Главная страница

Ответы к экзамену по Гражданскому праву (общая часть). Вопросы к экзамену по общей части Гражданского права. Вопрос Источники Гражданского права России


Скачать 0.49 Mb.
НазваниеВопросы к экзамену по общей части Гражданского права. Вопрос Источники Гражданского права России
АнкорОтветы к экзамену по Гражданскому праву (общая часть).doc
Дата28.01.2017
Размер0.49 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Гражданскому праву (общая часть).doc
ТипВопросы к экзамену
#404
КатегорияЮриспруденция. Право
страница8 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Вопрос № 50. Объекты авторского оправа: понятие, критерии их охраноспособности, виды. Произведения, не являющиеся объектами авторского права. (тетрадь)

Вопрос № 51. Субъекты авторского права, их личные неимущественные и имущественные права.

Субъекты авторского права - лица, которые обладают субъективным правом автора на резуль­тат труда. Это авторы произведений и их правопреемники. Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Обладателями авторского права могут быть рос­сийские граждане, иностранцы, лица без граждан­ства, их наследники и иные правопреемники (неза­висимо от состояния здоровья, возраста, а также гражданской правоспособности). Субъективные ав­торские права возникают у автора в результате фак­та создания произведения. Его права в юридической литературе называются первоначальными.

Важнейшими субъектами авторского права являются авто­ры произведений — лица, творческим трудом которых созда­но произведение.

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособ­ности.

В соответствии с современным российским законодатель­ством авторами произведений признаются только физические лица.

Авторские права у создателя произведения возникают сра­зу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. То есть, фактически, с момента создания произведе­ния в каком-либо виде.

Авторское право на произведение, созданное творческим трудом двух и более лиц, принадлежит им совместно, незави­симо от того, образует произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет также и само­стоятельное значение (ст. 10 Закона об авторском праве). Та­кие авторы называются соавторами.

Закон выделяет два вида коллективных произведений и со­ответственно два вида соавторства — нераздельное и раз­дельное.

При нераздельном соавторстве произведение, создан­ное двумя и более соавторами, представляет собой неразрыв­ное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

При раздельном соавторстве коллективное произведение явля­ется единым, однако оно состоит из частей, имеющих самосто­ятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов со­зданы эти части.

Субъектами авторского права после смерти автора становят­ся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ог­раничены установленным законом сроком, в частности, они дей­ствуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 янва­ря года, следующего за годом смерти (ст. 27 Закона об авторс­ком праве).

Помимо наследников авторские права могут переходить к иным правопреемникам: издательствам, театрам, киностудиям и другим организациям, занимающимся использованием произве­дений. Последние приобретают авторские права на основании заключенных с авторами и наследниками авторских договоров.

Личные неимущественные права

1) Одним из главных личных неимущественных прав, возника­ющих в связи с созданием произведения,  является право признаваться автором произведения (право автор­ства) - основное, неотделимое и неотчуждаемое право автора. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекаю­щая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

2) право на имя, которое заключа­ется в том, что автор имеет право сам использо­вать или разрешает использовать произведение под подлинным именем автора, под условным именем (псевдонимом)  или без обозна­чения имени (анонимно);

3) право на обнародование, которое заключается в возможности автора обнародовать или разрешать обнародовать произведение в пись­менной, устной, в форме звукозаписи или видео­записи, изображения, объемно-пространственной, а также в других формах. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданно­го им произведения.

4) право на защиту репу­тации автора, включающее в себя право на защи­ту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора;

5) право на отзыв, т. е. право отказаться от ранее принятого решения об обна­родовании произведения, публично оповестив об отзыве произведения, которое может быть ре­ализовано при условии возмещения пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

С момента создания произведения за его автором закреп­ляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного на­нести ущерб чести и достоинству автора.

При издании, публичном исполнении или ином использова­нии произведения запрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его на­звание.

Личные неимущественные права принадлежат автору неза­висимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в слу­чае уступки исключительных прав на использование произведе­ния.

Имущественные права автора

Имущественные права авторов предусмотрены ст. 16 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», согласно которой автору в отношении его произве­дения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

Имущественные права автора связаны с его возможностя­ми по использованию произведения.

Исключительные права автора на использо­вание произведения означают право осуще­ствлять или разрешать следующие действия:

1) воспроизводить произведение (право на воспро­изведение). Право на воспроизведение есть право на повторное прида­ние произведению объективной формы, допускающей его вос­приятие третьими лицами.

2) Закон закрепляет за автором самостоятельное право распространять экземпляры произве­дения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

3) импор­тировать экземпляры произведения в целях распро­странения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

4-5) Другими имущественными правами автора являются права на публичный показ и право на публичное исполнение;

6) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего све­дения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

7) со­общать произведение, (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведе­ния по кабелю);

8) переводить произведение (право на перевод);

9) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (пра­во на переработку).

10) право авторов на практическую реали­зацию соответствующих проектов и др.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также прак­тическую реализацию таких проектов. Автор приня­того архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реа­лизации своего проекта при разработке документа­ции для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.

Вопрос № 52. Понятие, объекты и субъекты смежных прав.

Смежные права - права исполнителя, производи­теля фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок,  передач эфирного и кабельного вещания.

Субъекты смежных прав:

a) исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры);

b) производители фонограмм, т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков;

c) организации эфирного или кабельного вещания, сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное.

Смежные права — совокупность норм, регулирующих отно­шения, возникающие в связи с созданием и использованием че­тырех объектов:

≈ фонограмм;
  ≈ исполнений;
  ≈ постановок;
  ≈ передач организаций эфирного и кабельного телевидения.

