, реализующей себя в различных формах культуры; у Ротхаккера и Ландмана он – продукт определенного стиля жизни, или «объективного духа» культуры. Сторонники философской антропологии в каждом конкретном случае выбирают какой-нибудь отдельный специфический аспект и возвышают его до уровня единственного определяющего признака природы человека, при этом другие, не менее важные аспекты игнорируются, так что в целом методологические принципы философской антропологии и вытекающие из них конкретные теоретические построения страдают существенными пороками. Осталась не осуществлёнными притязания философской антропологии на положение специальной, наряду с другими, дисциплины в составе философии, тем более основополагающей философской дисциплины, осмысливающей научное знание о человеке и воссоздающей на этой основе его целостный образ. Оттесненная в послевоенное время экзистенциализмом, философская антропология в 60-70-х гг. XX в. влилась в широкое идейное движение, претендующее на теоретическое осмысление и истолкование современного знания о человеке, на достижение нового философского понимания природы человека (прагматизм, глубинная психология, структурализм). Философская антропология как школа Начало философской антропологии связано с появлением классических для этого направления работ Макса Шелера «Положение человека в космосе» (1928) и Хельмута Плеснера «Ступени органического и человек» (1928), в центре внимания которых проблема природы человека, специфическое отличие в способе существования человека и животных. В более позднее время вышли классические работы Арнольда Гелена «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). К этим основным работам примыкают сочинения П. Л. Ландсберга («Введение в философскую антропологию», 1934), Л. Бинсвангера («Основные формы и познание человеческого бытия», 1941), Левита («От Гегеля к Ницше», 1939), Г. Липпса («Человеческая природа», 1941), Больнова («Сущность настроений», 1941), Ротхакера («Проблемы культурной антропологии», 1942) и другие. Макс Шелер — основоположник философской антропологии Макс Шелер (1874—1928) проделал серьезную философскую эволюцию в своих взглядах, был неокантианцем, феноменологом и в конце своей жизни он все же попытался соединить все свои предыдущие искания с главным — изучением проблемы человека. Время 20-х годов было очень неспокойным, и возникновение философской антропологии (так же, как персонализма и экзистенциализма) весьма тесно связано с духовной и экономической ситуацией в Европе. В частности, Шелера не могли не беспокоить те социально-экономические потрясения, происходившие в странах Европы в 10-х годах: Первая мировая война,революционные волнения в Германии и России и т. д. В этом кризисе Шелер видел прежде всего кризис понимания человека. Коммунизм, по мнению Шелера, это отказ от человека. Шелер считал, что незнание сущности человека приводит к кризису в культуре, к отказу от самого человека. Кризис общества — это кризис человека, кризис личности. Причина этого в неправильном подходе к познанию. Это абсолютизация, по выражению Шелера, знаний контроля и недооценка знаний культуры. Знания контроля — это естественнонаучные знания, знания культуры играют гораздо большую роль, но их недооценивают. Но главное значение имеют знания спасения, однако люди ими полностью пренебрегают. Таким образом, Шелер выстраиваетиерархию наук: естественные науки, науки о культуре (в том числе философия) и, наконец, учение о спасении, то есть религия. Знание о человеке должно предполагать некое синтетическое знание, включающее в себя знание всех трех наук: знание естественнонаучное, философское и религиозное. Человек — единственное существо, которое подпадает под все эти учения, но оказывается, что познать человека во всем этом синтезе нереально. Человек, по выражению Шелера, «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человека нельзя определить, он превосходит любое определение, любую науку. Тем не менее проблема человека — это главная проблема философии. Кризис современного общества показывает всю насущность этой задачи. Развитие философской антропологии Сейчас философская антропология является одним из наиболее влиятельных направлений в западной философии. Существует множество различных ее направлений, из которых выделяются два основных: биологическое и функциональное. Разделяются эти направления философской антропологии по следующему критерию: познание человека или по его сущности, или по его проявлениям. Функциональное направление философской антропологии Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии, одним из основных представителей которой является Эрнст Кассирер (1874—1945). Он утверждал, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые человек выполняет. Основное отличие человека отживотного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, языки т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческуюдеятельность. Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что все они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Но, в отличие от Шелера, Кассирер утверждает, что человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов. В отличие от Шелера, Кассирер не призывает восходить через символы к бытию Бога.
Это вопрос о том, как возникло сознание. Антропосоциогенез – это скачок от биологического к социальному, скачок, растянутый во времени. Хронологические рамки: Начало: 2,5 миллиона лет назад (только биологические закономерности). Конец: 90 тысяч лет назад (появляются социальные закономерности). Этот скачок подразделяется на два скачка: Переход от животных предков человека к предчеловеку. Переход от предчеловека к человеку. Переход от животных предков человека к предчеловеку.У современной человекообразной обезьяны и людей был один и тот же предок, который жил 70 миллионов лет назад. Учёные назвали это животное «тупайя». От тупайи произошли все обезьяны.40 миллионов лет назад – появляются высшие обезьяны – «дриопитеки».
