Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Этапы формирования навыка чтения. Характеристика видов чтения.

  • Ознакомительное

  • Просмотровое

  • 9. Виды чтения в начальной школе. Комментированное чтение.

  • 10. Трудности восприятия художественного текста детей с нарушениями речи. Выразительное чтение.

  • кронспект. Вопросы к экзамену. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки


    Скачать 186 Kb.
    НазваниеВопросы к экзамену. Понятие о методике преподавания литературы. Определение объекта и предмета познания современной методической науки
    Анкоркронспект
    Дата07.01.2023
    Размер186 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаkonspekt_11508590.doc
    ТипВопросы к экзамену
    #875046
    страница2 из 3
    1   2   3

    7. Чтение как художественное восприятие, его характерные особенности. Выразительное чтение.

    Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, так как связано с буквами и зрительным их восприятием. Буквы используются в качестве общепризнанных знаков (шифра, кода),посредством которых в одних случаях (при письме) записываются(кодируются) печатным или рукописным способом устные формы речи, а в других случаях (при чтении) эти формы восстанавливаются, воспро­изводятся, декодируются. 

    Если в устных формах речи своеобразным первичным элементом выступает звук — фонема, то для письменных форм таким первичным элементом оказывается кодовый знак — буква.

    Чтение — один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение предоставляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эсте­тического и речевого развития ребенка. Из этого следует необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

    Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком — техника чтения плюс понимание прочитанного.

    В процессе чтения сначала надо произвести с подобными общеустановленными знаками определенные операции (увидеть, зрительно опознать букву, установить, какой звук она обозначает, и т.д.), а затем воспроизвести звуковую форму слова и уловить заключенное в ней содержание. Читать можно, только специально этому научившись.

    Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный, 2) речедвигательный, 3) речеслуховой, 4) смысловой.

    В чтении выразительном, как и в речевой импровизации, должны присутствовать 3 обязательных момента:

    1. Чувство, воля чтеца и мысль, которую он стремится донести, должны выступать в единстве. Это говорит о том, что, озвучивая вложенную в текст эмоцию и выпуская ее в виде интонации, чтец одновременно преподносит слушателю и свое личное отношение к произносимому.

    2. Читая текст, человек преследует ту же цель, что и разговаривая с кем-либо – ему важно, чтобы слушатель воспринял информацию в том же контексте, в каком он сам осмыслил ее.

    3. Выразительное чтение обладает всеми преимуществами невербальной передачи внутреннего смысла. Даже хорошо сделанная аудиозапись передает весь спектр активной, живой речи чтеца, включая жестикуляцию в «нужных» местах и голосовые модуляции. Что же касается артистической игры на зрителя, то здесь в ход идут все средства художественного чтения.

    Понятие « выразительное чтение» имеет несколько значений:

    • чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь Д.М. Ушакова);

    • искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);

    • самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове (Б. Найденов)

    Все эти определения объединяют три момента: выразительное чтение - это искусство, это искусство в действии, материалом для этого вида искусства является литература.

    Таким образом, выразительное чтение - это вид искусства, суть которого заключается в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове.

    Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора.

    Искусство художественного (выразительного) чтения, так же, как и театральное, - искусство исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Однако в каждом из названных искусств воплощение осуществляется разными выразительными средствами. В театре пьеса исполняется коллективом участников, в искусстве же художественного чтения исполнителем произведения является один человек. В театре каждый актер играет одну роль, воплощает один образ, а чтец, исполняя произведение, воплощает всю систему образов.

    Однако в этом комплекте преимуществ заключены все необходимые чтецу выразительные средства искусства художественного чтения. Всего их пять:

    1. Интонация («речевые краски») – включает в себя все разнообразие возможностей голоса актера, передающих чувства и личную оценку чтеца относительно конкретных эпизодов произведения. Интонация должна нести высокую тембральную насыщенность, вариативность, обладать пластикой и естественностью.

    2. Паузы логические – отделяют группы слов или фраз по принципу их логической законченности.

    3. Паузы психологические – призваны усилить эмоциональную нагрузку данного фрагмента действия, придать эпизоду психологическую глубину, спонтанность, насытить сцену чувственным отражением переживаний героев.

    4. Темп – определяет скорость речевого потока, регулирующую все необходимые приемы интонаций, длительность пауз, возрастающую или понижающуюся динамику передачи повествования.

    5. Ритм – организует манеру и передачу произведения в целом, гармонизируя активные и пассивные перепады речевой подачи с тем, чтобы удерживать постоянный интерес зрителя.