Смежные права регулируются тем же законом, что и автор­ское право

Вопрос № 53. Содержание смежных прав.

Права исполнителя признаются за ним и охраняются законом в случаях, если:

» исполнитель является гражданином РФ;

» исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

» исполнение, постановка записаны на фонограмму;

» исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет  официальное местонахождение на территории РФ  и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элемен­тов: латинской буквы «Р» в окружности; имени (наи­менования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы.

Охрана смежных прав действует в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства охраняются бессрочно.

Исключительные права исполнителя в отно­шении его исполнения или постановки: право на имяправо на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству ис­полнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая возможность осуществления передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения или по­становки, запись ранее не записанных исполнения или постановки, воспроизведения записи исполне­ния или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей и др.; право на использование фонограммы в любой фор­ме (включая действия по воспроизведению, пере­делыванию или переработке любым иным способом фонограммы, распространению экземпляров фоно­граммы, вывозу за пределы границы РФ).

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат права: одновременно пере­давать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания; сообщать передачу для всеоб­щего сведения по кабели; записывать передачу; воспроизводить запись передачи; сообщать пере­дачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Защита авторских и смежных прав

Защита авторских прав и смежных прав — совокуп­ность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.

Субъекты права на защиту- авторы произве­дений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные пра­воприемники.
Вопрос № 54. Способы защиты авторских и смежных прав.

Нарушитель авторских и смежных прав - физическое или юридическое лицо, которое не вы­полняет требований, установленных законодательством.

За нарушение предусмотренных действующим за­конодательством авторских и смежных прав насту­пает гражданская, уголовная и административная ответственность.

За защитой своего права обладатели исключи­тельных авторских и смежных прав вправе обратить­ся в установленном порядке в суд, арбитражный суд, третейский суд, орган дознания, органы предвари­тельного следствия в соответствии с их компетен­цией.

Эти формы защиты авторских и смежных прав можно разделить на два вида: юрисдикционная и  неюрисдикционная формы.

В рам­ках юрисдикционной формы, в свою очередь, выделяется об­щий испециальный порядок защиты. По общему правилу защи­та авторских и смежных прав, а также охраняемых законом ин­тересов их обладателей осуществляется в судебном порядке. В качестве средства защиты выступает судебный иск, т.е. об­ращенное к суду требование об отправлении правосудия, с од­ной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношений — с другой.

Специальным порядком защиты авторских и смежных прав является административный порядок их защиты (ст. 11 ГК).

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой дей­ствия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным или иным компетентным органам.

Способы защиты авторских и смежных прав — закреп­ленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производятся восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Способы защиты:

› признание авторского и смежного права;
   › восстановление положения, существовавшего до наруше­ния права;
   › пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
   › возмещение убытков, включая упущенную выгоду или взыскание с нарушителя незаконно полученного дохода или выплата им компенсации в твердой сумме;
   › компенсация причиненного морального вреда;
   › при­нятие иных, предусмотренных законодательством мер.

Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или ар­битражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сум­ма штрафов направляется в установленном законода­тельством порядке в соответствующие бюджеты.

Вопрос № 55. Объекты патентного права: понятие, критерии их охраноспособности, виды.
Патентное право в объективном смысле — это совокуп­ность норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ним личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием трех объектов: изобрете­ний, полезных моделей и промышленных образцов.

Этими объектами, согласно Патентному зако­ну РФ от 12 сентября 1992 г., являются изобретения, полезные модели или «малые изобретения», промышленные образцы. Речь идет, таким образом, о результатах творческой деятельности в области науки и тех­ники. К этим результатам относятся и научные открытия, которые ра­нее охранялись правом на открытие.

Открытия - это обнаруженные не извест­ные ранее явления или закономерности природы, а действие законов природы не зависит от воли человека, автора открытия. Поэтому зако­нодатель отказался от охраны права на открытие как особый объект интеллектуальной собственности.

Наиболее важным объектом патентного права является изобрете­ние.

Изобретения — устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений или животных, а так­же предложения по применению уже известных устройств, спо­собов и веществ по новому назначению.

Изобретение — считается всякий достигнутый человеком творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности.

Изобретением называется техническое решение задачи, обладаю­щее новизной, изобретательским уровнем и возможностью промыш­ленного применения. Изобретение- творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных техни­ческих средств решения задачи, возникшей в сфе­ре практической деятельности. Решение задачи должно подпадать под один из названных в законе объектов, т. е. быть устройством, способом, веще­ством, штаммом либо предложением по использо­ванию указанных объектов по новому назначению.

Как техническое решение изобретение должно иметь не тео­ретический, а прикладной характер, который наиболее полно раскры­вается в его признаках; перечисленных в определении изобретения:

≈ изобретение является новым, если оно не известно на современ­ном уровне развития техники.

≈ изобретение имеет изобретательский уровень, если до даты уста­новления приоритета на это изобретение (то есть до даты поступления заявки на это изобретение в компетентный орган) о нем невозможно было почерпнуть общедоступных сведений ни в России, ни в других странах.

≈ изобретение считается промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоох­ранении, других отраслях народного хозяйства, и использовано имен­но сейчас, а не в будущем.

Объектами изобретений могут быть: устройства (например, реактивный двигатель); способы (например, технология изготовления пластмасс); штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных; применение известных ранее изобретений по новому назначению (например, конструирование аэросаней для передвижения по Аркти­ке - установка на них авиационного двигателя).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта