Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Учёт степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приёмов анализа текста.

  • 13. Понятие о литературных родах видах (жанрах). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора.

  • 14. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров.

  • кронспект. Вопросы к экзамену. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки


    Скачать 186 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки
    Анкоркронспект
    Дата07.01.2023
    Размер186 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkonspekt_11508590.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #875046
    страница3 из 3
    1   2   3

    11. Своеобразие литературного развития детей с речевыми нарушениями.

    Чтение у детей с тяжелыми нарушениями речи (в дальнейшем ТНР) распространяется на способы навыка чтения, темп чтения и на понимание прочитанного. Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуют побуквенное, угадывающее чтение. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, у таких детей наблюдается тенденция объединения отдельно названных букв в процессе чтения в слова, и как следствие того, слово теряет свое значение. Учащиеся с недоразвитием речи при первичном прочтении текста могут правильно прочитывать слова, но при повторном чтении, могут допустить ошибки, воспринимая слово и текст, как что новое для них.

    Часто встречающиеся ошибки у детей во время чтения:

    замена одних букв другими;

    ошибки носят неустойчивый характер

    происходят замены целых слов

    недочитывание или изменение окончаний

    некоторые виды ошибок характерны для нормально читающих детей.
    Чтение детей с нарушениями речи представляет собой совокупность различных нарушений, а именно: замедленный темп, застревание при чтении отдельных слов, преимущественно возвращение к повторному прочтению отдельных букв, частей слова и целых слов. Преобладающие нарушения проявляются в фонетико-фонематической системе, так и в лексико-грамматической системе, все это выражается в общем недоразвитии речи.

    Нарушение навыка чтения составляет отдельную группу детей. Данное нарушение проявляет себя в том, что у детей наблюдается нарушение технической стороны речи (затруднения в соотнесении зрительного образа слова с произношением), также и страдает смысловая сторона, которая является основой чтения. Чтение можно считать правильным, когда ребенок осуществляет в своем речевом потоке и четко дифференцирует отдельные звуки в речи, тогда буквенное содержание становится и наполняется звуковым содержанием.

    В период начального обучения чтению главным становится процесс узнавания буквы и соответствующего ей звука, то в дальнейшем процесс чтения перерастает в соотнесение зрительного распознавания и звукового образа слога, слов, фраз.

    Несформированность представлений о звуко-буквенном составе слова приводит к тому, что возникают нарушения формирования образа слова. Нарушение чёткого представления о звуковом составе слова формирует у ребенка и замедляет процесс дальнейшего зрительного представления образа слова. Необходимым условием для правильного зрительного представления, восприятия и узнавания слогов и слов, является четкое произношение фонем.

    Нарушение навыка чтения у данной категории детей приводит к формированию у них дислексии. У таких детей наблюдаются затруднения в разучивании стихотворений, слабое воспроизведение графического ритма, преобладают затруднения в названии дней недели, месяцев, букв алфавита и т.д. Также наблюдаются и преобладает нарушение процесса овладения на ранних ступенях языкового развития, и как следствие – недоразвитие устной речи. Преобладает задержка в речевом развитии, которая проявляется в несвоевременном звукообразовании или в медленном развитии экспрессивного языка (отставание от нормальных детей не менее чем на 2 года), они испытывают большие затруднения при обучении чтению и письму. Эти затруднения проявляются в том, что дети при чтении не могут соотносить письменные знаки (зрительные символы) со звуками речи, называю буквы не верно, смешивают буквы сходные по начертанию, отдельные слоги, слова читают в обратном порядке.

    На всякий случай: Сыченко О. Г., Донец Л. П., Выродова И. Г. Формирование навыка читательской компетенции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Развитие личности и общества: экономические, политико-правовые и культурные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 декабря 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 99-101. URL: https://apni.ru/article/3424-formirovanie-navika-chitatelskoj-kompetentsii.

    12. Учёт степени и характера речевой патологии, особенностей познавательной деятельности при выборе путей, методов и приёмов анализа текста.

    Особое значение проблема понимания текста приобретает у учащихся с тяжелыми нарушениями речи. У учащихся данной категории наблюдаются недостатки восприятия обращенной речи, замедленность и затрудненность понимания развернутого текста, отмечается фрагментарность или неадекватность восприятия письменных и устных речевых сообщений. Все это обусловлено нарушением структурно-семантического уровня понимания текста и связано с нарушениями как речевых, так и мыслительных операций, обеспечивающих полноценное протекание процесса понимания текста.

    В современной литературе для обозначений нарушений чтения используются в основном термины «алексия» (полное отсутствие чтения) и «дислексия» (частичное расстройство процесса овладения чтением).

    Несформированность фонематических представлений также обусловливыает трудности понимания прочитанного текста. Для усвоения слитного чтения слогов учащийся должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав данный звук от других, а также иметь представление об обобщенном звучании данного звука. Слияние звуков в слоге представляет собой произнесение их так, как они звучат в устной речи. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи зачастую отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, поэтому формирование обобщенных звуко-слоговых образов происходит с трудом.

    Одной из причин непонимания читаемого текста является разделение слова на слоги в процессе чтения. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза учащиеся не могут узнать слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое целое последовательно произнесенные слоги и понять их смысл. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи характеризуются недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь. Они читают механически, без понимания смысла читаемого.

    Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено также несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.

    Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка бе-жит до-мой).

    Нарушение речи могут затрагивать разные ее аспекты - мотивацию, программу высказывания, грамматическое структурирование текста и фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений.

    В психолого-педагогической классификации нарушений речи, разработанной Р.Е.Левиной с учетом психолингвистических критериев, принципов анализа нарушений речевой деятельности и основанной на выделении признаков речевой недостаточности, которые важны для осуществления единого педагогического подхода, выделяются две группы: нарушения языковых средств общения и нарушения в применении средств общения в процессе речевой коммуникации.

    К первой группе относятся следующие нарушения:

    1. фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков или групп звуков;

    2. фонетико-фонематическое недоразвитие речи -нарушение процессов формирования произносительной стороны системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем;

    3. общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к смысловой ее стороне.

    Ко второй группе нарушений речи относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформированных средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с не резко выраженным общим недоразвитием речи.

    У детей с расстройствами речи имеется специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Н.С.Жукова, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский и др.)

    Исследования Н.С.Жукова, Р.Е.Левиной, Г.А.Каше и др. показывают, что у детей с патологией речи пассивный запас слов значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Они не используют имеющийся запас лингвистических единиц, не умеют оперировать им, что говорит о несформированности языковых средств, невозможности осуществлять спонтанно выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности. При ограниченности словарного запаса отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов составляет не более половины номинативного словаря. Ограничено использование прилагательных. У детей с общим недоразвитием речи отсутствует правильная группировка слов при их усвоении, лексика не точна по значению. Выявляются функциональные замещения с расширением значений слов, многочисленными взаимозаменами, недочеты при усвоении абстрактной лексики.

    Итоги многочисленных исследований показали, что у детей с нарушениями речи страдает познавательная деятельность в целом. Страдает качество овладения умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой воспитания д/с.

    Подводя итоги и учитывая индивидуальные особенности развития детей с речевыми нарушениями, коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена, как на исправление речевых, так и неречевых нарушений.

    Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.

    Решение коррекционных задач должно осуществляться на основе положения Л.С.Выгодского о зоне актуального и ближайшего развития, показывающего, что процесс развития не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Процесс развития той или иной функции должен осуществляться постепенно, с учетом ближайшего уровня развития уровня данной функции, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью педагога. В соответствии с этим в ходе коррекционной работы используется задание, стимулирующее активность и заинтересованность детей, способствующее переводу того или иного действия из зоны ближайшего в зону актуального развития.

    13. Понятие о литературных родах видах (жанрах). Специфика изучения мифа, сказки, былины, малых жанров фольклора.

    Существует традиционная точка зрения, идущая от Аристотеля и Гегеля, согласно которой существуют три рода художественного творчества: эпос, лирика, драма.

    Такое деление обусловлено необходимостью различного подхода к изображению основных форм проявления человеческой личности: объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями, во всей сложности жизненных процессов (эпос), субъективно в переживаниях и раздумьях (лирика) и, наконец, в действии, в конфликте (драма).

    Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Основная черта эпоса состоит в том, что он воспроизводит внешнюю по отношению к автору действительность, обычно без вмешательства автора, личность которого по большей части скрыта от читателей. Повествование в эпосе ведется от имени реального или условного рассказчика, свидетеля, участника событий и, реже, героя событий. Эпос пользуется разнообразными способами изложения (повествование, описание, диалог, монолог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей, в отличие от драмы, где употребляется один способ изложения (диалог) и одна форма речи (речь персонажей).

    Видовыми разновидностями эпоса являются эпопея, былина, сказка, роман, повесть, поэма, рассказ, очерк, басня, анекдот.

    Эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Значительно различаются между собой древняя героическая эпопея и эпопея современная.

    Древние эпопеи уходят корнями в фольклор, мифологию, легендарную память о доисторических временах. Важнейшей чертой древних эпопей является то, что в них все чудесное и невероятное становится объектом непосредственной веры и единственно возможной формой освоения мира.

    При классификации видовых форм в эпосе большое значение играют различия в объеме произведений.

    Существует малая форма (рассказ), средняя (повесть) и большая эпическая форма – роман. В отличие от повести и романа рассказу не свойственны развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции характеров и их подробной индивидуализации.

    Рассказ с динамичным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными поворотами и развязкой обычно называют новеллой.

    Описательно-повествовательный рассказ называется очерком. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, авторские отступления, описание обстановки. Характерная черта очерка – документальность. Часто очерки объединяются в циклы.

    Ведущим эпическим видом является роман. Само слово «роман» обозначало вначале, в средневековой Европе, повествовательные произведения на романских языках.

    В истории европейского романа мы можем выделить несколько этапов его развития.

    Античный роман («Эфиопка» Гелиодора и др.). Такой роман был построен по определенной схеме: неожиданная разлука влюбленных, их злоключения и счастливое соединение в конце произведения.

    Рыцарский роман – в нем также сочетались любовный и приключенческий элементы. Рыцарь изображался идеальным влюбленным, готовым на любые испытания ради дамы сердца.

    К 18 веку оформляется плутовской роман. Его тема – восхождение инициативного человека из низших сословий по социальной лестнице.

    Плутовской роман широко отсвечивает стихию жизни и интересен конкретным воссозданием обычных житейских ситуаций.

    Подлинный расцвет романа пришелся на  XIX  век. В русской литературе роман получил свою специфическую окраску. Русские художники слова в своих проявлениях рисуют разлад между стремлениями личности к идеалу и невозможностью его достижения. Появляется так называемая галерея «лишних» людей.

    В XX веке появляется декадентский роман – изображающий конфликт между личностью и средой, часто этот конфликт неразрешим. Примером такого романа может служить «Замок» Кафки.

    Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная человеческая речь, художественно организованная в целостную выразительную систему языка – стихотворную речь. В лирике отсутствует развернутый сюжет, в ней мы не встретим законченных характеров, поступков, описаний, занимающих существенное место в прозе.

    Видовыми разновидностями лирики являются эпиграмма, эпитафия, эпиталама, идиллия, эклога, песня, романс, послание, элегия, дума, гимн, дифирамба, ода, мадригал, канцона и др.

    Виды лирики устанавливаются чаще всего в зависимости от выражаемого в лирическом произведении чувства.

    Если в лирическом произведении выражается торжество, то данное произведение является гимном, если печаль – то элегией, если ирония – то эпиграммой.

    Формы лирического жанра не имеют такого четкого различия, как в эпосе. Но и здесь они иногда выделяются. Например, песня как вид лирики может быть следующих жанровых форм: песня военная, песня застольная, песня-шутка, песня о любви, песня о дружбе и т. д.

    Самобытным родом художественного творчества является драма.

    Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме речь может быть стихотворная (например, в «Горе от ума») и прозаическая (например, в «Бесприданнице»). В драме отсутствует присущая эпосу авторская повествовательная речь, содержащая оценку внутреннего состояния героев, описывающая обстановку действия и т. п.

    Различают следующие виды драмы – трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама.

    Одним из самых популярных в прошлом и практически забытых сегодня видов драмы является трагедия. Интересна этимология этого понятия. В переводе с греческого трагос означает «козел». То есть в первоначальном значении трагедия – это действо козлов.

    Конфликт в трагедии происходит между личными стремлениями и законами жизни в сознании главного героя, которым обычно является знатный человек и весь сюжет трагедии создается для разрешения этого конфликта.

    Начиная со второй половины XVIII века, трагедия постепенно уступает ведущее место драме. В современной драматургии трагедия сравнительно редкое  явление.

    Драма отличается от трагедии сущностью конфликта, на котором она всецело стоится.

    В современной драматургии драма – ведущий вид.

    Комедия – это пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Комедия не придается и фарса и клоунады. Особенно часто эти элементы встречаются в водевилях; водевиль – это небольшая по объему пьеса «легкого» содержания, с танцами и пением.

    Интермедия – среднее между комедией и трагедией.

    В заключение отметим, что существуют произведения, которые сочетают в себе признаки многих жанров, видов, а иногда и родов художественного творчества. Например, лиро-эпическая поэма сочетает в себе признаки и эпоса, и лирики, драматическая поэма, сочетающая в себе признаки и лирики, и драмы  и т. п.

    Жанр отличается от еще более узкого понятия – «жанровая разновидность», которая представляет собой тематическую группу произведений (сказки о животных, сказки волшебные, сказки социально-бытовые, песни любовные, песни семейнобытовые и т.д.). Могут быть выделены и еще более мелкие группы произведений. Так, в социально-бытовых сказках существует особая группа произведений - сатирические сказки.

    Теоретической основой содержания культурологического аспекта изучения литературного произведения являются научные положения, изложенные в работах В. Библера, Г. Гачева, А. Лосева, Д. Лихачева, Ю. Лотмана, В. Проппа и др. Авторы считают, каждое художественное произведение содержит разнообразные культурные пласты (исторические, этнографические, мифологические, семантические), задаваемые автором посредством введения в текст сюжетов, мотивов, образов, цитат и т.д., относящихся к различным культурным традициям, эпохам.

    Снегирева В.В. отмечает, что методология изучения родной литературы в контексте мировой заложена компаративистикой, которая вооружает учителя конкретными методами и приемами сравнительного изучения литературных явлений. Это: 1) простое сопоставление похожих явлений; 2) историко-генетическое сравнение, рассматривающее похожесть как результат возникновения из общего источника; 3) историкотипологическое сравнение, которое объясняет сходность явлений похожими условиями исторического развития; 4) сравнение, которое устанавливает связи между явлениями на основе международных культурных взаимодействий, влияний и заимствований.

    По стандарту основного общего образования по литературе в разделе «Русский фольклор» учащиеся должны изучить:

    • 1. Русские народные сказки: волшебная, бытовая, о животных (по одной);

    • 2. Народные песни, загадки, пословицы и поговорки;

    • 3. Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    5 классе в программе под редакцией В. Я. Коровиной учащиеся изучают малые жанры фольклора, повторяют особенности детского фольклора (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Возможности творческой работы с сюжетом уже на первых уроках дают волшебные сказки. Дети должны прочитать русские народные сказки: волшебную («Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»), сказку о животных («Журавль и цапля»), бытовую («Солдатская шинель»). Узнают разные виды сказок, знакомятся с понятием постоянные эпитеты, гипербола.

    В программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой в 5 классе учащиеся знакомятся с таким жанром как путешествие, читают сказку «Тысяча и одна ночь» («Путешествие Синбада-морехода»). Тысяча и одна ночь – это сборник народных сказок. Путешествия Синбада-морехода – сказки об освоении незнакомого мира. Стремление Синбада познать тайны далёких стран – причина путешествий и приключений.

    Также по программе Курдюмовой учащиеся знакомятся с малыми жанрами фольклора, такими как пословицы, поговорки. Должны понять богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в тексты художественных произведений. Учащиеся должны научиться отличать пословицы от поговорок по роли в речи и по завершенности мысли. Знакомятся с жанром загадка как одним из видов фольклора и как древнейшей формой тестов на сообразительность. Изучают особенности процесса создания загадок: роль метафоры и сравнения в их создании. Учащиеся должны понимать, какую роль играет загадка в фольклоре и современной литературе.

    Еще одно отличие программы – знакомство с таким жанром, как анекдот. Учащиеся должны узнать, как зарождался анекдот, какие герои и сюжет бывают в анекдотах.

    В ходе изучения темы дети также узнают, когда зародились песни, частушки и в чем их особенности. Знакомятся с песней как формой словесно-музыкального искусства, с видами народных песен, их тематикой. Одна из самых поздних форм песенного фольклора – частушки.

    На каждый год своя специфика.

    https://videouroki.net/razrabotki/osobiennosti-izuchieniia-fol-klora-v-obrazovatiel-nykh-proghrammakh-po-litieratu.html — страница в инетрнете для подробного изучения.

    14. Методические особенности работы над литературными произведениями разных жанров.

    Литература – род искусства, отражающая типические явления жизни в образах, созданных с помощью слова. Идеи, настроения писателя передаются через содержание произведения читателю, пробуждают в нем созвучные мысли и чувства, формируют его мировоззрение. Эти особенности учитываются методикой чтения в начальных классах:

    1. Важным методическим требованием является целостное восприятие художественного произведения.

    2. Художественный замысел воплощается в произведении через всю систему изобразительных средств, поэтому в процессе чтения ведутся наблюдения над языком, обращается внимание на некоторые особенности композиции (пейзаж, обстановка, приемы характеристики).

    3. Обязательным условием является присутствие анализа художественного произведения в целях глубокого проникновения в его содержание.

    4. Произведения различных художественных жанров (сказки, басни, рассказы, стихотворения, УНТ) имеют свои особенности воздействия на читателя, поэтому методика работы над каждым из жанров различна.

    Методика чтения рассказов. Остановимся на некоторых вопросах организации урока, который представляет следующую структуру:

    1. Речевые упражнения. Целью речевых упражнений является развитие и совершенствование техники чтения: беглости, сознательности, правильности, выразительности. Учитель в зависимости от целей и задач урока подбирает упражнения на отработку определенных качеств.

    2. Проверка домашнего задания.

    3. Изучение нового материала: Подготовительная работа к восприятию произведения. Чтение всего произведения в целом. Краткая беседа по проверке первичного восприятия произведения. Анализ произведения.

    4. Обобщающая беседа. В заключительной беседе выявляется план рассказа, главная его мысль, выясняется собственное отношение детей к содержанию рассказа.

    5. Пересказ и другие творческие работы в связи с чтением. Цель данного этапа урока заключается в том, чтобы научить осмысленно передавать свои впечатления от прочитанного через пересказ, а он может быть разным: подробным, сжатым, творческим; возможно составление диафильма, словесное рисование представленных картин, сочинение продолжения рассказа, соотнесение прочитанного с собственным опытом и т. д.

    Методика чтения басен.

    Обычно урок чтения басни содержит такие структурные компоненты:

    1. Подготовительная работа к восприятию произведения. Она может включать такие виды работы: рассказ учителя об авторе басни, викторину по материалу прочитанных басен, беседу о повадках животных – действующих лицах басни, которую предстоит читать.

    2. Чтение басни учителем, или прослушивание грамзаписи, или просмотр фильма.

    3. Беседа эмоционально-оценочного характера.

    4. Анализ конкретного содержания басни.

    5. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

    6. Аналогия из жизни.

    Один из главных вопросов анализа басни связан с раскрытием морали(нравоучения) и аллегории (иносказания).Целесообразным считается начинать работу над басней с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (Кто подразумевается под действующими лицами басни?) и, наконец, рассматривается мораль.

    https://poisk-ru.ru/s35713t8.html — остальные методики.
    1   2   3


    написать администратору сайта