    Среди необходимых приемов, используемых профессиональным чтецом, пластическое сопровождение речевой передачи относится к разряду самых сложных. По словам писателя В. Аксенова, пластика как один из ярчайших примеров средств художественного чтения является неотъемлемой частью художественного вещания, дополнительно выражающая отношение чтеца к сюжетным поворотам, поведению и образам героев (мимика, жестикуляция и т. д.).

    8. Этапы формирования навыка чтения. Характеристика видов чтения.

    В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения:

    1. Аналитический - характеризуется тем, что все три компонента (восприятие слов, понимание содержания, оценка прочитанного) процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребёнка отдельных усилий. Аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте, на данном этапе характерно чтение по слогам.

    2. Синтетический – предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, то есть восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами.

    3. Автоматизации - описывается как этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма. Интеллектуальные усилия ребенка направлены на осознание содержания читаемого. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя.

    Т.Г.Егоров выделяет следующие четыре ступени (этапы) формирования навыка чтения:

    1. Ступень овладение звуко-буквенными обозначениями. Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

    2. Ступень слогового чтения. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги осуществляется без затруднений. Слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами. Темп чтения на данной ступени довольно медленный. Это можно объяснить тем, что способ чтения ещё является аналитическим, отсутствует целостное восприятие.

    3. Ступень становления целостных приёмов восприятия. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приёмам чтения. На этой ступени простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам. Темп чтения на этой ступени возрастает.

    4. Ступень синтетического чтения. Характеризуется целостными приёмами чтения: словами, группами слов. Главная задача – осмысливание читаемого. Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребёнку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

    В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

    Изучающее - направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

    Ознакомительное - представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова.

    Просмотровое - чтение является получение общей информации о содержании текста. При просмотровом чтении читатель собирает информацию о теме и круге вопросов, полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст.

    Поисковое - чтение направлено на извлечение конкретной информации.

    Поисковым чтением пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.

    9. Виды чтения в начальной школе. Комментированное чтение.

    ВИДЫ ЧТЕНИЯ могут быть самыми разнообразными:

    1. ЧТЕНИЕ ПО ЭСТАФЕТЕ(Дети сами называют следующего читающего).

    2. СОПРЯЖЕННОЕ ЧТЕНИЕ (Учитель начинает читать текст вместе с учениками, затем на время его голос «выключается», а дети продолжают читать хором.) Это чтение должно быть слаженным, чтобы учитель мог снова подключиться к чтению.

    3. ЧТЕНИЕ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ (Один ученик начинает читать, затем называет следующего, кто будет продолжать).

    4. КОМБИНИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ (В тексте выделяются предложения для чтения хором).

    5. ПОКАЗАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (чтение на «пятерку»).

    6. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

    7. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ с учителем (индивидуальная работа).

    8. Чтение вполголоса.

    9. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

    10. Чтение, ответы на вопросы.

    11. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

    12. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.

    13. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

    14. Чтение « выше нормы» (домашний текст) и т. д.

    Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений и т. д.

    Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш ―диалог с автором‖, обеспечить ―погружение‖ в текст.

    На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора. Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

    1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

    2. Если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с учительской (субъективной!) точкой зрения.

    3. Комментарий должен быть кратким и динамичным.

    4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

    5. Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что педагог можете в любой момент прервать чтение ребенка.

    6. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего желательно использовать следующие способы: а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»; б) включение воображения детей («Представьте себе...», «Увидели? Представили?»и др.)…

    7. И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.

    Комментированное чтение, как правило, должно занимать главное место на первых этапах работы над художественным произведением, преследуя цель общего ознакомления учащихся с анализируемым произведением, «введения» их в творческую лабораторию писателя, «накопления» материала для последующих выводов. К этому виду работы учитель обращается и при анализе образов-персонажей, и при разборе сюжета и композиции произведения, и при изучении выразительных средств языка. При этом, разумеется, комментированное чтение должно сочетаться с другими приемами анализа художественного произведения (беседа, лекция, пересказы отдельных эпизодов, заучивание наизусть, подбор цитат, различные письменные работы, чтение и конспектирование критических статей и пр.).

    10. Трудности восприятия художественного текста детей с нарушениями речи. Выразительное чтение.

    Устная речь первоклассников с общим недоразвитием речи характеризуется общей невнятностью, нечёткостью и, как правило, фонематическим недоразвитием, а письмо — дисграфическими ошибками. У младших школьников с ОНР наблюдается скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Отмечается нарушение смыслового восприятия сказанного, прочитанного. В то время как школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия, в частности, умения адекватно словесно интерпретировать изображения. У детей с общим недоразвитием речи наблюдается неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, а если и учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок.