дриопитеки, спустившиеся на землю. На земле были очень высокие травы, что стало предпосылкой для становления на задние конечности, предпосылкой к прямохождению.
Современные учёные говорят, что могла иметь место и мутация, вызванная повышением радиации в результате, например, падения метеорита. И именно вследствие этой мутации и появились прямоходящие существа. Основной закон биологической эволюции. Возникают и передаются из поколения в поколение только те свойства организма, которые так или иначе способствуют выживанию и размножению вида, то есть сохраняются только те гены, которые нужны для воспроизведения самих этих ген. Естественный отбор и привёл к тому, что началась эволюционная цепочка. Преимущества прямохождения:
За этот промежуток времени в результате естественного отбора изменяется осанка, конечности, череп, исчезает волосяной покров. Все эти изменения происходят на фоне становления человеческого труда. Отличия человеческого труда от труда животного:
Человеку присуща передача социального опыта. То есть возникает не биологическая, а социальная наследственность. По прошествии некоторого времени у человека возникает членораздельная речь. Труд и членораздельная речь являются основными условиями для социальной наследственности. Именно труд и членораздельная речь и обусловили возникновение сознания. Труд предчеловека, со временем, из эпизодического, имеющего случайный характер, действия, становится постоянным занятием. Происходит постепенное назревание конфликта между биологическим и социальным. Этот конфликт явился причиной скачка в антропосоциогенезе, в развитии человека: скачёк от неандертальского человека к кроманьонскому. Этот конфликт имел следующие предпосылки: Половые и брачные отношения предчеловека были заимствованы у животных предков - семьи гаремного типа были характерны для всех предлюдей. Но постепенно гаремная семья приходит в противоречие с трудовой деятельностью. Это произошло следующим образом: Гаремный тип семьи обосновал отношение женских и мужских особей. При переходе к прямохождению изменилось взаимное расположение внутренних органов предчеловека – они накладываются друг на друга. На мужские особи это практически не повлияло, но у женских особей детородный орган оказался под давлением остальных органов и детородный процесс был серьёзно осложнён, вследствие чего женская часть предлюдей начала вымирать. Смерть женских особей имела чаще всего причиной неудачные роды. Среди мужской части предлюдей началась постоянная борьба за гаремы, которые тут же прекращались только лишь в моменты общей опасности. Эти раздоры постоянно мешали развитию трудовой деятельности, производству орудий труда. Конфликт был разрешён тем, что появляется общая воля. Гаремы запрещаются и прекращают своё существование. Желающие оставить гарем должны были уйти из племени, оставшись «один на один» с жестокой и опасной действительностью. Дальнейшее развитие ушедших из племени предлюдей происходит по линии гигантизма. Эти особи постепенно образуют тупиковую ветвь эволюции и исчезают. У некоторых учёных есть предположения, что так называемый «снежный человек» или «йети» есть потомок предлюдей ушедших из племени и развивавшихся по линии гигантизма. Дальнейшие брачные отношения предлюдей ничем не регулируются – имеет место промискуитет, который оказал позитивное воздействие для восстановления нормального уровня численности особей. Промискуитет – ничем не регулируемые брачные, половые отношения. Позднее волей коллектива запрещаются половые отношения в период подготовки к коллективной охоте и в период самой охоты. Половые отношения разрешались после окончания охоты и являлись чем-то вроде праздника. Вследствие этих ограничений возникают оргиастические праздники, которые имели место вплоть до XIX-го века наше эры. К примеру, в древней Руси, в ночь Ивана Купалу разрешались половые отношения в качестве магического знака – считалось, что тогда «земля и скот больше родят». Следующим этапом развития половых отношений было следующее: Общей волей запрещались отношения между поколениями. Запрещались также половые отношения между братьями и сёстрами в пределах одного поколения, то есть между кровными родственниками внутри одного поколения. Так как все особи принадлежали к одному роду, то были запрещены все половые отношения внутри одного рода. Предлюди вынуждены были искать партнёров в других племенах. Возникает первая форма брака: брак между родами. Такой брак означал следующее: все мужские особи одного рода – общие мужья всех женских особей другого рода, а женские особи одного рода, в свою очередь, являлись общими жёнами мужских особей другого рода. Графически эту форму брака можно представить следующим образом: Постепенно возникает ограничение пищевого инстинкта: имеет место уравнительное распределение пищи. Таким образом, конфликт биологического и социального разрешился в пользу социального, вследствие чего окончательно завершается второй скачёк – переход от предчеловека к человеку. |