    Нарушение понимания проявляется в двух видах:

    1. Отсутствие понимания, проявляющееся в отказе от ответов, в неправильном объяснении мотивов поступков героев;

    2. Поверхностное понимание, восприятие только некоторых причинно-следственных отношений, а не внутренней логики событий определяющей сюжет. Неправильная оценка поступков героев. Снижение объема памяти, объема зрительного восприятия, трудности образования и нестойкость межанализаторных связей, нарушения вербально-логического мышления, являются результатом вторичных отклонений.

    Т. А. Алтухова выделяет следующие особенности читательской деятельности у детей с нарушениями речи: «Недостаточно автоматизированная связь между зрительным образом (буквой) и его звуковой реализацией, что приводит при чтении к специфическим заменам нефонематического характера».

    Р. Е. Левина подчеркивает, «что чтение становится возможным лишь тогда, когда ребенок умеет различать отдельные звуки речи. Только при этом условии буквенные обозначения наполняются для ребенка соответствующим звуковым содержанием. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен с надлежащей четкостью, буква остается пустым графическим начертанием, не связанным с фонемой»

    Ребенок с ОНР в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к серьезной и осмысленной читательской деятельности. Хотя в это время неосознанное восприятие художественного текста у младших школьников заменяется художественно-аналитическим. В семь лет ребенок с развитием в норме начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Учащиеся с ОНР испытывают некоторые затруднения. Необходимо пробудить у них интерес к чтению, научить вчитываться в художественный текст, сформировать читательские умения. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение. Позднее к ним присоединяются трудности использования вопросительных и восклицательных интонаций, а в некоторых случаях, при отсутствии пауз на точки — интонации конца повествовательного предложения. Неправильное логическое ударение или его отсутствие. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. Типичны повторы букв не объяснимые ни оптическим, ни фонетическим сходством. По мнению Ефименковой Л. Н., «у большинства учеников начальных классов с общим недоразвитием речи III уровня, вплоть до 4 класса не формируется отношения к тексту, как к единому смысловому целому»

    Понимание младшими школьниками читаемого текста должно сочетаться с переживанием литературного произведения. Эмоциональное понимание художественного текста — это основа нравственного прозрения, духовного обогащения и самовоспитания личности.

    При недостаточном запасе знаний, представлений и впечатлений между значением слов и обозначаемой в тексте действительностью возникает непонимание прочитанного. Поэтому можно говорить о том, что восприятие художественного текста учащимися — это творческий акт, сложный процесс художественного воссоздания действительности.

    Художественное слово побуждает младших школьников к сотворчеству с писателем. Под воздействием слова в сознании читающего происходит оживление имеющихся у него знаний, представлений и впечатлений, а также накопление новых, и он творчески воссоздает образы реального мира. Каждый урок литературного чтения — это всегда знакомство с новым художественным произведением.

    Развитие речи школьников в процессе изучения литературы тесно связано с их литературным развитием, с расширением и обогащением их художественного восприятия, с формированием способности мыслить словесно-художественными образами, с развитием воссоздающего воображения, широкой сферы чувств, наблюдательности, логической и эмоциональной памяти, творческих (литературных) способностей. Художественное восприятие осуществляется на основе понимания языка литературного произведения. Чем точнее понято поэтическое слово, чем больше ассоциаций оно вызывает в сознании читателя, тем шире и глубже протекает само художественное восприятие, тем сильнее идейное и эстетическое воздействие читаемого произведения на юного читателя. Слово, с помощью которого построен художественный образ, несет с собой уже известное обобщение, результаты абстрагирующей работы мысли, закрепленные в языке множества человеческих поколений. Но художественный образ конкретен, и поэтому в поэтическом слове особенно ярко проступает его предметная отнесенность, его предметное значение. Эта сторона слова «оживает» в сознании читающего только тогда, когда оно вводит в действие накопления конкретного жизненного опыта, «следы» бывших восприятий, хранящихся в памяти читателя.

    На всякий случай, откуда была взята информация:

    Челтыгмашева, С. П. Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня / С. П. Челтыгмашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 745-748. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34122/ (дата обращения: 14.11.2022).

    Понимание текста зависит от многих факторов: способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранять в памяти текстовую информацию, умение сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл и многое другое. В связи с этим литературное образование школьников коррекционных школ требует учёта психологических особенностей восприятия ими художественного произведения.

    При чтении литературных произведений большую роль играет развитое воссоздающее воображение. Литературное воссоздающее воображение определяется как «процесс воссоздания образов литературно-художественных произведений». Этот процесс играет основную роль в восприятии литературного произведения, так как писатель выражает свои идеи через систему образов, выявляет в них эстетическую сторону действительности и передаёт своё отношение к ней.
    1   2   3


    написать администратору сайта